Программа кружка "Озорные ритмы"
рабочая программа (1 класс) по теме

В программе содержится пояснительная записка: актуальность, цель, задачи, содержание, учебный план

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ozornye_ritmy.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка.

Музыка - самое эмоциональное искусство/Д.Б.Кабалевский/. Ее воздействие на формирование личности огромно. «Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы не полна, глуха, бедна…Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся». Эти слова крупнейшего композитора современности Д. Шостаковича как нельзя более полно отражают основной взгляд на  музыкальное воспитание и развитие ребенка.

Природа дала человеку все, для того чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным  шорохам леса, листьев, завыванием ветра, люди учились различать интонацию, высоту звука, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность - природой данное человеку свойство. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о том, что начинать музыкальное развитие ребенка нужно как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка будет невосполнимо.

Что же такое музыкальность? Это комплекс способностей, позволяющих человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: слушании, пении, движении. Все эти качества и свойства музыкальности ребенка особо активизируются при творческой деятельности. Формирование творчества существенно и для эмоционального и эстетического развития ребенка. При творческой деятельности активизируется восприятие, выразительность исполнения, оценочное отношение к своей продукции, что оказывает большое влияние на становление личности ребенка. В наше не простое и жестокое время очень важно воспитать маленького человека, способного сопереживать, сочувствовать другим людям, животным, прививать ему чувство такта, воспитать культурного, полноценного члена общества. Поэтому в новых программах по музыкальному воспитанию большое внимание уделяется музыкально-ритмическому движению как средству развития положительных качеств ребенка. Дети ставятся в такие условия, когда они должны проявить активность, инициативу, находчивость, решительность. Ребенок встречается с богатым разнообразием музыки, радуется тому, что может движением передать свое отношение к музыкальному образу.

Данная рабочая программа разработана на основе:

- Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – С-Пб, 1997. Рекомендованная  Министерством  образования  Российской  Федерации  в  качестве  программы  воспитания, обучения и развития детей  младшего школьного возраста.

    Назначение  программы – осуществление хореографического  образования младших школьников во внеурочное время, более широкое приобщение учащихся к искусству.

Актуальность хореографического образования.

В  годы  младшего школьного возраста закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется его личность.

Одной  из  важнейших  задач учебно-воспитательного процесса является художественно-эстетическое и культурное развитие детей приобщение к миру танца, знакомство с различными направлениями, историей и географией танца, прослушивание  ритмичной танцевальной музыки  развивают  и внутренне  обогащают, прививают умение через танец выражать  различные состояния, мысли, чувства человека, его взаимоотношения  с  окружающим миром.

Кроме  того, в  этот период  дети интенсивно растут и развиваются, движения становятся их потребностью, поэтому физическое воспитание особенно  важно в этот возрастной период. В процессе учебных занятий у детей  происходит снижение работоспособности, ухудшается внимание, память, нарушается осанка.

Одной  из важнейших задач учебно-воспитательного  процесса  является  организация  двигательного режима  детей, который  обеспечивает  активный  отдых  и  удовлетворяет  естественные  потребности в движениях.

Движение в ритме  и темпе, заданном музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних    органов  и  систем, что  при  регулярных занятиях  ведёт к общему оздоровлению организма. Немаловажным является также и лечебный эффект  занятий, в результате которых создаётся мышечный корсет, исправляются недостатки  осанки, уменьшается плоскостопие, что позволяет  также решать задачи общего укрепления и физического развития ребёнка.

Решение  вышеизложенных  задач  возможно реализовать в процесс  хореографического образования детей младшего школьного возраста.

ЦЕЛЬ программы:  Всестороннее развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

  • Расширение знаний детей об окружающей действительности.
  • Приобщение к танцевальному искусству, расширение знаний о танцах.
  • Побуждение к импровизации под музыку, сочинению собственных композиции из знакомых движений, придумыванию  свои оригинальные движения в импровизации.
  • Формирование навыков основных танцевальных движений: прямой и боковой галоп, приставной шаг, шаг с притопом, шаг на внутренней и внешней стороне стопы, шаг с перекатом, пружинка с поворотом, выбрасывание ног в прыжке, подскок через прыжок, ковырялочка через прыжок, присядка. Развивать чувство ритма, темпа, координацию и свободу движений.

Воспитательные:

  • Развитие у детей активности и самостоятельности, коммуникативных способностей.
  • Формирование общей культуры личности ребенка, способностей ориентироваться в современном обществе.
  • Формирование нравственно-эстетических отношений между детьми и взрослыми.
  •  Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.

Развивающие:

  • Развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить свои оригинальные движения, то есть  побуждать детей к творчеству.
  • Развитие творческой самостоятельности в создании художественного образа танца.
  • Обучение  детей приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля

Успешное решение поставленных задач на занятиях хореографией с младшими школьниками возможно только при использовании педагогических принципов и методов обучения.

Принципы:

  • индивидуализации (определение посильных заданий с учётом возможностей ребёнка);
  • систематичности (непрерывность и регулярность занятий);
  • наглядности (безукоризненный показ движений педагогом);
  • повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных навыков);
  • сознательности и  активности (обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение  воспитанника к своим действиям).

Методические приёмы:

Игровой метод. Основным методом обучения хореографии детей младшего школьного возраста является игра, так как игра – это основная деятельность, естественное состояние детей этого возраста.

Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха на уроке, а о том, чтобы пронизывать урок игровым началом, сделать игру его органическим компонентом. Каждая ритмическая игра имеет в своей основе определенную цель, какое-либо задание. В процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои представления о мире.

Метод аналогий. В программе обучения широко используется метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог-режиссер, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания.

Словесный   метод. Это  беседа   о   характере   музыки,   средствах   ее выразительности, объяснение методики   исполнения движений, оценка.

Практический метод заключается в многократном выполнении конкретного музыкально-ритмического движения.

Наглядный метод – выразительный показ под счет, с музыкой.

Режим и формы занятий

  Основной формой работы являются учебные занятия:

- групповое занятие;

- групповое занятие с элементами импровизации;

- занятие-игра;

- выступление на празднике.

  

     Все занятия проводятся в форме групповых 1 раз в неделю по 35-40 минут.

Общее количество учебных занятий в год: 33 занятия.

Отбор детей проводится в соответствии с желанием и индивидуальными  особенностями детей.

Содержание  программы

1.  Вводное  занятие

Знакомство с программой  обучения; с правилами техники безопасности  и  поведения на рабочем месте во  время занятий.

2.  «Ее величество Музыка!»

(Ознакомление с элементарными музыкальными понятиями)

Задачи:

  1. Воспитывать у детей умение слушать музыку.
  2. Учить воспринимать и оценивать музыку.
  3. Развивать умение организовать  свои действия под музыку.

Содержание:

  1. Характер музыкального произведения.
  • Слушая музыку, определить ее характер (веселая, грустная, тревожная).
  • Творческое  задание: импровизация   под  заданные мелодии: веселую и грустную.
  • Создание   заданного   образа:   кукла   новая,   кукла заболела;   воробей   весело   перелетает   с   ветки   на ветку, раненый воробей.
  1. Темпы      музыкальных      произведений      (быстрый,      медленный, умеренный).
  • Слушая музыку, определить ее темп (устно).
  • Творческое задание: изобразить черепаху, мышку.
  • Исполнить движение «Пружинка» в соответствии с заданными различными темпами.
  1. Динамические оттенки (громко, тихо, умеренно).
  • Слушая музыку, определить динамические оттенки (устно).
  • Творческое задание: изобразить хлопками дождь стучит по крышам (громко); дождь моросит (тихо).
  1. Ритмический рисунок.
  • Воспроизведение хлопками и притопыванием ритмического рисунка.
  • Комбинация с хлопками: перед собой, по коленям, над головой, по бедрам.
  1. Строение музыкального произведения (вступление, часть).
  • Учить  детей   менять   движение   в   соответствии   с двухчастной формой музыкального произведения.
  • На примере изучаемых танцевальных этюдов учить самостоятельно   начинать движение после вступления.

3. «Играя, танцуем»

Задачи:

  1. Развивать внимание.
  2. Развивать координацию движений.
  3. Развивать зрительную и  слуховую память.
  4. Подготовить детей  к исполнению более сложных элементов.

Содержание:

  1. Комплексы игровой ритмики.
  2. Игры на координацию движений.
  3. Игры на развитие зрительной и слуховой памяти.
  4. Игры на внимание.

4. «Азбука танца»

Задачи:

  1. Развивать мускулатуру ног, рук, спины.
  2. Формировать правильную осанку и координацию движений.
  3. Подготовить детей к изучению более сложных элементов, этюдов, танцев.

Содержание:

  1. Шаги:
  • бытовой,
  • танцевальный легкий шаг с носка,
  • на полупальцах,
  • легкий бег,
  • шаг с подскоком,
  • боковой подскок – галоп,
  • бег легкий с оттягиванием носков;
  1. Постановка корпуса
  2. Позиции ног: I-я, VI-я
  3. Подготовка к изучению позиций рук
  4. Танцевальные положения рук:
  • на поясе,
  • за юбочку,
  • за спиной,
  • на поясе в кулачках.
  1. Полуприседания
  2. Выдвижение ноги
  • вперед,
  • в сторону.
  1. Подъем на полупальцы, то же в сочетании с п/приседаниями
  2. Прыжки
  3. Танцевальные движения:

«Пружинка», «ковырялочка», «гармошка», «присядка».

        

5. «Рисунок танца»

Задачи:

  1. Научить детей ориентироваться в пространстве.
  2. Научить детей держать равнение в рисунке и соблюдать интервалы.

Содержание:

  1. Рисунок танца «Круг»:
  • движения по линии танца.
  • движение в круг, из круга.
  1. Рисунок танца «Линия».
  2. Рисунок танца «Колонна».
  3. Рисунок танца «Змейка».
  4. Рисунок танца «Спираль»
  5. Свободное размещение в зале.

6. «Танцевальная мозаика» (Этюды и танцы)

Задачи:

  1. Научить детей двигаться в соответствии с музыкой.
  2. Развивать память, актерское мастерство.
  3. Готовить к концертной деятельности.

Содержание:

Тематические  праздники  внутри школы

Учебно-тематический план  

Название  темы

Количество часов

теория

практика

всего

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Вводное  занятие

«Ее величество Музыка!»

«Играя, танцуем»

«Азбука танца»

«Рисунок танца»

«Танцевальная мозаика»

Итого:

1

1

5

5

11

7

4

32

1

5

5

11

7

4

33

Материально-техническое оснащение процесса занятий

 актовый зал, музыкальный центр, фонотека.

Оценка деятельности учащихся даётся на отчётных  мероприятиях в рамках программы работы школы, проводимых в течение года.

Предполагаемый  результат:

По  итогам  освоения  программы  планируется  достижение  учащимися  следующих  результатов:

Воспитанники  должны знать и уметь:

  • названия и правила выполнения танцевальных движений;
  • правила поведения в хореографическом зале.
  • ориентироваться  в  музыкально-пространственных  упражнениях;
  • овладеть начальной танцевальной памятью;
  •  слушать и слышать музыку, различно  двигаться под музыку;

 

Список используемой литературы

Литература  для  педагога

1.  Буренина А. И. "Ритмическая мозаика", Санкт-Петербург, 2000г.

2. Лыткина  И. "Хореографический   коллектив", учебно-педагогическое  издательство  Трудрезевиздат, Москва, 1972 г.

3.  Барышникова  Т. "Азбука  хореографии" Рольф, Москва 2000г.

4.  Ярмолович Л. "Классический танец" Ленинград, "Музыка" 1986 г.

5. Климов А. "Основы народного танца" М. "Искусство", 1981 г

6. Костровицкая Т. "100  уроков классического танца", М "Искусство" 1981 г.

7.Ткаченко  Т. "Народный  танец" М. "Искусство" 1967 г.

8. Гусев  Г.П. "Методика  преподавания народного танца", учебное пособие для вузов, 2002 г.

9. М. Говоркян. "Воспитание движения" 1952 г.

Литература для родителей:

1.      Нестьев И. В. Учитесь слушать музыку. — М., 1987.

2.      Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 7-8 лет. — М., 1988.

3.       Ротерс Т. Т. Элементы ритмикя на уроках 1—2 кл. 1/ Физкультура в Школе, 1993.

4.      Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение.— М., 1972.

5.      Тюрин Аверкяй. Самомассаж. — СП6.; Москва; Минск; Харьков, 1997.

6.      Фомина А. И. Физкультурные занятия и спортивные игры в начальной школе— М., 1974.

7.      Шебеяко В. Н., Ермак Н. Н., Шишкина В. А. Музыкальное воспитание школьников: Учебное пособие для педагогичсских заведений. — М., 1996. 

Литература для детей:

1.      Левин, М.В. Гимнастика в хореографической школе / М.В.Левин М., 1999.

2.      Никитин В., Модерн-джаз танец. Начало обучения.! В.Никитин. —М.,2002.

3.      Пичуричкин С., Имидж танцевального коллектива.! С.Пичуричкин М., 2000.

4.      Рубштейн Н. , Что нужно знать, чтобы стать первым? Закон успешной тренировки / Н.Рубштейн.- Казань,1996.

5.      Шереметьевская., Танец и эстрада. / Шереметьевская .— Ростов на дону, 2005.

6.      Санчук О., Журнал “Современные эстрадные танцы”!О.Савчук. — М., 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы УМК "РИТМ"

программы по всем предметам начальной школы 2 класс...

Рабочие программы УМК "РИТМ"

Рабочие программы с календарно-тематическим планированием по всем основным предметам начальной школы....

Рабочие программы УМК "РИТМ" 4 класс

Рабочие программы УМК "РИТМ" 4 класс...

Конспект урока изобразительного искусства 2 класс Тема: «Ритм пятен как средство выражения. Ритм птиц» УМК "Школа России" + презентация

Конспект урока изобразительного искусстваТема: «Ритм пятен как средство выражения. Ритм птиц»  Цель деятельности учителя: закрепление с обучающимися  средство художественной...

Рабочая программа УМК РИТМ "Обучение грамоте"

Рабочая прпограмма педагога по обучению грамоте. Для учителей, которые работают по УМК РИТМ....

Презентация «Ритм пятен как средство выражения. Ритм птиц» 2 класс.

Презентация к уроку изобразительного искусства «Ритм пятен как средство выражения. Ритм птиц» 2 класс....

Ритм пятен как средство выражения. Ритм птиц.

Фирсова Надежда Алексеевна2020Предмет,  УМКИЗО, УМК «Школа России»Тема урокаРитм пятен как средство выражения. Ритм птицТип урока Урок открытия новых знанийЦель освоения уч...