экологический тренинг
классный час на тему

материал может быть использован в внеурочной работе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskiy_trening.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ

 «Я  И  ЭКОЛОГИЯ»

ЭКОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

Эколого-психологический тренинг — это комплексная форма экологического образования, основанная на методологии социально-психологического тренинга, которая направлена на коррекцию экологического сознания личности.

Эколого-психологический тренинг направлен на решение следующих задач:

  • коррекция, формирование и развитие экологических установок личности, в первую очередь, преодоление антропоцентрического прагматического отношения к природным объектам;
  • коррекция целей взаимодействия личности с природными объектами;  
  • обучение умениям и навыкам такого взаимодействия;
  • развитие персептивных возможностей субъекта при его контактах с природными объектами;
  • расширение индивидуального экологического пространства.

Тренинг проводится во время семейного клуба, посвященного экологическому состоянию нашего района. Он является достаточно универсальным в отношении социально-возрастного состава группы.

Упражнение «Экологическая этика»

Основные цели:

  • формирование экологичности мировоззрения,
  • расширение стратегий взаимодействия с объектами природы,
  • усвоение технологии взаимодействия,
  • усиление всех компонентов личностного отношения к природе.

Ориентировочное время — 1 час.

Материалы и подготовка. 

  • Бумага,
  • ручка,
  • компетентность ведущего в области содержания животных и растений.

    Ход проведения.

     Консультируясь с ведущим, участники тренинга выбирают растения или животных, которые они теперь или в будущем собираются завести у себя дома с учетом своих условий, возможностей и симпатий. Так же с помощью ведущего составляется список всего, что им следует подготовить прежде, чем животное или растение появится в их доме.

Затем дети составляют свой этический кодекс содержания дома объектов живой природы, в котором отражают свои обязанности, обязательства, гарантии, ожидания и т.п. по отношению к избранному живому существу.

Примечание. Особенно эффективно это упражнение в условиях семейного тренинга. В этом случае кодекс оформляется в виде своего рода «брачного контракта». Он подписывается, с одной стороны, всеми членами семьи, а с другой — одним из них от имени данного животного или растения. Этот член семьи должен стараться «отстаивать» интересы животного или растения, а в дальнейшем выступать в роли его «адвоката», следящего за строгим соблюдением подписанного договора. (Лучше всего, если этим «адвокатом» будет ребенок.) В принципе, в постоянно действующей группе эколого-психологического тренинга может быть создан совет «адвокатов», которые регулярно собираются для обсуждения и выработки возможных решений проблем, возникающих с отстаиванием прав животных и растений в их семьях.

Тест «Экология и я»

1. Вы находитесь в ванной и чистите свои зубы. Сколько литров воды утекает за это время понапрасну?

    А - один литр;

Б — два литра;

В — пять литров.

2. Ваша семья закончила читать газеты. Ваши действия:

А — выбрасываете при первой необходимости;

   Б - запихиваете в груду бумаг на балконе с целью насобирать побольше, сдать    макулатуру и получить благодарность от местного отделения «Green Peace».

В — это вообще не мое дело.

3. Автомобиль ваших родителей грязен до невозможности. Вы:

А — едете вместе с родителями на станцию техобслуживания, где вашего железного коня и помоют;  

Б — поручаете дело местным мальчишкам;

В —ставите его посреди ближайшего газона и самолично заботитесь о его чистоте, используя все новейшие достижения химической промышленности.

4. В полдень вы обещали быть у друзей. Вы:

     А — слезно умоляете папочку подбросить вас на машине;

 Б — надеваете ролики — и вперед;

     В — решаете вообще никуда не идти. Все равно опоздаете.

5. Ваша любимая рубашка требует стирки. Вы:

А — стираете ее быстренько вручную;

Б — перепоручаете стирку старшей сестре — пусть делом займется;

В — засовываете рубашку в стиральную машину.

6. Чаще всего вы покупаете напитки в:

А — стеклянной посуде;

Б — пластиковой посуде;

В — бумажной посуде.

7. Представьте, вы сидите холодным вечером в машине. Чтобы не превратиться окончательно в ледышку, вы:

   А — надеваете свитер, предусмотрительно захваченный  из дома;

Б — тщательно закрываете все окна;

В — просите родителей включить печку.

8. Вам необходимо сделать кое-какие наброски для завтрашнего доклада. Для этого вы   используете:

А — отличную новую, еще хрустящую бумагу;

Б — блокнот для записей;

В — старые черновики, ведь с обратной стороны на них ничего не написано.

9. Вы с друзьями были на пикнике в ближайшем лесу. После вас:

     А — осталось несколько холмиков земли, под которыми находятся честно зарытые вами банки, склянки,  кожура и прочие остатки веселья.

  Б — ничего не найти. Весь мусор вы увезли с собой, чтобы выбросить на помойку;

      В —хоть потоп! Вы не дворник! А с яркими баночками на ветках деревьев в этом унылом лесу даже симпатичней. А то все зеленый, да зеленый.

10. На уроках природоведения в школе вы:

  А — обычно спали;

 Б — рисовали на обложке тетради Черное море;

     В — всерьез задумались об окружающей вас природе.

Ключ к тесту

Начислите очки в соответствии с нижеследующей таблицей

3 очка: 1А, 2Б, ЗА, 4В, 5А, 6А, 7В, 8В, 9В, 10В.

2 очка: 1В, 2А, 3В,4В, 5В, 6В, 7А, 8В, 9А, 10В.

1 очко: 1В, 2В, 3В, 4А, 5В, 6Б, 7В, 8А, 9В, 10А.

Просуммируйте набранные очки. Если вы набрали:

30—26 баллов — вы истинное сокровище. Вы весь год независимо от погоды и настроения заботитесь об окружающей среде.

25—18 баллов — вы наверняка любите программу «В мире животных». Вам даже нравится окапывать деревья, подстригать кусты, сажать цветы. Но только у себя на огороде. Природа дальше забора вас не интересует.

17—10 баллов — вы, к сожалению, сродни тем самым людям, которые сбрасывают в реки мазут и вырубают леса. Но никогда не поздно исправиться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Экологическое образование как ресурс развития личности, формирования нового мировоззрения и приоритетное направление национальной экологической политики"

Экологическое образование как ресурс развития личности, формирования нового мировоззрения и приоритетное направление национальной экологической политики           ...

Экологическая тропа-интерактивно-методическая форма экологической педагогики.

В условиях дефицита социально-ориентированных наглядных пособий и экскурсионных маршрутов по экологическому образованию идет  разработка новых интерактивных художественно-психологических методиче...

«Экологическое ассорти» СБОРНИК методических разработок внеклассных экологических мероприятий для учащихся 1-4 классов

Данные методические рекомендации направлены на оказание помощи педа­гогам дополнительного образования, педагогам-организа­торам, учителям экологии, биологии, воспитателям детс­кого сада, занимающихся ...

«РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ».

В статье представлены тезисы педагогического проекта "РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ»....

Экологическая игра - путешествие на экологическом поезде для 4 класса

Игра – путешествие на экологическом поезде для 4  классаКарачурина Елена Марсовна – учитель МБОУ «Кунашакская СОШ»Цель игры – познакомить с экологической ситуацией н...

Онлайн-тренинг на тему: «Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся»

психотерапевтическая и коррекционная работа со взрослыми и детьми, как со здоровыми, так и с нарушениями развития (ЗРР, ЗПР, ЗПРР, СДВГ, РДА, РАС, УО, ДЦП, синдром Дауна, онкология и пр.)...