"Природа и мы"
рабочая программа по теме

Фёдорова Ольга Аркадьевна

Программа экологического воспитания младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_priroda_i_my.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Программа экологического воспитания

«Природа и мы»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА  

      Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно- ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.

     Воспитание без цели быть не может. Целевые установки воспитывающей деятельности должны быть направлены на создание таких условий, в которых наиболее благоприятно развивалась бы личность ребёнка, формировались бы его интеллектуальные, нравственные, эстетические качества, происходило бы овладение ребёнком целостной системы знаний об окружающем мире. Они должны быть связаны с интересами и особенностями детского коллектива.

     Жизнь детей в школе должна быть яркой, разнообразной, увлекательной.

Наша школа работает по программе «Радуга». Девиз программы «Семь цветов у радуги - семь дорог у нас». Семь цветов у радуги, семь направлений в программе: «Судьба России- моя судьба», «Заботимся о младших, помогаем старшим», «Ученье- свет, а неученье- тьма», «В дружбе взрослых и детей- сила школы и семей», «Мы открываем себя и друг друга», «В здоровом теле здоровый дух», «Земля подарила миру тебя, а ты подари Земле мир».

     Программа по экологии более подробно раскрывает одно из направлений: «Земля подарила миру тебя, а ты подари Земле мир». Помоги себе, помоги своим родным, помоги своей деревне, помоги природе- основа основ всего сущего на земле. Никогда ещё так много людей не было обеспокоено состоянием окружающей среды. А ведь каждый живущий на Земле человек может внести свой посильный вклад в дело охраны природы. Причём для этого совершенно не обязательно выезжать в лес, к реке, в поле. Ведь человечество пользуется природными ресурсами постоянно и везде. Самая главная задача- стать верным другом природы.

     Программа является актуальной, так как экологическая работа в МОУ «Старокрещенская основная общеобразовательная школа» не велась на должном уровне. Анализ кружковых работ доказала, что не велась внеклассная работа по экологии, нет постоянного учителя по биологии. Учитель по биологии работает по совместительству.

    Учащиеся и взрослые должны серьёзно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как её сохранить. Настоящий гражданин любит и бережёт природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. А защита природы приобретает глобальный характер.

   Программа разработана для детей от 7 до 14 лет и рассчитана на два года. В программе участвуют младшие школьники, отряды средних и старших классов, классные руководители, познающие и улучшающие окружающий мир и природное наследие.

    В ходе реализации программы учащиеся овладевают определённым набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать проблемы экологии нашего региона и страны в целом, познакомиться с разнообразием животного и растительного мира планеты, причинами нарушений экологического равновесия.

   В практической части программы дети знакомятся с теми видами деятельности человека, которые не приносят вреда природе, а также вносят свой посильный вклад в сохранение  природы.

   В рамках данной программы дети приобщаются к здоровому образу жизни через активные виды отдыха.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

   Создание условий для социального становления и развития личности через организацию совместной познавательной, преобразовательной, природоохранной деятельности детей и взрослых, осуществление действенной заботы о себе через заботу об окружающей среде.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  1. Реализовать познавательные и другие интересы и потребности детей через изучение природы малой и большой Родины средствами экологии, туризма и краеведения.
  2. Организовать и претворить в жизнь посильных, социально значимых дел, акций по сохранению и приумножению природного наследия.
  3. Формировать нравственную, экологическую позицию личности.
  4. Развивать у детей и подростков личного экологически ориентированного опыта по взаимодействию с окружающим миром.
  5. Включить детей и подростков в экологическое движение, экологически ориентировочную деятельность.
  6. Улучшать экологическое состояние окружающей среды.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ;

  1. Обучающий этап:

  • круглый стол;
  • беседы, диспуты о природе;
  • экологические классные часы;
  • экологические игры на местности;
  • КВН;
  • чтение и разучивание стихотворений о природе;
  • знакомство с правилами поведения в лесу, на водоёме.

  1. Практически - обучающий этап:

  • экскурсии в природу;
  • изготовление кормушек, скворечников;
  • экологические праздники «День Земли», «Праздник Урожая», «День птиц»;
  • туристические походы;
  • посадка растений;
  • уход за комнатными растениями;
  • изготовление книжек- малышек.

  1. Природоохранная деятельность:

 

  • дни экологической безопасности, экологические акции;
  • изготовление плакатов, эмблем о защите природы;
  • конкурсы рисунков, фотоконкурсы о природе;
  • благоустройство территории вокруг школы, близлежащих территорий;
  • практическая деятельность на местности.

ПУТИ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Название мероприятия

Форма проведения

Ответственные

Время

проведения

1.

Вводное занятие «Я- житель планеты Земля»

круглый стол

Фёдорова О.А.

январь, 2009 г.

2.

Человек свободного общества.

беседа, диспут

кл. рук-ли

февраль,

2009 г.

3.

«Здравствуй, гостья зима!»

экскурсия в природу

учителя нач. классов

январь

(во время каникул),

2009 г.

4.

«Покормите птиц зимой»

мастерская кормушек

вожатая,

кл. рук-ли

январь-февраль,

2009 г.

5.

«Береги природу- наш дом»

конкурс рисунков

учитель ИЗО

март,

2009 г.

6.

«День Земли»,

акция «Марш парков»

праздник

вожатая

22 апреля,

2009 г.

7.

«Природа в поэзии»

конкурс

стихотворений

учителя

литературы

апрель,

2009 г.

8.

«Весенние напевы»

экскурсия в природу»

учителя нач.

классов

апрель,

2009 г.

9.

«День птиц»

праздник,

выставка рисунков,

викторина

вожатая,

кл.рук-ли

апрель,

2009 г.

10.

Мастерская скворечников

изготовление

скворечников

учитель технологии,

родители

март-

апрель,

2009 г.

11.

«Укрась кусочек планеты»

благоустройство

территории вокруг школы

вожатая,

уч-ся 1-7 кл.,

кл. рук-ли

апрель-

май,

2009 г.

12.

Экологическая акция

«Береги первоцветы»

акция

вожатая

апрель,

2009 г.

13.

«Домашняя экология»

кл.часы

кл. рук- ли

май,

2009 г.

14.

Трудовой десант «Уберём ромашковую поляну»

экскурсия в лес

вожатая,

учителя

нач. классов

май,

2009 г.

15.

Экологические связи.

Трава, насекомые, животные.

экскурсия на луг

воспитатели ДОЛ «Улыбка»

июнь,

2009 г.

16.

Сбор лекарственных трав

экскурсия

воспитатели ДОЛ «Улыбка»

июнь,

2009 г.

17.

Операция «Родничок»

очистка родников

вожатая,

воспитатели ДОЛ «Улыбка»

июнь-июль,

2009 г.

18.

«Наша красавица Ошла»

изготовление плакатов, эмблем о защите реки.

вожатая,

воспитатели ДОЛ «Улыбка»

июнь,

2009 г.

19.

Операция «Муравьи»

защита

муравейников

вожатая

июль,

2009 г.

20.

Экологические игры на местности.

игры

воспитатели ДОЛ «Улыбка»

июль,

2009 г.

21.

Народные приметы

викторина

вожатая

сентябрь,

2009 г.

22.

«Осенний калейдоскоп»

«Осенний бал»

праздник

вожатая

октябрь,

2009 г.

23.

Праздник Урожая

праздник

вожатая

октябрь,

2009 г.

24.

«На всей земле нет краше уголка, чем Старокрещенская сторона»

беседа о родном

крае.

кл. рук-ли

ноябрь,

2009 г.

25.

Игра «Что делают из дерева?»

КВН

вожатая

декабрь,

2009 г.

26.

Выставка «Птицы- наши друзья»

вывешивание кормушек,

подкармливание птиц

вожатая

декабрь,

2009 г.-

март,

2010 г.

27.

Операция «Ёлочка»

«Маленькой ёлочке хорошо в лесу»

конкурс мини-сценок, акция по сохранению зелёных ёлочек

вожатая

декабрь,

2009 г.

28.

Экологическая акция «Помоги деревьям»

подгрести снег к деревьям

вожатая

январь,

2010 г.

29.

Природа нашего края

фотоконкурс

вожатая

февраль,

2010 г.

30.

«Комнатные цветы»

выставка

вожатая,

кл.рук-ли

март,

2010 г.

31.

«Природа и музыка»

классный час

кл. рук-ли

март,

2010 г.

32.

Акция «Береги подснежники»

В\выпуск стенгазет,

листовок

вожатая,

учащиеся

март,

2010 г.

33.

Трудовой десант «Украсим школу многолетками»

посадка многолетних растений

вожатая

апрель,

2010 г.

34.

День птиц

праздник

вожатая

апрель,

2010 г.

35.

Задания на лето знатокам природы

кл. рук-ли,

вожатая

май,

2010 г.

36.

Туристический поход

поход

уч. Физ-ры,

вожатая,

кл.рук-ли

июнь,

2010 г.

37.

Выступление экологической агитбригады

концерт

воспитатели ДОЛ «Улыбка»

июнь,

2010 г.

38.

«Реклама! Реклама!»

изготовление плакатов об охране природы

воспитатели ДОЛ «Улыбка»

июнь,

2010 г.

39.

«Хоровод берёз»

чтение стихотворений о берёзе

воспитатели ДОЛ «Улыбка»

июнь,

2010 г.

40.

Отчёт знатоков природы

изготовление книжек-малышек о природе

учащиеся во время летних каникул

июль-август,

2010 г.

41.

Отчёт знатоков природы

выставка книжек- малышек, награждение лучших

сентябрь,

2010 г.

42.

Операция «Мусор»

Уборка территории вокруг школы и близлежащих территорий

вожатая,

кл.рук-ли,

учащиеся

октябрь,

2010 г.

43.

Выставка «Семена для всех»

выставка- ярмарка»

вожатая

ноябрь,

2010 г.

44.

Обобщение основных теоретических знаний и практических дел по экологии

итоговый

сбор

вожатая

декабрь,

2010 г.

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

В результате реализации программы участники должны

ЗНАТЬ:

  1. Природу родного края.
  2. Правила поведения в лесу, на водоёме.
  3. Лекарственные растения нашей местности. Сроки их сбора.
  4. Глобальные экологические проблемы.
  5. Заповедники, заказники Республики Марий Эл.

                                         УМЕТЬ:

  1. Применять правила поведения в лесу, на водоёме во время  

     экскурсий, походов.

  1. Мастерить скворечники, синичники, кормушки.
  2. Готовить гербарий из лекарственных растений.
  3. Ориентироваться в лесу.
  4. Правильно оформлять плакаты, книжки- малышки на экологическую тему.
  5. Оказывать практическую помощь нуждающимся растениям и животным.

             СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е. «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»- Москва, 2004 г.
  2. Научно- методический журнал «Классный руководитель», Москва, №3, 2006 г.
  3. Научно- методический журнал «Классный руководитель», Москва, №8, 2006 г.
  4. Научно- методический журнал «Классный руководитель», Москва, №8, 2001 г.
  5. Научно- методический журнал «Воспитание школьников», Москва, №3, 2003 г.
  6. Дмитриев Ю. «Книга природы», Москва, 1996 г.
  7. Молодов Л.П. «Беседы с детьми о нравственности и экологии», Санкт- Петербург, 1997 г.
  8. Плешаков А.Н. «Зелёные страницы», Москва, 1995 г.
  9. Сорокина А.И. «Дидактические игры», Москва, 1982 г.
  10. Детская энциклопедия «Я познаю мир», Москва, 1995 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Природа в опасности. Охрана природы».

Тип урока: изучение новой темы с элементами проектной деятельности.Цель урока: раскрыть экологическую проблему, познакомить с правилами поведения в природе.Задачи урока:1.    познакомит...

"Люби и охраняй природу" "Люби и охраняй природу"

Мероприятие по окружающему миру в 3 классе позволяет развивать познавательные способности ребят, мышление и сообразительность, формировать умения наблюдать и помогать животным и растениям, эколо...

Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»

На уроке ведётся  разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...

Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы.

Тема:  Живая и неживая природа. Богатство живой  и неживой  природы. Цель: Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы...

Тема урока. Осень в природе. Изменения в неживой природе. Особенности осенних месяцев. 3 класс. Программа «Гармония». Первый урок по теме.

Цели.1. Дать сравнительную характеристику летних и осенних месяцев.2. Познакомить с осенними изменениями в неживой природе.3. Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать и выделять сущест...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Проверка знаний учащихся по теме «Люблю природу русскую. Зима». (девятый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                                                                     -1-                КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                          ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Проверка знаний учащихся по те...