Здоровьесбережение в образовательном процессе
статья по зож по теме

Лыкова Наталья Александровна

В статье описывается, каким образом можно создать оптимальные условия для сбережения здоровья учеников в образовательном процессе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесбережение в образовательном процессе

Для сохранения здоровья обучающихся использую следующие технологии и приёмы на уроках и во внеурочной деятельности:

  1. Соблюдение гигиенических условий в классе: оптимальных температуры и влажности воздуха, рациональности освещения класса и доски,  отсутствие  неприятных звуковых раздражителей. Проветривание кабинета на переменах, установка дополнительного освещения классной доски софитами, установка различных демонстрационных досок - магнитной, маркерной, интерактивной, хорошее состояние мебели.
  2. Оптимальный уровень парт и стульев, соответствующий росту способствует сохранению здоровой осанки. Мебель промаркирована в соответствии с СанПином.
  3. Плотность урока не должна превышать 80 %.
  4. Смена видов деятельности через 10 минут, не менее 4 – 5 на уроке.
  5. Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения обучающихся: методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.), активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, ученик как исследователь), методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
  6. Включение в урок оздоровительных моментов: физкультминуток, релаксации, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, рекомендуется проводить на 20 и 35 минуте урока.
  7. Включение в содержание урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, которые способствуют формированию отношения к человеку и его здоровью как к ценности. Выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение обучающимся знаний о возможных последствиях выбора поведения.
  8. Наличие мотивации деятельности обучающихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.д. Стимуляция внутренней мотивации: стремления больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому предмету. (Интригующее начало урока, эпиграфы к изучаемой теме, интересные факты науки).
  9. На уроке создаётся особый благоприятный психологический климат, преобладают положительные эмоции.
  10. Наличие на уроке элементов эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, показ юмористической или поучительной картинки, поговорка, известное высказывание с комментарием, небольшое стихотворение и т.п.). На уроке 2 – 3 разрядки.
  11.  Организованное окончание урока, рефлексия (обсуждение результатов деятельности, комментарий домашнего задания, мотивация на его выполнение, благодарность за сотрудничество).
  12.  Лекции на родительских собраниях с родителями о вопросах здоровьесбережения. Разработка и выпуск памяток на темы здоровьесбережения.
  13.  Проведение внеклассных мероприятий на темы здорового образа жизни. Участие в конкурсах и мероприятиях на темы здоровьесбережения.
  14.  Проведение уроков физической культуры при благоприятных погодных условиях на улице.
  15.  Музыкотерапия. Для снятия напряжения и эмоциональной разгрузки детей часто включаю классическую музыку. Предпочтение отдаём русской музыке П.И.Чайковского отрывки из балета «Лебединое озеро», «Щелкунчик», Н.А.Римского- Корсакого отрывки из оперы «Сказка о царе Салтане», музыка зарубежных композиторов: Л.В.Бетховен «Лунная соната», «Элизе», В.А.Моцарт «Симфония №40» и др.
  16.  В период эпидемии гриппа проводим фитотерапию. Фитонциды лука и чеснока убивают микробы в воздухе, поэтому вместе с детьми раскладываем в классе на тарелочки порезанные  мелко эти полезные растения.

Систематическая работа с детьми,  создание условий для здоровьесберегающей среды  даёт положительные результаты.