огонек всегда такой
классный час (4 класс) по теме

Современный человек постоянно находит­ся в мире природных, техногенных, соци­альных и иных опасностей, часто угрожаю­щих его здоровью и жизни. Не проходит и недели, чтобы газеты, радио и телевидение не принесли тревожных сообщений об оче­редных авариях, катастрофах, стихийных бедствиях, пожарах, повлекших за собой гибель людей и значительный материаль­ный ущерб.

Охрана жизни и здоровья детей, форми­рование навыков безопасной жизнедея­тельности — одна из главных задач, стоя­щих перед педагогами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogonek_vsegda_takoy.docx34.37 КБ

Предварительный просмотр:

Огонек всегда такой: и хороший, и плохой

Современный человек постоянно находится в мире природных, техногенных, социальных и иных опасностей, часто угрожающих его здоровью и жизни. Не проходит и недели, чтобы газеты, радио и телевидение не принесли тревожных сообщений об очередных авариях, катастрофах, стихийных бедствиях, пожарах, повлекших за собой гибель людей и значительный материальный ущерб.

Охрана жизни и здоровья детей, формирование навыков безопасной жизнедеятельности — одна из главных задач, стоящих перед педагогами.

Сценарий предназначен для того, чтобы сформировать у учащихся1 сознательное и ответственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, привить основные знания и умения распознавать и оценивать опасные факторы среды обитания человека, определять способы защиты от них, а также ликвидировать негативные последствия и оказывать взаимопомощь в случае возникновения пожара.

Цели: показать роль огня в жизни человека; формировать представление о правилах безопасного поведения во время пожара, об опасностях, которые подстерегают человека; воспитывать бережное отношение к жизни и здоровью.

Ход классного часа.

I. Введение в тему.

Учитель (У.)- Прежде чем я сообщу тему классного часа, отгадайте загадки.

Накормишь — живет, напоишь — умрет. (Огонь)

Я мохнатый, я кудлатый,

Я зимой над каждой хатой,

Над пожаром и заводом,

Над костром и пароходом.

Но нигде-нигде меня

Не бывает без огня.

         (Дым)

* * *

Это тесный-тесный дом:

Сто сестричек жмутся в нем.

И любая из сестер

Может вспыхнуть, как костер.

                                                           (Спички)                                                          

* * *

Кто опасен всей округе

Знойным днем, в шальную вьюгу?

            Кто оставит нас без крова,

Без пальто в мороз суровый?

                                                             (Пожар)

Вы, наверное, догадались, темой нашего занятия будет противопожарная безопасность.

И. Беседа.

У. Сначала мы послушаем сказку о том, как огонь начал служить человеку. (Сказку читает подготовленный ученик.)

Сказка об огне

Жил-был огонь. Был он очень опасным и задиристым. Гулял, где хотел, никого не щадил, сжигал все подряд и был злейшим врагом всего живого. Повстречал огонь человека:

  •  Слушай, человек, давай померимся силой.

Тот согласился, начался бой. Человек заманил огонь к реке и сам прыгнул в воду, огонь за ним. Схватил человек мокрой рукой язык пламени и хотел затушить. Взмолился огонь:

  •  Не туши меня, верой и правдой буду тебе служить.

Пожалел его человек. Вот так и начал служить огонь людям, стал другом. Но когда он попадает в руки маленьких детей или взрослых, которые обращаются с ним небрежно и невнимательны к нему, то он показывает свой характер: старается убежать от них и гулять по домам, по строениям, по лесам, по лугам, по деревьям. Недаром есть пословица: «Дерево с огнем не дру жит». И если небрежно обращаться с огнем — может прийти беда!

У. Какая может прийти беда?

Дети (Д.)- Пожар.

У. Слово пожар вам приходилось слышать и раньше. Может быть, некоторым из вас приходилось наблюдать его или видеть последствия разбушевавшейся стихии.

Огонь — давний друг человека, с его помощью можно сделать много полезных дел. Человек осознал преимущества огня полмиллиона лет назад. Огонь давал людям тепло, с его помощью готовили еду, защищались от диких животных. В наше время он верно служит людям в повседневном быту и на производстве, стал надежным товарищем и помощником. Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы не использовался огонь.

Д. А без доброго огня

    Обойтись нельзя и дня.

Он надежно дружит с нами:

Гонит холод, гонит мрак.

Он приветливое пламя

Поднимает, будто флаг.

Всем огонь хороший нужен.

И за то ему почет,

Что ребятам греет ужин,

Режет сталь и хлеб печет.

У. Но случается, что иногда огонь из верного друга превращается в беспощадного недруга, уничтожающего в считанные минуты то, что создавалось долгими годами упорного труда.

Д. Спички не тронь, в спичках — огонь!

Чтобы в ваш дом не пришла беда,

Будьте с огнем осторожны всегда.

Огонек всегда такой:

И хороший, и плохой.

Он и светит, он и греет,

И проказничать умеет.

Да, огонь бывает разный —

Очень добрый, очень злой.

Злой огонь — огонь пожара,

Злой огонь — огонь войны!

От безжалостного жара

Дни темны,

Поля черны.

Жители земного шара,

Граждане любой страны

               Злой огонь

               Гасить должны!

У. Часто пожары возникают по вине школьников. Очень большую опасность представляют собой костры, которые разводят ребята вблизи строений или строительных площадок. Увлекшись игрой, дети забывают потушить костер, и тогда раздуваемые ветром искры разлетаются на большие расстояния. Всем надо помнить, что в городе не разрешено разжигать костры или сжигать мусор. Очень опасна шалость с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, такими, как бензин, ацетон, лак. Подобное грозит взрывами, а значит, тяжелыми ожогами и увечьями.

Всем кажется, что дом — самое надежное и безопасное место. Но так ли это на самом деле? Возможность несчастного случая в доме чрезвычайно велика. В кухне находятся различные бытовые приборы и оборудование, требующие внимания. В жилых домах пожары возникают значительно чаще, чем в общественных или производственных зданиях. Причины пожаров во всех случаях одни и те же.

Причины возникновения пожаров:

Неосторожное обращение с огнем.

Небрежное использование бытовых нагревательных приборов.

Нарушение правил противопожарной безопасности при эксплуатации сети и электропроводки.

Неумение правильно эксплуатировать газовые приборы.

Возгорание телевизоров, радиоаппаратуры.

Неправильное устройство и неисправности печей и дымоходов.

Шалости детей с огнем.

Статистика показывает, что обычно от 15 до 20 % общего количества пожаров происходит от игры детей с огнем или нагревательными приборами. Ежегодно в мире происходит около пяти миллионов пожаров. Каждый третий погибший в огне человек — ребенок.

Очень хорошо, что многие из вас помогают родителям в домашних делах. И здесь также надо помнить о пожарной безопасности. Грозит пожаром оставленный без присмотра включенный утюг или плитка. Уходя из дома, никогда не забывайте выклю или другие электрические приборы.

Д. Ленту гладила Анюта И увидела подруг,

Отвлеклась на три минутки И забыла про утюг.

Тут уж дело не до шутки!

Вот что значит три минутки!

Ленты нет, кругом угар,

Чуть не сделался пожар.

У. Что вы будете делать, если увидите огонь?

Д. Знать обязан каждый гражданин

    Телефон пожарных 01.

Если что-то загорелось,

На себя возьмите смелость:

      Срочно 01 звоните,

Точно адрес назовите,

Что горит, давно ли, где.

У. Есть ли среди вас такие, кто позвонил в шутку по номеру 01? Допустимы ли такие действия? Почему? (Ложный вызов пожарной команды недопустим, так как в данный момент помощь пожарных может кому-то понадобиться по-настоящему. За ложный вызов пожарных шутникам грозит большой штраф.)

Как называют людей, которые, рискуя своей жизнью, борются с огнем? (Пожарные.)

Д. Пожарное дело —

Для крепких парней.

      Пожарное дело —

     Спасение людей.

     Пожарное дело —

Отвага и честь.

      Пожарное дело —

     Так было, так есть.

Всем, друзья, вы расскажите,

Чем пожарные живут.

Они днем и ночью тоже

Ваши жизни берегут.

У. В нашей стране много героев-пожарных. Рискуя жизнью, они бросаются в огонь, спасая жизни других людей. Героев награждают медалями «За отвагу на пожаре». Помогают пожарникам в трудном деле пожарные машины, вертолеты.

Д. Знает весь честной народ,

Что пожар — такой же фронт...

Против огненной лавины

Вместе с ними в свой черед

В бой — пожарные машины,

Катера и вертолет...

Мчится красная машина,

Все быстрей, быстрей вперед!

Командир сидит в кабине

И секундам счет ведет.

  •  Поднажми еще немножко, —

Он шоферу говорит.

  •  Видишь, в пламени окошко?

И вот машины красные

Спешат в места опасные.

Прохожие сторонятся —

Пожарные торопятся.

  1.  Коллективное составление и обсуждение памяток.

Памятка «Правила поведения при пожаре»

Вызвать пожарных по телефону 01.

Если загорелся электроприбор, постараться отключить его, вынув шнур из розетки сухими руками.

Небольшой очаг возгорания попытаться потушить, накрыв его одеялом и перекрыв таким образом доступ кислорода.

Если есть возможность, покинуть помещение через дверь или по пожарной лестнице.

Дышать следует через мокрую тряпку или полотенце, передвигаться, пригнувшись вниз к полу, так как едкий дым поднимается вверх.

Если нет возможности покинуть помещение, не открывать окна и форточки, так как приток воздуха усиливает горение.

Заткнуть щели под дверью мокрой тряпкой, чтобы препятствовать доступу едкого дыма.

Если пожар начался в квартире, надо немедленно выбежать из комнаты и закрыть за собой дверь, звонить всем соседям и звать на помощь.

При пожаре нельзя пользоваться лифтом!

Нельзя прятаться в шкаф, под стол, под кровать — так от дыма не спастись.

У. Многие при пожаре получают серьезные ожоги из-за того, что на них загорается одежда.

Представьте себе, что вы с товарищем стоите у огня, и вдруг у твоего товарища загорелась штанина, и огонь поднимается к куртке. Он в панике начинает бегать вокруг. Что нужно делать в этом случае?

Остановить его.

Повалить на землю или на пол.

Катать его по земле или по полу, так как это потушит пламя. Если поблизости есть кусок плотной (лучше влажной) ткани, надо набросить его на горящего человека. Это прекратит доступ кислорода.

Когда пламя будет потушено, надо вызвать «скорую помощь».

Нельзя снимать никакие предметы одежды, прилипшие к пораженному месту пострадавшего.

Особая тема — пожар в школе. Так как в школе находится много людей, в случае пожара эвакуация займет больше времени, чем эвакуация из квартиры. Поэтому при обнаружении пожара в школе следует придерживаться другой последовательности.

Памятка «Что делать в случае пожара в школе»

Любой человек (ученик или член персонала) при обнаружении пожара должен без колебаний поднять тревогу о пожаре.

О любом возникновении пожара, даже самого небольшого, или же о подозрении на пожар нужно немедленно сообщить пожарной охране наиболее быстрым способом.

Услышав тревогу, ученики должны встать около своей парты и по указанию учителя покинуть классную комнату по одному и идти к сборному пункту. Необходимо закрыть дверь классной комнаты и все остальные двери по пути эвакуации, которыми никто не будет пользоваться.

Место сбора должно быть заранее согласовано. Придя на место сбора, каждый отдельный класс или группа людей должны занять определенное место и находиться там, не расходиться.

Немедленно по прибытии классов на место сбора должна быть проведена перекличка.

У. В летние дни и взрослые, и дети любят отдыхать на природе в лесу. Но и здесь отдыхающие не должны забывать о правилах пожарной безопасности. Все пожары в лесу начинаются из-за какой-то внешней причины: источника огня среди деревьев нет. Часто случайная молния поджигает лес, но гораздо чаще человек.

Памятка «О соблюдении правил пожарной безопасности в лесу»

Нельзя бросать в лесу горящие спички, окурки, трубочную золу. Необходимо их тщательно тушить.

Нельзя оставлять в лесу материал, пропитанный горюче-смазочными веществами.

Нельзя оставлять стеклянные предметы и осколки на поверхности грунта. Их необходимо закапывать либо уносить с собой. Нельзя весной выжигать траву.

Нельзя разводить костры в хвойных мо- лодняках, на торфяниках, в лесосеках. Нельзя разводить костры на каменных россыпях, поскольку между камнями может находиться растительная труха, по которой пламя может незаметно продвинуться за десятки метров.

Нельзя оставлять незатушенным костер. Кострище необходимо тщательно залить водой или засыпать песком.

Д. Костер вы бросили в лесу —

И вот несчастье на носу.

А теперь скажу я проще,

Я на слово не остер:

Вдруг увидели вы в роще Непогашенный костер.

Лесу он грозит бедою,

Вспыхнет — не остановить...

Вы правы! Скорей водою Надо тот костер залить!

У. Помните: лесной пожар могут тушить только взрослые. Вам же нужно быстро от него уходить. Пешеход идет быстрее, чем распространяется низовой пожар в лесу. Идти нужно против ветра, лучше всего по просекам, дорогам, берегам ручьев и рек. При сильном задымлении рот и нос нужно прикрыть мокрой ватно-марлевой повязкой, полотенцем, частью одежды. Иногда можно убежать от верхового пожара, главное, бежать, задерживая дыхание, чтобы не обжечь легкие.

  1. Чтение и обсуждение стихотворения.

Не шали с огнем!

Возле газовой плиты

Расшалился — жди беды.

Лучше даже и не стой

Перед газовой плитой.

Каждый знает, что утюг

Добрый, но серьезный друг.

Тот, кто с утюгом знаком,

Не играет с утюгом.

Кто науку изучает,

Тот приборы не включает

Перегретая розетка

Загорается нередко.

Чайник все кипел, кипел

И весь выкипеть успел.

И от злости поволок

Черный дым на потолок.

Если загремит гроза,

В страхе закрывать глаза

Неразумно и смешно.

Надо закрывать окно.

Взгляд лесничего суров:

— Здесь не место для костров!

Погасить велел костер

 И закончил разговор.

Чтобы выросла пшеница,

Нужно много потрудиться.

И огня не разжигай

Там, где зреет урожай.

Сено вспыхнет непременно

От соседа-огонька...

А не дашь Буренке сена,

Не получишь молока.

Побежал, как ручеек,

В старой травке огонек.

Разве скажет кто-нибудь,

Где он свой закончит путь?

Д. Лапина

Проводится беседа по четверостишиям, второклассники высказывают свое мнение о том, к чему приводят шалости с огнем.

V. Подведение итогов.

У.        Соблюдение всех правил пожарной безопасности поможет государству сберечь сотни тысяч рублей, а зачастую здоровье и жизнь людей.

Д. Пусть помнит

Каждый гражданин —

Пожарный номер —

Ноль-один!

Правила пожарные без запинки знайте,

Правила пожарные строго соблюдайте!

               

   Из каких произведений взяты следующие строки?

* * *

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит:

— Эй, пожарные, бегите!

Помогите! Помогите!

(К. Чуковский «Путаница»)

* * *

И вдруг заголосили:

«Пожар! Горим! Горим!»

С треском, щелканьем и громом

Встал огонь над новым домом.

Озирается кругом,

Машет красным рукавом.

(С. Маршак «Кошкин дом»)

* * *

Что за дым над головой?

Что за гром над мостовой?

Дом пылает за углом,

Сто зевак стоит кругом.

Ставит лестницы команда,

От огня спасает дом.

                                     (С. Михалков «Дядя Степа»)

 Тест «Проверь себя»

Содержание теста проверяет усвоение школьниками информации о правилах пожарной безопасности.

  1.  Какая монета нужна, чтобы вызвать по телефону пожарную бригаду?

а) 10 рублей;

б)5 рублей;

в) никакая.

  1.  Вызывая пожарных, как надо говорить?

а) Очень быстро;

б) спокойно, тихим голосом;

в) медленно и четко.

  1.  В вашей квартире (на даче) начался пожар. Кого вы должны оповестить после вызова пожарных, если ваша семья уже эвакуировалась?

а) Милицию;

б) соседей;

в) «Скорую помощь».

  1.  Если ночью вы просыпаетесь в задымленной комнате, ваши первые действия:

а)        лежать в кровати и звать на помощь;

б) скатиться с кровати и ползти к двери;

в) встать и бежать из комнаты.

  1.  Ваша комната наполнена дымом. Прежде чем открыть окно, вы:

а) зовете на помощь;

б) делаете глубокий вдох;

в) сделаете веревку из постельных принадлежностей.

  1.  Что делать, если вы не можете открыть окно, чтобы позвать на помощь, когда дом в огне?

а) Выползти в другую комнату;

б) стучать в окно;

в) разбить окно.

  1. Что делать, если вы отрезаны от выхода огнем и дымом?

а) Переползти в ближайшую комнату и закрыть за собой дверь;

б) попытаться спуститься вниз;

в) убежать в дальнюю комнату.

  1.  Зачем закладывать щель под дверью, если за ней пожар?

а) Чтобы прекратить шум огня;

б) прекратить доступ дыма в комнату;

в) прекратить доступ жара из-под двери.

  1.  Как определить, что за закрытой дверью пожар?

а) Открыть дверь и посмотреть;

б) позвать маму или папу посмотреть;

в) потрогать дверь тыльной стороной ладони.

  1.  Что нужно сделать с электроприборами, если они не нужны ночью:

а) оставить включенными;

      б) отключить и вынуть штепсель из розетки;

в) отключить, но вилку не вынимать из розетки.

11. Если пожарная машина проехала мимо вас и остановилась неподалеку, что нужно делать?

а) Привлечь внимание пожарного;

б) самому бороться с огнем;

в) снова позвонить в пожарную охрану.

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Зеленый огонек"

Это мероприятие по правилам дорожного движения...

Выступление на городском конкурсе «Зеленый огонек»

Данное мероприятие расширяет представление детей о правилах движения пешеходов, знакомит с дорожными знаками...

Классный час "Встреча Нового года". Новогодний огонек.

Познакомить с русскими традициями встречи Нового года, создать  предновогоднее настроение; расширить кругозор учащихся....

Интегрированный урок (развитие речи, окружающий мир, труд) 1 класс Тема: «Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будем мы!»

На уроке дети познакомятся со знаками Солнца,узнают о том, как представляли себе нашу планету и солнце наши предки.Обратятся к русским народным сказкам, мифам.Украсят солнечными знаками дымковскую игр...

Грамматическая сказка " Всегда твёрдые и всегда мягкие согласные звуки"

Применение грамматических сказок повышает эффективность логопедических занятий. Игровой метод обучения способствует активизации познавательной деятельности, развитию психологических функций детей. Дан...

Всегда твердые и всегда мягкие согласные.

Умение различать всегда твердые и всегда мякие согласные....