Ваши права
классный час (3 класс) по теме

Голубкова Наталья Евгеньевна

Ребята познакомились с Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребенка, познакомились с правами взрослых и детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl._chas_-_ya_i_moi_prava.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 23 им. С.В. Добрина г. Липецка

 


Учитель: Голубкова Н.Е.

2013 год

Цели: познакомить с основным законом – Конституцией России; дать представления о правах ребенка; объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права; формировать представления о правах и обязанностях школьника;

способствовать формированию у подростков правовой культуры, общечеловеческих ценностей, воспитанию уважения к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства;

развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию.

Оборудование:  таблички с новыми словами,  стихами, иллюстрации к сказкам, адаптированный текст Конвенции  и Декларации; книга Е. С. Шабельника «Ваши права», Конституция России, презентация.

                                                         

Ход классного часа

I. Организационный момент.  Вступительное слово учителя.

Всех приветствую я вас!

Начинаем классный час!

Приглашаю в гости в замок

В распрекрасный город Прав!

Кто хозяйка в этом замке

Отгадайте-ка сейчас!

Слайд 1.

Вы знаете девушку эту,

Она в старой сказке воспета.

Работала, скромно жила,

Не видела ясного солнышка,

Вокруг – только грязь и зола.

А звали красавицу….

(Золушка).

Слайд 2.

- Золушка – главная героиня сказки… («Золушка»), которую написал…

(Шарль Перро).

- Послушайте фрагмент из этой сказки:

«…Мачеха невзлюбила падчерицу и взвалила на нее самую грязную работу. После работы бедная девушка садилась в уголок возле камина прямо на золу. Вот и прозвали ее сестры в насмешку Золушкой.

Сами они жили в неге и довольстве.

Однажды в королевском дворце решили устроить бал. Приглашены на него были все знатные и богатые люди. Приглашение получили и золушкины сестры.

Они бросились примерять нарядные бальные платья, а Золушка должна была их одевать и причесывать, да еще терпеть нескончаемые капризы.

В конце концов, приготовления закончились, и сестры с матерью отправились на бал.

Золушка же осталась дома и плакала в уголке. Очень уж ей хотелось тоже поехать на бал, да куда там – в таком рваном, испачканном золой платье…»

- Как мачеха и ее дочери обращались к Золушке? (Выслушиваются ответы детей).

- С детьми порой тоже обращаются несправедливо, иногда даже жестоко. Чтобы прекратить это, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у детей было счастливое детство.

  1. Обзорное  знакомство с «Конвенцией о правах ребенка».

Слайд 3.

20 ноября 1989 года правительства 170 стран подписали специальный документ, который назвали «Конвенция о правах ребенка». Конвенция – это договор, который должен неукоснительное исполняться теми, кто его подписал.

Теперь эти страны должны помогать детям и спасать их от жестокости, обязаны думать о наилучшем соблюдении прав всех детей мира.  Специальная международная организация ЮНИСЕФ – Детский фонд Организации Объединенных наций, помогает детям во всем мире и следит, чтобы их права соблюдались. А 20 ноября ежегодно празднуется как «Всемирный день ребенка».

- Ребята, о чём же мы будем сегодня говорить на классном часе.

Слайд 4.

(«Я и мои права»).

III. Знакомство с правами детей.

Ученица. Права ребенка надо знать,

 Не только знать,

 Но соблюдать,

 Тогда легко нам будет жить,

 Играть, дружить и не тужить.

- Наше государство предоставляет нам права. Кто из вас знает, как называется документ, в котором прописаны наши права? (Конституция РФ).

(Слайд 4) (показывает брошюру)

- Слово «конституция» в переводе с латинского обозначает «установление».

        Ученик. В Конституции записаны права наших граждан, такие как: право на образование, охрану здоровья, отдых и труд и другие. У вас, как у школьников, есть право на отдых между уроками, право на каникулы, право на занятия в кружках и секциях.

Ученица. Кроме прав у граждан России есть и обязанности, которые тоже отражены в основном законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину.

Учитель. У каждого из вас есть права и обязанности. Право жить, право на семью, на учебу, отдых  т. д. А что же такое – право?

Ученик. Право – это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе.

Что такое обязанность – круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных  для выполнения. (Толковый словарь С. И. Ожегова). (слайд 19)

Есть у вас обязанности в семье? Какие?

Существуют ли обязанности у учеников? Какие?

Обязанности: уважать взгляды, свободу других людей (взрослых и сверстников); культурно вести себя в классе, школе и за их пределами; ходить опрятным; выполнять устав школы.

Где могут быть записаны обязанности учеников? (слайд 19, щелчок).

Вот в уставе нашей школы тоже есть обязанности учеников, которые мы должны неукоснительно выполнять. Перед вами памятки, где прописаны ваши основные обязанности учащихся. Давайте их озвучим. (см. Приложение 3). Права и обязанности учащихся можно увидеть внизу в вестибюле школы.

Чем же права отличаются от обязанностей?

Запомните: Права  предоставляются, а обязанности выполняются!

- В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из прав.

Слайд 5.

- Право на жизнь.

- Право на имя при рождении.

- Право на медицинскую помощь.

- Право на образование.

- Право на отдых и досуг.

- Право иметь имущество (полученное в дар или по наследству, а также приобретенное на средства ребенка).

- Право свободно выражать свои взгляды.

- Право на свободное перемещение.

- Право на заботу и воспитание родителями.

- Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям).

- Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.

 - Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

- Скажите, какие из этих прав были нарушены в сказке «Золушка»?

- А вот жители города Прав и Золушка с великим уважением относятся друг к другу, добры, трудолюбивы, готовы помочь всем в трудную минуту и очень любят песенку Смешариков «Я имею право». Давайте и мы послушаем эту песню и ответим на вопрос: «О каких правах поется в песне?»

(Просмотр видеоклипа с песней «Я имею право»)

- О каких правах вы услышали в песенке Смешариков?

( О праве на имя, на развитие, на равенство, на заботу, на любовь).

- Ребята, а кто еще проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Только ли государство?

Слайд 6.

- Конечно, это ваши родители. Семья – важная часть общества.  Семья для каждого из нас – самое главное, самое нужное в жизни. И если в семье царят взаимопонимание, доверие и тепло – это настоящее счастье.

(3 подготовленных ученика читают стихотворение):

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,

Родители - во всем мудрей,

Любимый папа - друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле.

- Вот какие замечательные стихи о семье. Берегите ваших родителей, любите свою семью!

IV. Конкурсная программа “Права и мы»

- А сейчас жители города Прав и Золушка приглашают нас на на конкурсную программу «Я и мои права», в ходе которой мы закрепим полученные знания.

1 конкурс «Они нарушили права»

- Разгадав ребусы, вы прочитаете имена сказочных героев, которые нарушали права.

Слайд 7.

2 конкурс «Определи, кто из героев сказки лишен следующих прав».

- Выберите одного героя из трех, остальных зачеркните.

Слайд 8.

Право на жизнь

Золушка

Колобок

Кот в сапогах

Право на неприкосновенность жилища

Сестрица Алёнушка

Три поросёнка

Колобок

Право на свободный труд

Золушка

Красная Шапочка

Балда

Право на свободу вступления в брак

Золушка

Дюймовочка

Алёнушка

Право на владение личным имуществом

Красная Шапочка

Буратино

Баба Яга

3 конкурс «Анаграммы»

Слайд 9.

Н О К Е В Н И Ц Я

Р Д О Т И Е И Л , Г О У С А Р Д Т С О В

И Ж З Н Ь , Р Б О А З О А В И Н Е.

4 конкурс «Вопросы»

1) В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас Барабас.)

2) В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок».)

3) Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга.)

Н а д о с к е  3 листа:

1. Право на бесплатное образование.

2. Право на свободный труд, защита от безработицы.

3. Право на неприкосновенность жилища.

Учитель. Продолжая путешествие по стране Прав, мы остановимся в гостях у героев сказки «Приключения Буратино». Вам надо ответить на вопросы:

1) Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то какое право они нарушили? (Дети выбирают из 3 листов ответ – № 3.)

2) Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Ответ – № 2.)

3) Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким правом? (Ответ – № 1.)

Учитель. Вы сможете продолжить путешествие по стране Прав, если возьмете в библиотеке книгу Е. Шабельника «Ваши права». (Показ книги.)

5 конкурс «О каком праве идёт речь?» 

(Учащиеся читают стихотворения, отрывки из литературных произведений и в группах решают, о каких правах детей в них говорится. По 4 каждой команде)

  1. Мы дошкольниками были,

        Мы ходили в детский сад,

        Мы из глины мастерили

        И лошадок, и зайчат…

        А теперь, а теперь

        Открывай нам, школа дверь!

        Нам скорее подари

        Расписные буквари.           (право на образование)

  1. На прививку! Третий класс!

        Вы слыхали? Это нас.

        Я уколов не боюсь!

        Если надо – уколюсь!

        На прививку вызывают,

        Братцы, нас!                (право на охрану здоровья)

  1. Но вот пришла лягушка,

       Прожорливое брюшко,

       И съела кузнеца.

        Представьте себе,

        Прожорливое брюшко.

        Представьте себе,

        И съела кузнеца.       (право на жизнь нарушено)                                                                

  1. Пусть всегда будет солнце!

        Пусть всегда будет небо!

        Пусть всегда будет мама!

        Пусть всегда буду я!            (право на жизнь)

  1. Стал сапожником Енот,

        Он для всех обувку шьет:

        Тапки – на лапки,

        Сапожки – на ножки,

        Даже старые ботиночки

         Принимает для починочки.          (право на труд)

  1. Ох, случилась вдруг беда,

       Выпал птенчик из гнезда.

       Он зовет на помощь мать,

       Ищет мать, ищет мать.    (право на родительскую заботу)

  1. К четырем прибавить два,

        По слогам читать слова

        Учат в школе, учат в школе,

        Учат в школе.                (право на образование)

6 конкурс «Разрешается – запрещается»

Куда пойдем мы в воскресенье: 

На каток или в кино. 

Вот семья вопрос решает 

Выбрать мнение одно. 

Взрослые на деток смотрят,

смотрят - удивляются. 

Слушать мнение ребенка, конечно (разрешается).

Вот в углу стоит мальчонка, 

Плачет, надрывается. 

Бить, наказывать ребенка 

Строго (запрещается)

С мамой дети должны жить, 

Не грустить и не тужить – 

Это (разрешается).

Дитя незаконно похищают, 

Мать с ребенком разлучают. 

Это (запрещается).

Рисовать и петь учиться, 

Если заболел – лечиться, 

Это – (разрешается).

Много трудится ребенок, 

Мало у него силенок, 

Ноги подгибаются. 

В детстве тяжкая работа 

Конечно (запрещается).

Вместе дружно в мире жить, 

с разными детьми дружить – 

Это (разрешается).

Когда слабый горбит спину, 

Перед сильным преклоняется. 

Быть рабом у господина 

Строго (запрещается). 

V. Заключительная часть.

Учитель. Вот и подошел к концу наш классный час. Мы хорошо поработали, узнали много нового и полезного для каждого из вас, справились со всеми заданиями. Пришла пора попрощаться с Золушкой и жителями замечательного  города Прав. Давайте подведем итог.

– Итак, где же записаны права и обязанности граждан России? (В основном законе России – Конституции.)

– Когда была принята новая Конституция? (12 декабря 1993 г.)

– Зачем нужна Конституция? (Ответы детей.)

- О каких правах вы узнали?

- А почему вы должны знать свои права?

- Кто помогает в соблюдении ваших прав?

- Как вы должны относиться к товарищам, чтобы не нарушать их права?

В заключение нашего классного часа выступят (Ф. И. учеников).

1-й ученик. Мы знаем о законе мало,

  Не больше всех иных,

  Мы знаем, делать нужно то,

  Что благо для других.

2-й ученик. Человеку много нужно,

  Чтобы счастливо прожить!

  Нужен дождь и даже лужи,

  Нужно с кем-нибудь дружить.

  Нужен ветер, нужно море.

3-й ученик.  Нужно море и леса,

   Нужно счастье, нужно горе

   И родные голоса.

   Невозможно без природы,

   Без синеющих небес.

4-й ученик. Хорошо иметь свободу,

  Мир загадок и чудес.

  Чтобы жить на белом свете,

  Чтоб остался рядом друг,

  Надо главное заметить,

  Все почувствовать вокруг.

Учитель: Спасибо за внимание. Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах. Закончить нашу встречу хочу такими словами:

Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права

На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.

Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,

Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.

- Древний мудрец Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение». Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах ребенка

Как хорошо, что есть права! 

Конвенция нас строго защищает. 

И в ней важны нам все права, 

Они великой силой обладают. 

Чтобы вы не забыли о том, какими правами обладаете, я хочу подарить вам вот такую листовку, которая называется «Мои права». Рассмотрите ее. (Учитель раздает листовки «Мои права» (см. Приложение 1).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Соколова В. П. Классный час "Ваши права, дети"

Классный час "Ваши права, дети". Знакомство учащихся на отрывках сказок с правами детей....

Творческая мастерская "Если есть шаг, должен быть след" (факультатив «Ваши права»)

Что такое права человека? Человеческое достоинство? Толерантность? У нас в стране и взрослые слабо себе это представляют. Возможно ли, чтобы маленькие школьники это поняли? Да. Благодаря интересн...

Классный час "Ваши права"

предлагаю Вашему вниманию классный час "Ваши права" для учащихся 3-4 классов, так же можно использовать материал для урока "Окружающий мир", 4кл по программе Плешакова...

Классный час "Ваши права"

Классный час для учащихся 3-4 классов. так же материал можно использовать на уроке Окружающего мира по программе Плешакова в 4 классе...

Классный час "Права ребёнка - это ваши права"

Классный час "Права ребёнка - это ваши права". Дети знакомятся с некоторыми положениями "Конвенции о правах ребёнка", рассматривают  конкретные ситуации с точки зрения соблюдения прав ребёнка....

Классный час в 4 классе "Ваши права и обязанности, дети".

Сценарий ориентирован на формирование у детей коммуникативных навыков, умения понимать себя и других; знакомит  с основными правилами делового и бытового этикета; формирует умение совершенствоват...

Классный час по теме "Ваши права и обязанности, дети!"

Данная разработка воспитательного мероприятия поможет в легкой форме донести до детей, какие права и обязанности у них есть. В конце  мероприятия представлен тест по сказкам для детей по данной т...