Мы разные, но мы вместе.
методическая разработка (3 класс) по теме

Ливенцова Ольга Викторовна

Хороший материал для классного часа по теме "Толерантность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_raznye_no_my_vmeste.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к классному часу в 3 классе.

«Мы разные, но мы вместе».

Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность», выявить основные черты толерантной личности, сформировать правильное представление о толерантном поведении.

Задачи: дать возможность учащимся оценить степень своей толерантности; воспитывать чувство уважения друг к другу и к окружающим; воспитывать чувство коллективизма и сплочённости.

Каждое утро, когда мы умываемся и собираемся в школу мы смотрим в зеркало. Кого же мы там видим? Самого уникального и неповторимого человека на свете. А кто этот человек? Что значит слово «уникальный»? (единственный на свете).

А как по-вашему надо относиться к уникальной и неповторимой личности?

Сегодня наш разговор посвящён толерантности и тема нашей встречи «Мы разные, но мы вместе».

Определение слова «толерантность» в разных языках звучит по-разному:

- в испанском оно означает способность признавать отличающиеся от своих собственных идеи или мнения;

- в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

- в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение, расположенность к другим;

- в русском языке – способность терпеть что-то или кого-либо (быть выдержанным, выносливым, стойким).

Почему же в разных странах определения различны? А чем они сходны, что в них общего? Быть толерантным – значит уважать других, невзирая на различия. Это значит быть внимательным к другим, уважительно относиться друг к другу.

Трудно представить себе, что все люди на Земле абсолютно одинаковы и по внешнему виду, и по поведению, и по интеллекту. Ведь сама природа позаботилась о том, чтобы мы были разными. Давайте вспомним, какие расы существуют на Земле. ( Европеоидная, монголоидная, негроидная. Учащиеся называют основные внешние отличительные признаки каждой расы. Учитель подкрепляет  их ответы иллюстрациями). Люди, живущие на разных континентах, в разных климатических условиях, отличаются и внешне, и в одежде, и в традициях.

Каждый из нас не похож друг на друга, и поэтому нам интересно, мы учимся друг у друга, узнаём новое, общаемся.

Какими же чертами должен обладать толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковыми?

(на доске беспорядочно вывешены карточки с разными характеристиками человека: доброта, терпимость, непонимание, уважение, пренебрежение, милосердие, равнодушие, отзывчивость, эгоизм и т.д.) .  Детям предлагается распределить слова в два столбика и объяснить свой выбор.

Мы говорили о людях разных рас, многие живут в разных уголках нашей планеты. Но быть толерантным означает не только по-доброму и терпимо относиться к людям других национальностей, но и к людям, которые нас окружают.

Вспомните сказку, в которой главный герой очень страдал от того, что был не похож на других. Его били, обижали, дразнили. (Это сказка  Г.-Х. Андерсена «Гадкий утёнок»). Почему утёнка невзлюбили его сородичи? (Он был не похож на других птенцов).  (можно зачитать цитаты из сказки). Как он вёл себя по отношению к другим? Он озлобился? (нет, он оставался добрым, никому не делал зла). Как наградил утёнка автор в конце сказки? ( утёнок превратился в прекрасного лебедя).

Так бывает, к сожалению, и в жизни людей- если кто-то отличается от других, его нередко дразнят, унижают, заставляют страдать.

Давайте вспомним сказку В. П. Катаева «Цветик-семицветик».  Какая история произошла там с девочкой Женей? Как она потратила лепестки волшебного цветка? ( учащиеся вспоминают сюжет сказки). Посмотрим фрагмент из мультфильма «Цветик-семицветик» и подумаем, какая по характеру Женя?

Скажите, пожалуйста, а много ли вокруг нас людей, у которых есть проблемы со здоровьем? Легко ли им? Какие они испытывают трудности?

Сейчас во всех странах об этих людях и об их трудностях стали говорить больше. Инвалиды не прячутся в своих квартирах, а наоборот, объединяются в различные сообщества, в группы по интересам и многого добиваются благодаря необычайному мужеству, целеустремлённости и желанию добиваться успеха несмотря ни на что! Известно много спортивных достижений среди инвалидов, есть даже соревнования по бальным танцам. (демонстрация иллюстраций)

Конечно, многим людям-инвалидам часто нужны дорогостоящие лекарства, медицинская помощь, операции и т.д. Поэтому некоторые  известные публичные люди создают благотворительные фонды, с помощью которых оказывают людям с ограниченными возможностями всяческую поддержку.

Например, актриса театра и кино Чулпан Хаматова (фото) создала свой фонд помощи больным детям. Благодаря деятельности этого фонда было спасено уже много жизней.

 Но не только деньгами можно помогать таким людям. Ведь очень часто человеку так нужны слова поддержки, понимание и сопереживание.  А можем ли мы им чем-нибудь помочь? Как? (добрым словом, поднести тяжёлую сумку, перевести через дорогу, уступить место в транспорте и т.д.).

Есть замечательное стихотворение Нелли Тулуповой «Доброта».

Добрым быть совсем, совсем непросто.

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от света.

Доброта – не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть,

И в беде друг друга не забыть.

И завертится Земля быстрей,

 Если будем мы с тобой добрей.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет,

Если доброта, как солнце светит,

Радуются взрослые и дети!

От добрых дел , слов и поступков наша жизнь станет ярче. Ведь недаром символом толерантности является радуга. У нас расцвёл свой цветик-семицветик. Давайте прикрепим на его лепестки те черты характера каждого человека, которые помогут сделать наш мир чуть-чуть добрее. (на доске прикреплён цветок из бумаги,  учащиеся берут карточки со словами, характеризующими толерантного человека и «подписывают» каждый лепесток).

Пусть каждый из вас тоже «посадит» свой цветок доброты.( Учитель раздаёт листки с рисунком цветка, учащиеся раскрашивают лепестки и подписывают их. Затем работы можно вывесить на доску.)

При наличии времени можно рассказать детям китайскую притчу «Ладная семья».

Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал, что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
любовь;
прощение;
терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

Resource id #2710

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный уголок "Мы разные, но мы вместе"

Для учителей, оформляющих классный уголок. Взято с разных сайтов в помощь заинтересованным классным руководителям....

Социальный проект для учащихся 4 класса: "Мы разные, но мы вместе"

Поэтапная разработка работы над проектом. Разнообразные творческие задания для учащихся. Отчет по проектной деятельности....

Занятие-игра о толерантности "Мы такие разные, но мы вместе" 2 класс

Занятие в доступной игровой форме расширяет знания второклассников о толерантности. Ситуации из жизни, любимые герои мультфильмов помогут ребятам вывести главное правило толерантности. Учащиеся учатся...

КЛАССНЫЙ ЧАС «МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ»

Цели:Формирование толерантного и уважительного отношения к личности.Создание доброжелательной атмосферы, направленной на повышение внутригруппового доверия и сплоченности классного коллектива.Стимулир...

Презентация "Мы разные ,но мы вместе"

Количество слайдов:17.Программа: Microsoft Office PowerPoint 2007.Цель использования презентации: предоставить информацию ученикам в полном объеме (картинки, фото) и максимально комфортно – наглядно и...

"Мы разные, но мы вместе!"

Сценарий праздника...