Исследовательская работа учеников 4 «а» класса МБОУ «СОШ №4 г.Белёва Тульской области» по книге Ефремовых «Подпольный госпиталь»
статья (4 класс) на тему

Мамышева Ирина Юрьевна

Проблема воспитания патриотизма приобретает особую значимость для российского общества, переживающего период выхода из системного кризиса, охватившего самые разнообразные сферы его жизнедеятельности.

        В этой связи большое значение имеет воспитательная деятельность педагогов, осуществляемая в общеобразовательных учреждениях. В своей работе с младшими школьниками я особое внимание уделяю патриотическому воспитанию. Включая детей в исследовательскую деятельность, я ставлю главную цель – расширение кругозора учащихся, развитие их познавательных способностей. Ведь исследование – это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Исследование имеет высокую ценность для современного образования.  Педагогический результат исследовательской работы учащихся – это прежде всего бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.

        Патриотическое воспитание начинается с познания ценностей своего Отечества. Посредством включения в патриотическое действия происходит окончательное превращение знаний и оценок в личные убеждения воспитуемых, формируется стремление к патриотическому поведению. Для того чтобы патриотизм мог стать нормой нашего общества, необходимо воспитание современного школьника строить на примерах истории родного края, а через неё – и всей необъятной Родины, осуществлять приобщение детей к опыту предшествующих поколений. Одним из важных средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является школьное краеведение. Знание своего края, его прошлого и настоящего нам необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_doklad_29.03._13._na_konf._tula.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

И.Ю. Мамышева, учитель начальных классов МБОУ

«СОШ №4 г.Белёва Тульской области»

Исследовательская работа

учеников 4 «а» класса МБОУ «СОШ №4 г.Белёва Тульской области»

по книге Ефремовых «Подпольный госпиталь»

Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний предполагает формирование у младших школьников определенных навыков и умений:

- умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности,

- умение принять участие в общественно направленном труде,

- умение бережно относиться к природе, результатам труда других,

- умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками.

Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

- отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста;

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;

- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

- деятельностный подход;

- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Всем известно, что младший школьный возраст наиболее благоприятен для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Работа по патриотическому воспитанию в школе №4 г.Белёва строится под девизом: «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом» (В.Г.Белинский).

        Важной частью системы военно-патриотического воспитания в школе является организация исследовательской деятельности учащихся, которая должна заканчиваться конкретным делом. В качестве примера предлагаю вашему вниманию этапы работы над исследованием темы «Подпольный госпиталь в Белёве» в 4 классе.  

В 2009 году  мы с учениками 4 «а» класса познакомились с книгой Ефремовых «Подпольный госпиталь». Эта  документально-художественная повесть рассказывает о враче Марии Добровой, организовавшей в оккупированном немцами Белёве подпольный госпиталь для раненых красноармейцев.  После чтения у нас возникло много вопросов, связанных с реальными событиями, описанными в книге. Это и привело нас к исследовательской работе.

Для того чтобы найти ответы на наши вопросы, мы поставили перед собой цель: собрать и изучить материалы, связанные с историей подпольного госпиталя и выяснить, какие черты характера Марии Добровой, позволили ей совершить такой геройский поступок.

Мы определили и задачи, которые нам предстояло решить на пути достижения поставленной цели:  

- узнать, кто из героев книги живёт в нашем городе и встретиться с этими людьми;

- изучить исторические источники, связанные с деятельностью подпольного госпиталя; проверить нашу гипотезу о месторасположении госпиталя и дома, в котором жила Мария Филипповна Боброва, прототип главной героини повести Марии Добровой.

Мы определились с участниками исследования: решили, что это будут ученики  4 «а» класса под руководством классного руководителя.

Нами была выдвинута гипотеза о месторасположении госпиталя и дома, в котором жила Мария Боброва. По нашему мнению, дом должен был находиться на улице Крутой.

         В своей работе мы использовали следующие методы исследования:

- поиск информации,

- работу с книгами,

- связь со специалистами Белёвского художественно-краеведческого музея,

- анализ исторических источников,

- интервьюирование.

       В ходе нашей работы мы исследовали исторические источники, работали с  подлинными вещественными, письменными и устными историческими источниками: фотографиями, документами, письмами, книгами и газетами. Нам посчастливилось познакомиться с людьми, которые лично знали Марию Филипповну Боброву. Именно они показали нам дом, в котором она прожила всю жизнь и в котором в годы войны рискуя жизнью спасала раненых советских воинов. Они же рассказали, каким мужественным, отзывчивым, скромным и глубоко порядочным человеком она была, а потом привели нас к её могиле.

        Одним из самых важных результатов нашей работы мы считаем то, что нам удалось вовлечь в исследование истории подпольного госпиталя в Белёве родителей, сотрудников музея, жителей города.

А начиналось всё с урока, на котором мы с учениками обсуждали прочитанную книгу. Достоверная история, рассказанная авторами в повести «Подпольный госпиталь» настолько увлекла детей, что они загорелись желанием,  как можно больше узнать о Марии Филиповне Бобровой, нашей славной землячке.  Темой нашего исследования заинтересовалось много людей. И это ли не нравственный урок для подрастающего поколения? Разве смогут теперь ребята забыть о ней, простой белёвской женщине, ветвраче, которая рискуя собственной жизнью в период оккупации города фашистами, выхаживала  раненых красноармейцев? Конечно же,  нет, ведь историю её жизни они приняли очень близко к сердцу.

Нам удалось разыскать одного из героев книги - Леонида Петровича Королёва. От него дети узнали, что во время оккупации в Белёве действовал «Отряд отважных» - группа подростков, которые, как могли, боролись с фашистами: уничтожали боеприпасы, выводили из строя боевую технику врага. Леонид Петрович, в то время ещё Лёня Королёв, был членом «Отряда отважных» и помогал Марии Филипповне в подпольном госпитале: доставал и приносил еду и одежду для раненых солдат. Леонид Петрович приходил к ученикам 4 «а» в гости в школу. Его рассказы о военном детстве, о Белёве военных лет, об «Отряде отважных» и, конечно же, о М.Ф.Бобровой дети слушали затаив дыхание.  

          Благодаря Леониду Петровичу мы познакомились с ещё одним ветераном войны - Галиной Петровной Харитоненковой. Галина Петровна – родная сестра Л.П. Королёва. Она вместе с братом добровольцем ушла на фронт. Воевала в Польше, Румынии, Германии, дошла до рейхстага. Галина Петровна тоже рассказала нам много захватывающих историй о войне. Будучи человеком очень скромным, она откровенно призналась нам, что очень волновалась накануне нашей встречи, ведь до сих пор никто и никогда не приходил к ней, чтобы поговорить о её военном прошлом. Встреча оказала очень сильное эмоциональное воздействие и на детей, и на саму Галину Петровну.  Вы можете подумать: «Разве такое бывает?» Бывает, но в наших силах это исправить искренним вниманием к человеку, милосердием.  Мои ученики уже восьмиклассники, но до сих пор заходят к Галине Петровне поздравить с праздником, просто поговорить.

 В ходе исследовательской работы  с ещё одним человеком, знавшим М.Ф. Боброву,  – Савиным Виталием Валерьевичем.

Оказалось, что он бережно хранит личные документы Марии Филипповны, которые оказались в их семье после того, как бабушка Виталия Валерьевича,  взяла к себе в дом престарелую больную и одинокую Марию Филипповну, чтобы обеспечить ей должную заботу.

В исследовательской работе большую помощь оказала нам сотрудник Белёвского художественно-краеведческого музея Арбекова Елена Алексеевна. Она сообщила нам, ряд интересных фактов из жизни Марии Филипповны и любезно предоставила материалы, связанные с подпольным госпиталем, которые хранятся в запасниках музея.  Дети увидели то, что демонстрируется не только на стендах. Им разрешили прикоснуться к подлинным вещам, прочувствовать дух той эпохи.  

  В ходе исследовательской работы мы с моими учениками много говорили о личности Марии Филипповне, о том, как сложилась её судьба после войны. Именно тогда дети задали вопросы, которые являются, на мой взгляд, главным итогом нашей работы: почему так мало людей в Белёве знают о Марии Филипповне Бобровой? Что мы можем сделать, чтобы сохранить память о Марии Филипповне? Вот тогда и возникла идея добиться установления мемориальной доски на доме, в котором она жила.

Мы составили текст для мемориальной доски, подготовили проект её размещения на доме и, основательно подготовившись, обратились в районную администрацию. Там наша инициатива получила одобрение и поддержку.

Нам очень хотелось, чтобы мемориальная доска была достойна памяти М.Ф.Бобровой и её вклада в Победу. Понимая, что это достаточно затратное дело, мы обратились к Генеральному директору ОАО «Трансмаш» Сергею Ивановичу Плюханову. Сергей Иванович очень внимательно отнёсся к нашей просьбе, похвалил ребят за хорошую инициативу и все расходы по изготовлению доски взял на себя.  

8 мая 2010 года, накануне 65-летия Великой Победы на улице Белославского в городе Белёве состоялось открытие мемориальной доски на доме, в котором в годы оккупации Мария Филипповна Боброва спасала советских бойцов.

В зале Боевой Славы Белёвского художественно-краеведческого музея на одном из стендов представлены материалы нашей исследовательской работы, которая заняла I место в районном конкурсе проектов «Война входила в каждый дом».

Ученики 4 «а» класса вместе с родителями привели в порядок могилу М.Ф.Бобровой: расчистили, покрасили обелиск, установили табличку с именем и фотографию. Учащиеся нашей школы продолжают ухаживать за могилой.

Каков же итог нашей исследовательской работы? Не только красиво оформленная папка, хотя и это есть.  Главный итог в том, что нам не только удалось привлечь внимание к судьбе нашей незаслуженно забытой землячки, но и внести личный вклад в увековечение памяти настоящего патриота и гражданина, скромной, простой  русской женщины Марии Филипповны Бобровой.  

На мой взгляд, воспитание патриота и гражданина совершенно необходимо строить на основе деятельностного подхода. Только в этом случае  мы можем надеяться на положительный результат. Для моих учеников исследовательская работа по книге Ефремовых «Подпольный госпиталь» навсегда останется в памяти сердца.

О нашей работе был снят репортаж съёмочной группой канала ТВЦ Тула и показан в программе «Резонанс» в документальном фильме «Женское лицо войны». Предлагаем вашему вниманию фрагмент этой программы.

Список использованной литературы

Ефремов В., Ефремова Л. Подпольный госпиталь - Тула.  «Приокское книжное издательство», 1984. – 215с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио учителя начальных классов МБОУ "ООШ № 3" города Энгельса Саратовской области Кривошеиной И.Н.

Содержит сведения о педагоге, аналитическую спроавку о работе учителя, приложения,подтверждающие успехи педагога...

Сочинение « Если был бы я… Дениской»Выполнил ученик 2 б класса МБОУ лицея №5 города Ельца Липецкой области

Творческая детская работа «В стране Фантазии».   Сочинение « Если был бы я… Дениской»...

Анализ работы МО учителей начальных классов МБОУ "ООШ № 3" г. Энгельса Саратовской области

Анализ работы МО учителей начальных классов МБОУ "ООШ № 3" города Энгельса Саратовской области за 2013-2014 учебный год...

Анкетирование обучающихся 4 классов МБОУ СОШ №2 г. Конаково Тверской области

Анкетирование обучающихся проводилось с целью изучения мнений обучающихся об уроках физической культуре в МБОУ СОШ №2. В соответствии с целью анкетирования были поставлены следующие задачами:1....

Исследовательский проект "Чудеса в пробирке" ученика 2 В класса МБОУ "СОШ № 3 г. Шебекино Белгородской области". Руководитель Рубанова О.В.

Исследовательская работа "Чудеса в пробирке" подробно объяснит вам, что все жидкости и предметы имеют разную плотность. Свойство жидкостей и не позволяет разным по плотности жидкостям смешив...

Конспект урока ОРКСЭ «Светская этика» в 4 «б» классе МБОУ «СОШ №7», г.Реутов, Московская область

Тема урока: «Жизнь человека священна.» Разговор пойдет о таком важно понятии, как жизнь человека. О том как к ней надо относится....