"Есть страна чудесная на свете" Библиотечный урок для учащихся 1-х классов
план-конспект урока (1 класс) по теме

Вахлакова Татьяна Федоровна

Библиотечный урок на тему : «Знакомство с библиотекой, правила пользования библиотекой и книгами» для учащихся 1-х классов. 

Цель  урока: знакомство с библиотекой; закрепление правил об­ращения с книгой, поведения в библиотеке; развитие образного мышления; развитие чувственно-эмоциональной сферы детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Есть страна чудесная на свете»

Библиотечный урок на тему : «Знакомство с библиотекой, правила пользования библиотекой и книгами»

для учащихся 1-х классов

Цель  урока: знакомство с библиотекой; закрепление правил обращения с книгой, поведения в библиотеке; развитие образного мышления; развитие чувственно-эмоциональной сферы детей.

   Форма проведения: Беседа, выставка книг для знакомства с фондом школьной библиотеки, викторина.

Материалы и оборудование: Книги для практических заданий.

ХОД УРОКА

Вводная часть:

Что же такое  библиотека? (Ответы детей). Правильно! Это книгохранилище. Это слово пришло к нам в русский язык из греческого («библио» - книга, «тека» - хранилище). А знаете,  сколько лет существует библиотека? Почти 5 тысяч лет! Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них хранили? Книги! В Египте - написанные на папирусе, в Междуречье - выцарапанные на глиняных табличках. В Индии - составленные из нарезанных пальмовых листьев, в Китае -свитки из шелка. Некоторые из этих первых книг сохранились и до наших дней. Их теперь бережно хранят в самых крупных библиотеках.

Есть страна чудесная на свете,

ее Библиотекою зовут.

Сюда приходят взрослые и дети,

Потому что книги здесь живут.

Но в стране большой - Библиотеке

Правила особенные есть.

Знать их обязательно вам нужно,

Этих правил , я скажу вам- шесть.

Как войдешь в страну Библиотеку -

Поздороваться со всеми не забудь,

И веди себя достойно и спокойно,

Вежливым и тихим, друг мой, будь.

Ясно, четко кратко, быстро

Автора и книгу назови,

И когда получишь то, что нужно,

Вежливо "спасибо" ты скажи.

Возвращай полученную книгу

Обязательно в указанный в ней срок,

Чтобы эту книгу без проблемы,

Прочитать другой ребенок смог.

Если эти правила ребята

Будете вы строго соблюдать,

То тогда Страна Библиотека

будет рада вас всегда принять!

Но книги в библиотеке не только хранят - их выдают для чтения. Для этого в библиотеке есть абонемент, где выдают книги читать на дом, и читальный зал, где читают наиболее ценные книги, их не выдают на дом. А еще в нашей школьной библиотеке есть большое книгохранилище, где хранятся учебники, которые выдаются всем учащимся нашей школы на учебный год. Учебники в книгохранилище расположены по предметам и по кассам.    

     И так, библиотека - это дом книг. Здесь живут и дружат между собой книги, ваши верные друзья. А для того, чтобы мы могли быстро найти нужную книжку, каждая книга стоит на своем месте. Другими словами можно сказать, что каждая книга имеет свой дом и свою квартиру. Хорошо ориентироваться в этом мире книг вам поможет, конечно, библиотекарь.

    В нашей библиотеке два отделения: абонемент и читальный зал. У слова «абонемент» много значений. В библиотеке оно означает место, где выдают книги на дом. Несколько дней книга твоя. В нашей библиотеке книги выдают на две недели. Ты можешь рассматривать картинки, читать, перечитывать, выписывать что-то в тетрадь. И в назначенный библиотекарем срок книгу надо вернуть в библиотеку - ведь она нужна другим ребятам. А если не успел прочитать?  Не беда, приди в библиотеку и попроси продлить срок чтения книги.

    У нас есть книги, которые на дом не выдаются. Это справочная литература - энциклопедии, словари. Это книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. И хорошо, что они всегда под рукой. С такими книгами нужно работать в читальном зале.

      Школьная библиотека— это всегда радость, всегда сказка, всегда праздник. Потому что здесь есть самые невероятные книжки — игрушки, подарочные издания, проиллюстрированные лучшими художниками, редкие книжные серии, отвечающие на вопросы Почемучек, журналы. Здесь для вас собраны: сказки со всего мира, фантастика и приключения, русская и зарубежная классика, книги для девочек и мальчиков.

Готовы ли вы стать читателями нашей библиотеки? Да! Тогда давайте  мы с вами запомним, что с книгами делать нельзя:

  • Нельзя книги перегибать.
  • Нельзя загибать книжные страницы.
  • Нельзя закладывать в книги карандаши, ручки. А как называется вещь, которой необходимо пользоваться при чтении книг? ЗАКЛАДКА.
  • Нельзя писать и рисовать в книгах.
  • Нельзя читать книги во время еды.

  Больше всего книги любят бережное отношение. Очень любят чистоту.

 Чтобы стать настоящим читателями, надо знать правила пользования библиотекой. Как нужно вести себя в библиотеке? Почему?

Правило № 1  Аккуратным будь всегда.

                       Книга друг твой и приятель,

                       Много мыслей в них, труда.

Правило № 2  Уважай в читальном зале

                        Тех, кто рядышком сидит.

                        И читай всегда глазами -

                        Здесь не принято бубнить.

Правило № 3  Возвратить старайся книжки,

                        Не задерживая, в срок.

                        Не давай их рвать братишке,

                        Не копи на полках впрок.

А теперь посмотрим, внимательные ли вы читатели.    

На адрес нашей школьной библиотеки  пришли телеграммы от тех литературных героев, которые не смогли приехать к нам на праздник. Давайте, ребята, я вам зачитаю их, а вы отгадайте, кто их адресат.

« Спасите! Нас съел серый волк!»

«Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко!»

«Все окончилось благополучно, только хвост остался в проруби».

«Дорогие гости, помогите! Паука злодея зарубите!»

«От дедушки ушел, от бабушки ушел, скоро буду у вас!»

А теперь отгадайте загадки о сказках и сказочных героях!

 У отца был мальчик странный,

 Необычный, деревянный.

Он имел предлинный нос,

Что за сказка? - Вот вопрос?

                           «Золотой ключик»

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор…

                           «Айболит»

 

Был похож на мяч немножко,

И катался по дорожкам.

Укатился ото всех,

Кроме «рыжей», вот так смех!

                           «Колобок»

Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек – копытца.
Трое их – и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?

                         «Три поросенка»

Прямо в болото упала стрела,
А в этом болоте царевна жила.
Как звали царевну, скажи мне на ушко.
Я знаю, ты помнишь –

                         «Царевна-лягушка»

Лисичка дом себе нашла,

Мышка добрая была.

В доме том, в конце концов

Стало множество жильцов.

                          «Теремок»

Молодцы! Теперь я вижу, что вы готовы стать читателями нашей библиотеки. Вы очень внимательные читатели!

Подведение итогов урока.

     Вот мы и совершили наше путешествие по библиотеке. Сегодня вы первый раз посетили школьную библиотеку, и я надеюсь, что она станет самой главной библиотекой для вас на ближайшие одиннадцать лет. На каждого из вас будет заведен читательский формуляр (показать формуляр), т.е. книжечка, где записана ваша фамилия, имя, класс, домашний адрес и будут записываться книги. После уроков вы можете зайти в библиотеку и выбрать книгу, которую вы хотите почитать дома. Но прежде чем взять книгу с собой, ее необходимо записать, т.е. подойти к библиотекарю. Помните о том, что книги из библиотеки выдаются только на 14 дней. Библиотечные книги нельзя терять, но если уж случилось такое, тогда необходимо принести взамен другую. Если книга порвалась - аккуратно ее подклейте. И, конечно же, с книгами нужно обращаться бережно.

До свидания ребята! Жду вас в нашей школьной библиотеке. Приходите. Буду очень рада вам!

Любимый читатель – это мечтатель,
Это романтик и просто знаток,
Ну, и конечно, это читатель –
Книжек листатель, книжек знаток.

Это товарищ, помощник и друг,
Целая кладезь советов, идей…
Оглянись, посмотри-ка вокруг,
Сколько тебя окружает людей?

Есть среди них такой человек?
Есть, ну, конечно же, есть!
Книги читает, талантов не счесть!
Слава ему и хвала, и честь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока для учащихся 4-ых классов по коррекции дизорфографии с использованием ЭОР по теме «Правописание сложных слов»

Интегрированный урок  по теме "Правописание сложных слов" проводится в форме интеллектуальной игры "Что? Где? Когда?"  Тема игры "Великие люди России". И...

План-конспект урока для учащихся 3-го класса по УМК Кузовлева В. П.

Урок поможет в интересной форме ввести тему "Простое прошедшее время"....

Наши помощники в мире слов: Библиотечный урок для учащихся 3-4 классов

Представление о справочной литературе, цели обращения к словарям и энциклопедиям, обучение работе с ними. Структура словарей и энциклопедий. Расположение материала. Алфавитный и предметный указатели, ...

«Уроки истории на библиотечный лад: Библиотеки древние и современные»: Библиотечный урок для учащихся 3-4 классов

Цель урока: Знакомство с историей возникновения книги и библиотеки, изучение исторического значения книги в формировании духовной культуры человека.Задачи: Знакомство с историей письменности и книги, ...

Методическая разработка тем уроков для учащихся 2-4 классов Кантата «Александр Невский» Сергея Сергеевича Прокофьева на уроках музыки

Методическая разработка тем уроков для учащихся 2-4 классов предназначена для учителей музыки, может использоваться учителями начальной школы, педагогами дополнительного образования детей по эстетичес...

Методическая разработка урока для учащихся Подготовительного 1 класса ГБОУ ШКОЛЫ № 584 "Озерки" Выборгского р-на г. Санкт-Петербурга. Вариант обучения 6.3 с НОДА.

Методическая разработка урока по русскому языку для учащихся Подготовительного 1 класса. Вариант обучения 6.3 с НОДА.Учитель: Свергун С.А.Тема урока: Рисование композиции из двух фигур по шаблонам с о...

Методическая разработка урока для учащихся Подготовительного 1 класса ГБУ школы № 584 "Озерки" Выборгского р-на г. Санкт-Петербурга с НОДА. Вариант обучения 6.3

Методическая разработка урока  по математике для учащихся Подготовительного 1 класса ГБОУ школы № 584 «Озерки» Выборгского района г. Санкт-Петербурга. Вариант обучения ...