Литературная гостиная по творчеству Н.Носова
классный час на тему

Шульженко Елена Евгеньевна

Сценарий и презентация для проведения внеклассного мероприятия для начальной школы по творчеству Н.Н.Носова. Могут принимать участие  воспитанники подготовительной группы детского сада и школьники от 1 до 4 класса в рамках преемственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon liter.gostinaya_nosov.zip725.6 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие,

посвященное творчеству Н.Н.Носова,

с презентацией, инсценировками и мультфильмом.

Слайд 1

Что ни говорите, а Носов — самая подходящая фамилия для писателя, тем более — для детского писателя, и уж тем более — для весёлого детского писа-теля. Только послушайте: Н о с о в — просто, легко и немного забавно. Хорошо, в общем. А ещё лучше, если сам писатель подходит своей фамилии.
       У Носова действительно был нос и совсем не маленький, крупный такой, заметный, и большая голова, и широкие плечи… И всё это совершенно не вяза-лось с невысоким ростом и тихим, глуховатым голосом. На первый взгляд — неказистый такой человек. Очень молчаливый, очень замкнутый. Иные назы-вали его «хмурым ворчуном». Но что они знали, эти иные? Они ведь, наверное, и книг-то его не читали. А следовало бы. Впрочем, начать никогда не поздно.

Слайд 2

Однажды, когда мне было года четыре, мне читали вслух рассказ «Живая шляпа». Шляпа непонятно отчего двигалась по комнате, мальчики Вовка и Вадик, вооружившись для смелости кочергой и лыжной палкой, пробовали вы-яснить, насколько опасен для них этот оживший вдруг головной убор. Герои рассказа тряслись от страха, я же хохотала так, что несколько раз, пока мне чи-тали, падала со стула. Тайна разъяснялась просто: оказывается, шляпа упала с комода на котенка Ваську, который, пытаясь выбраться наружу, и передвигал шляпу по полу. Позднее, я узнала, что автор рассказа – Николай Носов.
          Ну, разве мог хмурый ворчун написать так смешно? Ведь от природы он обладал весьма разнообразными талантами, о которых мы узнаем чуть позже…

           Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 года в Киеве. Все, как известно, начинается с детства.
          Носов вспоминает, что осознавать себя отчетливо он начал к трем-четырем годам. Он видит себя в окружении вещей, которые пробуждают мысли и – главное – действуют на чувства. «Вот сутулый, с выдвинутыми вперед плечами, огромный, чуть ли не до потолка ростом, шкаф. Он стоит,… погрузившись в какую-то свою глубокую, бесконечную думу. От него немного добьешься слов». Шкаф говорит на непонятном, скрипучем языке.
           «Буфет более легкомысленное и франтованное существо». В буфете хранятся всякие вкусности. И говорит буфет, по определению маленького Коли, так: «говорливо скрипит, шипит, сипит, визжит, хрипит, крякает всеми своими дверцами и ящиками».
           А вот кресла похожи на чопорных теток, «им до зарезу хочется посудачить о том, о сем, да неохота показывать, что их могут интересовать такие пустяки, как праздные разговоры». Мальчику кажется, что как только он уходит из комнаты, кресла «сейчас же принимаются болтать о всякой всячине… Но стоит ему возвратиться – и они тотчас прикусывают язык, ручки тотчас – вдоль бедер, и опять тишина, будто никакого разговора и не было».
           Есть еще кровать, верный друг, спасающий от страшного старика, который мерещится ночью в окно. Можно спрятаться в нее, накрывшись одеялом. И так лежать, пока не придут «замечательные, фантастические, счастливые сны».
          Фантазия – вот оно, это качество, которое сохранит память детства, поможет Носову стать детским писателем.

           А вы знаете произведения Н.Н.Носова? Давайте проверим!

ВИКТОРИНА. Слайды 3-6

1. Из какого рассказа можно узнать рецепт приготовления каши?
(«Мишкина каша») Слайд 3
2. Какой способ перевозки собак предлагается в одном из рассказов?
(в чемодане «Дружок»). Слайд 4
3. Как называют ребят, которые выдумывают всякие забавные истории, будто сказки рассказывают?
(«Фантазеры»).
Слайд 5

11. Назовите жителей Цветочного города.
Незнайка Ворчун
Гунька Торопыжка
Авоська Растеряйка
Небоська Кнопочка
Пилюлькин Стекляшкин
Знайка Цветик-поэт
Семицветик  
Слайд 6


МОЛОДЦЫ!

 «В школьные годы Н.Носов мечтал стать музыкантом (кем-то вроде Паганини по меньшей мере), потом забросил скрипку, увлёкся химией и вполне серьёзно готовился к поступлению на химический факультет Политехнического института;  очень увлекается фотографией и перед самым поступлением в Политехнический передумал и вместо Политехнического поступил в Художественный… Окончил же Институт кинематографии.
   Закончив его, почти двадцать лет, с 1932 по 1951 г. работал в кино. Был режиссером мультфильмов, научных и учебных картин. Во время Великой Отечественной войны снимал, как режиссер, военно-патриотические фильмы.
      Н. Носов испытал в жизни не одну профессию. Но свой выбор остановил на детской литературе. Писать начал в 1938 году. В литературу, как говорил и писал Н.Н.Носов, пришел он случайно: родился сын, и нужно было рассказывать ему все новые и новые сказки, забавные рассказы для него и его приятелей-дошкольников...

«Постепенно я понял, что сочинять для детей — наилучшая работа. Она требует очень много знаний, и не только литературных, еще больше психологии детей. Главное — любви к ним. И уважения. Я понял, когда у меня рос сын, что к детям нужно относиться с самым большим и очень теплым уважением»

Слайд 7  Первый его рассказ был напечатан в детском журнале «Мурзилка» и назывался «Затейники».
Слайд 8
Потом появились повести: «Дневник Коли Синицына», «Веселая семейка», «Витя Малеев в школе и дома».
  Рассказы и повести писателя – книги о жизни ребят, в которых вы можете узнать не только себя, но и обстановку, в которой вы живете: обстановку семьи, школы, улицы, детского лагеря. Это книги для детей и про детей.

      - Ну-ка, вспомните, кто и кому говорит такие горькие слова:
«Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор».
(мать – Котьке «Огурцы»)

Сценка «Огурцы» 1 «А»
В письмах ребят – читателей к Н.Носову содержится обида: Почему все герои – мальчишки? Писатель отвечал, что, вероятно, лучше знает мальчишек, поэтому и пишет про них.

Сценка «Тук-тук-тук» 4 кл
    Одна из его книг называется «Фантазеры».
Слайд 9
    Иногда это слово употребляют как обидное, укоряющее: «Эх ты, фантазер!». Кто такой фантазер? (Ответы учащихся). Это мечтатель, сердце которого наполнено смелыми и неожиданными замыслами.

Сценка из рассказа «Фантазеры» 1 «Б»
      Николай Носов сам был редкостным фантазером. Как раз его фантазия и подарила всем нам Незнайку и других коротышек – маленьких человечков ростом с огурец - с их увлекательнейшими путешествиями в Цветочном городе и даже на Луне.
Слайд 10
      Как вспоминает внук Н.Носова: «Маленькие человечки ростом с небольшой огурец появились не случайно. Дед очень любил игрушки. Нередко мы отправлялись с ним в магазин, где продавались маленькие немецкие автомобильчики. У деда была к ним страсть. Играли то на столе, то на полу. Мы обожали играть в железную дорогу, ползали по полу, гудели… Дед покупал несколько игрушечных комплектов, и во всю комнату мы собирали рельсы длиной до… 15 метров!  Да и самого Незнайку, как он выглядел, его характер, автор списал со своего сына: такого же лохматого непоседы.

Сценка из «Незнайки» 3 кл.
   В чем же секрет неизменного интереса к книгам Носова? Какими отличительными чертами обладают его книги? (Ответы учащихся).
Книгам Н.Носова присущ неистощимый юмор. Даже при долгих поисках не удается обнаружить хоть одну несмешную книгу.

И сегодня мы увидим еще один отрывок из смешного произведения Н.Носова «Бобик в гостях у Барбоса».  

Сценка 2 класс.
        
Огромное число фильмов и мультфильмов создано по произведениям Н.Н.Носова. Их с удовольствием смотрят и дети, и взрослые. Я думаю, что вы тоже с удовольствием сейчас посмотрите  теперь мультфильм «Бобик в гостях у Барбоса».

М У Л Ь Т Ф И Л Ь М

Вам понравился сегодняшний вечер? Ну а на прощание  мы приготовили для всех небольшой подарок, раскраски иллюстраций к произведениям Н.Носова. Потом можно будет устроить выставку.


1. Детская литература // под ред. Е.Е. Зубаревой М. , 1985 г.
2. Детская литература // под ред. А. В. Терновского М., 1977 г.
3. Русская литература для детей. // под ред. Г.Д. Полозовой М., 1998г.

4. Носов Н.Н. Повесть о моем друге . 1972
5.
Борис КАРЛОВ. «Все о Незнайке» апрель 1996 г. (статья)

6. Носов Н. О себе и о своей работе. М.: Современник, 1973.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостинная, посвящённая творчеству К.И. Чуковского

Учащиеся четвертого класса проводили урок - литературную гостинную в первом классе....

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Презентация "Литературная гостиная, посвящённая творчеству К.И.Чуковского"

Презентация "Литературная гостиная, посвящённая творчеству К.И.Чуковского....

Литературная гостиная по творчеству К.И.Чуковского.

Сценарий и презентация для проведения внеклассного мероприятия для начальной школы с 1 по 4 класс. В мероприятии могут принять участие и воспитанники детского сада....

Тема: литературная гостиная по творчеству С.А.Есенина

В данной работе представлен сценарий внеклассного мероприятия, посвященный жизни и творчеству С.А.Есенина. Данная работа предполагает серьезную подготовительную работу и яркую презентацию материала в ...

Конспект урока по литературному чтению "Литературная гостиная, посвященная творчеству М.Ю.Лермонтова"

Дан конспект урока, в котором показано, как провести занятие в форме "Литературной гостиной", работа в группах по задаанному материалу....