«Музейная педагогика и ее возможности в процессе воспитания»
статья по теме

Азизова Гульнар Рушановна

Потенциал школьного музея в решения вопросов воспитательной деятельности учащихся,

актуализация школьного музея как  системы воспитания учащихся, сущность практического опыта и конечный результат педагогической деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Азизова Гульнар Рушановна,  

                                                             МБУ СОШ  №86 г.о. Тольятти

                                                             педагог  дополнительного образования

Школьный музей и его возможности в процессе воспитания

Актуальность представленного опыта

Потенциал школьного музея в решения вопросов воспитательной деятельности учащихся:

— позволяет в процессе воспитательной деятельности сформировать и развить все структурные компоненты содержания патриотизма как качества личности: эмоционального, интеллектуального, деятельностного, потребностно-мотивационного, волевого;

— позволяет проводить деятельность по пропаганде здорового образа жизни.

Актуализация школьного музея как  системы воспитания учащихся связана с тем, что:  

  • он должен выступать побудителем творческой активности детей, способом улучшения и углубления их контактов с педагогом, средством обогащения учебного процесса;      
  • призван оставаться по преимуществу музеем детского творчества и детского труда;
  • его правомерность существования и эффективность деятельности должна определяться, во-первых, степенью включенности в его работу учащихся той или иной школы (по возможности — всех учащихся, а не только членов актива музея) и, во-вторых, использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе (не только учителями-энтузиастами, а всем педагогическим коллективом).

Сущность практического опыта

Формы и методы,  используемые для решения воспитательных задач на базе нашего школьного музея «Музея 17 квартала»:

  • традиционные формы (экскурсии по школьному музею и кварталу,

встречи с ветеранами, интересными людьми и пр.);

  • кружок «Музееведение» (обучение актива музея, изучение основных понятий «Музееведения», основ поисково-исследовательской работы, организации культурно-образовательной деятельности музея и пр.);
  •  интерактивнаые экскурсии в режиме мультимедиа, проводимые активом музея (например «Виртуальная экскурсия по Калуге»);
  • уроки музейной педагогики различной тематики с учетом возрастных особенностей учащихся, проводимые руководителем музея для всех классов один-два раза в месяц по графику (например, «Ух – ух, разгорайся мой утюг»,  «Крутись - вертись, веретено» и т.п.);
  • ежемесячные тематические выставки, которые готовят и проводят учащиеся всех классов школы (например, «Народная игрушка»);
  • творческие занятия детей (например, урок рисования «Самый красивый уголок нашего квартала», изготовление тряпичных кукол и пр.); 
  • музейные праздники, посиделки, выступления учащихся из школьного фольклорного центра, проводимые в музее; 
  • уроки истории, окружающего мира, изобразительного искусства, музыки, проводимые учителями предметниками на основе материалов музея;
  • поисковая, научно-исследовательская работа актива музея над обновлением и пополнением фондов.

Конечный результат педагогической деятельности

Результат обучения актива музея: ребята неоднократно участвовали и становились победителями в городских конкурсах, традиционно принимают участие в смотре-конкурсе музеев и поисково-исследовательских экспедициях.

Результат выставочной работы: расширение кругозора, развитие интеллектуальных способностей детей, развитие речи,  проявление себя.

Результат проведения уроков музейной педагогики, музейных праздников, экскурсий: развитие основ музейной культуры, воспитание бережного отношение к прошлому, мыслительной активности, смекалки, умения рассуждать и решать проблемные вопросы, повышение интереса к прошлому родного края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему «Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье»

Актуальными на сегодняшний день являются типы семейного воспитания. Что же это такое?...

Возможные нарушения процесса воспитания в семье.

Консультация для родителей о возможных нарушениях  процесса воспитания в семье....

Проблема стилей родительского воспитания.Трудности детско – родительских взаимоотношений в процессе воспитания младших школьников

В статье представлены следующие моменты: группы  семей по типу родительского отношения к ребенку; термины  благополучная и неблагополучная семья, четыре  параметра  родительского п...

Музейная педагогика как средство обучения и воспитания младших школьников.

Опыт работы  учителя начальных классов ГОУ СОШ № 258 с углублённым изучением физики и химииКолпинского района Санкт - Петербурга  ДАММИ ЕЛЕНЫ ЭЙНОВНЫ...

Коррекция недостатков физического и психического развития у детей с ограниченными возможностями в процессе физического воспитания

В работе дана характеристика физических и психических недостатков у младших школьников с интеллектуальными нарушениями, и методы их корекции...

Формирование потребности здорового образа жизни: возможности образовательного процесса

Выступление на ШМО учителей физической культуры с темой "Формирование потребности здорового образа жизни: возможности образовательного процесса"....