Проект "Талант живёт в каждом"
проект по теме

Богданова Анна Владимировна

Разработка проекта учителя начальных классов "Талант живёт в каждом"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx38.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Шегарская средняя общеобразовательная школа № 2»

Проект

«Талант живёт в каждом»

Богданова Анна Владимировна,

учитель начальных классов

первая квалификационная категория

 2011 г

Общие сведения о проекте

Вид проекта  незавершенный.

Область инновации – теория и практика обучения и воспитания.

Масштаб нововведения – локальный.

Вид нововведения – создание программы «Работа с одарёнными детьми»

Сроки реализации нововведения – август 2010 – май 2011 уч. гг.

Количество педагогов, участвующих в нововведении – 5.

Обучающиеся, участвующие в эксперименте по реализации нововведения  

по параллелям классов, возраст 7 - 10 лет.

Педагогический проект

«Талант живёт в каждом»

  1. Проблема:

Недостаточно высокий показатель участия в конкурсах разного уровня обучающихся начальной школы.

  1. Цель проекта:

               Выявление одаренных детей и создание условий для  их развития,  самореализации,  профессионального самоопределения в соответствии со способностями.

  1. Задачи проекта:
  • Изучить опыт работы других педагогов по работе с одарёнными детьми.
  • Провести психолого-педагогический мониторинг.
  • Совершенствовать систему работы с одарёнными детьми: внедрять новые формы организации детей; вовлекать большее количество детей в проводимые мероприятия; применять разнообразные меры стимулирующего характера для поощрения одарённых детей.
  • Расширить диапазон мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся.
  • Повышать качество подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с одарёнными детьми.
  • Создать условия для развития и реализации творческих учебно-исследовательских способностей учащихся.
  1. Ресурсное обеспечение проекта:
  1. Кадровое
  • Преподаватель начальных классов МОУ «Шегарская СОШ №2»:

- Богданова Анна Владимировна, первая квалификационная категория;

  • Социально-педагогическое сопровождение МОУ «Шегарская СОШ №2»:  

- Сидорова Елена Александровна, заместитель директора по ВР;

- Петрова Светлана Юрьевна, учитель начальных классов;

- Варгамыдина Надежда Викторовна, педагог – психолог;

- Напылова Татьяна Анатольевна, учитель экологии.

  1. Материально-техническое
  • Кабинет начальных классов;
  • Компьютер с проектором, экран, колонки, принтер;
  • Актовый зал;
  • Компьютерный класс (источники Интернета);
  • Библиотека (книжный и мультимедийный фонд).
  1. Целевая аудитория

Обучающиеся МОУ «Шегарская средняя образовательная школа  №2»,

 дети 7 -10 лет.

  1. Актуальность проекта. Общие положения

Современное общество нуждается в свободной личности, способной самостоятельно решать возникающие проблемы, готовой к самореализации и творчеству, к отстаиванию своей независимости и ответственности.

 Одаренные дети - весьма однообразная, ценная, но хрупкая часть нашего общества, один из его важнейших ресурсов. Одаренные дети представляют собой культурный и научный потенциал Российского общества, от них зависит, как будут развиваться наука, техника и культура в будущем.

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного Российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Каким же требованиям родителей и общества должна соответствовать школа?

  • Это школа, которая даёт современное образование, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети имеют чёткое представление о дальнейшем профессиональном выборе и без трудностей поступают в учебные заведения.
  • В этой школе должны преподавать высококвалифицированные, творческие, заинтересованные в социализации учащихся педагоги.
  • В школе должны быть свои традиции.
  • Школа должна быть местом психологически комфортным, где уважается личность, как ученика, так и педагога.
  • В школе должна быть система дополнительного образования, позволяющая выявить способности ребёнка, лежащие  вне учебной деятельности.

 В настоящее время можно говорить о развитии разнообразных форм работы и помощи, предлагаемой детям с повышенными способностями. Однако очевидным является и тот факт, что работа с одарёнными детьми требует глубокого изучения и проработки её методологических основ. Таким образом, возникает насущная необходимость научно-методической поддержки образовательной деятельности педагогов, работающих с одаренными детьми в системе общего и дополнительного образования. Как отмечал К.Г.Юнг: «Сам учитель должен быть гением, чтобы правильно выявить среди учеников одно гениальное дарование». Подготовка педагогов для работы с данной категорией детей должна обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов их профессиональной квалификации.  

Данный проект охватывает главные аспекты воспитания и обучения одарённых детей в условиях муниципального общеобразовательного учреждения, намечает перспективы, определяет приоритеты развития работы с одарёнными детьми, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей. Проект направлен на совершенствование образовательного процесса, который создаёт и воспроизводит условия для развития одарённых детей.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в школе являются участие детей в различных олимпиадах, конкурсах, конференциях. Разноуровневые конкурсы способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности.

Актуальность проекта видится в его практической направленности.В сентябре 2010 года родителям была предложена анкета:

  • Каковы признаки одарённости?

         -  хорошо учатся – 70 %

         -  участвуют в конкурсах – 15 %

         -  посещают кружки, секции – 10 %

         -  не знаю – 5 %

  • Кто поможет выявить одарённость ребёнка?

         -  родители – 19 %

         -  специалисты – 43 %

         -  тестирование – 27 %

         -  не знаю – 11 %

  • Кто несёт основную ответственность за развитие одарённости ребёнка?

-  школа – 64 %

        -  родители – 31 %

        -  не знаю – 5 %

          Результаты анкетирования позволяют сделать вывод о том, что многие родители ощущают острую потребность в получении информации о развитии одаренности детей.

Вследствие изучения проблемы были проведены мониторинговые исследования по участию детей в конкурсах разного уровня.

Результаты участия учащихся начальной школы в конкурсах

Год

Уровень конкурсов

Количество

Победители и призеры

2008

Районный

29

8

Областной

67

7

Всероссийский

54

0

2009

Районный

33

9

Областной

81

26

Всероссийский

104

0

2010

Районный

41

12

Областной

88

3

Всероссийский

77

0

Результаты  исследования позволяют сделать вывод о невысоком показателе участия в конкурсах разного уровня обучающихся начальной школы, что может быть связано с проблемой не выявления одарённости или недостаточном развитии выявленных форм одарённости детей.

Эти исследования позволяют сделать вывод об актуальности данного проекта.

7. Ожидаемые результаты:

  • Формирование системы работы с одарёнными детьми;
  • Выявление форм одарённости детей;
  • Творческая самореализация школьника;
  • Повышение творческой активности учащихся, что может выразиться в увеличении процента результативности при участии в конкурсах разного уровня;
  • Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы;
  • Повышение квалификации педагогов.

  8. Продукты проекта

  • Программа  «Работа с одаренными детьми».
  • Система мероприятий, направленных на выявление и развитие различных форм одарённости детей.
  • Районная игра «Зеленая олимпиада» для обучающихся 4 классов.
  • Создание банка одаренных учащихся.
  • Создание портфолио учащихся.
  • Публикации творческих работ учащихся в средствах массовой информации в школьной,  районной газете «Юникс», «Шегарский вестник».
  1. Формы и методы работы по реализации проекта

9.1. Работа с обучающимися:

  • ролевые игры;
  • олимпиады разных уровней;         
  • школьные, районные, областные, всероссийские конкурсы;
  • викторины по предметам;
  • статьи в СМИ.

9.2. Работа с педагогическими кадрами:

  • консультативная методическая помощь  заместителя директора по воспитательной работе, классным руководителям, педагогам  по работе с одарёнными детьми;
  • семинары, педсоветы, конференции;
  • обучение на курсах ТОИПКРО по теме «Работа с одарёнными детьми»;
  • самообразование по заявленной теме;
  • психологическая помощь участникам образовательного процесса;

9.3. Работа с родителями:

  • родительские собрания, конференции;
  • консультативная методическая помощь;
  • совместные мероприятия.        
  1.   Проектная группа

Богданова Анна Владимировна

Сидорова Елена Александровна

Петрова Светлана Юрьевна

Варгамыдина Надежда Викторовна

Напылова Татьяна Анатольевна


  1.   Описание проекта.
  1. Программа выполнения работ по проекту

Подготовительный этап август - -ноябрь 2010

Задачи

Содержание проектной работы

Промежуточные результаты

Ответственные

Сроки

Изучить опыт работы других педагогов по работе с одарёнными детьми

Анализ опыта работы  

Выбор основных направлений работы с одарёнными детьми

Богданова А. В.

Август - сентябрь 2010

Выявить одарённых детей

Провести психолого-педагогический мониторинг

Аналитическая справка по итогам мониторинга

Варгамыдина Н. В.

Сентябрь –октябрь 2010

Наблюдение

Выявление склонностей и интересов детей

Богданова А. В.

Петрова С. Ю.

Октябрь-ноябрь

2010

Беседы с родителями

Выявление склонностей и интересов родителей

Богданова А. В.

Сентябрь-ноябрь

2010

Портфолио

Сбор материалов для портфолио

Сидорова Е. А.

Богданова А. В.

В течение года  

2010-2011

Повышать качество подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с одарёнными детьми

Семинары, педсоветы, курсы повышения квалификации

Создание программы «Одарённые дети»

Богданова А. В.

Петрова С. Ю.

В течение года

2010-2011

Основной этап декабрь 2010 – март 2011

Задачи

Содержание проектной

работы

Промежуточные результаты

Ответственные

Сроки

Совершенствовать систему работы с одарёнными детьми

Апробация программы «Одарённые дети»

Выбор направлений

Богданова А. В.

Петрова С.Ю.

Декабрь 2010 – март 2011

Внедрение новых форм работы с  детьми

Районная игра «Зелёная олимпиада»

Богданова А. В.

Напылова Т. А.

Февраль 2011 г

Расширить диапазон мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся

Участие в конкурсах разного уровня

Поощрение активных участников мероприятий

Сидорова Е.А.

Богданова А. В.

В течение года

 2010 -2011

Организация и проведение научно-практической конференции

Представление работ школьников в научно-практических конференциях разного уровня.

Издание сборника лучших работ участников научно-практической конференции

Петрова С. Ю.

Богданова А. В.

Сидорова Е. А.

Март 2011

Участие в олимпиадном движении для начальных классов

Поощрение активных участников мероприятий

Сидорова Е.А.

Богданова А. В.

В течение года

2010 - 2011

Участие в работе школьной, районной газете «ЮНИКС», «Шегарский вестник»

Статьи, творческие работы

Сидорова Е. А.

Богданова А. В.

В течение года

2010-2011

Создать условия для развития и реализации творческих учебно-исследовательских способностей учащихся

Расширение образовательного пространства

Сотрудничество с другими образовательными учреждениями

Богданова А. В.

В течение года

2010-2011

Заключительный этап март - май 2011

Задачи

Содержание проектной работы

Промежуточные результаты

Ответственные

Сроки

Подведение итогов проекта

Сбор материалов для энциклопедии «Одарённые дети – будущее России»

Статьи в энциклопедии

Богданова А. В.

Петрова С.Ю.

Март  – май 2011

Распространение опыта на районном региональном уровне

Выступление на РМО, в ТОИПКРО.

Статьи в СМИ,  сайт школы

Богданова А. В.

Апрель – май

2011

Повторный психолого-педагогический мониторинг

Аналитическая справка

Варгамыдина Н. В.

Май 2011

Сбор материалов для создания банка творческих работ

Банк творческих работ. Сборник лучших работ

Сидорова Е. А.

Богданова А. В.

В течение года

2010-2011

  1.  Инновационный потенциал  проекта

1.Создание портфолио учащихся.

          2.Создание программы «Работа с одарёнными детьми».

3.Проведение районной игры «Зелёная олимпиада».

4.Проведение ряда мероприятий по выявлению различных форм  одарённости.

  1. Показатели и критерии  эффективности проекта

Показатель эффективности проекта

Критерий

1

Повышение развития одарённости

Количество детей, посещающих кружки, секции

Количество детей, принимающих участие в мероприятиях

2

Участие в олимпиадах различных уровней

Количество победителей и призеров  

3

Участие в конкурсах разного уровня

Количество победителей и призеров  

4

Создание банка творческих работ

Сборник лучших работ

Богданова Анна Владимировна

МБОУ «Шегарская СОШ № 2»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Победа в сердце каждого живёт

Тематический классный час, посвященный Дню Победы 2 класс...

«В каждом человеке живёт солнце…»

Ход классного часа:Орг.моментДрузья мои, я очень радаВойти в приветливый ваш класс,И для меня уже наградаВниманье умных ваших глазОпределение темы классного часа- Ребята, как  вы думаете, почему ...

«Пускай Победа в сердце каждого живёт»

Методическая разработка классного часа «Пускай Победа в сердце каждого живёт»   Цели:- воспитание чувство патриотизма, гордости за свою страну и малую родину, за с...

Классный час: «В каждом сердце пусть живёт Добро!»

Классный час: «В каждом сердце пусть живёт Добро!» Цель занятия: формировать представления учащихся о достоинствах человека, ценность которых признана в обществе. Мероприятие проходит...

Музыка живёт в каждом из нас

Когда-то на первых уроках музыки дети впервые услышали звучание некотрых музыкальных инструментов. Один инструмент им особо запал в душу и это были маракасы. Яркий дизайн привлёк деток. За неимением т...

Добро живёт в каждом

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ В 3 КЛАССЕ«Добро живет в каждом»Цель: Формирование понятия об этических поведенческих нормах в обществе и при общении людей друг с другом, ра...