классный час "Большие права маленького ребенка"
классный час (2 класс) на тему

Мануйлова Евгения Евгеньевна

Классный час  для учащихся 1-2 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_na_konkurs.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

                               Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №11 имени Героя РФ

А.Н. Мороховца села Прасковея Будённовского района»

СБОРНИК СЦЕНАРИЕВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРАВОВОГО  ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ:

«БОЛЬШИЕ ПРАВА МАЛЕНЬКОГО РЕБЕНКА»

Автор: Мануйлова Евгения Евгеньевна

                               социальный педагог

с.Прасковея 2012

  Классный час: «Большие права маленького ребёнка»

Форма проведения: Путешествие на планету «Добра и  Согласия»

Цель классного часа:  Познакомить детей с правами, учить грамотно их использовать ,формировать элементы правовой культуры.

Задачи классного часа:

1. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

2.Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.

3.Воспитывать чувство доброты, собственного достоинства и уважения к окружающим.

4.Воспитывать любовь к Родине.

Оборудование: Слайды, карточки -тесты, стихи, разрезные картинки по сказкам, грамзапись «Будьте добры», «Дорога добра».

Ход классного часа

 

Приветствие:        Доброе утро солнцу и птицам!

                                Доброе утро улыбчивым лицам!

Поприветствуйте друг друга улыбкой.

   Сегодня у нас гости. Повернитесь к ним и поприветствуйте их поклоном головы.  Нашу встречу начнём с минутки знакомства. Положите свои ладошки ко мне на руки и назовите свои имена.

   Я - Надежда Васильевна - надёжная и весёлая. А вы кто?

Мы с вами теперь вместе,  мы сила, вместе сможем  преодолеть любые препятствия, ничего не бойтесь, я рядом с вами и всегда вам помогу.

О чём же будем говорить, вы узнаете, послушав песенку.

                         Песня «Будьте добры»

                           Ответы детей

    Мы отправимся на планету «Добра и Согласия».

Наш классный час посвящён важной проблеме современного общества - правам, которыми обладает каждый человек.

                    Тема: «Большие права маленького ребёнка»

                                            (Слайд № 1)

Я очень, очень хочу, чтобы вы хорошо усвоили свои права и грамотно ими пользовались.

-  Какие задачи перед собой поставим?    

                     

                             Ответы детей

- К концу занятия мы должны ответить на вопросы:

1.Какие права есть у каждого человека и у вас?

2.Для чего нам нужны права?

3.В каких книгах мы узнаем о наших правах и обязанностях?

-  Постарайтесь всё понять.

   Что - то новое узнать.

Слово учителя:   Люди по разному поступают и действуют, но мы должны учиться оценивать свои поступки и поступки других, а в этом нам помогут правила - законы. В каждом государстве свои законы, но все они служат для того, чтобы человеку жилось лучше. В них говорится, что человек должен делать, а чего нельзя. Все эти законы помещены в специальные книги-сборники документов.

    Первый документ, о котором я вам расскажу -  «Декларация прав человека». (Слайд № 2.)  Слово «декларация» означает заявление. В этом документе написано, что каждый человек имеет право на труд, отдых,  образование. Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, какой бы расы и национальности он ни был;  человек имеет право на выбор религии.

 Дети не могут защитить сами себя, поэтому многие страны и наша Россия подписали «Конвенцию о правах ребёнка». (Слайд № 3).

 Конвенция - договор, т.е. несколько стран договорились защищать права детей и решили, что дети имеют свои права.

                         « Права детей»

                            (Слайд № 4)

 Права ребёнку надо знать.

 Не только знать, но соблюдать.

 Тогда легко нам будет жить,

 Играть, дружить и не тужить.

                   Игра  «Я и мои друзья»

                 

Игра «Разрешается - запрещается»

  1.  Рисовать и петь учиться,

       Если заболел лечиться,

       Это ( разрешается )

                  2.  Вот в углу стоит мальчонка,

   Плачет, надрывается.

   Бить, наказывать ребёнка

   Строго (запрещается)

                  З.   Этот трудится ребёнок,

    Мало  у него силенок,

    Ноги подгибаются

    В детстве тяжкая работа (запрещается)

 4. С мамой дети должны жить,

     Ей цветы всегда дарить

     Это (разрешается).

                             Игра «Назови право» - по группам

1.Если жар и тело ломит,

   И совсем не до игры.

   То позвать врача на помощь.

   Тоже право детворы.

2.Подросла, взяла я книжки

   И пошла я в первый класс.

   В школу ходят все детишки

   Это право есть у нас!

Учитель: С правами у нас, как я погляжу, всё в порядке. А теперь давайте поговорим об обязанностях. Какие обязанности у вас есть?

                           Ответы детей.

Учитель: Главный закон нашей страны называется ( Слайд № 5)

 «Конституция Российской Федерации». Вот в ней-то об обязанностях и написано.   

                     «Обязанности детей» (Слайд № 6)

Индивидуальная работа «Запомни! Это надо знать»

Ну, скажите, что важное вы узнали?

                             Ответы детей

Учитель: Ребята, сейчас мы отправимся в очень интересное путешествие.

                           Грамзапись «Сказка». (Слайд № 7)

Конечно, путешествие по сказкам:

1.Собрать картинку, определить из какой сказки герои  , какое право нарушено.

2.  Дразнят  Золушкой меня, от того ,что у огня

     Силы не жалея

     В кухне я тружусь,  тружусь.

     Неужели  не дождаться мне веселья!

     Счастье , где  же ты?

                                     Танец «Золушка» (Слайд № 8)

Учитель: А сейчас нас ждут анаграммы

НОКЕВНИЦЯ      РДОТИЕИЛ        ГОУСАРДТСОВ   ИЖЗНЬ                                

Учитель: Пришло время проверить наши знания.  Будем работать с тестом.

 Нас ждёт  путешествие под названием «Занимательное правоведение»

                                     (Слайд № 9-16)

Учитель: Сможем ли теперь ответить на вопросы, поставленные в начале нашего занятия?

                                  Ответы детей

Учитель: А какими должны быть люди, чтобы на нашей планете было добро, мир и согласие? От кого это зависит?

                                     Ответы детей

Учитель :  Если вдруг, будут  нарушены ваши права, вам будет трудно, вы не сможете сами решить проблему, к кому вы будете обращаться?

                                    Ответы детей.

В жизни бывает разные ситуации, проблемы.  И  недаром в народе говорят: «Жизнь прожить, не поле  перейти».

Надо столько знать, столько уметь.

Давайте, спросим у жизни строгой . -  Какой идти дорогой?

                            Песня «Дорога добра» (Слайд № 17)

 

 Я очень рада встрече с вами, работать мне было приятно и интересно. На память  подарю вам маленькие уголки «Мои права» и это сердечко.  

Рефлексия :   Ребята, если вы узнали, много полезного для себя и вам было интересно работать со мной, то поднимите солнышко.

А если вам, что-то непонятно,  то поднимите карточку без солнышка.

Планета Добра - это солнышко, а солнышко - это жизнь. Значит,  мы сегодня учились жить и защищать себя и других.

   К следующему классному часу напишите сочинение «Тайна моего имени»

   

  Спасибо за работу. А сейчас мы пользуемся правом на отдых и у нас перемена…

                                            Песня «Перемена» (Слайд № 18) 

Приложение презентация «Большие права маленького ребенка.»

                               Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №11 имени Героя РФ

А.Н. Мороховца села Прасковея Будённовского района»

СБОРНИК СЦЕНАРИЕВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРАВОВОГО  ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ:

 «ПРОСТУПОК,ПРАВОНАРУШЕНИЕ, ПРЕСТУПЛЕНИЕ.»

Автор: Мануйлова Евгения Евгеньевна

                               социальный педагог

с.Прасковея 2012

ТЕМА МЕРОПРИЯТИЯ:

«ПРОСТУПОК. ПРАВОНАРУШЕНИЕ. ПРЕСТУПЛЕНИЕ.»

Цели:

  1. Дать учащимся представление о проступке, правонарушении, преступлении, наказании за них, научить различать эти понятия.
  2. Развивать представление о том, что проступок, правонарушение, преступление отрицательно влияют на окружающих людей, совершение подобных действий карается законом.
  3. Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру.

Оборудование: «Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях», «Уголовный Кодекс Российской Федерации», задание для малых групп.

Литература: Т.А. Фалькович, Н.В. Высоцкая, Н.С. Толтоухова “Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях”, Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях, «Выбираю жизнь» учебно методическое пособие для сотрудников правоохранительных органов и учителей С.В.Горанская., О.С.Баранова.

ХОД ЗАНЯТИЯ

У: Добрый день ребята!

Как видите в руках у меня клубок ниток, давайте сыграем в игру. Я называю свое Имя и говорю что-то приятное своему соседу, а он передает конец нити своему соседу с хорошими пожеланиями. После того как нить обойдет всех ребят, задаются вопросы:

- С чем можно сравнить наш клубок (с жизнью)

- А если сейчас сможем найти конец нашей нити, что это может означать?

(Что наша жизнь протекает легко и гладко.)

- Что будет если запутать нашу нить? А применительно к нашей жизни?

У: Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Есть такая пословица “от сумы и то тюрьмы не зарекайся ”

У: Давайте вспомним из курса обществоведение такие термины:

Правонарушение - поведение человека, нарушающее нормы права. 

Преступление - опасные виды правонарушений. За них следует более суровое наказание. Преступления нарушают нормы уголовного права. Все виды преступлений перечислены в уголовном кодексе РФ.

Проступки - правонарушения меньшей степени опасности. Они могут быть дисциплинарными, административными, имущественными, финансовыми, семейными.

У:Сегодня мы поговорим, с вами о том, что может привести к совершению преступления. Давайте обсудим такой вопрос: Каковы причины преступлений? А ваши ответы я буду записывать на доске.

У:  Ребята, давайте обсудим несколько ситуации.

Ситуация №1(Слайд №1)

Пятиклассник Дима приезжает каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории близлежащей к школе, катается на велосипеде. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?

Дети: Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил.

У: Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

Учащиеся: Устав школы, не выполнил свои обязанности.

У: А в нашей школе есть устав?

Дети: Да.

У: В уставе прописаны Ваши права и обязанности. Давайте их вспомним. (Слайд №2)

Дети: учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учится, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; Бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

У: чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава школы?

Учащиеся: Проступком.

У: Предусмотрено какое – либо наказание за проступок? Какое?

Дети: Да, ученик может получить за него выговор, директор может вызвать в школу родителей.

У: представьте себе следующую ситуацию.

Ситуация №2 (Слайд №3)

 Десятиклассники в выходной день собрались на дискотеку. По дороге решили приобрести спиртные напитки. Как можно расценить их поведение?

Дети: Это не преступление. По всей видимости, это правонарушение, так как распитие спиртных напитков в общественных местах запрещено.

У: Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «»Распитие алкогольной продукции в общественных местах».

Ребята, административное правонарушение ответственность наступает с 16 лет. Кто же несет ответственность за ваши действия, если Вам еще 16 лет?

Дети: Родители.

У: Какое наказание Вы или Ваши родители могут понести за совершенное вами административное правонарушение?

Дети: Штраф; подростка могут поставить  на учет в полицию.

У: Правильно: предупреждение, штраф, могут поставить на учет в полицию, а могут ли за административное правонарушение посадить в тюрьму?

Дети: Нет. В тюрьму сажают за преступление.

Ситуация № 3 (Слайд №4)

Старшеклассники поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия старшеклассников, как проступок, правонарушение или преступление?

Ученики: Проступком их действия назвать нельзя, так как они противозаконны. Скорее всего, эти ребята совершили преступление.

У: Вы абсолютно правы. Действия старшеклассников действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

(Учитель показывает издание Уголовного Кодекса Российской Федерации)

У: В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность. Ребята уголовная ответственность наступает с 14 лет. Какое наказание ждет подростков, достигших 14 лет за тяжкие преступления.

Дети: Их могут отправить в колонию, либо в какое -нибудь учреждение закрытого типа.

У: Давайте дадим определение проступку, правонарушению, преступлению.

(Слайд 5-7)

У: А теперь поиграем? Я буду называть различные ситуации, а вам нужно определить какие виды юридической ответственности наступают:

  1. Ученик разбил стекло в холле школы (админ.)
  2. Гражданин без лицензии поймал на удочку 15 кг. рыбы (админ)
  3. Браконьер выловил 3 осетров (угол)
  4. Гражданин из мести поджег дом соседа (адм)
  5. Школьник случайно попал из рогатки в глаз прохожему (адм)
  6. Машинист тепловоза явился на работу в нетрезвом состоянии (адм)
  7. Водитель автомашины не справился с управлением и повредил стоявшую машину (адм)
  8. Учащиеся техникума угнали автомобиль и разбили ее (угол)
  9. Пассажир автобуса не оплатил проезд (адм)

- Молодцы, вы хорошо справились.

У: Итак, мы вместе с вами попытались разобраться в понятиях проступок, правонарушение, преступление, а теперь аналогичное задание вам предстоит выполнить в группах.

Сядьте за круглые столы. Прежде чем начать выполнять задание повторим правила работы в малых группах.(слайд №8)

Дети: Каждый имеет высказать свое мнение. Прежде чем что-то сказать, нужно подумать. Формулировать свои выражения просто и ясно. Уметь слушать и быть услышанным. Уважать мнение каждого члена группы. Уметь дискутировать и делать общее заключение.

У: Задание: Обсудить каждую из предложенных ситуации, определить о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении и обосновать свой ответ. (Каждая группа получает лист с заданием.)

Варианты заданий :

  1. Учащийся средней школы был замечен в школьном дворе курящим.
  2. Ученица 9 класса убежала из дома, живет у подруги, но продолжает ходить в школу.
  3. От ученика пахло алкоголем, это заметил учитель физкультуры.
  4. Третьеклассники Вова и Андрей каждый день опаздывают на уроки.
  5. На уроке физкультуры Женя оступился и нечаянно толкнул Влада. Влад разозлился, ударил Женю кулаком в плечо и в живот.
  6. Старшеклассники, чтобы повеселиться, разбили окно в магазине.

У: Вижу, вы все справились с заданием. Посмотрим, что у вас получилось. (Дети обсуждают ситуации) Молодцы, ребята! Все группы отлично справились с заданиями.

 Подведение итогов.

У: Давайте еще раз повторим, что же такое проступок, правонарушение, преступление?

У: Главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону. Незыблемость и авторитет закона - это непременное условие охраны общественного порядка, благополучия общества, гарантия того, что каждый гражданин может не опасаться покушения на свою жизнь, здоровье, имущество. Ни один гражданин в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Так давайте уважать, ценить законы и тогда у вас в жизни не будет проблем.

Приложение презентация «Проступок, преступление, правонарушение.»

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час"Права ребенка"

В игровой форме познакомить учащихся с Конвенцией о правах ребенка; способствовать формированию у учащихся стремления понять этот документ....

Классный час"права ребенка"

Классный час правовой тематики, посвященный Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка». Цели: обобщить знания детей об основных правах ребенка; раз­делить п...

Классный час ко дню прав защиты ребенка

«Права ребенка» Цель: обобщение знания детей об их гражданских правах. Задачи:  Образовательная: закреплять знания о правах ребенка;- формировать систему правовых знаний...

Классный час " Права ребенка в новом году"

Очень хороший классный час....

Классный час на тему «Ребенок в мире прав и обязанностей»

Через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся....

Классный час "Права ребенка"

"Права ребенка"" Этот классный час позволит детям узнать какие есть права и обязанности у  ребенка....

Классный час "Права ребенка"

ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПРАВ РЕБЕНКА. ЦЕЛЬ: Познакомить детей с основными правами и свободами, научить применять их в жизни. ...