Классный час "20 лет Конституции РФ"
классный час (4 класс) по теме

Тарасова Ольга Алексеевна

Материал содержит разработку классного часа с презентацией, на котором дети знакомятся с основными статьяим Конституции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstitutsiya.rar410.6 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час, посвященный 20-летию Конституции РФ.

Цель.

  • Расширение знаний и представлений об основном законе государства.

Задачи:

  • знакомить с устройством Конституции, со статьями, посвященными правам, свободам и обязанностям граждан РФ;
  • развивать познавательные способности;
  • формировать гражданскую позицию, национально-нравственные устои учащихся;
  • воспитывать уважение к символам государства.

Наглядные пособия: Конституция РФ.

Материалы: толковые словари,  печатный раздаточный материал для работы в группах.

Оборудование: аудиооборудование, компьютер, проектор, экран.

Ход классного часа

Здравствуйте,  ребята! Мы начинаем классный час под звуки гимна РФ. Прошу всех встать! Звучит гимн. Прошу всех сесть.

Не случайно классный час начинаем с государственного гимна РФ. Он очень тесно связан с темой сегодняшнего разговора. Попробуем определить, о чем пойдет речь на сегодняшнем классном часе. (Дети высказывают свои предположения).

Слайд 1.

- Итак, мы сегодня будем говорить о Конституции РФ. Может быть, кто-то вспомнит день рождения Конституции?

Слайд 2.

- Внимательно посмотрите на дату рождения Конституции и подумайте, почему именно в этом году по всей стране сегодня школьники говорят о Конституции?

Слайд 3.

- В 2013 году Конституции исполняется 20 лет.

- Мы сегодня уже несколько раз произнесли слово «конституция», пришедшее к нам из латинского языка.  А что же такое Конституция? Кто вспомнит? (Дети высказывают свои предположения).

Слайд 4.

- Поработайте в группах и найдите определение слова «Конституция», определите автора и зачитайте.

(Работа в группах со словарями. Группы зачитывают определения слова различных авторов:

  1. Основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, избирательную систему, принципы организации и деятельности государственных органов, основные права и обязанности граждан. ( по Кузнецову)
  2. Основной закон государства.  (по Ожегову)

- Чье определение вам больше понравилось? Почему?

Слайд 4 (продолжение)

- Да, действительно для вас это еще сложновато. Но посмотрите еще раз на определение и попробуйте взять из него те слова, которыми вы легко сможете ответить на вопрос: «Что такое Конституция?» (основной закон государства) Что значит «основной»? (главный, который все обязаны соблюдать) В государстве издается много законов, а Конституция – самый главный.

Это основной закон нашей страны, и знать его должны все люди и маленькие, и большие.

Поэтому мы сегодня попробуем поработать с Конституцией. (Группы получают книги с Конституцией)

- Скажите, сколько в К. разделов? (2)

- Сколько глав? (9)

- Прочитайте названия глав.

- Сколько в К. статей? (137)

- А теперь при помощи Конституции попробуем ответить на некоторые вопросы.

Слайд 5. 

Как называется наша страна? Проверьте свои знания. (Статья 1.)

Слайд 6. 

Кто является президентом Российской Федерации? Сможем ли мы найти ответ на этот вопрос в Конституции?

Слайд 7. 

На какой срок избирается Президент РФ? Проверьте свои знания. (статья 81)

Слайд 8. 

Что является высшей ценностью государства? Проверьте себя. (статья 2)

- Давайте поработаем со 2 главой Конституции. Прочитайте, как она называется? (Права и свободы человека и гражданина)

- Какие права вы сможете назвать? (Работа в группах.)

-Давайте обобщим.

Слайды 9, 10. (Дети пытаются объяснить, как они понимают те или иные права и свободы.)

- А теперь давайте попробуем применить Конституцию к сказкам.

I. Я буду задавать вопросы, а вы должны продумать, какое право нарушено.

1.    В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? (нарушила Лиса в сказке «Заячья избушка») 

2.    В какой сказке было нарушено право на неприкосновенность личности       «хлебобулочного» героя?   («Колобок».)

 3.   В какой сказке и кто нарушил право на свободу и держал кукол в рабстве? («Золотой ключик, или Приключения  Буратино».  Карабас-Барабас).   

4.   Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга.)

5.    Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная королева)

6.    Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (дед из сказки «Репка»)

II.  Каждая группа получает по 3 сказочных героя и в течение нескольких минут обсуждает, какие права нарушал их герой по отношению к другим героям или какими правами воспользовался. А потом расскажут нам. (можно записать на листках и зачитать).

Слайд  9.


  1. Баба Яга (нарушила право на свободу, воспользовалась правом передвижения).
  2. Лиса («Колобок») (нарушила право на личную неприкосновенность)
  3. Медведь («Теремок») - (нарушил право на неприкосновенность жилища).
  4. Волк («Три поросенка») - (нарушил право на неприкосновенность жилища).
  5. Колобок (воспользовался правом свободы передвижения).
  6. Карлсон (воспользовался правом свободы передвижения).
  7. Знайка (воспользовался правом на образование).
  8. Герои Простоквашино (воспользовались правом на отдых).
  9. Незнайка (воспользовался правом на медицинскую помощь).
  10. Звери из сказки «Айболит» (воспользовались правом на медицинскую помощь).
  11. Чебурашка и Гена (воспользовались правом на труд).
  12. Наф-Наф (воспользовался правом на труд).

III. - Следующая игра, ребята, называется «Определи, кто из героев сказки лишён следующих прав» /выбери одного героя из трёх, остальных зачеркни/. 

 Право на жизнь

А) Золушка

Б) Колобок

В) Кот в сапогах

 Право на неприкосновенность жилища

А) Сестрица Алёнушка

Б) Три поросёнка

В) Колобок

 Право на свободный труд

А) Золушка

Б) Красная Шапочка

В) Балда

Право на владение личным имуществом

А) Красная Шапочка

Б) Буратино

В) Баба Яга

(Группы по очереди обосновывают свой выбор, происходит проверка и выясняется, кто лучше справился с заданием.)

- О правах и свободах мы поговорили. Но кроме прав у каждого человека есть и обязанности. (Работа в группах с К., статьи 57, 58, 59)

-Какая группа хочет выступить?

Давайте вспомним наши обязанности, которые прописаны в Конституции.

Слайд 11.

Отношение человека к Родине русские люди выразили  в пословицах. У вас на столах лежат пословицы, которые нужно восстановить.

Всякому мила…( своя сторона).

Родина-мать, …( умей за нее постоять).
Для Родины своей…( жизни не жалей).
На чужой стороне и…(весна не красна).
Жить -…(Родине служить)
Родной свой край…(люби и знай, делами прославляй).


(Восстановленные пословицы дети читают и пытаются объяснить их смысл.)

- Прочитайте пословицы, которые наиболее четко отражают конституционные обязанности граждан России. (Дети зачитывают пословицы.)

Рефлексия.

- Давайте подведем итоги, какая группа была самая внимательная и лучше всех поработала с текстом Конституции. (Дети высказывают свои мнения, заслушиваются мнения родителей и учителя)

- Наш разговор сегодня подошел к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Вы многое узнали о Конституции, о правах и обязанностях граждан.
Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь.   Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете обо всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и беречь ее богатства.

- Предлагаю закончить наш классный час песней о России. (Исполняется песня «У моей России…»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час"День Конституции"

Наш классный час, посвящается дню независимости или как он назывался раньше - это день Конституции РФ....

Классный час "День Конституции РФ"

Конституция -основной закон жизни граждан нашей страны. Основные символы нашей Родины. Введение понятий "геральдика", "скипетр", "держава"....

Классный час "День конституции"

12 декабря 2013 года отмечаем 20-летие основного закона РФ...

Классный час о конституции

классный час был проведен 1 сентября 2013 года...

классный час "День Конституции"

данный материал использовался для проведения классного часа 1 сентября...

классный час" О конституция России для детей"

Цель классного часа :формировать у учащихся представление о том, что значит быть гражданином, о правах и обязанностях граждан России; формировать представление об основном законе страны – Консти...

Классный час. День Конституции. 2 класс

Дети знакомятся с понятиями «закон, право, обязанность»;  с символикой РФ: флагом, гербом, гимном...