Программа детского объединения "Тестопластика"
рабочая программа на тему

Кузнецова Юлия Викторовна

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_lepka_iz_testa.docx44.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 Гимназия №1

Принята

на педагогическом совете

«__»________2013 г.

Протокол №___от_______г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ гимназия №1 Цопа В.М.

Приказ №_______

От____________2013

Образовательная программа

детского объединения

«Тестопластика»

Срок реализации программы: 1год

Возраст учащихся: 7-10 лет

Автор: Кузнецова Ю.В.

Воспитатель ГПД

Кузнецова Ю.В.

Липецк – 2013

        

Структура программы

  1. Пояснительная записка.
  2. Учебно-тематический план.
  3.  Содержание программы.
  4. Ожидаемые результаты и способы их оценивания.
  5. Условия реализации программы.
  6. Литература.
  7. Дополнительные элементы программы (приложение, рецензия).

        

2

Пояснительная записка

   Дополнительное образование наряду с основным участвует в формировании всесторонне развитой личности ребенка: выявлении, развитии и реализации его индивидуальных способностей, воспитании позитивного восприятия им действительности и дальнейшего активного участия в жизни общества. Лепка - любимое и увлекательное занятие не только для детей, но и многих взрослых. Хотя поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.

Актуальность программы обусловлена тем, что организация образовательного процесса по этому профилю деятельности решает некоторые важные развивающие задачи. Занятия лепкой из теста способствуют развитию мелкой моторики, художественному вкусу, а также пространственному мышлению и воображению.

Новизна программы  в том, что  современный книжный рынок насыщен популярной литературой данной тематики, что дает возможность потребителю ознакомиться с данной техникой. Логическая же последовательность, системность, дающая возможность организации курса обучения и воспитания в области дополнительного образования детей начального и среднего звена общеобразовательных учреждений отсутствуют.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что  позволяет детям не только удовлетворить сформировавшиеся потребности, но и создать условия для развития личности ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие, приобщить к общечеловеческим ценностям, создать условия для творческой самореализации, обучить толерантному поведению, уважению и терпимости.

Цель программы – формирование художественно-эстетического вкуса, культуры и творческое развитие ребёнка  в процессе изготовления изделий из соленого теста.

Задачи:

Обучающие:

  • сформировать систему знаний и умений, позволяющих учащимся пользоваться специализированной литературой (журналы, специализированные сайты, книги) по технологии лепки из солённого теста различных изделий;
  • ознакомить воспитанников с основными приёмами работы лепки из соленого теста;

Развивающие:

  • развивать изобразительные способности, художественный вкус,   мелкую моторику, а также пространственное мышление и воображение;
  • формировать привычку к свободному творческому самовыражению.
  •  выработать навык работы с книгой, развить индивидуальную творческо-поисковую деятельность, умение оценивать свою работу, корректировать деятельность с целью исправления недочетов;

Воспитательные:

  • содействовать личному росту воспитанников.
  • воспитать умение работать в коллективе.
  • воспитать трудолюбие, усидчивость, терпение, настойчивость, аккуратность;

Дидактические принципы,  реализуемые в ходе выполнения программы:

  • принцип детоцентризма выражается в приоритете  интересов и потребностей ребенка в процессе обучения и воспитания;
  • принцип увлекательности и творчества реализуется через определение и развитие творческих способностей;
  • принцип гуманизации осуществляется через утверждение общечеловеческих ценностей, принципов морали, формирование позитивного поведения,  интереса, уважения и любви к истории и культуре Отечества и других народов и государств;
  • принцип сознательности и активности предполагает формирование и развитие в ходе обучения осознанного отношения к деятельности и ее результатам, активное участие в реализации проектов;                            4        
  • принцип полезности реализуется через получение конкретных знаний, умений, навыков, позволяющих осуществить на практике идеи и замыслы;
  • принцип системности выражается в  преемственности тем и соответствующих знаний, умений и навыков;                                          

  • принцип прочности достигается путем многократного повторения умений и навыков, закрепления их в самостоятельных проектах;
  • принцип природосообразности реализуется при определении индивидуальных заданий, степени их сложности и продолжительности с учетом возрастных и психоэмоциональных характеристик детей;
  • принцип сотрудничества достигается путем формирования систем совместных действий в объединениях «Педагог + воспитанник»,   «Педагог + группа воспитанников», «Старший воспитанник + младший воспитанник».  

Срок реализации программы -  1 год.

Программа рассчитана на учащихся начальных классов.

Возраст обучающихся - 7-10 лет.

Форма организации занятий

 Занятия проводятся в группе 2 раза в неделю, продолжительность занятия  2 часа., программа рассчитана на 144 часов в год. Количество детей в группе 15 человек

Учебно-тематический план

№  

тема

кол-во часов

всего

теория

практика

1

Введение в образовательную программу. Знакомство с техникой лепки из солёного теста.

2

1

1

2

Изготовление несложных декоративных изделий.

12

2

10

3

Выполнение цветов, колец, жгутов.

12

2

10

4

Свободное моделирование.

4

1

3

5

Выполнение плоских композиций.

6

1

5

6

Выполнение небольших  композиций для декора интерьера.

8

1

7

7

Свободное моделирование подарков и сувениров.

16

2

14

8

Выполнение небольших плоских одно- и двух фигурных тематических  композиций с использованием рамок и дополнительных материалов.

22

4

18

9

Коллективная работа.

6

1

5

10

Полуобъемное и объемное моделирование.

26

6

20

11

Самостоятельное выполнение композиций на темы русских сказок. Работа по иллюстрациям.

6

1

5

12

Выполнение образцов и поделок для создания фонда обучения .

6

1

5

13

Другие формы работы ( экскурсии, игры, выставки)  .

18

-

18

14

Итого

144

41

103

6

Содержание

  1. Введение в образовательную программу. Знакомство с техникой лепки из солёного теста.

Игры на знакомство. Беседа «Послушное тесто». Знакомство с техникой лепки из соленого теста: рецептуры, приемы лепки, сушка, декорирование. Инструменты, материалы. Инструктаж по ТБ. П р а к т и к а: выполнение оттисков с пуговиц, ладошек, листьев, сухих трав и др.

  1. Изготовление несложных декоративных изделий.

Т е о р и я: простейшие приемы работы при выполнении декоративных изделий.      П р а к т и к а: изготовление бус из геометрических форм: кубика, шара, круга, спирали. Буквы-«смешинки», медальоны-инициалы. Выполнение       коллективной работы «Азбука-забава». Шуточные медальки «Зверики» (мордочки медвежонка, кошки, собаки, овечки, зайца, поросенка).

3. Выполнение цветов, колец, жгутов.

Т е о р и я: изучение образцов. Приемы выполнения цветов, колец, жгутов. Медальоны на основе. П р а к т и к а: выполнение основ при помощи формы для печения, розы из цельного пласта и отдельных лепестков, листья; медальоны – «сердечки», плетенки из жгута с цветами, птичками. Окрашивание сырого теста. Лепка из цветного теста.

4. Свободное моделирование.        

Т е о р и я: изучение образцов брелоков, больших «критских» венков с фруктами,   цветами и птицами. Закрепление знаний, умений, навыков. П р а к т и к а : самостоятельное моделирование по образцам.

5. Выполнение плоских композиций.

Т е о р и я: использование декоративных элементов для оформления тематических рамок. П р а к т и к а: оформление рамок для фотографий на темы: «Я и мама», «Я иду в школу», «Мы отдыхаем», «Мой друг» и др. Воспитанники выполняют паспарту из картона и ткани и оформляют декоративными элементами (цветами , листьями, сердечками, птицами.)

6. Выполнение небольших  композиций для декора интерьера.                  7

Т е о р и я: понятие «интерьер», использование небольших композиций для оформления интерьера. П р а к т и к а : выполнение подсвечников из цельного пласта «Звезда», из жгута «Колодец», из плетенки «Венок», с фигуркой «Ангел»,  с использованием фактурной ткани «Волшебный мешочек».

7. Свободное моделирование подарков и сувениров.

Т е о р и я: викторина-опрос по изученному материалу «Встреча с Почемучкой». Обсуждение различных вариантов подарков и сувениров к Новому году

Беседа «Новогодние традиции в разных странах».  П р а к т и к а: выполнение елочных игрушек, тематических композиций , сувениров, небольших масок и др.                                                  

8. Выполнение небольших плоских одно- и двухфигурных тематических  композиций с использованием рамок и дополнительных материалов.

Т е о р и я: беседа «Рождественская сказка». Изучение образцов, поздравительных открыток, выбор дополнительных материалов ( кружево, ткани, тесьма, бусины и др.) и рамок. П р а к т и к а: выполнение сувениров – «валентинок», небольших плоских одно- и двухфигурных композиций на темы: «Мой ангел», «День рождения», «Подарок маме».

9. Коллективная работа.

Т е о р и я: обсуждение темы коллективной работы, знакомство с готовыми изображениями, планирование работы (эскизирование, распределение элементов композиции между воспитанниками, выбор дополнительных материалов и оформления). Понятие «шаблон». Закрепление знаний, умений, навыков.. П р а к т и к а: выполнение коллективной работы «Ярмарочная карусель» с использованием готовых шаблонов для фигурок карусели. Оформление шаблонов  деталями для создания различных образов: лошадки, оленя, петуха, козы.

Сборка готовых элементов, основы, отделок в общую композицию. Обсуждение результата работы.

8

10. Полуобъемное и объемное моделирование.

Т е о р и я: беседа по произведениям Г. Остера. П р а к т и к а: изготовление подвески для детской комнаты «Рыбки», «Бабочки».Т е о р и я: история кукол-марионеток. П р а к т и к а: изготовление куклы «Осьминожка», «Девочка на качелях». Использование конусов из фольги и бумаги для создания объемных поделок. Изготовление игрушки на конусе «Ангелы», «Мой забавный зоопарк» ( лев, слон, собака, лисичка, жираф, тигр).                                                                    

11. Самостоятельное выполнение композиций на темы русских сказок. Работа по иллюстрациям.

Т е о р и я: выбор одной из иллюстрации к сказкам «Колобок», «Лисичка-сестричка и Серый Волк», «Теремок» или др. Обсуждение этапов выполнения, дополнительных материалов и оформления композиции. П р а к т и к а: самостоятельное выполнение работы. Мини-презентация работ.

12.Выполнение образцов и поделок для создания фонда обучения.

Выполнение различных образцов и небольших поделок в фонд обучения,  для ярмарок-продаж, Дня  открытых дверей и т.д.

13.Другие формы работы ( экскурсии, игры, выставки) , массовые мероприятия:

 Посещение экскурсий: Областной выставочный зал, Дом мастера, Центр декоративно-прикладного искусства, Краеведческий музей, парки города.

Участие в играх и выставках отдела,  конкурсах различного уровня.

        

Знания и умения воспитанников:

Воспитанники должны знать:

• виды и назначение изделий из соленого теста;

• необходимые инструменты и материалы;

• основные этапы изготовления изделий;

• основные приемы лепки, технологию выполнения;

• композиционные основы построения изделия;

• законы сочетания цветов;                                                                      9

• требования к качеству и отделке изделий;

• правила безопасной работы во время изготовления изделий.

 

Воспитанники должны уметь:

• изготовлять шаблоны, подбирать формочки для вырезания;

• приготавливать тесто для лепки;

• использовать инструменты для работы;

• изготовлять отдельные детали;

• соединять детали в готовое изделие;

• составлять композицию из отдельных элементов;

• сушить изделие;

• гармонично сочетать цвета;

• проводить окончательную отделку изделий, лакирование;

• выполнять правила безопасной работы;

• организовывать рабочее место;

• определять качество готового изделия.

 

Способы проверки результативности

Программа предусматривает различные формы подведения итогов:

  • Постоянно действующая выставка;
  • Творческие конкурсы
  • Отчетная выставка  

                Усвоение обучающимися программного материала, отслеживаются в ходе проведения следующих контролей:

- предварительного

Проводится анкетирование обучающихся в начале обучения по программе.                                                                                                          10

- текущего

        В конце каждой темы планируется итоговое – творческое занятие, на котором дети показывают полученные знания, умения по заданной теме.    

Дети оценивают свои работы, работы товарищей, объясняют, чем понравилась та или иная работа. Результаты работы видят родители, получая сувениры и подарки от детей.

        В конце темы, четверти, полугодия и года устраиваются мини-выставки в объединении. Главное – дети получают моральное удовлетворение оттого, что их творчество и профессиональные умения ценятся другими, повышается их самооценка, осознание своей значимости.

- итогового

Представление творческой работы, участие в отчетной выставке, беседы с детьми, родителями  и т. п.

Показателями  качества воспитательной работы в объединении являются следующие критерии:

- уровень воспитанности обучающихся;

- микроклимат в детском объединении;

- взаимодействие с родителями.         

Также объективными показателями влияния организованного педагогического процесса на личность обучающихся будут качественные личностные изменения:

Эти критерии исследуются методами анкетирования, опроса, педагогического наблюдения, беседы с родителями.

А также самооценка себя ребенком, педагогические и психологические тесты.

Динамику развития творческих способностей можно также проследить

через педагогическую диагностику, адаптированную к условиям УДО изучающую уровень воспитанности обучающихся. В рамках этой методики  можно проанализировать следующие показатели:                                      11

  • Мотивацию к образовательной деятельности;
  • Отношения в коллективе;
  • Уровень творческой активности;                                                    
  • Организаторские способности обучающихся;
  • Сформированность культурно-гигиенических навыков и др.

Условия реализации программы

        

        Инструменты и материалы:

  • Соль
  • Мука
  • Клей ПВА «Момент»
  • Ткань (фон, оформление)
  • Кисти для клея, лака, красок
  • Краски «Гуашь», «Акварель», «Акриловые»
  • Лак
  • Карандаши, ручка гелевая черная
  • Мех
  • Тесьма
  • Нитки, веревки, сутаж
  • Ножницы
  • Стеки
  • Рамки

Наглядные средства обучения:

  • Образцы изделий
  • Репродукции
  • Эскизы
  • Книги
  • Дидактический материал

Технические средства обучения:

  • Аудиомагнитофон (аудиокассеты)
  • Видеомагнитофон (видеокассеты)
  • Диапроектор (слайды, диафильмы)
  • Кинопроектор
  • Телевизор

                                                                                                                   12

Литература для педагога

  • Шорохов Е.В. «Основы композиции», м., 2010г.
  • Хананова И.,«Солёное тесто», М., 2011г.
  • Сухорукова Е.П. «Искусство делать цветы», М., 2007г.
  • Кискольт И. «Соленое тесто», «АСТ - ПРЕСС», М., 1998г.
  • Чаянова Г. Н. «Соленое тесто (для начинающих)», М., Дрофа-Плюс, 2005г.
  • Казагранда Б. «Поделки из солёного теста», М., «Росмен» 2010г.
  • Рубцова Е. «Фантазии из солёного теста», М., «Росмен»2011г.
  • Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки. Декор.— М: Эксмо, 2011. — 160 с..
  • Кискальт И. Соленое тесто. Увлекательное модедирование. — М.:
    Профиздат 2010. — 80 с.
  • Колотова О. Тестопластика  – 2007. –  №7. – с. 40 – 42.
  • Чаянова Г. Соленое тесто для начинающих. — М.: АСТ-пресс книга, 2011 — 104 с.
  • И. Гусева СОЛЕНОЕ ТЕСТО. Москва. Мой мир. 2009.

        

Литература для детей

  • Андерсен Х. К. Сказки – М. Знак, 2011
  • Наши сказки. Книга вторая. М. Детская литература, 2009
  • Лыкова Л.А. Лепим игрушки –  АСТ-ПРЕСС, М., 2011

        

13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа детского пришкольного лагеря "Эврика"

содержит пояснительную записку и тематическое планирование...

Программа детского отдыха " Галактика" для загородного лагеря

Программа летнего отдыха для детей санатория «Юбилейный» г.Нерехта.-2010 г.Программа стала победителем областного конкурса « Мы, за здоровый образ жизни» в номинации- игровая модель смены. Руково...

Дополнительная образовательная программа детского оздоровительного лагеря

Дополнительная образовательная программа летнего оздоровительного лагеря "Приключения на обитаемых островах" расчитана на детей начальной школы.Была успешно реализована в течение одной из летних смен ...

Программа детского летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием.

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием (площадкой раньше назывался)  "Планета Здоровья". Основная цель программы: создание условий для оздоровления детей и привития навыков зд...

Программа детского летнего оздоровительного лагеря(ДЛОЛ) Сорванцы

В последние годы очевидно возрастание внимания к организации летних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных э...