Классный час "Что такое трудолюбие?"
классный час по теме

Дубкова Елена Владимировна

Позволит осмыслить ребятам сущность понятия "трудолюбие".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda._chto_takoe_trudolyubie.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

1

Цель: Создание условий для осознания школьниками ценности труда, его созидательной роли в жизни человека.

Задачи:

  1. Осмысление детьми сущности понятия «трудолюбие».
  2. Развитие способности формировать суждения, аргументировать точку зрения, формировать адекватную самооценку.
  3. Формирование собственной позиции в отношении важности труда в жизни людей.

Форма проведения: беседа с элементами диалога.

Этап проведения.

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о трудолюбии. А прежде я хочу задать вам несколько вопросов:

  1. Как вы понимаете выражение: «Лень – мать всех пороков?»
  2. Почему человек иногда ленится?
  3. Перечислите пороки которым приводит лень.

(Самый убедительный ответ будет выбираться. Красная карточка – ответ понравился, синяя – нет, зелёная – остался равнодушен.)

Учитель: А сейчас наш одноклассник прочтёт стих. По теме нашего диалога.

Горько живёт лежебока                                                                                                                              Кровать лежебоке высока.

Полы от кровати далёко,

Слезать лежебоке – морока.

Вот и лежит лежебока

Спит лежебока без срока.

Уже отлежал он бока.

Спит и вздыхает глубоко:

Кабы ещё бы два бока!

Вопросы для обсуждения:

  1. Какого человека называют лежебокой?
  2. Подберите к слову «ленивый» слово  с противоположным значением.
  3. Как вы считаете,  кому лучше живётся на свете – ленивому или трудолюбивому?

Дети включаются в дискуссию и высказывают суждения.

Учитель: Ребята, сейчас я прочитаю стих. , а вы подумаете и ответите на мой вопрос: правильно ли воспитывают героя этого стих. Гошу? Вырастет ли из него трудолюбивый человек? Обоснуйте свой ответ, объясните, почему вы считаете именно так.

2.

На Гошкиной ладошке

Проклюнулась мозоль -

Чуть больше хлебной крошки,

Чуть меньше, чем фасоль.

Разволновалась мама:

« К директору пойду.

Пусть завтра же отменят

Уроки по труду».

Ходил, насупясь, папа,

Рассерженно гудел:

«Учитель – просто шляпа,

Увечье проглядел!»

На труд пеняла тётя,

И бабушка, и дед:

«Школьная работа

Идёт дитю во вред!»

А между тем у Гошки

Мозоль была от ложки.

( Г. Граубин.)

Учитель: Итак ,дорогие ребята вы поняли, что трудиться надо с детства. Конечно сейчас ваш главный труд – учёба, и он нелёгок. И всё же вы просто обязаны выполнять дома посильную работу, помогать уставшей маме и хлопочущей весь день бабушке.

А как вы считаете, какие качества характера человека помогают ему быть трудолюбивым?

   Думаю, нам всем будет интересно и поучительно послушать, какие домашние обязанности вы выполняете? Что у вас получается хорошо, а что – не очень? Существует ли бесполезный труд?

( Дети включаются в диалог.)

Учитель: Воля, чувство долга, ответственность – без этих важных, мужественных черт характера невозможен никакой труд. С другой стороны, все эти качества как раз и развивают в процессе труда. Известный российский писатель В. Закруткин писал: « Труд поднял человека на ноги, укрепил его руки, усовершенствовал его уникальный мозг. Всё, что тысячелетиями создавалось на земле – от каменного топора до микроскопа, от первого лемеха до Эйфелевой башни – создано трудом. Только труд приносит человеку счастье».

       Труду следует учиться всю жизнь, овладевая новыми умениями и полезными навыками, иначе может получиться так, как у несчастной неумелой мартышки из басни И. А. Крылова:

3.

Мартышка вздумала трудиться:

Нашла чурбан, и ну над ним возиться!

Хлопот мартышке полон рот:

Чурбан она то понесёт,                                                                                                                                         То так, то сяк его обхватит,

То поволочет, то покатит.

Рекой с бедняжки льётся пот;

И, наконец, она, пыхтя, насилу душит,

А всё ни от кого похвал не слышит.

И не диковинка, мой свет!

Трудишься много ты, да пользы в этом нет.

Учитель: Вы, наверное, слышали крылатое выражение «Кто не работает, тот не ест». Что оно означает? ( Дети формулируют суждения).

       Знаменитые слова « Если  кто не хочет трудиться, тот и не ешь», принадлежат апостолу Павлу. Эта крылатая фраза облетела весь мир и стала настолько общеизвестной, что люди и не подозревают, что она впервые была произнесена учеником Иисуса Христа.

       Послушайте отрывок из рассказа А. Ишимовой и ответьте на вопросы.

                                                   Пётр Первый.

  Труда Пётр Первый не боялся и сам трудился больше всех. Он сказал одному морскому офицеру: «Надо трудиться, братец. Я и царь вам, а у меня на руках мозоли, всё для того,  Чтобы показать пример и хоть под старость увидеть в вас хороших помощников мне и слуг Отечеству».

    Царь был мастер во всех ремёслах. На фабриках, которые заводил, иногда сам работал за станком; на железном заводе выковал своими руками 18 прутов железа и попросил с хозяина деньги за работу. Хозяин заплатил ему 18 червонцев ( золотая монета достоинством 10 рублей), но Пётр сказал: « Я не лучше других работал, дай мне то, что следует». Хозяин так и сделал, заплатил царю 18 алтын ( монета достоинством в 3 копейки). Царь купил на них башмаки и часто хвалился вельможам :  « Вот эти башмаки я купил на трудовую копейку». Но больше всего он любил токарное мастерство и занимался им по нескольку часов в день.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что заставляло Петра Первого трудиться?
  2. Для чего вообще трудится человек?

( Дети включаются в диалог.)

Учитель: Мне очень важно сейчас услышать ваш ответ на вопрос: какому человеку интересней жить – тому, кто всегда находит себе занятие, или тому, кто любит побездельничать? Почему? (Звучат суждения учащихся.)

4.Ученик: Бездельничанье вовсе не состоит в том, что человек сидит без дела, сложа руки в буквальном смысле. Нет, часто бездельник очень «занят»:пустословит по телефону, часто ходит в гости, сидит у телевизора и смотри все подряд, долго спит. А ведь ещё Вольтер сказал: « Работа спасает от трёх великих зол: скуки, порока, нужды».Как вы понимаете это изречение?

Учитель: Какая работа приносит вам радость? Почему возникает эта радость?

Дети высказывают суждения, после чего учитель кратко резюмирует сказанное словами А Сент – Экзюпери: « В радость человеку только то , над чем он хорошенько потрудился, так уж он устроен».

Но трудолюбие – это и организованность, способность максимально собраться и полностью отдаться делу. Вы же очень часто «загораетесь» новыми идеями, начинаете чем – то заниматься и понимаете, что так много дел вам не под силу. Не так ли получилось у ребят, про которых нам расскажут ребята.  (Выходят ребята)

  1. Конечно! Взрослые всё за ребят делают, а потом удивляются: «Ах, трудное воспитание! Трудовое воспитание…»
  2. «Ах, они белоручками растут!»
  3. А я считаю, не только в этом дело! Увлечься нужно чем – то с детства! Вон сколько кружков замечательных – и выпиливание, и фотография, и биологический. Прямо глаза разбегаются! Во все сразу записаться хочется!

2.А мы вас и записали сразу во все. Да, вы теперь будете выпиливать лобзиком, фотографировать, собирать гербарий…

1 Заниматься шахматами, спортивным плаванием, играть на гитаре и в театральном кружке.

3 Да, но как же мы всё успеем?

1. Нет, ты слышал? «  Как мы всё успеем?»

  1. А что ты удивляешься? Есть ещё среди нас такие, что не любят шахматы, театр…

3. Ну почему ?  Я люблю…

      1. Которые не умеют плавать…

      3. Умею – умею!

      2.Да, жаль . Придётся вычеркнуть его из всех кружков.

      3. Подождите – подождите! Сразу вычеркнуть… Очень вы быстрые! Ладно, я попробую.

      1. Да? Тогда значит так: сейчас идём в бассейн, сидим на старте и выпиливаем лобзиком…

      3. Так – так…

      2. По выстрелу стартера прыгаем в воду.

      3. Простите , не понял прыгаем… вместе с лобзиком ?

      2. Да нет, какой ты непонятливый! С гитарами! Плывём и играем!

      3. Но…как же мы поплывём…с гитарами? Руки заняты…

      2. А мы на спине!

      1. Да, плывём на спине, на шее фотоаппарат, в зубах сачок для бабочек!

      3. Ну, допустим. А когда же заниматься в театральном кружке и шахматами?

      1. Не проблема! Ставим Шекспира прямо в воде, а приплывём к финишу – там шахматы!

      2. Быстренько разыграем какую -  нибудь сицилийскую защиту и плывём назад…

     3. К лобзикам?

5.     1. А я смотрю, вы уже соображаете! Тогда на старт! ( Хлопок стартового пистолета и все « поплыли»

     2. Минуту! Куда вы поперёк бассейна плывёте?

     3. За бабочкой!

     2. Погляди, он её не сачком, а гитарой ловит!

     1. ( плывёт на спине,  играет на гитаре и поёт) Клён ты мой опавший… Ух, хороша водичка!

     3. ( тоже поёт)  Я встретил вас… Ой, какая бабочка! (Продолжает петь.) И всё былое в душе моей переплелось… когда я вас булавкой уколол…

     2. Кстати, вы не забыли, что вы ещё член фото кружка ?  Где ваш аппарат?

    3. Аппарат?  Гм. Ах, аппарат… Вы знаете, он меня, как камень, ко дну тянул. И я его подарил.

    1и2  Кому?

  1. Рыбам. Пусть у них тоже будет фото кружок…
  1. Ой, скоро финиш, а у нас ещё Шекспир не поставлен! Кто будет Отелло?

3.Только не я! Не могу же я играть Отелло, богатого человека, военачальника в одних плавках!

2. А давайте поставим сказку « Колобок» !

1. Почему именно « Колобок»!

2. А он же совсем голый из дома убежал…

3. Поздно. Мы приплыли – финиш! Ой, ещё шахматы…

2. Быстренько разыграем сицилийскую… Вам шах!

3. Чем? Вот этим ферзём? Да мы его сейчас… сачком поймаем.

2. Нет, сачком нельзя!

1. А записываться сразу во все кружки можно? Так можно только отбить охоту чем – либо заниматься!

Учитель: Как видим, заниматься сразу десятком дел очень неразумно. Человек должен стремится постигать всё постепенно, трудясь над каждым из них кропотливо и упорно.

А теперь я попрошу вас вспомнить пословицы и поговорки о труде и его антидоде – лени ( ребята осуществляли поиск заранее, по заданию учителя).

Глаза с поволокой , роток с позевотой.

Живот, да головка – всегда у ленивых отговорка.

Лежебоке и солнце не впору всходит.

Терпенье и труд всё перетрут.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Не за своё дело не берись, а за своим не ленись.

Учитель: А сейчас я предлагаю изобрести « лекарство»  от лени и коротко, одним – двумя предложениями его представить ( 5 минут на работу)

Учитель: Ну что же, мы завершаем наш разговор, и нам осталось подвести итог. Я прошу каждого самому себе честно ответить на вопрос «Насколько я трудолюбив?»  Обсуждать вопрос не нужно ни с кем, Можно это сделать дома,  с родителями. Даже если ответ вам самим не очень нравится, не огорчайтесь Всё можно изменить. Ведь  теперь вы все хорошо понимаете, как важно любить труд, который созидает Всё лучшее на земле. До свидания, я вас очень люблю и верю, что всё у вас получится.              

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"

формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...

Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать  плохое от хорошего....

Классный час "Мы такие похожие и такие разные"

Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...

Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Сценарий  классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое  «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....

Классный час "Такие разные профессии"

Классный час  "Такие разные профессии"...

Классный час " Такие разные профессии"

Данная подборка материала поможет учителю интересно провести классный час в рамках профориентационной  работы  среди младших школьников....

Классный час "Такие разные эмоции"

Развитие эмоционального интеллекта - важный аспект педагогической деятельности учителя начальных классов. Надеюсь, что этот материал поможет коллегам сделать первый шаг в работе с младшими школьниками...