воспитательная система классного руководителя
статья на тему

Беляева Наталья Юрьевна

воспитательная система класного руководителя. Цели. Задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_sistema.docx29.51 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

БЕЛЯЕВОЙ НАТАЛЬИ ЮРЬЕВНЫ

В непростое время социальных потрясений и общественных перемен, перед современной школой стоит ряд важных задач! Как воспитать личность интеллектуальную, развитую, способную взять на себя груз преобразований, свободно реагировать на все изменения в обществе.

Я встала перед проблемой построения воспитательной системы, удовлетворяющей современным запросам общества. Под термином «система» я понимаю дополняющие друг друга, взаимодействующие компоненты, подчинённые общим целям и задачам, ориентированные на единые принципы, построенные на системообразующей деятельности.

Моя система построена на гуманной демократической основе.

В своей работе над созданием модели воспитательной системы я опираюсь на совокупность идей, взглядов, установок, составляющих концепцию

Я хочу, чтобы выпускник начальной школы гимназии в основу своего жизненного целеполагания заложил вечные критерии – Истины, Добра, Красоты, рационально подходил к использованию жизненных ресурсов, умел определять ценности бытия через единое восприятие мира, стремился к самосовершенствованию, критически мыслил, был культурным, образованным, физически развитым человеком, способном участвовать в общественной жизни. Воспитательная система  классного коллектива осуществляет переход от реализации идеи «образованного человека» к идее «человека гармоничного».

Основные концептуальные идеи

  • Создание оптимальной образовательной среды для развития гармоничной личности;
  • Развитие демократического стиля руководства и отношений;
  • Создание механизма непрерывного обновления содержания, технологий образовательного процесса, направленного на внедрение модели личностно-ориентированного образования;
  • Психолого-педагогическое сопровождение  обучающихся с момента знакомства с гимназией до выхода из неё;
  • Единство процессов развития, обучения и воспитания обучающихся;
  • Формирование представлений о личности как единстве физического, духовного и нравственного начала в человеке;
  • Идея абсолютной ценности индивидуального человеческого существа.

Принципы образовательного процесса

1. Сочетание традиций с созданием механизма непрерывного обновления всех компонентов системы.
2. Отношение к личности, её внутренней свободе, воспитанию и развитию, как к главной ценности образовательного процесса.
3. Принцип целенаправленной ориентированности на ценностные отношения.
4. Принципы гуманизации, природосообразности, развивающего обучения, дифференциации.
5. Принцип связи воспитания с жизнью.
6. Принцип единства, целостности и преемственности в воспитании.
7. Принцип «подхода к человеку с оптимистической гипотезой» (А.С. Макаренко).
8. Принцип воспитания в коллективе.

Цель моей  воспитательной системы  – воспитание гармоничной, нравственной, интеллектуальной, физически развитой личности, способной к творчеству и самоопределению; адаптированной к быстроизменяющимся условиям жизни; с активной гражданской позицией, которая  приведет к успеху всего классного коллектива.

Задачи

1. Способствовать всестороннему, гармоничному развитию личности.
2. Формировать у обучающихся потребность в усвоении глубоких и прочных знаний основ наук, социально-культурных ценностей общества, развитии собственного творческого потенциала, для успеха классного коллектива.
3. Развивать у обучающихся  потребность в расширении собственного духовного потенциала, основанного на общечеловеческих ценностях.
4. Формировать активную гражданскую позицию, потребность в усвоении социокультурных ценностей общества, прививать любовь к своему классному коллективу, гимназии, отечеству.
5. Стимулировать здоровый образ жизни  воспитанников и их родителей.
6. Проводить диагностическую, коррекционную, консультативную и просветительскую работу со всеми участниками образовательно-воспитательного процесса.

Основные идеи, которые легли в основу  моей воспитательной системы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, общей работы, формирования единого воспитательного развивающего пространства. В процессе воспитательной деятельности необходимо обратиться к ценностям, ориентация на которые должна рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки. Такие как

1. Патриотизм, включающий в себя ценности: Любовь к России; Любовь к своему народу; Любовь к своей "малой Родине"; Служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое). 
2. Социальная солидарность — Свобода личная и национальная; Доверие к людям,; Справедливость; Милосердие; Доброта; Честь; Честность; Достоинство. 
3. Гражданственность — Правовое государство; Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; Межэтнический мир; Свобода совести и вероисповедания. 
 4. Семья — Любовь и верность; Здоровье; Достаток; Почитание родителей; Забота о старших и младших; Продолжение рода. 
5. Труд и творчество — Творчество и созидание; Целеустремленность и настойчивость; Трудолюбие; Бережливость. 
 6. Наука — Познание; Истина; Научная картина мира; Экологическое сознание. 
7. Традиционные российские религии* включает представления о Вере, Духовности, Религиозной жизни человека и общества, Религиозной картине мира. 
 8. Искусство и литература включает ценности: Красота; Гармония; Духовный мир человека; Нравственный выбор; Смысл жизни; Эстетическое развитие. 
9. Природа — Жизнь; Родная земля; Заповедная природа; Планета Земля. 
10. Человечество — Мир во всем мире; Многообразие культур и народов; Прогресс человечества; Международное сотрудничество.

  Вся воспитательная работа строится на следующих принципах:

  • -         принцип уважения индивидуальности личности. 
  •          Если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются.
  • -         принцип коллективной деятельности.
  •         Личность должна уметь согласовываться с другими. Индивидуальность в правильно организованной коллективной деятельности расцветает.
  • -         принцип разумной требовательности
  •         Можно все, что не противоречит закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинство других.
  • -         принцип возрастного подхода
  •         Каждый возрастной период позитивно отзывается на свои формы и метода воспитательного воздействия.
  • -         принцип диалога
  •  Уравнивание позиций педагога и школьника, взрослого и ребенка помогает достичь доверительных отношений. Ребенок инстинктивно находит иногда более оригинальные и оптимальные пути решения многих проблем, задач, проектов.
  • -         принцип педагогической поддержки
  •  Ребенок не должен чувствовать себя нелюбимым, даже если он плохо учится. Он должен видеть в педагоге учителя, который защитит его от незнания, от стресса в связи с этим незнанием.
  • -         принцип стимулирования самовоспитания
  • Каждый школьник должен знать себя, научиться критически рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности. Задача педагогов создать такие условия, где ребенок приобретет опыт планирования и рефлексии своей деятельности.
  • -         принцип связи с реальной жизнью
  • Дела, организуемые и проводимые в школе, должны соприкасаться с реальными делами поселка, района, области, страны. Дети должны чувствовать себя гражданами России, действовать на ее благо.
  • -         принцип согласования
  • Все действия педагогов должны быть согласованы между собой, подчинены одной общей цели. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что его педагогический долг состоит в том, чтобы создать условия для согласования детей друг с другом, детей и их родителей

КОНЦЕПЦИЯ  ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.

Из глубины веков дошла до нас мечта человечества о свободной,
всесторонне развитой гармонической личности,
и нет оснований и сегодня отказываться от нее как от сверхцели.

В.А. Караковский

За  последние четверть века  страна пережила большую ломку в социальном укладе, что привело к изменению судеб значительной части населения. Переход к рыночной системе отношений в экономике, период ориентации на деидеологизацию привел к резкой смене жизненных условий для целого поколения. Расслоение населения  по имущественному признаку, утрата работы внесли изменения в морально-нравственную основу многих слоев населения. Снижение нравственной основы жизни коснулось, прежде всего родителей современного поколения детей. Пьянство, снижение роли семьи, неспособность родителей нести ответственность за судьбу детей, их включение в нормальную среду жизни и обеспечить необходимый уровень нравственности, этики, понимание значения патриотизм, формирование здоровой физически и нравственно личности.

 В настоящее время, несмотря на определенные позитивные тенденции в социально-экономическом развитии Москвы и Росси в целом, общество, включая подрастающее поколение, продолжает находиться в состоянии системного духовно-нравственного кризиса .Об этом свидетельствуют следующие факты:

В России отмечается самый высокий в мире процент социальных сирот

Критически снизился уровень общей культуры и нравственности детей

Фиксируется оторванность детей от традиций и культурных ценностей своего народа

Катастрофически высок уровень употребления детьми наркотических средств, алкогольных напитков, табакокурения

Цель Концепции

Обеспечение оптимального уровня  духовно-нравственного, социально-культурного и физического развития личности каждого ученика на основе его природных задатков и склонностей.

Задачи:

 1. Способствовать всестороннему, гармоничному развитию личности.
2. Формировать у обучающихся потребность в усвоении глубоких и прочных знаний основ наук, социально-культурных ценностей общества, развитии собственного     творческого потенциала.
3. Развивать у   обучающихся потребность в расширении собственного духовного потенциала, основанного на общечеловеческих ценностях.
4. Формировать активную гражданскую позицию, потребность в усвоении социокультурных ценностей общества, прививать любовь к своему отечеству.
5. Формироватьздоровый образ жизни  воспитанников.
6. Проводить диагностическую, коррекционную, консультативную и просветительскую работу с воспитанниками и родителями.

7.Обучать детей и родителей традиционному общению в системе семейных отношений

8. Формировать стремления к взаимоуважению и взаимопониманию

Направления воспитательной деятельности:

  1.  Ученик –патриот и гражданин
  2. Ученик и его духовно-нравственное воспитание
  3. Ученик и его интеллектуальные возможности
  4. Ученик и его трудовое воспитание
  5. Ученик и его здоровье
  6. Общение и досуг ученика
  7. Ученик и его семья
  8. Ученик и его безопасность
  9. Развитие ученического самоуправления в системе ДЮО «ЭКОГРАД»

Концепция рассчитана на период с 2012  по 2016 год

Воспитательные задачи реализуются  через систему коллективно -творческих дел гимназии, класса,  с  активным участием родителей.,

 Ожидаемые результаты реализации Концепции.

15. Снижение численности несовершеннолетних, подверженных зависимостям от видеоигр, компьютерных игр, включая он-лайн игр в Интернете, игр на игровых консолях и игр для мобильных телефонов и смартфонов.

16. Ликвидация существующей практики открытой торговли эротической продукцией в местах, доступных детям.

В своей Концепции я рассматриваю процесс воспитания как целенаправленное управление развитием личности. Поэтому в основу воспитательной системы школы положен личностно-ориентированный подход

Основные законы взаимоотношений таковы:

  • Уважение личности каждого ученика.
  • Опора на личные достоинства личности.
  • Принятие индивидуальности личности.

Анализ результативности реализации концепции

Упорядочивались отношения с социумом, внешкольными учреждениями, учреждениями культуры. Активное участие в школьных делах принимали родители. Мы активно участвовали  в различных мероприятиях как школы так и города.

Укрепляются связи между основными участниками процесса: учителями, учащимися и их родителями; при подготовке и проведении дел школьный коллектив стал коллективом единомышленников

Традиционными источниками нравственности являются: 

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ

  • Целостность педагогического процесса – единство, взаимосвязь, интеграция урочной и внеурочной деятельности.
  • Взаимодействие трех факторов семьи, школы, общества.
  • Творческое начало воспитания.
  • Культуросообразность – соответствие этапов вхождения личности в пространство культуры этапам вхождения в пространство культуры человечества.
  • Сотворчество – совместный поиск истины.
  • Природосообразность – учет половозрастных особенностей учащихся.
  • Учет социальной ситуации развития ребенка.
  • Превращение воспитания в непрерывный информационный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная система классного руководителя "Сотрудничество классного руководителя с родителями как средство формирования творческой личности"

Из опыта работы классного руководителя, победителя районного конкурса "Моя классная - самая классная, участника очного тура  областного этапа Педагогического марафона классных руководителей...

Воспитательная система классного руководителя

Приняв в первый класс  детей, и наблюдая, за жизнью первоклассника, я столкнулась с тем, что некоторые дети не умеют вести себя в обществе, трудно адаптируются к тем нормам и правилам, кото...

Доклад :«Современные образовательные технологии и методики в воспитательной системе классного руководителя в условиях реализации и перехода на новые образовательные стандарты»

«Современные  образовательные технологии и методики в воспитательной системе классного руководителя в условиях реализации и перехода на новые образовательные стандарты»...

Описание системы воспитательной работы классного руководителя. План работы воспитательной работы "Путь лидера"

Описание системы работы классного руководителя. Воспитатльная программа "Путь лидера"...

Современные образовательные технологии и методики в воспитательной системе классного руководителя в условиях реализации ФГОС

Грузинский педагог Ш.А. Амонашвили писал: «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознан...

Выступление на Педагогическом совете «Здоровьесберегающие технологии в воспитательной системе классного руководителя с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

     Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее ёмким следует пр...

Авторская воспитательная система классного руководителя Игнатьевой Надежды Алексеевны

laquo;Траектория развития воспитательной работы учителя начальных классов МБОУ «Бичурская СОШ№5» Игнатьевой Надежды Алексеевны»...