Программа Компьютер мой друг и помощник
рабочая программа (1 класс) по теме

Мартынова  Анна Александровна

Программа для младших школьников направлена на  помощь в овладении элементарными навыками работы на компьютере.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompyuter_moy_drug_i_pomoshchnik.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      Нормативно-правовой и методологической основой компилятивной программы  дополнительного образования                « Компьютер мой друг и помощник» являются: Закон Российской Федерации «Об образовании», ФГОС II поколения, Концепция   содержания  непрерывного образования  (дошкольное и начальное  звено), НРК, Программа духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся  на ступени начального общего образования,  Устав образовательного учреждения.  

Программа представляет среду для изучения универсальных компьютерных технологий (графический, текстовый редакторы,  мультимедийные  презентации  и игры на развитие логического мышления, памяти и воображения, используемых для накопления навыков работы с информацией различных видов). Теоретические знания для  учащихся младших классов даются на  занятиях в виде беседы с демонстрацией на компьютере или при использовании наглядных пособий.

В программе "Компьютер - мой друг и помощник!" и назначение, и оформление программ, и их последовательность подчинены одной цели - обеспечить эффективный дидактический инструментарий для решения основных задач данного курса.   Компьютерные программы для детей младшего возраста - это, прежде всего, обучающие игры, в которых активно используются зрительные образы (для формирования абстрактных понятий и навыков), а также активные формы работы самого ребенка.  Актуализирует  данную проблему то, что  в начальной школе  происходит  смена ведущей деятельности ребенка с игровой    на учебную, что зачастую происходит  достаточно сложно у большинства детей.  Обязательность обучения в этот период нередко  порождает резко отрицательные последствия : ученик зачастую находится в положении не справившегося, что влечет за собой комплекс неполноценности по отношению к учению, исключает положительную мотивацию успеха, вызывает неприязнь к предмету и к школе, а фактически часто приводит к отказу от учения.

Теоретическим и методическим основам психологической помощи этой категории детей, поискам путей повышения ее эффективности посвящены исследования   Л. С. Выготского, Е. С. Иванова, М. С. Певзнер,  С. Я. Рубинштейн, И. М. Соловьева, Л.И.Божович,  Л. М. Шипицыной и других. Ими были разработаны различные методики и теории формирования познавательных процессов. И сейчас, чтобы успешно развивать познавательные процессы в учебной деятельности, необходимо, искать более современные средства и методы обучения. Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями и будет являться одним из таких средств.

    Компьютерные обучающие программы, обеспечивая управление учебной деятельностью, могут служить инструментом познавательного развития детей не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.  Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями  (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между учебной программой и ребенком, широкие  возможности поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы и др.) позволяет обеспечить  более  плавный переход младших школьников к учебной деятельности.

   Занятия курса "Компьютер - мой друг и помощник!",  проводятся  во  второй  половине дня  для  учащихся 1-2 класса. Программа   рассчитана    на  один  год  обучения, приведена в  соответствие с требованиями современного санитарного законодательства (СанПиН 2.2.2.542-96 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы")  продолжительность урока составляет  35-40 минут.  После 10-15 минут непрерывных занятий за ПК  предусматривается перерыв для проведения       физкультминутки и гимнастики для глаз. Периодичность  занятий  -   1 занятие в неделю.

На занятиях  используются разнообразные формы: беседа, опрос, игры, конкурсы, самостоятельная творческая деятельность, диалоги, работа в группах,  игровые методики,  информационные минутки.

 Однако каждая из традиционных форм проведения  занятия кроме своего частного назначения, предусмотренного планом, служит подготовкой к кульминационному моменту занятия - компьютерному упражнению или творческой работе.

                                                                                                                                            Основная цель  программы: Формирование первичных элементов информационной культуры и получение первоначальных практических умений и навыков работы на компьютере ,  необходимых в дальнейшей учебной деятельности младших школьников.   Цель предусматривает решение следующих задач:

  • формировать начальные представления об информации и её основных источниках;
  • способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления и рефлексии младших школьников;
  • учить использованию компьютера для получения новых знаний об окружающем,   применению  наглядных пособий, электронных развивающих игр,  мультимедийных презентаций  в ходе игровых занятий. 
  • формировать конструкторские и исследовательские навыки активного творчества с использованием современных технологий, которые обеспечивает компьютер.

Принципы, положенные в основу курса - принцип развивающего обучения, индивидуализация и дифференциация обучения, наглядность, доступность подачи информации, принцип последовательности - от простого к сложному, введение игрового элемента в процесс обучения, - обязательные атрибуты каждого занятия. Стимулируется самостоятельность и активность каждого учащегося, им предлагаются задания, направленные на развитие памяти, внимания и логического мышления. Привлечение   активизации творческого развития личности.

    

Специфика реализации рабочей программы.

Содержание курса выстроено с учётом:

Психофизических особенностей  учащихся младших классов,  

возрастных возможностей  детей  (для разных возрастов и способностей детей учебный материал подбирается педагогом индивидуально).

Потребности личности ребёнка, прежде всего, в самореализации, в развитии интеллектуальной, когнитивной, мотивационной сфер.

Соображений естественности и лёгкости обучения при постоянном и “самопроизвольном” усложнении, углублении содержания образования.

Обеспеченности средствами обучения в образовательном учреждении (на сегодняшний день в распоряжении  детского творческого объединения  имеются два компьютера, принтер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, диски с игровыми программами -10 шт. мультимадиатека  по ознакомлению с окружающим  «Всем обо всем»,  А так же всё программное обеспечение необходимое для нормальной работы компьютеров, расходные материалы, методическая литература.

Основные системообразующие условия

  • взаимосвязь применения компьютерных игр и целей, содержания, форм и методов обучения;
  • сочетание слова педагога и применения компьютера;
  • дидактическая структура компьютерного занятия;
  • мотивационное обеспечение компьютерного занятия;
  • сочетание компьютера и других ТСО (технических средств обучения).

Схема занятия проста и неизменна, меняются только практические задания предлагаемые детям.

Организационный момент (заполнение личного листа)- 5 мин.

Закрепление теоретического материала (терминов) - 5 мин.

Знакомство с новым материалом (по необходимости) - 5 мин.

Практическая работа за компьютером в зависимости от возраста ребёнка от 15 до 20 мин.

Итог занятия (заполнение личного листа). - 5 мин.

Программа дополнительного образования  предусматривает :

  • развитие интеллектуальной сферы: развитие мышления (познавательного, творческого), памяти, внимания, качеств ума (сообразительность, гибкость, экономичность, самостоятельность), мыслительных навыков (вычленение, сличение, анализ и пр.), познавательных умений (видеть противоречие, проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы и пр.), умений учиться, формирование предметных знаний, умений, навыков;
  • развитие мотивационной сферы: формирование потребностей:   интеллектуальной, в знаниях, в познании природы, общества, человека, закономерностей мышления и познания, потребности в овладении способами познания и преобразовательной деятельности, воспитание мотивов учения (познавательные интересы, смысл изучения предмета и пр.), мотивов достижения и др.;
  • развитие эмоциональной сферы: формирование необходимых навыков управления своими чувствами и эмоциональными состояниями, преодоление излишней тревожности, воспитание адекватной самооценки;
  • развитие волевой сферы: формирование целеустремленности, умения преодолевать мышечные и нервные напряжения, развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие умений владеть собой, обучение знаниям как действовать, как планировать деятельность, как ее осуществлять и вести контроль без посторонней помощи;
  • формирование учебной деятельности в целом и основных ее компонентов: управление вниманием обучающихся — разъяснение им смысла предстоящей деятельности — актуализация необходимых потребностно-мотивационных состояний — стимулирование целеполагания — создание условий для успешного выполнения учащимися системы исполнительских действий — помощь и коррекция деятельности — оценивание процесса и результата учебной деятельности обучаемых.

Мониторинг успешности учащихся.

Использование диагностических средств: заполнение индивидуального листа занятий, тесты, творческие работы, самостоятельные работы, устный опрос и др.

Наблюдение: педагог, воспитатель за регулярностью посещения занятий детьми, степенью  овладения освоения  учебного материала, ответственности при выполнении творческих  заданий. По степени участия в мероприятиях и по результатам достижений.

                 Учебно-тематический  план

№п/п

Тема  занятия

Количество  часов

Всего

часов

Теоретических

практических

1.

Комплектование

группы. Встреча.Знакомство

1

1

2.

Введение.Информация.

1

1

3.

Компьютер  для начинающих

1

2

3

4.

Развивающие  игры.

Виды развивающих игр

1

5

6

5.

 Графический  редактор

1

2

3

6.

 Текстовый  редактор

1

3

4

7.

Мультимедийные технологии

1

6

7

8.

 Интернет-это круто!

1

5

6

 Итоговая   практическая  работа

3

3

Итого:

7

27

34

Содержание  курса  

  1.Встреча.Знакомство.     Знакомство с главным  помощником  и другом детей    Айтишей, который  будет  помогать детям осваивать  просторы  компьютерных технологий.                                                                                                                                2.Введение. Информация.  Компьютер – не игровой автомат, а инструмент для развития умственных и интеллектуальных способностей человека. Познакомить с понятием информации. Что такое информация?

Познакомить с различными видами информации и тем, что можно делать с информацией (информационные процессы). Поиск информации. Способы хранения информации.

3. Компьютер для начинающих.

Техника безопасности в компьютерном классе. Знакомство с компьютером. Основные устройства, их функции, взаимосвязь, программное управление работой компьютера. Ввод и вывод данных. Компьютерный практикум: Практическая работа №1. Знакомство с клавиатурой.  Овладение  понятиями "информация", "компьютер", "программа", "меню", "рабочий стол", " значок»
Практическая работа №2. Запускаем программы. Управляем компьютером с помощью меню.

4.Компьютерные  игры. Виды компьютерных  развивающих  игр.                              а) развивающие игры;

б) обучающие игры;

в) игры-эксперименты;

г) игры-забавы;

д) компьютерные диагностические игры.                                                                            Это компьютерные программы  «открытого» типа или («закрытого») типа, в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач. «Рисовалки», «Закрашки»конструкторы, предоставляющие возможность свободного рисования на экране прямыми и кривыми линиями и др.

5. Графический  редактор

 Позволяет   рисовать и конструировать рисунки на экране дисплея, сохранять полученные изображения на диске. В качестве “карандаша” могут выступать различные фигуры: точки, круги, полукруги, треугольники, резинки. Редактор располагает следующими возможностями:  выбор карандаша, изменение цвета карандаша, изменение цвета фона, очистка экрана и т.д.

Практическая работа №3. Знакомимся с инструментами графического редактора. Начинаем рисовать.

6.  Текстовый  редактор .

Подготовка текстовых документов.  Основные объекты текстового документа. Этапы подготовки документа на компьютере. О шрифтах. Компьютерная графика.  

Практическая работа №4. Вводим текст.

Практическая работа №5. Редактируем текст.

Практическая работа №6. Работаем с фрагментами текста. Форматируем текст.

7.  Мультимедийные технологии.

Программа Power Point, ее назначение. Планирование презентации. Режимы презентаций. Создание презентаций. Выбор шаблона оформления. Настройка анимации. Художественное оформление презентации. Звуки и видеоизображения.  

Практическая работа №1. Режимы презентаций.

Практическая работа №2. Выбор шаблона оформления.

Практическая работа №3. Создание презентации.

Практическая работа №4. Художественное оформление презентации

Практическая работа №5. Настройка анимации.

8. Интернет-это круто!  Основные правила поведения в Интернете.

        никогда не  выкладывать  в общедоступном месте информацию о себе и членах своей семьи, не называть никаких имен, адресов или номеров телефонов. Не отвечайте на послания, в которых содержатся ругательства, угрозы, непристойные предложения. Договоритесь с детьми, чтобы они сообщали вам о таких письмах. Далеко не всякую информацию можно добыть в Интернете. Показать способы  поиска информации и скачивания  на  детском  портале «Солнышко».

9. Итоговая  практическая работа.

Выполнение индивидуальных творческих работ (текст, рисунок, комбинированный документ) по выбору  детей.

Требования к уровню подготовки воспитанников.

В результате прохождения курса  «Компьютер мой друг и помощник»  учащиеся младших классов  должны:

Знать:

-из каких частей состоит компьютер;

-разновидности компьютерных игр, программ;

-правила поведения в компьютерном классе;

-гигиенические нормы работы за компьютером.

- правила  безопасности при работе в сети Интернет.

Уметь:

-самостоятельно запустить и завершить работу той или иной программы;

-проводить самостоятельный поиск необходимой программы;

-сосредоточиться на выполнении поставленных задач;

-контролировать эмоциональные проявления;

-попросить о помощи в трудных ситуациях;

-выполнять правила безопасности во время трудовой деятельности;

-неукоснительно выполнять все правила и нормы работы в компьютерном классе;

- использовать приобретённые навыки и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Отношение к себе:

-принятие тех норм и правил, которые обеспечивают успешное регулирование собственного сознания и поведения;

-стремление к сохранению собственного здоровья, стремление вести здоровый образ жизни;

-ориентация на постоянное развитие и саморазвитие на основе понимания особенностей современной жизни, её требований к каждому человеку.

Отношение к другим:

-умелое самоопределение в отношениях с педагогами и сверстниками в период взросления в подростковом возрасте;

-понимание ценности своей и чужой позиции при решении конкретных проблем;

-осознание ответственности за свои поступки при взаимодействии с различными группами и индивидами.

Отношение к учебной деятельности:

-понимание значимости умелого выбора методов самообразования для обеспечения более полного выявление способностей и их дальнейшего развития.

Отношение к миру:

-понимание противоречивости развития современного мира и готовность активно саморазвиваться на основе постоянно возрастающих требований.

Одним из условий, обеспечивающих эффективность образовательного процесса, является использование на занятиях разработанных автором “индивидуальных листов выполненных заданий”.  

Заключение

Таким образом, введение компьютера в ткань традиционного педагогического процесса начальной школы  позволяет переложить на нее часть дидактической нагрузки, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным и интенсивным. Компьютер не заменяет традиционное занятие, а только дополняет его. Компьютерные занятия проводятся в соответствии с общим планом образовательной программы, взаимно обогащая друг друга, обеспечивая дальнейшее развитие  познавательных  способностей учащихся младших классов.

     Применение компьютерной техники в начальной школе способствует развитию  познавательных способностей учащихся: внимания, воображения, памяти, логического мышления, улучшает восприятие мира, помогает освоить информационное  пространство.  

Список литературы  

1. Антипов И.Н. Играем и программируем // Начальная школа, № 5, 6, 1992.

2. Антипов И.Н., Боковнев О.А., Степанов М.Е. О преподавании информатики в младших классах. // Информатика и образование, № 5, 1993.

3.  Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр. // Вопрос психологии. – 1993. - №3.

4. Булгакова Н.Н. Знакомство с компьютером в детском саду. // Информатика, № 18, 2001.

5. Буцин Е.С. Обучение младших школьников началам информатики. //Информатика и образование. – 1991. - №3.

6. Гуненкова Е. В. Для чего на уроке компьютер? //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7. – С. 37- -39.

7. Варченко В.И. ПМК "Радуга в компьютере" – технология игрового обучения в начальной школе. //"Информатика и образование", №3. М.:, 2001

8. 3ак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М.: Просвещение, 1994.

9. Колесникова Ю. А. Первое место  - компьютеру. //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7. – С. 34 – 37.

10.  Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная школа плюс. До и После. – 2007. -  №7. – С. 30 – 32.

        

                       Сведения  об авторе

 

                   Мартынова  Анна Александровна, 53 года

                  Воспитатель ГПД, стаж педагогической деятельности 31год,

                  Место работы: МОУ  ООШ№29 п. Старопышминск БГО

                  Домашний адрес: п.Кедровка    ул.Советская 13-4              

         Телефон: раб. 8(34369) 37383

                             8-908-63-800-21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Компьютер - враг, друг, помощник?"

Цель: формирование позитивного отношения к компьютеру.Задачи:Развивать умение видеть положительные и негативные стороны в работе на компьютере;Формировать у обучающихся умение анализировать обобщать, ...

Компьютер – враг, друг, помощник презентация

Родительское собрание вместе с детьми!...

Программа "Компьютер - мой помощник"

Программа для кружка начальной школы....

Компьютер -  враг, друг, помощник?

Классный час для начальной школы...

Классный час « Компьютер – враг, друг, помощник?

Задачи: *  выяснить значение слов «враг», «друг», «помощник».                 познакомить с компьютерами разных пок...

Классный час Тема: «Компьютер – враг, друг, помощник»

Цель: Содействовать определению места и роли компьютера в жизни современного человека.Задачи: 1. Показать упражнения при работе с компьютером.2. Ориентировать на общение с другими людьми, на развитие ...