Классный час в 3 классе "Азбука вежливости"
классный час (3 класс) по теме

Создание книжки-памятки "Азбука вежливости"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Классный час "Азбука вежливости"13.45 КБ

Предварительный просмотр:

Ермакова Оксана Владимировна

Цели:

- раскрыть понятия «вежливость»;

- учить детей вежливому обращению, уважению к человеку любого возраста

- воспитывать культуру поведения учащихся;

- формировать умение адекватно оценивать результаты своей деятельности и деятельности других;

- совершенствовать умение эффективно взаимодействовать в группе сверстников

Задачи:

- приобщение к нравственности;

- развитие внутренней культуры детей;

- развитие умения общаться, находить правильный выход из ситуации;

- расширение словарного запаса и кругозора детей;

- выработка особого мнения о вежливом человеке и правил вежливости.

Оборудование: магнитная доска, фломастеры, клей, импровизированный троллейбус, кинозал, мяч, магнитофон.

Оформление: конверты с разрезанными пословицами, кружочки с правилами поведения в различных ситуациях, таблички со словами, которые нужно вставить в стихотворение, выписка из толкового словаря, обложка азбуки, страницы азбуки, составляемой детьми; смайлики. (Доска заполняется постепенно).

Актуальность темы выбранного мероприятия: в наше время волны информационных потоков захлестывают детей. У них еще не выработалась система фильтрации, защита от негатива. Спутниковые антенны и скоростной Интернет выбрасывают детей в свободное плавание, в котором утрачена система ориентиров. Мероприятия, подобные данному, позволяют детям приобретать первоначальные знания о социальных нормах и культурных ценностях.

 

Ход мероприятия.

(Парты поставлены кругом. На них разложены конверты с пословицами, карточки со словами, клей, фломастеры)

Учитель читает стихотворение

- Добрый день! – тебе сказали,

- Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали – теплоты и доброты.

- Здравствуйте – ты скажешь человеку,

- Здравствуй! – улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

За что мы говорим «спасибо»?

За все, что делают для нас,

А вы припомнить не смогли бы:

Кому сказали? Сколько раз?

Учитель:

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем занятии?

(Выслушивает ответы детей. Если те затрудняются, читает стихотворение С.Маршака «Ежели вы вежливы»)

Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,

В автобус вы поможете взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы, то, сидя на уроке,

Не будете с товарищем трещать, как две сороки.)

Учитель:

- Мы сегодня будем не просто говорить о вежливости, а попробуем самостоятельно составить Азбуку вежливости

(На доску вывешивается обложка будущей Азбуки)

Учитель:

- Для начала давайте выясним, что же такое «вежливость»? Что значит, быть вежливым? Попробуем вывести правило? (Выслушивает ответы детей)

Учитель:

- А теперь давайте сопоставим ваши варианты ответов с определением, которое нам предлагает словарь, и сравним с нашим выводом.

(На доску вывешивается страница №1 с определением  вежливости и невежества.

Вежливость – древнерусское «вежа» - знающий, учтивый. Это правила приличия. Это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Невежество – обратный смысл – грубиян, не соблюдает правили приличия)

Учитель:

- В обиходе вежливого человека, воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грустному и обиженному человеку вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение. А вы можете поднять настроение друг другу? Давайте попробуем это сделать при помощи игры в мяч. Встанем в круг и будем бросать друг другу мяч, называя при этом «волшебные» слова.

(Проводится игра. Дети бросают мяч друг другу, называя вежливые слова)

Учитель:

- Покажите, а как вы здороваетесь друг с другом.

(Дети показывают)

Учитель:

- А вы знаете, что раньше, здороваясь, мужчины, снимали перчатку и шляпу?

А кто знает, откуда пошел такой обычай?

(Рассказывает:

Эти обычаи пришли к нам из рыцарских времен.

Рыцари, облаченные в доспехи,  странствовали по свету. Входя в дом, рыцарь снимал шлем, как бы говоря этим жестом хозяину: «Я не опасаюсь тебя». Суровые времена средневековья прошли, но обычай – входя в комнату, снимать шляпу – остался. Этим ты показываешь хозяевам, что уважаешь дом, в который вошел, уважаешь живущих в нем людей. И это им приятно.

С рыцарских же времен идет обычай – здороваясь, снимать перчатку с правой руки. Сняв перчатку, рыцарь показывал, что в руке у него не зажато оружие, что он относится к встречному доброжелательно. И сейчас ты снимаешь перчатку или варежку из уважения к товарищу).

Учитель:

- Теперь некоторые  «волшебные» слова, из тех, которые вы называли, поместим в словарик. Это будет следующей страницей «азбуки». Для этого нам нужно вставить

пропущенные слова в отрывки из стихотворений. Лист с этими отрывками  лежит у вас на столе, а нужные слова вы можете найти в конверте, который тоже находится у вас на столе. Возьмите клей, выберите подходящее слово и вставьте его в отрывок из стихотворения. Так мы оформим словарик вежливых слов, и это будет нашей следующей страничкой азбуки.

(Звучит «Песенка кота Леопольда».  Учащиеся коллективно выполняют работу, закончив, вывешивают на доску готовую страницу. Зачитывают, что получилось.

На доске появляется Страница №2

  1. Растает даже ледяная глыба

    От слова теплого спасибо.

  1. Зазеленеет старый пень,

     Когда услышит добрый день.

  1. Мальчик вежливый и развитый

    Говорит, встречаясь, здравствуйте.

  1. И во Франции, и в Дании

3

На прощание  говорят до свидания.

  1. Когда нас бранят за шалости,

Говорим,  простите, пожалуйста)

Учитель:

- Вежливость – это не только «волшебные» слова. Вежливость – это еще и правила приличия, умение вести себя так, чтобы другим было с тобой приятно общаться.

Представим ситуацию, когда вы отправляетесь друг к другу в гости, на день рождения. Дайте совет тому, кто ходит в гости.

(Подготовленный ученик читает стихотворение Г.Остера «Советы наоборот»)

Ученик:

- Если ты пришел к знакомым,

Не здоровайся ни с кем.

Слов: «пожалуйста», «спасибо»

Никому не говори.

Отвернись, и на вопросы

Ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун

Учитель:

- Как вы думаете, почему это стихотворение называется «Советы наоборот»?

(Дети отвечают, что нужно сделать все наоборот: поздороваться, когда пришел, говорить слова «пожалуйста», «спасибо», отвечать, если тебя о чем-нибудь спрашивают).

Учитель:

- Каждый праздник подразумевает застолье. Умеете ли вы правильно сидеть за столом? Перечислите правила поведения за столом, которые вы знаете. (Дети перечисляют)

Учитель кладет на стол вырезанные из бумаги кружочки, на которых написаны различные правила, в том числе и поведения за столом

Учитель:

- А теперь среди кружочков выберите нужные и наклейте на третью страничку нашей азбуки.

(Звучит «Песенка Мальвины». Дети наклеивают. Готовая страница №3 с правилами поведения за столом вывешивается на доску

Когда я ем, я глух и нем.

Не чавкай.

Не клади локти на стол.

Не разговаривай с набитым ртом.

Не хватай угощение.

Не вытирай рот рукой, пользуйся салфеткой.)

Учитель:

- Ребята, каждому из вас доводилось пользоваться каким-либо транспортом для того, чтобы куда-то попасть. О каком транспортном средстве идет речь в небольших стихах, которые я вам сейчас прочитаю?

(Читает)

- Что за чудо  - синий дом!                        Спозаранку за окошком

Ребятишек много в нем.                        Стук, и звон, и кутерьма…

Носит обувь из резины                                По прямым стальным дорожкам

И питается бензином.                                Ходят красные дома

(Автобус)                                                (Трамвай)

Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он держит их руками

(Троллейбус)

Учитель:

- Какие правила поведения в транспорте вы знаете? Продемонстрируйте их.

Учитель обращает внимание детей на импровизированный троллейбус, сделанный из стульев и предлагает детям расположиться в этом транспортном средстве. Разыгрываются ситуации «Вошел пожилой человек», «Женщина с ребенком», «Инвалид». Дети демонстрируют правила поведения в этих ситуациях).

Учитель:

-Оформим страничку № 4 нашей Азбуки. Она посвящается правилам поведения в транспорте. Выберите из предложенных кружочков с правилами поведении нужные и наклейте их на нашу следующую страничку азбуки.

(Звучит «Песенка крокодила Гены». Дети наклеивают правила и вывешивают на доску  страничку №4

На остановке не толкайся, не кричи.

Веди себя спокойно, держись за поручни, не стой в дверях, не разговаривай громко.

Уступи место инвалиду, пожилым людям, женщине с маленькими детьми.

Помоги подняться и выйти из транспорта пожилым людям.

При выходе мужчина должен подать руку женщине.)

Учитель:

- Вы с друзьями договорились пойти в кино. Умеете ли вы вести себя в кинотеатре? Давайте разыграем ситуации и из них выведем правила поведения в кинотеатре. Пройдемте в наш импровизированный кинотеатр.

(Дети проходят в « кинотеатр» и разыгрывают ситуации: «Опоздавший», «Ситуация с едой», «Громкие замечания». Звучит песенка из мультфильма.  Оформляют страницу №5

Проходить на свое место нужно лицом к сидящему.

Нельзя во время сеанса есть – шуршание бумажек, причмокивание и прочие звуки мешают присутствующим.

Во время сеанса не делай никаких замечаний в полный голос).

Учитель:

- Вот мы и закончили составлять нашу Азбуку вежливости. Но на этом точку нельзя поставить, т.к. в жизни есть много ситуаций, когда человек должен быть вежливым. Возможно, и дальше вы продолжите писать Азбуку вежливости, и в ней появятся еще странички, листая которые, вы будете помнить о том, что человек должен быть красив во всем: и в одежде, и в общении, и в культуре поведения.

- В заключение хотелось бы узнать, что нового вы открыли для себя на этом занятии? Оказалось ли оно для вас полезным?

(Звучит  песенка про доброту из мультфильма «Приключения Фунтика».  Предлагает рожицы с улыбкой, равнодушные и печальные. Дети выбирают ту, которая  соответствует инструкции:

Улыбается – занятие понравилось

Печальное выражение – не понравилось

Равнодушное выражение – занятие оставило равнодушным. Подписывают на смайлике свое имя)

Учитель:

- Теперь эти смайлики мы поместим на последнюю страничку нашей азбуки и таким образом закрепим наши авторские права.

(Помещает смайлики на доску)

Учитель (читает под музыку):

- Настанет, друзья, счастливое время, настанут чудесные дни

Ребята приветливы будут со всеми, грубить перестанут они.

Подует ветер свежий, фиалки расцветут,

Исчезнут все невежи, навеки пропадут.

Пусть грубость исчезнет навеки, пускай по рецептам врачей

Появятся в каждой аптеке лекарства для грубых детей.

Подует свежий ветер, фиалки расцветут,

Исчезнут все невежи, навеки пропадут.

- На этом наш классный час закончен. Благодарю всех.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "В Стране Вежливости и Доброты"

Классный час содержит конспект занятия и презентацию, сопутствующую уроку....

Классный час "Поговорим о вежливости и доброте".

Говорим о нормах поведения в различных жизненных ситуациях....

Классный час "Поговорим о вежливости и доброте".

Говорим о нормах поведения в различных жизненных ситуациях....

Классный час "Ежели вы вежливы"

Цель мероприятия: формирование у учащихся понимания важности вежливого отношения к окружающим ....

Классный час "Поговорим о вежливости"

Подбор загадок,игр и другого материала по теме....

Классный час " В Царстве вежливости и доброты"

Классный час " В Царстве вежливости и доброты"   Задачи: – познакомить с понятием “вежливость”, показать, в чем проявляется вежливость, показать необходимость употребления в речи “вежливы...

Классный час на тему «ВЕЖЛИВОСТЬ» (3-4 класс)

Материал данного классного часа помогает детям осмыслить свое отношение к окружающим....