Распространение картофеля в России
классный час (1 класс) на тему

Перова Любовь Алексеевна
Цели:
 
Познакомить учащихся с историей распространения картофеля по странам и континентам, его значении как сельскохозяйственной культуры;
Воспитывать у учащихся интерес и уважение к народным традициям;
Привлечь родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
 
Ход клубного часа
Под землёй растёт он летом,
Ну, а кормит круглый год.
Господин КАРТОФЕЛЬ это.
И всегда ему почёт. (слайд 1)
 
Учитель:
 
Здравствуйте, ребята! Все времена года щедрые: весна наделяет нас зеленью, лето солнышка не жалеет, а осень, наверно, самая богатая. Она щедро одаривает нас спелыми плодами. Осенью люди собирают урожай и славят золотую красавицу осень за ее щедрость: поют песни, частушки, устраивают праздники Урожая.
 
А наш праздник сегодня посвящен картофелю – главному овощу на нашем столе. Будут сегодня и песни, и игры, и шутки, и конкурсы. В конкурсах на нашем празднике участвуют три команды, которым предоставляется возможность показать свои знания, умение трудиться, общаться друг с другом.
 
Конкурсы будет оценивать жюри – наши родители.
 
Знают о картошке все на свете
Богачи и те, кто не богат.
Всяк её по-своему готовит,
Каждый на столе картошке рад.
И кто жарит, и кто парит,
Кто печёт и кто толчёт,
Но едят ее повсюду.
Ей и слава, и почёт!
 
Праздник мы начнем с экскурса в историю – да-да, не удивляйтесь, ведь картофель – иностранец.
 
Введение картофеля в культуру было начато примерно 14 тыс. лет назад индейцами Южной Америки (слайд 2). Они не только употребляли картофель в пищу, но и поклонялись ему, считая одухотворённым существом.
 
О картошке в Европе узнали около 400 лет назад от испанских моряков, побывавших в Южной Америке. Вернувшись домой, моряки рассказали, что жители Южной Америки – индейцы – выращивают удивительные “земляные яблоки”. Разводимый в то время картофель существенно отличался от известного нам. Его клубни были горького вкуса, их не ели в свежем виде, а готовили из них чуньо. Для этого клубни рассыпали по земле, слегка подмораживали, а потом после оттаивания на солнце, выдавливали из них босыми ногами воду. Отжатые клубни высушивали. Если их испечь, они становятся мягкими и очень вкусными. Первым кто описал вкусовые качества картофеля был Педро Чиезо де Леон – испанский священник и солдат.
 
Слух о чудесных клубнях разнесся по всем странам (слайд 3). Но сначала картофель был принят в Европе за декоративное растение. Его сажали в садах, цветами картофеля украшали женские причёски, шляпки, платья. Кое-где люди пытались есть зелёные плоды или клубни в сыром виде и после этого уже ни за что не хотели сажать картофель, считая, что картофель вреден для здоровья и портит почву.
 
Французский агроном и фармацевт Антуан-Огюст Пармантье (слайд 4) на протяжении многих лет испытывал картофель на своём приусадебном участке, доказывая крестьянам, что картофель обладает высокими вкусовыми и питательными качествами, а вовсе не ядовит. Впоследствии усилия учёного были оценены и ему были воздвигнуты два памятника: один под Парижем, где когда-то были его опытные участки, а другой на его родине, в местечке Мондидьё.
 
Когда картофель привезли в Европу, в каждой стране ее называли по-своему (слайд 5):
 
Англичане – потато
Финны – тарту
Итальянцы – тартуфоль
Французы – пом де терр
Немцы – картофельн
Но первое имя картошки было «папа», так называли ее в Южной Америке индейцы из племени кечу.
 
В 1697 году совершал свое первое заграничное путешествие русский царь Петр I. Именно он прислал в Россию первые клубни картофеля (слайд 6). Клубни были мелки и горьковаты. Сажали их очень густо, от этого они еще больше мельчали. Крестьяне отказались сажать это «чертога яблоко»… В России тоже не сразу оценили картофель. Царские чиновники, вместо того, чтобы разъяснить людям, как выращивать новое растение, действовали приказом да угрозой.
 
Но были в России и замечательные агрономы, вроде Андрея Тимофеевича Болотова (слайд 7), которые разъясняли населению полезность нового растения, богатого крахмалом. В конце концов, нужда заставила обратить внимание на это неприхотливое и урожайное растение.
 
Шло время, человек узнал много тайн. Он стал выводить новые сорта картофеля, отбирая самые сильные и крупные клубни, отбрасывая больные и слабые. И сейчас картошка у нас ежедневно на столах. И что только из нее не готовят. (слайды 8-9)
 
Довольно широко картофель используется в медицине. Для лечения ожогов, экзем. Соком из картофеля лечат язву желудка. Паром только что сваренного картофеля делают ингаляции при кашле, бронхите. Употребляют картофель и в косметике.
 
Интересные факты (слайды 10-
 
В Бельгии существует музей картофеля. Среди его экспонатов – тысячи предметов, рассказывающих об истории картофеля – от почтовых марок с его изображением до знаменитых картин на ту же тему («Едоки картофеля» Ван Гога).
На некоторых тропических островах картофель использовали как эквивалент денег.
Картофелю посвящали стихи и баллады.
Картофель когда-то прославлял в своей музыке великий Иоганн Себастьян Бах.
Существует два редких сорта, у которых цвет кожуры и мякоти остается синим и после варки: Linzer Blaue и Franzosische Truffel-Kartoffel.
Один из самых распространённых сортов с синеватой кожурой, выращиваемых на российских огородах – «синеглазка». Однако мало кто знает, что по-научному она называется «Ганнибал», в честь прадеда Александра Пушкина Абрама Ганнибала, который первым провёл опыты по селекции и хранению картофеля в России.
В городе Минске в 2000-х годах открыт памятник картофелю.
В 1995 году картофель стал первым овощем, выращенным в космосе.
Конкурсная программа
 
Хоть хвалиться неприлично, но должна я вам сказать,
Без картошки на отлично ни поесть, ни поплясать.
Даже вкусный огурец лишь с картошкой молодец
Хоть сердит зеленый лук, а картошке – лучший друг.
Из картошки там и тут, нужный делают продукт.
И недаром ведь картошку вторым хлебом все зовут.
 
А сейчас мы с вами поиграем.
 
1. Посади картошку
 
Выкопать лунку (кружок бумаги).
Посадить (На кружок посадить картошку).
Закопать (Накрыть кружком).
Прополоть (Обежать вокруг лунки).
Собрать (Первый – снимает верх, второй – картошку, третий – убирает лунку).
2. Приготовь обед
 
используя слова, в названиях которых есть буква «К» (Например: картофель с капустой, кабачок с картошкой, морковка с капустой и т. д.).
 
3. Объясни пословицы о картошке (домашнее задание).
 
4. Конкурс: “Составить пословицу”
 
каждая команда получает карточки с пословицами. Карточки разрезаны. Побеждает команда, которая быстро и правильно соберет пословицу.
 
Уродился хлеб в оглоблю, а картошка – в колесо.
Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.
Картошка хлеб бережет.
Ели да береза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.
Без труда картошка не родится никогда.
Хорош ерш в ухе, а картошка в пироге.
5. Конкурс «Кто лишний»
 
Конкурс проводится несколько раз. Каждая команда делится на группы по 10 человек. Каждая группа встает в круг, все ходят по кругу, пока не услышат слово «КАРТОШКА». После этого надо успеть схватить картошку. Кто остался без картошки – выбывает. Ведущий убирает 1 картошку и конкурс продолжается. Тот, кто выигрывает, приносит очко своей команде.
 
6. Конкурс «Собери урожай»
 
Картошка находится в куче на одной стороне, по команде один человек из команды добегает до картошки, берет её столько, сколько сможет донести в двух ладошках. Если по пути картошка упала, поднимать её нельзя. Выигрывает та команда, которая соберёт картошки больше других и не уронит.
 
7. Конкурс: “Танец с картошкой”
 
Зажав картошку между лбами, пары под музыку танцуют. Участвуют родители и дет
 
8. Игра на внимание – «Копёшка, тропинка, картошка».
 
Ведущий, говоря слова, выполняет несложные движения:
 
«копна» (копешка) – стоя, поднять руки вверх,
«тропинка» – приседает,
«картошка» – приседает и прячет голову.
 
Участники игры все повторяют. Когда движения запомнились, ведущий начинает путать детей – говорит одно, а делает другое. Побеждают самые внимательные.
 
9. Приглашение за стол
 
Соберём мы всю картошку поскорей.
Позовём на угощенье всех друзей!
 
Мы напарим, мы наварим, напечём –
Ведь любая нам работа нипочём!
 
Из картошки можно сделать столько блюд,
Что угодно для души найдёшь ты тут.
 
Картошечке нашей каждый рад,
Я положу её в салат.
 
А для меня нет лучше в мире,
Чем картошечка в мундире.
 
Нажарим для Танечки
Румяные дранички.
 
Готовы и для Женечки
С картошечкой варенички.
 
А ты, Андрюша, шанежку покушай!
 
А тебе, дружок, с картошкой пирожок!
 
А для нашей Алёнки с молочком толчонки!
 
А для Нади, посмотри, – картофель фри!
 
А ты, Валюша, жареной покушай!
 
Тебе, Алёшка, с картошкой окрошка!
 
А тебе, Артём, на костре испечём!
 
Мы не зря все собирали урожай!
Приходи и то, что любишь выбирай!
 
Знают люди с давних лет,
Что вкусней картошки нет!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 3 классе "Овощи. Картофель, капуста, свёкла, горох."

На уроке использовала упражнения на внимание, стихотворения, загадки об овощах, физминутку под музыку, песенку под музыку, песенку про овощи, д/игру "Какой овощ лучше, вкусней и нужней?"...

Конспект урока по окружающему миру на тему "ПОЧЕМУ ЗВЕНИТ ЗВОНОК? ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. ИЗУЧЕНИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЗВУКОВ." (1 класс, "Школа России", ФГОС)

Цели: сформировать первоначальные представления о звуках, их возникновении, распространении; познакомить детей с эхом; показать разнообразие звуков окружающего мира; формировать у детей понятия о том,...

Конспект урока по русскому языку «Что такое распространенные и нераспространённые предложения?», 2 класс, "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с признаками распространенных и нераспространенных предложений, формирование умения находить и различать распространенные и нераспространенные предложе...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Распространенные и нераспространенные предложения". ("УМК Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя:  формирование умения различать предложения по наличию второстепенных членов; формирование умения распространять грамматическую основу предложения второстепенными ч...

Технологическая карта урока русского языка "Что такое распространенные и нераспространенные предложения" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: Формирование у обучающихся  представлений о понятиях распространенное и нераспространенное предложение.Задачи урока:Дидактические: 1.Познакомить обучающихся с понятиями распространенн...

Технологическая карта урока русского языка «Что такое распространенные и не распространенные предложения?» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: формирование представления о распространённых и нераспространённых предложениях, развитие умения различать эти предложения, находить в них грамматическую основу.Задачи урокаПланируемые рез...