"Родина суровая и милая"
классный час (3 класс) по теме

Гуляева Ольга Анатольевна

Разработка мероприятия для внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodina_surovaya_i_milaya.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»
  2. Гуляева Ольга Анатольевна, учитель начальных классов
  3. Разработка мероприятия для внеурочной деятельности. Аудитория – 3-4 классы. Есть презентация к данной работе.
  4. 617060  Пермский край, г. Краснокамск, ул. Матросова, 14-б
  5. Телефон: 8-9026492680     эл. адрес: ol.guliaeva@yandex.ru

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»

 «Родина суровая и милая»

 

интеллектуально-познавательное

мероприятие для внеурочной работы

в форме игры «Великолепная семёрка»

для учащихся 4-5 классов

Краснокамск, 2013 год

«Родина суровая и милая…»

Цели:

  • развитие познавательной активности детей, интеллекта;
  • расширить полученные знания по истории Отечества, героического прошлого нашей родины, родного края, родного города;
  • воспитывать патриотические чувства;

Оформление: в кабинете флаг и герб РФ, экран с презентацией, магнитофон с записями, на столах – таблички с названиями команд: «Русичи», «Славяне», «Россияне», раздаточный материал для команд.

Место проведения: зал или кабинет

Возраст участников: 4-5 класс

Ход мероприятия

ВЕД: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Рада приветствовать вас на нашем мероприятии, посвящённом истории России, её суровым и милым дням…

        Россия, Русь, Родина, родимый край, родная сторона, отчий дом – самые дорогие слова для русского человека. Русь – «голубая» и «златая», «деревянная» и «полевая», «задремавшая» и «буйственная», это край «дождей и непогоды» и край «разливов грозных и тихих вешних сил». Такая Россия представляется многим писателям и поэтам, да и просто русскому человеку.

        Непознанная, загадочная, могущественная страна, «страна берёзового ситца», как сказал Сергей Есенин, со своими обычаями, со своими поражениями и победами.

/выходят дети – чтецы, 3 человека  /

Русь моя, любимая Русь!

Смотрю на тебя, безбрежную,

То лиственную, то снежную,

Смотрю и не насмотрюсь.

        Величаю тебя опять,

        Дорогая земля былинная,

        Славлю каждую высь и пядь,

        Любуюсь полями, долинами

Славлю каждую тропку твою.

Славлю раннюю зорьку каждую,

С неустанной душевной жаждою

Светлый стих из ромашек вью.

/одновременно со стихами идёт на экране слайд-шоу с фотографиями русской природы, звучит музыка /

ВЕД: Наше мероприятие пройдёт в форме игры «Великолепная семёрка». Участники – 3 команды по 7 человек, 7 тем, по итогам каждой темы вы должны ответить на 7 вопросов или выполнить 7 заданий.

- Представление членов жюри.  

ВЕД: Наша Родина имеет богатую историю, каждая её страница вызывает неподдельное чувство гордости. Все мы – ДЕТИ ВЕЛИКОЙ РОССИИ.

О, Россия, с нелёгкой судьбою страна,

У меня ты, Россия, как сердце, одна,

И я другу скажу, я скажу и врагу –

Без тебя, как без сердца, я прожить не смогу.

Темы: /на экране /

  1. «Древняя Русь»
  2. «Государственные символы»
  3. «Поклонимся великим тем годам»
  4. «Мудрость народная»
  5.  «Мой Пермский край»
  6. «Город тихий, город снежный, город мой!»
  7. « Даты, люди, события»

ВЕД: Ребята, что значат для вас слова: Россия, Родина, чувство долга, патриотизм? / слова на экране /

- где и когда мы встречаем проявление патриотизма?

- в чём может проявляться патриотизм?

Мы с вами, изучая историю России, её символику и традиции, учимся понимать и определять собственную силу и значимость каждого из нас в великой истории нашей родины. И патриотизм русского человека выражается прежде всего  в интересе к национальным традициям, в уважении к национальной символике, в способности воспринимать исторические события как близкие и дорогие, чувствовать свою сопричастность к делам предков.

ТЕМА 1: «Древняя Русь»

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней,

 Вспоминай их добрым словом.

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

  • ВЕД:  А теперь команды получите бланк с вопросами и вам 3 минуты на ответы:  
  1. Кто автор данной картины и как она называется?
  2. Что платила Русь Золотой Орде?  
  3. По преданию, этот бой начался поединком русского воина и татарина. Кто они и какой бой?
  4. Разбил шведов на реке Неве князь…..
  5. Кто так сказал: «Объединим единым сердцем и будем свято блюсти землю русскую»?
  6. Русское войско начало формироваться в Нижнем Новгороде и росло по мере приближения к Москве. Кто вели это войско?
  7. В 1812 году Русь вела войну с …..

 

/ ответы: 1. В. М. Васнецов «Богатыри»; 2-дань; 3 – Челубей и Пересвет, Куликовская битва; 4- Александр; 5 – Владимир Мономах; 6 – купец Кузьма Минин и князь, военачальник Дмитрий Пожарский; 7 – французами /

/ на экране – фотографии и вопросы, после сдачи листочков открываются ответы и иллюстрации некоторых событий /

ТЕМА 2: «Государственные символы»

ВЕД: Все современные государства имеют свои главные отличительные знаки – символы их суверенитета. В каждой стране существует триединство символов: ГЕРБ, ФЛАГ, ГИМН. Они нужны как воплощение её истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ. Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну – это и отношение к самому государству.

/Выходят с выступлениями дети /

Взвейся в небо, флаг России гордый!

В лучезарном небе вознесись!

Триколором – красным, синим, белым,

Гражданин России, ты гордись!

        Символ Веры он, Любви, Надежды,

        Святость бога и Земли любовь.

За него не раз сыны Отчизны

        Проливали алую, как лента, кровь.

Наш герб – укрепленье Отечества,

Оплот он богатства его.

Пусть помнит Руси человечество –

Святыня – дороже всего!

Это был и есть России клич,

Клич гордой песни величавой.

И гласом всех её звонниц

Он раздаётся над державой.

        Его нельзя иначе петь:

В нём гордость наша, наша слава.

Пусть величавее звенит наш гимн,

Его поёт держава!

/ на экране – изображение символов России /

ВЕД: Теперь командам предоставляется возможность блеснуть знаниями в данной теме и ответить на очередные 7 вопросов:

  1. У халифов он был жёлтый, а у албанцев – без клюва и когтей, а российский отличается именно этим.  / Двуглавый орёл /
  2. Эта наука изучает гербы. / геральдика /
  3. Автор слов современного  гимна РФ. / С. В. Михалков /
  4. На груди орла / герб России / изображён всадник с копьём. Кто это? \ Святой Георгий Победоносец /
  5. В переводе с немецкого слово «герб» означает….. / наследство /
  6. По инициативе какого императора был создан гимн «Боже, царя храни»?  / Николая I /
  7. В 1991 году был утверждён День Государственного флага. Что это за день?  / 22 августа /

ВЕД:

За селом, на рассвете,

Где светло от берёз,

Я спросил у России:

«Где ты силы берёшь?»

        Где берёшь ты отвагу

И свою красоту,

Соловьиные зори,

Синих рек чистоту?

За селом, на рассвете,

Где колышется рожь,

Я спросил у России:

«Где ты счастье берёшь?

        Где берёшь ты улыбку,

Где – спокойную грусть?

Расскажи мне, поведай,

Солнцеликая Русь!»

3 ТЕМА: «Мудрость народная»

ВЕД: Мудрость русского народа, его любовь к тем местам, где он вырос, поклонение и почитание своих предков известна далеко за пределами нашей страны. Русские пословицы, поговорки, изречения используются многими народностями. Заданий будет два, первое для вас очень простое – соедините начало и конец русских пословиц, второе написать самим пословицы, в которых есть слово «СЕМЬ». На выполнение задания у вас 3 минуты.

  1. Кто с мечом к нам придёт ,                      что соловей без песни.
  2. На чужой сторонушке                              не страшно умирать.
  3. Человек без родины                                   тот от меча и погибнет.
  4. За Родину мать                                           а и та своё гнездо бережёт.
  5. Родина – мать, чужая сторона -                рад своей воронушке.
  6. За морем теплее,                                         мачеха.
  7.  Мала птица,                                                а у нас светлее.

4 ТЕМА: «Поклонимся великим тем годам…»

/ Выходят дети – чтецы /

Июнь…Клонился к вечеру закат

И белой ночи разливалось море.

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

        Июнь…. Тогда ещё не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в 45-м, в мае.

Казалось, было холодно цветем,        /звучит музыка «Ах, война, что ты сделала»/

И от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шла по травам и цветам

Обшарили немецкие бинокли.

ВЕД: /вместе  детьми /

Впрочем, это было так давно,

Что как будто не было – и выдумано…

Может быть увидено в кино,

Может быть, в романе вычитано.

- война  - 4 года

- 1418 дней

-  20 млн. погибших русских людей.

- Это значит 22 человека на каждые 2 метра земли

- Это значит 13 человек в каждую минуту.

ВЕД: Солдаты сражались во имя мира и мечтали о будущем мире в передышках между боями, в тесных землянках и холодных окопах.

        Такие молодые. Встретили грудью врага, защищали Родину. И стар и млад встал на защиту своей родной земли, выстоял, победил! Благодаря этому народу над нашей головой мирное, голубое небо. Память о событиях войны остаётся в сердце народа, в его душе.

На этом этапе вопросы будут на экране, вы на листочках даёте только ответ, выбрав его из предложенных вариантов:

  1. В 1943 году у деревни Прохоровка развернулось небывалое сражение, в нём участвовало 1200 машин. Что это за машины?

             А) танки               б) «Катюши»          в) бомбардировщики

2. Где проходила «Дорога жизни»?

А) река Нева                б) Ладожское озеро        в) Балтийское море

3. В августе 1941 года к нам в Краснокамск был эвакуирован Ленинградский монетный двор. Одним из направлений был выпуск военных наград. Как называется эта награда, которая впервые была выпущена в нашем родном городе?

А) орден Славы      б) Георгиевский крест      в) орден Великой                    

                                                                            Отечественной войны

4. Автор плаката «Родина-мать зовёт!»

А) И.М.Тоидзе            Б) М.М.Черемных           В) Д.А.Шмаринов

5. Фашистские генералы в своих донесениях Гитлеру сравнивали обстрел   из этого реактивного миномёта с огненным ураганом. Что это за оружие?

А) Автомат Калашникова       б) «Катюша»       в) пушки

     6. В память о великих победах, одержанных русскими воинами на полях   сражений, решением Государственной Думы от 10 февраля 1995 года был принят закон о «ДНЯХ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ РОССИИ». Этих дней 15. Какая дата соответствует Дню  разгрома фашистских войск под Сталинградом (1943год)

                  А) 27 января            б) 2 декабря             в) 5 декабря

7. В каком году в память миллионов погибших над могилой Неизвестного солдата у Кремлёвской стены был зажжён вечный огонь Славы и Бессмертия?

           А) 1945 г.                   б) 1965 г.                      в) 1995 г.

 Ученик:  

Поклонимся великим тем годам,

Великим командирам и полкам.

И маршалам войны и рядовым,

Поклонимся всем мёртвым и живым…

        Лежат в шкафу отцовские медали,

        А наши дети ходят в детский сад.

А мы, признаться, лишь в кино видали,

Как бьёт в броню осколочный снаряд.

Впрочем, это было так давно,

Что как будто не было – и выдумано…

Может быть увидено в кино,

Может быть, в романе вычитано.

5 ТЕМА: « Мой Пермский край»

        ВЕД:         / одновременно идут слайды с фотографиями /

 Мой Пермский край!

Спасибо за приют…

За берег Камы и за косогоры,

Родного поля сладостный уют,

Леса грибные, милые просторы.

За то, чем я живу теперь,

Как Родиной, тобою восхищаюсь.

И, несмотря на множество потерь,

Всё больше, ПЕРМСКИЙ КРАЙ,

В тебя влюбляюсь.

Пермский край, край новых открытий и событий, край небывалой красоты и твёрдых духом уральских сыновей и дочерей, край «каменных цветов» Бажова и красных маков Решетова, край, что с детства дорог каждому их нас.            

Блиц-опрос / на листочках каждой команде/

ВЕД.: Каждой команде даётся блок вопросов по Пермскому краю. «Стоимость» вопросов разная – от 10 до 70 баллов, в зависимости от сложности. Максимально команда может набрать 280 баллов.

10 – Город Пермского края, где впервые начали добывать соль? / Соликамск /

20 – Какое животное изображено на гербе Пермского края? / медведь /

30 – Город, который носит имя великого русского композитора? / Чайковский/

40 – Уральский камень зелёного цвета и необычайной красоты в сказах П. Бажова?

50 – Крупнейшая гипсовая пещера Урала? / Кунгурская ледяная пещера /

60 – Фамилия Губернатора Пермского края /Виктор фёдорович  Басаргин  /

70 – Город Пермского края, расположенный на 7 холмах. / Чердынь /

6 ТЕМА: «ГОРОД НЕЖНЫЙ, ГОРОД СНЕЖНЫЙ, ГОРОД МОЙ…»

 Идёт показ фильма «Времена города», посвящённого 70-летию города Краснокамска / часть 1  /.

ВЕД: Каждая историческая эпоха, каждое историческое событие оставили свои следы в облике родного города. Самыми «зримыми», самыми сильными по степени своего эмоционального воздействия являются монументальные памятники, которые время сохранило для нас и те, которыми благодарный народ увековечил память своих легендарных героев, выдающихся деятелей. Все они олицетворяют народную память, способствуют воспитанию народа в духе патриотизма, учат людей любить и защищать Родину.

ВЕД: Историю нашего города мы вспомним по некоторым датам и событиям. На экране вопросы, вы даёте правильный ответ. Вариантов ответа в этом туре нет.

  1. Год, когда  Краснокамску был присвоен статус города. /1938 год /
  2. В помещении какой школы нашего города во время Великой Отечественной войны находился военный госпиталь?   / школа №8 /
  3. Рядом с улицей Свердлова раскинулся городской Парк Победы. В 1965 года ко дню 20-летия победы над фашистской Германией сюда был перенесён прах советских воинов, умерших от ран в Краснокамском госпитале. Так состоялось открытие мемориального комплекса.

В 2005 году здесь был установлен памятник в честь воинов – краснокамцев, погибших на полях сражений в Афганистане и Чечне. Как называется этот памятник?   / памятник «Скорбящей матери» /

  1. На улице Калинина, которая выходит на берег Камы, заканчивается строительство храма… Дайте точное название.  /Святой Великомученицы Екатерины /
  2. Кому установлен памятник перед зданием школы №10? / А. С. Пушкину  /
  3. 2005 году был установлен памятник в сквере напротив здания главпочтамта. Какие слова закрыты? / «Жертвам политических репрессий» /
  4. Какое сооружение в нашем родном городе Краснокамск по указу Президента РФ ждёт открытия в декабре месяце 2013 года? / Ледовый дворец /

7 ТЕМА: «Прикамье в СОЧИ -2014»

Соотнесите спортсмена с видом спорта, который он будет представлять на Олимпийских играх в Сочи.

  1. Татьяна Иванова                              сноуборд
  2. Анастасия Гладышева                     лыжное двоеборье 
  3. Регина Рахимова                            
  4.  Сергей Клячин                               биатлон
  5. Евгений Климов                              прыжки на лыжах с трамплина
  6. Евгений Мухутдинов                      санный спорт
  7. Юрий Прохоров                             фристайл

Подведение итогов. Слово жюри.

             /звучит музыка /

ВЕД: Родина суровая и милая

Помнит все жестокие бои.

Вырастают розы над могилами.

Славят жизнь по рощам соловьи.

С ней живут любя, страдая, радуясь,

Падая и поднимаясь ввысь.

Над грозою торжествует радуга,

А над смертью торжествует жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 1класс.Тема:«Родина!Она всего милей!»

Это сценарий урока литературного чтения по программе «Начальная  школа  ХХI века». Основа плана урока - авторская (автор курса литературного чтения Ефросинина Л.А.)  ...

Милая моя родина

Конспект классного часа о родном крае....

Классный час "Милый сердцу уголок - моя малая родина"

Классный час по краеведению (3 класс)...

Классный час «Милый сердцу уголок - моя малая родина» 3 класс

Цель: познакомить  с понятием « моя малая родина».Задачи:способствовать формированию у учащихся понимания значения выражения «малая родина»; воспитывать  чувства уважения, гордости, пат...

Внеурочное занятие для учащихся 3-4 класса «Моя милая малая родина» (технология педагогических мастерских)

Внеурочное занятие для учащихся 3-4 классов  на тему «Моя милая малая родина» предусмотрено программой духовно-нравственного направления развития личности детей в  соответствии с Федеральным...

Классный час "Моя малая родина, милый сердцу Рославль - Городок!"

Формирование патриотизма, интереса к истории малой родины....

"Моя малая родина - сердцу милый уголок!"

Методическая разработка классного часа «Моя малая родина — милый сердцу уголок!»Актуальность данной темы обусловлена тем, что у подрастающего поколения необходимо воспитывать чувство патриотизма, любв...