Классный час "Семья и семейные ценности"
классный час (1 класс) по теме

Бокова Светлана Юрьевна

Классный час посвящен истории русских слов мама,папа,баба,дед

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl_chas_semya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час " Семья и семейные ценности"

Учитель начальных классов Бокова С Ю.

ПР: -Начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье

-  уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

-знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Оборудование: листы с пословицами, плакат с ребусом, вырезанные из бумаги фигуры для дома, вырезанное из бумаги сердце, цветные карандаши.

Оформление: плакаты с высказываниями: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Толстой,.

                                                                  Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Уч.- Вот и закончились ваши первые летние каникулы. Поздравляю вас с началом нового учебного года и желаю успехов в учёбе.

2. Уч.-  Прочитайте высказывание Л Н Толстого и скажите , о чем мы бедем сегодня говорить .«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

Дети: О доме , о семье.

Уч.-   Верно. Посмотрите на слово ДОМ. Хотите узнать , что оно обозначает?

Учитель:-Назовите букву.

-Буква «Д».

- Верно,в современном русском  алфавите эта буква называется Дэ. В старинных азбуках ее именовали красиво-ДОБРО. На что она похожа внешне?

Правильно-на крестьянский дом.  У нее двухскатная крыша, крепкие стены и надежный фундамент. Русские люди так и называли эту букву -Дом.

Дом-это добро.Дом охранял человека от зверей, от злых людей, всяких бед. Он давал тепло, уют и покой. Крестьяне гордились своими домами, строили всем миром, украшали, слагали песни , пословицы. Например:

 Дома и стены помогают. В гостях хорошо, а дома лучше.

Найдите на листочках пословице о доме.( Дети читают вслух и объясняют пословицы)

Дети:-Держись друга старого, а дома нового. Своя хатка-родная матка.В гостях хорошо , дома лучше.Все дороги ведут к дому.

Учитель:.Постройте дом из геометрических фигур.( дети на доске вместе составляют дом)

- Какие слова будут жить в нашем доме?( Добро,тепло,любовь)( дети наклеивают слова на стены дома)

Учитель:.В слове дом все буквы со смыслом. Буква  Д –похожа на дом. Буква О  -это хоровод, круг.  Возьмитесь за руки- и получится хоровод. За руки берутся люди дружные, любящие друг друга. Это ты, твой папа, твоя мама, твои сестры и братья. Это твоя семья. Вы все вместе живете в доме, поэтому букву о поставим рядом с буквой Д.  Н а что похожа буква М?  Правильно, буква М похожа на ограду. Дом надо охранять, семью -оберегать. За оградой можно жить спокойно. Вот и поставим букву М-ограду рядом с Д-домом и рядом с с О-твоей семьей. Получилось слово-  ДОМ. Нарисуйте забор рядом с нашим домом.

( Дети вместе рисуют забор)

3. Уточнение понятия «семья». Роль семьи в жизни человека.

Уч.- А кто живет в таком теплом, уютном доме, вам поможет отгадать ребус.
7 Я
Дети;.- Семья.
Уч.; Что такое семья?
Дети;. Мама, папа, я. 2 бабушки и 2 дедушки.
Учитель: Вот и получилось 7 Я.

Уч.- Все эти семьи составляют род. Род это все родственники, имеющие общего предка. Слово семья обозначает семь «Я», которые живут под одной крышей. Это родители, бабушки, дедушки, братья и сестры. Значит, всех их можно назвать семьей.
Уч;.- Что необходимо вам для того, чтобы было тепло не только в доме, но и в семье?
Дети;.- Любовь, ласка, добро, уважение.
Уч;.- Это необходимо только вам?
Дети;.- Нет, любовь нужна всей семье.
Уч;.- Перед вами лежат листочки с нарисованным сердцем. Представьте, что это ваше сердце. Подумайте, кого бы вы хотели впустить в свое сердце? Это могут быть члены вашей семьи, а может быть кто-то еще. А теперь впишите в сердце кого вы впустили в него, не забудьте про себя.

«В сердце для каждого нашли уголок». (На доске запись)

Уч;.- Хорошо, когда в вашем сердце живут близкие люди и когда вы живете в их сердцах.
- А может ли человек жить один и называть себя семьей?
Послушайте историю, которая произошла с одним мальчиком.
Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился. И было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. И был очень старый, но очень мудрый.
-Куда ты идешь?- спросил старик.
-Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
- Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки.
- Посмотри !- сказал стрик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, весте грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась СЕМЬЯ.

Учитель.:Кто же главный защитник и оберегатель детей?

Дети: Мама.

Учитель.:Об этом и само слово МАМА говорит. Оно состоит из дух букв –М и А. Буква М означает ограду , защиту. А буква А –это ты сам, она обозначает человека. Это самая главная буква, с нее начинается азбука. Какие слова раньше других начинает выговаривать маленький человек? Правильно, мама, папа. А еще Я. И как только ребенок начинает говорить Я, он осознает себя человеком. В старину Я звучало как АЗ. И буква А называлась -АЗ.   Если присмотреться, буква А похожа на человека. Родится человек,   и кто его кормит, воспитывает, оберегает ? МАМА. Вот и встала буква М рядом с А , как ваша мамам находится всегда рядом с вами. Вот какое дорогое и золотое слово!

В народе так говорят о маме( Дети читаю на листочках вслух)

Нет дороже дружка, чем родная матушка.

Другой матери не будет.

Материнская забота в огне не горит и вводе не тонет.

Сердце матери- вещун.

Учитель.  Кроме мамы, кто еще вас оберегает и балует? Папа. В народных сказках папу называют батюшкой, солнышком. Папа –сильный, большой, от него тепло и свет в доме. Без хозяина дом-сирота. Как вы называете своих пап? Посмотрите , из каких букв состоит слово папа? П –покой.  Покой -это, как дом: та же защита, только надежнее. Буква П с крышей и со стенами, она охраняет тебя со всех сторон.  Она обеспечивает ребенку покой.

Прочитайте пословице о папе , об отце.

Отец- всегда молодец.

Каков отец, таков и сын.

Отец помучит ,но научит. Сын молодой, пока отец живой.

Учитель.   А теперь вспомните , с каких слов начинается  большинство сказок. «Жили-были дед и баба..» Почему так? Сказка сочинялась очень давно и передавалась из уст в уста. Дед и баба – основа всей нашей жизни. Они наш корень. Мы их любим и уважаем. Посмотрите на слово ДЕД.  В нем две Д-дом. Это дом отца и дом сына .А между ними крепкая связь- буква Е. , что значит-ЕСТЬ. Вместе это слово показывает связь времен, отцов и детей.

Слово может быть самое старое слово на земле. Оно родилось в то время, когда люди только что научились добывать огонь. Чтобы огонь не погас , изобрели очаг, печь. Жизнь наших предков – славян начиналась с печи, в которой горел огонь , давая людям тепло и свет. Поддерживанием  огня занималась обычно самая старая , самая уважаемая женщина среди людей -БАБА. Как образовалось это родное слово? А –это человек, На что похожа буква Б? На печь! Топится печь  - тепло в доме и ребенок может спать  спокойно, бабушка не даст его в обиду.

Семейный котел всегда кипит. Ты , твои родители , братья и сестры , бабушки и дедушки и есть твоя семья. Без семьи трудно жить человеку. У каждого в семье свое дело. Расскажите о своей семье , о семейных традициях.  ( дети рассказывают о семье)

Учитель.   А теперь давайте «оживим» дом, который вы заселили в начале классного часа.  Выберите слова- понятия, которые  считаете необходимыми для создания теплых семейных отношений. Вы не забыли себя заселить в этот дом?( дети выставляют слова: любовь ,уважение, доброта)

Учитель.  

Ребята, а чей же дом получился на доске? (Дом нашего класса). Правильно! Пусть всегда царит в нем доброта, дружба, уважение и т.д.  Наша дружная школьная семья-это наш класс.. Ей уже второй год. И год от года она будет все дружней, все крепче. И у меня, и у ваших родителей - забота, чтобы вы выросли хорошими людьми. И для этого мы прикладываем все силы. Любовью и терпением ваших родителей достигается семейное согласие; непрестанным трудом – достаток и благополучие. Помните мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».

Творческая работа.

-А сейчас я хочу попросить вас, чтобы вы нарисовали свою семью. Дети рисуют на тему «Моя семья». .

7. Итог урока. -Вы придёте домой, что вы расскажете о нашем уроке? О чём мы сегодня говорили? Что нового вы узнали?

                                                     

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический классный час "Семья. Семейные ценности".

Предлагаемая разработка может оказаться полезной при организации и проведении классного часа 1 сентября не только учителям начальных классов, но и среднего звена. Материал может быть использован ...

Классный час "Семья.Семейные ценности"

Разработка классного часа для 2 класса по теме "Семья"...

Классный час «Семья. Семейные ценности»

Классный час «Семья. Семейные ценности»Цель:Формировать желание жить в гармоничной, дружной  семье.Задачи:Способствовать укреплению у детей чувства благодарности к родителям, бабушкам и дедушкам....

классный час "Семья. Семейные ценности".

материал для проведения внеклассных мероприятий, классных часов о семье....

Сценарий классного часа "Семья. Семейные ценности".

Сценарий для учащихся 1-2 классов....

Классный час "Семья, семейные ценности."

Конкретизировать с  учащимися  понятия «семья» и «семейные  ценности», показать, как  традиционные религии России относятся к семье; подвести  учащихся...

классный час фролова семейные ценности

классный час фролова семейные ценности 2 класс...