Здоровьесбережение в образовательном процессе
учебно-методический материал по теме

Коданева Любовь Владимировна

Здоровьесбережение в образовательном процессе.

В здоровьесберегающей технологии я выделяю несколько критериев:

1.    Слежу за созданием гигиенических условий в классе (температура и свежесть воздуха,освещение класса и доски).

Именно поэтому на переменах после каждого урока провожу проветривание класса, в классе соблюдается питьевой

режим, на уроках каждые  7 - 15 минут  ( в зависимости от возраста детей ) меняется вид деятельности. В 1 - 2 классе

 обязательно проведение физминуток, а в 3 - 4  - физкультурных пауз.

В 1 классе после второго урока обязательной была прогулка на свежем воздухе , где проводила подвижные игры.

2.  Слежу за сменой видов учебной деятельности на уроке.

3.  Слежу за правильной позой учащихся во время письма.

4.  Создаю и поддерживаю комфортный психологический климат на уроке.

С 1-ого класса привлекаю родителей к обучению детей здоровому образу жизни. Провожу родительские собрания ,

индивидуальные беседы,  инструктажи по закаливанию детей,дни здоровья.

О здоровье , о правильном питании, об обязятельном соблюдении правил личной гигиены, режима дня, об отказе от

вредных привычек, о безопасном поведении на улице, на перемене, в играх мы говорим с ребятами на классных часах

(" Мой режим дня", " Береги своё здоровье смолоду". " Разговор о правильном питании", " Будьте здоровы" - о профилактике

простудных заболеваний в школе, «Скажи себе: «Нет!» - избавление от вредных привычек,  «Соблюдай правила дорожного

движения») , участвуем в различных викторинах («Красный, жёлтый, зелёный»), конкурсах (на лучшее оформление классного

уголка на тему «Если хочешь быть здоров»,    «Безопасное колесо»).Участвуем в игре по станциям «Тропинка здоровья».

Спортивные праздники мы проводим не только с детьми, но и вместе с родителями (совместные походы, праздники «Папа,

мама, я – спортивная семья», соревнования между папами и мальчиками).   

Физкультминутки для детей 1- ого класса.

  1. Дима шёл, шёл, шёл

Земляничку нашёл.

Ах, какая вкусная.

  1. Руки ставим все вразлёт.

Получился самолёт.

Взмах крылом туда – сюда

Делай раз и делай два.

  1. Дровосеками мы стали,

Топоры мы дружно взяли.

И руками сделав взмах,

По полену сильно – бах.

  1. Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все разом встали,

Великанами мы стали.

  1. Вот какая стрекоза-

Как горошины глаза,

Влево, вправо и вперёд-

Ну, совсем как вертолёт!

  1. Ехал Грека через реку:

Видит Грека – в речке рак.

Сунул Грека руку в реку-

Рак за руку Грека цап!

Комплекс зарядки для малышей (2 класс).

I . КОМПЛЕКС

• "Подтягивание". Исходное положение - стойка, ноги врозь. Положив сплетенные руки на голову, медленно отвести локти назад и прогнуться - вдох. Расслабив мышцы, вернуться в исходное положение - выдох. Темп медленный. 3-4 раза.

• "Присядь комочком". Исходное положение - основная стойка. Присесть пониже, обхватив руками колени, голову вниз - выдох. Вернуться в исходное положение - вдох. 4-5 раз.

• "Петрушка". Исходное положение - стойка, ноги врозь, руки в стороны ладонями вперед, пальцы разведены. Наклониться, коснуться ладонями колен - выдох. Вернуться в исходное положение - вдох. 6-7 раз.

• "Маятник". Исходное положение - стойка, ноги врозь, руки за спину. Наклоны вправо и влево. Дыхание свободное. 4 раза.

• "Косари". Исходное положение - стойка, ноги врозь, руки вперед - вправо, пальцы сжаты в кулаки. Повороты налево и направо (имитация движений косаря). Дыхание свободное. 5-6 раз.

• "Мячики". Исходное положение - основная стойка, руки за пояс. Подскоки на месте на носках. Дыхание свободное. После 15-20 перейти в свободную ходьбу с постепенным замедлением.

• "Дыши глубже". Исходное положение - стойка, ноги врозь, руки на пояс, голову вниз, отводя локти и плечи назад, голову вверх - вдох. Вернуться в исходное положение - выдох. Темп медленный. 6-8 раз.

II КОМПЛЕКС

• "Котята". Исходное положение - стойка, ноги врозь. Приподнять предплечья, кисти вверх, пальцы разведены и, отведя плечи назад, прогнуться (движение, соответствующее естественному потягиванию) - вдох. Расслабив мышцы, вернуться в исходное положение - выдох. Темп медленный. 3-4 раза.

• "Конница". Исходное положение - основная стойка, руки согнуты под прямым углом вперед, локтями вниз. Согнуть левую ногу и коснуться коленом своей ладони. То же с правой ногой. Движение свободное. 6 раз каждой ногой.

• "Дровосек". Исходное положение - стойка, ноги врозь, руки вверх. Наклон вперед, колени полусогнуты, маховым движением пронести руки между колен - выдох, вернуться в исходное положение - вдох. 6 раз.

• "Ветер качает березки". Исходное положение - стойка, ноги врозь, руки полусогнуты над головой. Поочередные наклоны влево и вправо. Дыхание свободное. 5 раз в каждую сторону.

• "Винтики". Исходное положение - стойка, ноги врозь, руки на пояс. Повороты туловища вправо и влево. Дыхание свободное. 5 раз в каждую сторону.

• "Листики тихо падают". Исходное положение - стойка, ноги врозь, руки вверх, кисти расслаблены. Помахивая кистями, руки через стороны вниз, голову вниз - выдох. Вернуться в исходное положение - вдох. Темп медленный. 6-8 раз.

Комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ) для детей 3 – 4 классов.

Школьные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках ФМ для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия.

 

ФМ для улучшения мозгового кровообращения.

  1. Исходное положение (и.п.) – сидя на стуле, 1 – 2 – отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 – 4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный.
  2. И.п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо, 2 – и.п., 3 – поворот головы налево, 4 – и.п. Повторить 6 – 8 раз. Темп медленный.
  3. И.п. – стоя или сидя, руки на поясе. 1 – махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 – и.п., 3 – 4 – то же правой рукой. Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный.

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

  1. И.п. – стоя или сидя, руки на поясе. 1 – правую руку вперед, левую вверх. 2 – переменить положения рук. Повторить 3- 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
  2. И,п – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 – 2  - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3 – 4 – локти назад, прогнуться. Повторить 6 – 8 раз, затем руки опустить вниз и потрясти раслабленно. Темп медленный.
  3. И.п. – сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулак. 2 – разжать кисти. Повторить 6 – 8 раз, затем руки опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
  4. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1 – резко повернуть таз направо. 2 – резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 – 8 раз. Темп средний.
  5. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1 – 3 – круговые движения тазом в одну сторону, 4 – 6 – то же в другую сторону, 7 – 8 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.
  6. И.п. – стойка ноги врозь. 1- 2 – наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 – 4 – и.п., 5 – 8 – то же в другую сторону. Повторить 6 – 8 раз. Тмеп средний.

ФМ для общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мыщц с учетом их напряжения в процессе деятельности.

Комплекс упражнений ФМ для младших школьников на уроках с элементами письма.

  1.  Упражнение для улучшения мозгового кровообращения.

И.п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо, 2 – и.п., 3 – поворот головы налево, 4 – и.п., 5 – плавно наклонить голову назад, 6 – и.п., 7 – голову наклонить вперед. Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный.

  1. Упражнение для снятия утомления с мелких мышц кисти.

 И.п. – сидя, руки подняты вверх. 1 – сжать кисти в кулак, 2 – разжать кисти. Повторить 6 – 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

  1. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища.

И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1 – резко повернуть таз налево. Во время поворота плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.

  1. Упражнение для мобилизации внимания.

И.п. – стоя, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 – правую руку на плечо, 4 – левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 – левую руку вверх, 7 – 8 – хлопки руками над головой, 9 – опустить левую руку на плечо, 10 – правую руку на плечо, 11 – левую руку на пояс, 12 – правую руку на пояс, 13 – 14 – хлопки руками по бедрам. Повторить 4 – 6 раз. Темп – 1 раз медленный, 2- 3 раза – средний, 4- 5 – быстрый, 6 – медленный.

Комплекс упражнений гимнастики для глаз.

  1.  Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4 – 5 раз.
  2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4 – 5 раз.
  3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4 – 5 раз.
  4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1- 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.
  5. В среднем темпе проделать 3 – 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 1 – 2 раза.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесбережение в образовательном процессе.

Изучив методикутдоктора медицинских наук, руководителя лаборотории физиологоздрароохранительных проблем обучения В.Ф. Базарного, приняля во внимания и использую....

Здоровьесбережение в образовательном процессе.

Изучив методику доктора медицинских наук, руководителя лаборотории физиологоздрароохранительных проблем обучения В.Ф. Базарного, приняля во внимания и использую. Выступление на заседании школьного МО....

Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)

Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы  "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...

Здоровьесбережение в образовательном процессе

В статье описывается, каким образом можно создать оптимальные условия для сбережения здоровья учеников в образовательном процессе....

Здоровьесбережение в образовательном процессе.

Охрана здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны зан...

Проблема здоровьесбережения в образовательном процессе

Содержание буклета направлено на профилактику проблемы социального здоровья...