Авторская программа "Твори добро", утверждённое в ИРО РБ
рабочая программа (1 класс) по теме

Косарева Анфиса Ахатовна

программа по духовно-нравственному воспитанию (1-4 классы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc426.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

        Мы живём в век быстрого развития коммуникации и всё большей мобильности. В окружающем мире мы видим огрубелость чувств, безразличие к людям, недоверие, бессердечность и жестокость. Все проблемы общества наиболее ярко высвечиваются в школе. Что ни день, общественное мнение потрясает информация об очередном злодеянии, совершённом несовершеннолетними. Дети с утра до вечера впитывают в себя сюжеты, переполненные насилием и жестокостью, которые поступают через средства массовой информации, компьютерные игры, произведения современной популярной музыки. Потрясает количество детей, которые, совершив гнусный поступок не испытывают ни сожаления, ни угрызений совести. Такие поступки делают детей бесчеловечными. Возрастает количество детей, пробующих сигареты, наркотики, алкоголь. Поэтому в школе необходимо проводить регулярную работу по духовно-нравственному воспитанию учащихся, в форме бесед, а также в игровой форме объяснять нормы и правила поведения в обществе, устраивать игры и соревнования, направленные на повышение уровня нравственной культуры. Как писал К.Д.Ушинский: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».  

      Потенциал младшего школьного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в  детстве наверстать  чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет  окружающий его мир в детстве,  в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.

      Воспитание нравственности невозможно также без формирования чувств: удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, поселка, работниками образовательной школы и детской школы искусств, библиотеки, музея, при знакомстве с местными достопримечательностями. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному городу, краю, стране, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, людях-первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природы. Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного “созревания”. Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом, краем, страной.

     Обращение к проблеме духовно-нравственного воспитания продиктовано, прежде всего, запросами нынешних реалий. Младший школьный возраст-это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.

Данная программа направлена  на формирование у обучающихся и воспитанников представления о человеке, как о главной ценности общества, позволяет сформировать элементарные представления об обществе в целом и их малой родине (родной город, улица, школа) в частности. Детям даются начальные сведения о Конституции Российской Федерации и Республики Башкортостан, о правах и обязанностях человека и ребёнка. Привитие навыков толерантного общения (отношения с одноклассниками, взрослыми, культура общения и др.), является основой гражданско-правового, физического, трудового и эстетического образования  обучающихся и воспитанников.

Актуальность воспитательной программы

     В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Изменения, произошедшие в стране, обусловили переосмысление сущности духовно – нравственного воспитания, его места и роли в общественной жизни.

     В Концепции  модернизации российского образования на период до 2010г., утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.01 №1756-р, определены приоритетные направления образования, среди которых  важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставится задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определённой суммы знаний, но и на развитие духовно- нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма.

        Чрезвычайно важным в связи с этим является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать уже в младшем школьном возрасте. В этот период происходит формирование культурно - ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной перестройки, осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны, поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в духовно-нравственном воспитании.

          Новизна воспитательной программы

 В рамках программы автором создаётся игровое пространство.

Логотип игры - «Цветок добра». Он присутствует в оформлении уголка, в поощрительных призах,  а также в грамотах, «турпутёвках» и благодарственных письмах. Логотип игры «Цветок добра» представляет собой круг. Круг выбран не случайно – он символизирует единое пространство детской игры. На круге изображён и подписан «Цветок добра». Цветок состоит из семи лепестков,  каждый  цвет обозначает определённый этап игры.  Листья изображены в виде флагов России и Башкортостана, что символизирует единство и связь Республики Башкортостан и России. Корни показывают, что в рамках программы детьми изучается история своей семьи, свои «корни». «Цветок»  улыбается, тем самым символизирует воспитание доброжелательного отношения детей, педагога и родителей друг к другу.

1 класс

 1 этап игры   (лепесток красного цвета) «Дом, в котором я живу»

Цель: Патриотическое и гражданско-правовое воспитание учащихся: любовь к семье, школе, Родине.

2 класс

2 этап игры   (лепесток оранжевого цвета) «Прекрасное рядом»

 Цель: нравственно-этическое воспитание учащихся: правила поведения, речевой этикет, культура общения; развивать творческие способности и художественный вкус учащихся, воспитывать доброту и чуткость средствами художественно - эстетических видов деятельности.

3 этап игры: (лепесток жёлтого цвета) «Азбука безопасности»

Цель:    привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни: безопасное поведение в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

3 класс

4  этап игры: (лепесток зелёного цвета)  «Зелёный дом»

Цель: экологическое воспитание: любовь к природе, правильное общение с ней, желание её изучать, бережное отношение к ней.

5 этап игры: (лепесток голубого цвета) «Здоровому  - всё здорово!»

Цель: формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, интереса к занятиям физкультуры и спорта.

4 класс

6 этап игры: (лепесток синего цвета) «Добрые дела»

Цель: Трудовое воспитание: беседы о профессиях, о  трудолюбие, трудовые десанты.

7  этап игры:  (лепесток фиолетового цвета) «Знание - сила»

Цель: интеллектуальное развитие учащихся: интерес к чтению, логические задания, путешествие в научном городке, участие в олимпиадах.

Процедура и критерии оценки эффективности программы.

В 1классе  за каждое участие в мероприятии ученики получают жетон – звёздочку, символ добра и света и прикрепляют его на дорожку экрана творческой активности команды (3 команды).

Во 2 классе  каждая команда наполняет сосуд  капельками «живой» воды. Подводится итог, сосуд,  чьей команды наполнен больше, та команда и побеждает

В 3 классе  каждая группа получает задание вырастить свой «Цветок добра» из лепестков. В конце года подводится результат, чья команда вырастила больше цветов.

В 4 классе  происходит стимулирование каждого ученика в отдельности. В начале года каждому ученику выдаётся «туристическая путёвка достижений», в котором ставятся отличительные значки (смайлики) за участие в разных мероприятиях.

Оформление классного уголка  «Твори добро»

1.Солнышко и его лучи, «освещающие» путешествие детей по разным направлениям воспитательной работы.

2. Логотип «Цветок добра» присутствует в оформлении уголка.

3. Фотографии 3-ёх групп детей, помещённых в  своих домиках.

4. Дорожки добра - для  оценивания групп  учащихся.

  Сконструированное таким образом игровое пространство, хорошо продуманное содержание и наглядное оформление игры помогут педагогу повысить эффективность воспитательной программы.

Цель данной программы: формирование личности, обладающей чувством собственного достоинства, знающей и уважающей права и свободу человека, с уважением относящийся к истории и настоящему своей Родины.

Реализация данной программы предполагает:

· формирование ведущих интегративных качеств личности;

·  оптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в коллективе;

· неразрывную связь с воспитательными факторами среды: родителями, школой, внешкольными учреждениями;

. формирование основ культуры здоровья, трудовой мотивации; ответственности за окружающий мир;

· практическую деятельность.

Задачи:

  •  Изучить особенности классного коллектива, выявить и сформулировать конкретные воспитательные проблемы;
  •  Сформировать доброжелательное и заботливое отношение детей друг к другу, к родителям, к школе, к родному краю, Отечеству;
  • Познакомить учащихся с историей своей семьи, школы, города, Республики, России, что будет способствовать формированию у ребёнка представления о единстве семьи и школы, школы и родного города, города и Республики, о единстве людей разных национальностей;
  • Предоставить детям возможность для участия в разных видах деятельности, способствующих выявлению природных задатков и определению области интересов;
  • Включить в программу комплекс трудовых дел для формирования трудоспособности и трудолюбия, умения взаимодействовать с другими в процессе жизнедеятельности; 
  • формировать ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;
  • воспитание ценностного отношения к  прекрасному,  формировать представления об эстетических идеалах и ценностях;
  • Включить в программу разные виды деятельности по развитию ценностного отношения к природе, окружающей среде.
  • Создать методическое пособие всех игр и воспитательных мероприятий, проведённых за 4 года.

Отличительные особенности программы.

  • Предлагаемая авторская программа осуществляется в форме игры-путешествия, которая является наиболее подходящей возрасту учащихся начальных классов, способом реализации развивающей деятельности в школе.
  • Автором сформулированы этапы, принципы, содержание программы в форме игры-путешествия.
  • Игра носит долговременный характер (4года), при этом содержание игры, её социальное и нравственное выполнение усложняются с каждым годом.
  • В программе продумана авторская внешняя атрибутика:

1. Логотип «Цветок добра»

2. Ежегодно меняющееся авторское оформление классного уголка.

Методика основана на тесной связи духовно-нравственного воспитания с жизнью учащихся.

Теоретическая часть проводится с использованием следующих методов: беседа, игра, психологический тренинг, чтение и обсуждение художественной литературы, демонстрация, лекция, проекты.

Практическая часть: рисование, экскурсии, культпоходы в театры, инсценировки, встречи с интересными людьми, трудовые десанты.

Контингент - учащиеся 1-4 классов начальной школы

 

Форма и режим занятий. Программа рассчитана  на 4 года реализации в 1-4 классах. Занятия проводятся в кружковой форме из расчёта 2 часа в неделю, продолжительность занятия  30-35 минут. В 1 классе 66 часов в год, во 2-4 классах  68 часов в год.

Ожидаемые результаты:

1. Школьник осознаёт себя частью общества, избирательно относится к людям, событиям, явлениям окружающего мира, отличает справедливость и несправедливость, правильное и неправильное, хорошее и плохое, принимает правила своего коллектива, следует им и осознаёт важность и необходимость их выполнения.

2.     Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.

3.     Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

4.     Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.

5.     Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды.

6.     Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. Воспитание экологической культуры

  1. Учебно-тематический план

1 класс (66часов)

№ темы по п/п

Тема

№ занятия

п/п

Названия занятий

Теоретические занятия

Практические занятия

1четверть (18часов)

1

Моя семья

1

Вводное занятие. В.Катаев «Цветик-семицветик»

1

2

Я и моя семья

1

3

Что значит быть хорошим сыном или дочерью?

1

4

Организация фотовыставки «Наши папы и мамы»

1

5

Сюжетно-ролевая игра «Расскажи о себе»

1

6

Смотр-конкурс «Фото из семейного альбома»

1

7

Операция «Забота», посвящена Дню пожилых людей

1

8

А. Л. Барто «Две бабушки». Беседа по прочитанному

1

9

«Бабушка с дедушкой рядышком»  (фотовыставка)

1

10

Уважай старших! В.Осеева «Печенье».

1

11

«Бабушкин сундучок» сказки моей бабушки

1

12

Я принимаю гостей

1

13

«Мамины руки не знают скуки» (выставка поделок)

1

14

«Папа может всё что угодно» (Выставка поделок)

1

15

Семейные традиции. Поздравляем и желаем…

1

16

Конкурсная программа «Моя семья»

1

17

Чтение худ. лит-ры Г.Х.Андерсен «Снежная Королева»

1

18

Итоговое занятие по теме «моя семья. Тестирование учащихся

1

2четверть (14часов)

2

Мой микрорайон. Моя школа

19

Мой двор.

1

20

Дом,  в котором я живу

1

21

Моя школа

1

22

Права и обязанности учащихся

1

23

Знания - сила (викторина)

1

24

Мой класс. Конкурс рисунков «Мой одноклассник»

1

25

Из чего же сделаны наши девчонки?

1

26

Из чего же сделаны наши мальчишки?

1

27

Книга - лучший друг. Экскурсия в библиотеку клуба «Ровесник»

1

28

Путешествие по королевству любимых предметов (час-игра)

1

29

Экскурсия на почту

1

30

Беседа по картине «Опять двойка»

1

31

«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт» учимся договариваться, отстаивать своё мнение

1

32

Открытие ёлки в микрорайоне

1

3четверть (18часов)

3

Мой родной город

33

Местоположение города. История его возникновения. Герб города

1

34

Природа, окружающая город

1

35

Люди, населяющие город

1

36

Промышленность города

1

37

Улицы моего города

1

38

Транспорт города.

1

39

Правила поведения в транспорте

1

40

Наше наследие (культурное наследие местных художников, музыкантов)

1

41

Произведения местных поэтов

1

42

Защитники родной земли

1

43

Исторические памятники

1

44

Экскурсия к памятнику «Неизвестного солдата»

1

45

Почётные люди города

1

46

Архитектура города

1

47

Музей. История его создания.

1

48

Экскурсия в музей

1

49

Дворец культуры. Посещение представления.

1

50

Конкурс рисунков «Мой любимый город»

1

4четверть (16часов)

4

Уголок России - отчий дом

51

Кто мы? Откуда мы?  (понятие о народе, народной культуре)

1

52

Города Башкортостана. Уфа - столица Башкортостана.

1

53

Символы Башкортостана: флаг, герб, гимн.

1

54

Русь, Россия, Родина моя

1

55

Государственные символы России. Конституция РФ.

1

56

Исторические памятники (экскурсия)

1

57

Красные даты нашего календаря

1

58

Корни старые - ветки новые. Древо жизни

1

59

Природа моей Родины

1

60

Конкурс «Живи, берёзка!»

1

61

Братья наши меньшие.

1

62

Вечный огонь. Аллея героев. ( Экскурсия)

1

63

Встреча весны. Праздник

1

64

Викторина «Мой край»

1

65

Экскурсия на природу.

1

66

Итоговое занятие по теме «Люби и знай свой край!»

1

Всего:

66

37

29

Содержание программы

1 класс

«Дом, в котором я живу»

Тема №1 (18часов).

«Моя семья»

1. Основные вопросы: Формирование у  учащихся  уважительного отношения к семье, к семейным традициям, доброжелательного  отношения к старшим в семье; мудрость отношений мужчины и женщины, мужа и жены; благородство, достоинство.

2. Требования к знаниям и умениям:  знать семейные традиции, членов своей семьи по имени и отчеству; уметь анализировать прочитанные произведения по теме «Моя семья», отстаивать свою точку зрения; знать, что такое быть хорошим сыном или дочерью.

3. Самостоятельная работа:  организация выставок фотографий и поделок.

4. Практическая работа: организация и проведение семейных встреч, конкурсов, викторин. 

Тема №2(14часов)

«Моя школа.  Мой микрорайон»

1. Основные вопросы: Формирование доброжелательного и  заботливого отношения детей друг к другу,  к школе, к соседям. Беседы: Мой микрорайон. Мой дом. День рождения моей школы, Составим правила поведения в школе, Мы порядком дорожим – соблюдаем свой режим, Учись учиться,  Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна, Умеем ли мы  не обижаться? Кому нужна моя помощь?

2. Требования к знаниям и умениям:  знать права и обязанности учащихся,  умение договариваться, отстаивать своё мнение; знать название микрорайона, в котором живут, названия улиц.

3. Самостоятельная работа:  конкурс рисунков, стихотворений.

4. Практическая работа:  экскурсии в библиотеку, на почту, в клуб «Ровесник».

Тема №3 (18 часов)

«Мой родной город»

1. Основные вопросы: Местоположение города Белорецк. История его возникновения. История создания краеведческого музея. Памятники культуры и архитектуры города  Белорецка. Люди, населяющие город.

2. Требования к знаниям и умениям:  Знать историю возникновения своего города, названия его улиц, промышленных объектов; культурное наследие местных художников, поэтов и музыкантов.

3. Самостоятельная работа:   конкурс стихотворений местных поэтов, конкурс рисунков и фотографий «Мой любимый город»,

4. Практическая работа: экскурсия в краеведческий музей, рисование своего города

Тема №4 (16 часов)

«Уголок России - отчий дом»

1. Основные вопросы: Города Башкортостана. Столица Башкортостана, символы: флаг, герб, гимн. Природа родного края. Русь, Россия, Родина моя. Государственные символы России. Фольклор, традиции, обычаи.

2. Требования к знаниям и умениям: знать названия городов, рек, столицу Башкортостана, местоположение их на карте РБ; знать  символы Башкортостана; столицу России и символы государства РФ;  уметь видеть красоту родного края, чувство гордости за свою Родину и желание о ней заботиться

3. Самостоятельная работа:   выставка поделок и рисунков

4. Практическая работа: просмотр видеофильмов, слайдов, экскурсии,  работа по карте

Учебно-тематический план

2 класс (68часов)

№ темы п/п

Тема

№ занятия п/п 

Названия занятий

Количество занятий

Теоретические занятия

Практические занятия

1 четверть-18часов

1

Прекрасное рядом

1

Вводное занятие

«Что такое красота?» беседа

1

1

2-3

Встречают по одёжке

2

1

1

4-5

Чудеса народного искусства

2

1

1

6

Музыкальное путешествие в деревню «Гармошка»

1

1

7

Праздники на Руси

1

1

8

Экскурсия в выставочный зал

1

1

9-10

Путешествие в «Мульти-пультию»

2

1

1

11

«Детский альбом» Чайковский (музыкальный час)

1

1

12

«Моя любимая телепередача»

1

1

13

Маленькие музыкальные фантазии

1

1

14

Русские традиции в песнях, играх и обрядах

1

1

15-16

Красота времён года.

2

1

1

17-18

Какие мы?  Игра «Ромашка»

2

1

1

2 четверть-14часов

19-20

Правила поведения в школе

2

1

1

21

Слово лечит - слово и калечит.

1

1

22

Путешествие в страну Вежливость

1

1

23

Научи своё сердце добру.

1

1

24

Культура речи. Слова - приветствия, прощания.

1

1

25-26

Артисты и поклонники

2

1

1

27

Сказка живёт в кинофильме

1

1

28-29

Киножурнал «Ералаш»

2

1

1

30-31

Что такое Новый год?

2

1

1

32

Итоговый урок-праздник

1

1

3 четверть- 20 часов

2

Азбука безопас-

ности

33-34

«Азбука города», беседа, праздник по ПДД

2

1

1

35-36

Правила поведения в экстремальной ситуации

2

1

1

37-38

Наш дом. Опасность в доме.

2

1

1

39

Как подружиться с электричеством

1

1

40-41

Детская безопасность. Один дома

2

1

1

42-43

Чудеса света и природы. Природные явления.

2

1

1

44

 Безопасность при работе на уроках труда и ИЗО

1

1

45

Авария и царь Светофор (сказка по ПДД)

1

1

46-47

Приёмы первой помощи

2

1

1

48

Аптечка, природные лекарства

1

1

49

Встреча с медработником «Охрана здоровья»

1

1

50-51

Огонь-друг или враг человека

2

1

1

52

«Случай в лесу»

1

1

4 четверть- 18 часов

53-54

Наркомания - страшная болезнь 21 века. Выпуск  листовок.

2

1

1

55

Осторожно, паводок!

1

1

56

Осторожно, гололёд!

1

1

57

Безопасность в транспорте

1

1

58-59

Берегите лес от пожара.

2

1

1

60

Осторожно, клещ!

1

1

61

«Счастливый случай» викторина по ПДД

1

1

62-63

Школьники против курения

2

1

1

64

Взрывоопасные вещи в быту

1

1

65-66

Безопасность на воде

2

1

1

67-68

Экскурсия на природу. Правила безопасного поведения в лесу

2

1

1

Всего:

68

68

36

32

Содержание программы

2 класс

Тема №1 (32 часа)

«Прекрасное рядом»

1. Основные вопросы: Формирование у учащихся эстетического идеала и художественного вкуса.  Народные промыслы. «Детский альбом» П.И. Чайковского. Красота времён года. Школа этикета. Культура общения. Правила поведения в школе. О  чистоте и опрятности.

      2. Требования к знаниям и умениям:  закрепить и расширить эстетические представления учащихся о красивом и безобразном в жизни, природе и искусстве; знать различные виды и жанры искусства; творчество известных деятелей культуры и искусства; соблюдать правила этикета, культуру  общения и поведения.

      3. Самостоятельная работа:  конкурс рисунков, стихотворений, выставка  

     поделок,

     4. Практическая работа:  инсценирование сказок, проведение праздников,  

     просмотр видеоматериалов.

Тема №2 (36 часов)

«Азбука безопасности»

1. Основные вопросы: Правила поведения в экстремальных ситуациях. Приёмы оказания первой помощи. Детская безопасность в доме, на улице, в транспорте, в лесу, на водоёмах.

  2. Требования к знаниям и умениям:  знать и соблюдать правила личной безопасности и умение у вести себя в экстремальных  условиях

  3. Самостоятельная работа:   конкурс рисунков, плакатов, поиск материалов из средств  массовой информации о  нарушениях ПДД, природных явлениях

 4. Практическая работа:  инсценирование сказок, проведение праздников,  

     просмотр видеоматериалов, экскурсии.

Учебно-тематический план

3 класс (68 часов)

№ темы п/п

Тема

№ занятия п/п 

Названия занятий

Количество занятий

Теоретические занятия

Практические занятия

1 четверть-18часов

1

Зелёный дом

1

Вводное занятие

1

1

2-3

Я и планета Земля

2

1

1

4-5

Природа родного края

2

1

1

6-7

Деревья наших лесов.

2

1

1

8

Экскурсия на пришкольный участок. Сбор гербария.

1

1

9-10

«Русская берёзка!»

2

1

1

11-12

Братья наши меньшие.

2

1

1

13-14

Экскурсия в Дом технического творчества.

2

1

1

15-16

Заповедники Башкортостана.

Просмотр видеофильмов

2

1

1

17-18

Планета Земля в опасности

2

1

1

2 четверть-14часов

19

Лесная карусель (игровой час)

1

1

20-21

Всё о птицах. Кормушки для птиц

2

1

1

22

Кто такие птицы и звери? (Театрализованное представление)

1

1

23-24

Борьба с королём Мусором.

2

1

1

25-26

Экологическая сказка

2

1

1

27

Конкурс поделок из бросового материала

1

1

28

Творческая работа «Береги природу»

1

1

29-30

Акция  «Живи, ёлочка!»

2

1

1

31-32

Встреча Нового года на лесной полянке

2

-

2

3 четверть -20 часов

2

Здоровому   -  всё здорово!

33-34

В здоровом теле - здоровый дух

2

1

1

35-36

Режим дня - основа жизни человека

2

1

1

37

Зимние затеи. Строим Снеговика

1

1

38-39

Чистота-залог здоровья

2

1

1

40

«Юные защитники Отечества»

1

1

41-42

«Здоровое питание» Встреча с медработником

2

1

1

43

Зимушка-зима. Катание  на санках

1

1

44

«Зарничка»

1

1

45

Мини-футбол

1

1

46

Игры на воздухе

1

1

47-48

Встреча с медработником «Наше здоровье». Комплекс упражнений для утренней зарядки

2

1

1

49-50

Наркомания-болезнь 21 века

2

1

1

51

Девочки спортивные

1

1

52

Делай с нами! Делай как мы! Делай лучше нас!

1

1

4 четверть -16 часов

53

 Физкультминутки на уроках

1

1

54-55

Наше здоровье в наших руках

2

1

1

56

Сила, красота и грация.

1

1

57

Знаменитые спортсмены нашего города

1

1

58

Скуку, простуду, безделье меняем на бодрость, здоровье, веселье

1

1

59

Военно-спортивная эстафета ко Дню Победы.

1

1

60

«О Сидорове Пашке – ужасном замарашке…»(Инсценирование)

1

1

61

Я здоровье берегу - сам себе я помогу

1

1

62

Растём здоровыми (музыкально-спортивный час)

1

1

63-64

Экскурсия в парк

2

1

1

65

Экскурсия в бассейн

1

1

66

Мама, папа, я - спортивная семья»

1

1

67-68

Экскурсия на лесную полянку

2

1

1

Всего:

68

68

30

38

Содержание программы

3 класс

Тема №1 (32 часа)

«Зелёный дом!»

1. Основные вопросы: Я и планета Земля. Природа родного края. Заповедники Башкирии. Планета Земля в опасности.

2. Требования к знаниям и умениям:  Знать, что на планете Земля обитает много живых существ, которым нужна чистая вода, чистый воздух, чистая земля; знать природу родного края, любить и беречь её.

3. Самостоятельная работа:   выставка поделок и рисунков

4. Практическая работа: просмотр видеофильмов, изготовление кормушек для птиц и скворечников; экскурсии.

Тема №2 (36 часов)

«Здоровому   -  всё здорово!»

1. Основные вопросы: В здоровом теле - здоровый дух. Режим дня - основа жизни человека. Чистота-залог здоровья. Здоровое питание.

2. Требования к знаниям и умениям:  испытывать потребность  к спорту и оздоровлению, в необходимости соблюдать режим дня, соблюдать гигиенические навыки.

3. Самостоятельная работа:   выставка плакатов и рисунков

4. Практическая работа: просмотр видеофильмов, экскурсии, участие в соревнованиях.

Учебно-тематический план

4 класс (68часов)

№ темы п/п

Тема

№ занятия п/п 

Названия занятий

Количество занятий

Теоретические занятия

Практические занятия

1 четверть-18часов

1

Добрые дела

1-2

Труд в почёте любой! Мир профессий большой!

2

1

1

3-4

Каждой вещи – своё место.

2

1

1

5-6

«Чудо Земли - хлеб»

2

1

1

7-8

Профессия моих родителей.

2

1

1

9-10

Чтение и обсуждение рассказа В.Осеевой «Пуговица». Пришивание пуговиц

2

1

1

11-12

Что я должен уметь сам. Правила аккуратистов.  «Кто быстрее соберёт портфель»

2

1

1

13-14

Учёба –  наш главный труд!

2

1

1

15-16

Что такое поручение? Как мы выполняем свои поручения?

2

1

1

17

Как мы дежурим в классе и в школе.

1

1

18

Как  мы выполняем домашнее задание

1

1

2 четверть-14часов

19

У меня растут года…

1

1

20-21

НОТ (научная организация труда) Памятки для учебных заданий.

2

1

1

22-23

Наши читательские умения. «Книжкина  больница»

2

1

1

24

Сочинение «Ответственное отношение к порученному делу»

1

1

25-26

Труд в нашей семье

2

1

1

27-28

Экскурсия на почту. Профессия почтальон

2

1

1

29

«Важная профессия» Встреча с медработником.

1

1

30

Наводим чистоту в кабинете, на рабочем месте

1

1

31-32

Подведение итогов по теме «Добрые дела»   Праздник «Труд кормит, а лень портит»

2

1

1

3 четверть - 20часов

2

Знания - сила

33

Введение в тему

«Знания-сила»

1

1

34-35

Хочу всё знать!

2

1

1

36-37

Географические открытия в древности

2

1

1

38

День славянской письменности

1

1

39-40

Просмотр и обсуждение м/ф «Князь Владимир»

2

1

1

41-42

« У лукоморья дуб зелёный» Творчество А.С.Пушкина

2

1

1

43

Жили – были динозавры… и не только они

1

1

44

Чтение рассказов о защитниках Отечества

2

1

45

Использование животных для опытов: необходимость или жестокость людей?

1

1

46-47

Загадки растений

2

1

1

48

Книга - лучший друг

1

1

49-50

Виды энциклопедий

2

1

1

51-52

Изучение биографии великих  русских поэтов

2

1

1

4 четверть – 16 часов

53-54

Детские исследовательские проекты «Вред и польза компьютера»

2

1

1

55

День космонавтики

1

1

56

Солнце и звёзды (игра-путешествие)

1

1

57

Тайны камней

1

1

58

Литературный конкурс «Чьё имя мы чтим, чьё имя мы помним»

1

1

59-60

Этот День победы. Уроки Мужества

2

1

1

61

В научном городке (игра-путешествие)

1

1

62

Интеллектуальный клуб Что? Где? Когда?

1

1

63-64

В гостях у телепередачи «Галилео»

2

1

1

65-66

Что такое НЛО?

2

1

1

67

Интеллектуальный марафон «Ступени»

1

1

68

Итоговое занятие - конкурс «Умники и умницы»

1

1

Всего:

68

68

35

33

Содержание программы

4 класс

Тема №1 (32 часа)

«Добрые дела»

1. Основные вопросы: Формирование потребности и желания трудиться. Труд в почёте любой.  Мир профессий большой. Профессия моих родителей. Учёба –  наш главный труд. Как мы выполняем свои поручения? Как мы дежурим в классе и в школе. Как  мы выполняем домашнее задание

2. Требования к знаниям и умениям:  знать общие сведения о профессиях, с уважением относиться к людям труда;  уметь соблюдать порядок и бережное отношение к вещам, знать и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе.

3. Самостоятельная работа:   выставка плакатов и рисунков

4. Практическая работа: просмотр видеофильмов, экскурсии, участие в трудовых делах класса и школы

Тема №2 (36 часов)

«Знание - сила»

1. Основные вопросы: Географические открытия в древности. День славянской письменности. Жили – были динозавры… и не только они. Тайны камней. Чтение рассказов о великих людях. День космонавтики. Детские исследовательские проекты. Вред и польза компьютера. Использование животных для опытов: необходимость или жестокость людей? Нужно ли малым народам стремиться сохранять свой язык и культуру?

2. Требования к знаниям и умениям:  познание жизни людей и общества;  уметь искать и находить нужную информацию, бережно относиться к окружающей среде .

3. Самостоятельная работа: работа с энциклопедиями и другими источниками информации,  выставка рисунков, исследовательские работы.

4. Практическая работа: просмотр видеофильмов, экскурсии

  1. Методическое обеспечение программы

«Твори добро»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа нравственного воспитания младших школьников "Азбука добра" 1 класс

Авторская программа для 1 класса "Азбука добра" по этическому, эстетическому и нравственному воспитанию...

Выступление на Всероссийском семинаре учителей г. Саранск (мастер-класс по авторской программе "Азбука добра")

Мастер класс по авторскому факультативному курсу "Азбука добра", проведенный в рамках пленарного заседания Всероссийского семинара учителей в г. Саранске 2009г....

Авторская разработка внеклассного мероприятия "Спешите делать добро".

Заключительное мероприятие в рамках проекта "Милосердие"....

Авторская разработка внеклассного мероприятия "Спешите делать добро!"

Утренник в начальной школе в рамках проекта "Милосердие"...

Авторская программа по внеурочной деятельности "Жить - добро творить"

Настоящая программа внеурочной деятельности «Жить – добро творить»  разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образоват...

Авторская программа по внеурочной деятельности "Жить - добро творить"

Настоящая программа внеурочной деятельности «Жить – добро творить»  разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образоват...

«Утверждённый стандарт – результат плодотворной работы педагогического сообщества. (Экспертное заключение)»

В феврале 2014 года мы начали изучать проект «Федерального образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».Приказом Министерства образо...