Экологическое воспитание как часть дополнительного образования в школе.
статья (2 класс) по теме

Строчкова Марина Алексеевна
     Дополнительное образование всегда было частью школьной жизни. Дополнительное образование школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.
     В статье представлена программа экологического воспитания "Тропинка". Программа направлена на формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon strochkova_m.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание как часть дополнительного образования в школе.

Строчкова Марина Алексеевна

г. Челябинск,  МБОУ СОШ №144

Дополнительное образование всегда было частью школьной жизни. Дополнительное образование школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Основным преимуществом дополнительного образования является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных  на их развитие. В рамках перехода образовательных учреждений на государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения (ФГОС) организация образовательного процесса предполагает использование различных форм, чередование учебной и внеучебной деятельности.

Я работаю в школе более 20 лет. За многие годы использовала в своей работе различные виды дополнительного образования, но более всего мне нравится экологическое направление. Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения.

Обобщив свой опыт работы,  я разработала программу экологического кружка «Тропинка». Программа направлена на формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры). Занимаясь с детьми в кружке, я учу детей быть ответственными за свои поступки, обогащаю их представления об окружающем мире. Наши занятия развивают творческое воображение, познавательные возможности детей, воспитывают  бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы, прививают любовь к природе, желание о ней заботиться. Не всегда дети правильно поступают по отношению к животным, к природе, хотя на уроках окружающего мира этому отводится главная роль.  Данная программа поможет формировать культуру поведения детей в природе, научить их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины.

Программа кружка "Тропинка” разработана для детей 7 - 9 лет (2 – 3 класс), проводится один раз в неделю, т. е. 34 часа в год, всего 68 часов.

Курс программы состоит из 7 разделов.

1 раздел – "Молчаливые соседи”

В этом разделе программы дети учатся общаться с братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес, эмоциональную сферу.

2 раздел – "Пернатые друзья”

Многие дети совсем не знают и не различают птиц, часто встречающихся в нашей местности. Поэтому в программу включен раздел "Пернатые друзья” На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок.  Отводится время на изготовление кормушек для птиц и проведение открытия "птичьей столовой”.

3 раздел – "О чем шепчут деревья”

Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень, и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он сбрасывается. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре гибнет от рук людей множество елочек, даже целые просеки, молодых лесопосадок. Лесники охраняют свои территории леса. Об этих и еще многих особенностях роста и развития деревьев планируется рассказать в этом разделе.

4 раздел – "Загадки животного мира”

Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В.Бианки, С. Чарушина. Познакомиться с дикими животными помогают экскурсии в отдел природы музея. Дети знакомятся с животными Челябинской области, занесенными в Красную книгу.

5 раздел – "Секреты неживой природы”

 Сколько интересного происходит с явлениями неживой природы. Заволакивающий все вокруг туман состоит из мельчайших капелек воды. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки росы. Это тоже вода, но в жидком состоянии. В природе вода бывает еще и в твердом состоянии. Это хорошо знакомые снег и лед. Но как они образовались? Осенью над головой висят тяжелые, слоистые облака. Как они появились? Небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди. Почему? И куда ветер гонит облака? С этими и другими вопросами дети знакомятся в шестом разделе программы.

6 раздел – "Оранжерея на окне”

Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в горшочках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.

7 раздел – "Человек – часть живой природы”

В этом разделе дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся выращивать лук в комнатных условиях, получают сведения о правилах ухода, работе с землей.

В каждом разделе дети знакомятся с понятием "Красная книга”, узнают о редких видах растительного и животного мира.

Все мероприятия кружка  позволяют в интересной игровой форме познавать окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать экологическую культуру детей. Экологическое воспитание иногда теряется за стремлением выучить все моря и океаны, города и страны. Но ведь гораздо важнее донести до ребенка красоту окружающего мира, его богатство и хрупкость. Дополнительное образование открывает перед нами большие возможности, в рамках кружка мы можем путешествовать по парку, рисовать, читать. Детям очень нравится кружок, они становятся помощниками учителя.  На уроке окружающего мира участники кружка с удовольствием используют свои знания, для того чтобы дополнить рассказ учебника, показать свои опыты, поделиться своими наблюдениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы экологического воспитания в учреждениях дополнительного образования.

В этой статье вы найдёте эффективные и апробированные на практике формы эколого-биологического воспитания....

Здоровьесберегающие технологии в системе дополнительного образования начальной школы

Школа – это место интенсивного и целенаправленного умственного и нравственного развития каждого человека на протяжении 10 лет. Можно сказать, что абсолютным критерием качества образовательной си...

Технологическая карта открытого занятия "Экологическая безопасность" (для педагогов дополнительного образования и классных руководителей)

Данное занятие проводится в виде соревнования. Мероприятие интересно педагогам дополнительного образования и классным руководителям....

Патриотическое воспитание в сфере дополнительного образования

Патриотическое воспитание детей в сфере дополнительного образования в процессе обучения по программе художественной направленности....

«Дополнительное образование в школе- составная часть общего образования (на примере ГБОУ С(К)ОШИ V вида)»

Мы все знаем, что младший школьный возраст - важнейший период формирования и обогащения мировосприятия и развития личностных качеств ребенка. В силу специфики нашего учреждения, мы, педагоги школы-инт...

«Экологическое воспитание в системе дополнительного образования»

Всё взаимосвязано со всем – гласит   закон экологии. Значит, и шага нельзя ступить, не задев и не нарушив что-либо из окружающей среды.  Каждый шаг человека по обычной траве &nda...