Статья: "Влияние художественных произведений на нравственное воспитание школьников".
статья по теме

Шавенько Галина Владимировна

Эта статья о отсутствии читательского интереса у наших детей.В настоящее время,когда книги заменили телевизор, компьютер то выясняется, что представление о многих литературных произведениях у наших воспитанников сложились по мультфильмам, кинофильмам, значит не совсем верно.

Но ведь именно художественная литература больше, чем другие виды искусства , позволяет расширить сложные взаимодействия между людьми, многообразии человеческих характеров и остаётся надёжным средством духовного развития и нравственного становления личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nravstvennoe_vospitanie.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

           ГБОУ СОШ «Средняя общеобразовательная бюджетная школа №385»

Красносельского муниципального района

Санкт-Петербурга

                           

«Влияние художественных произведений на нравственное воспитание младших школьников».

                                                                               Автор:

Шавенько Галина Владимировна

Воспитатель ГПД

   

                                                   

                                                     

                                                     Санкт-Петербург

                                                          2013г

   Влияние художественных произведений на нравственное воспитание младших школьников.

       Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям,

      ломай деревья, попирай красоту, выше своего ставь личное».

      Всё дело в одной очень важной закономерности нравственного воспитания:

      если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно,

      в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так),

      в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – всё равно будет зло,

      потому что и человека его надо сделать.

                                                                                       В.А.Сухомлинский.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно - досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи.. Это приводит к формированию вредных привычек у детей.

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.

    Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.

  Дети, пришедшие за парты уже не те, что были 50, 30, даже 10 лет назад. Они более, активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей мы встречаем переоценку своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться.

   В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными, и соответственно, среди желаний детей преобладают узколичные, "продовольственно-вещевые" по характеру.

В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.

В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Художественная литература  представляет собой одно из важнейших средств художественного воспитания. Знакомясь с худ. произведениями, дети знакомятся с такими понятиями , как добро , долг, справедливость , совесть , честь . смелость. С литературой связываются  большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребёнка, образного мышления, расширения кругозора детей, формирования у них основ мировоззрения и нравственных представлений.

            Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

  Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы, праздники посвященные “Дню Победы”, литературные вечера, “Дни духовности и культуры” предполагают встречи с интересными людьми.

    В школе проводятся свои праздники:

     сентябрь (День знаний);

    октябрь (Посвящение в ученики-первоклассники);

  ноябрь ( Золотая осень);

декабрь (Крещенские чтения);

январь (Рождество Христово);

февраль (Неделя патриотической песни);

март (Неделя малышей);

апрель (Пасха);

май (День славянской письменности).

. Большую работу проводит с нашими учениками учитель физкультуры. Все занятия проводятся в первой половине дня с чередованием учебных предметов.

Работа с родителями

      Современные родители уже привыкли к личной безответственности, которую в нас воспитали на протяжении последних десятилетий.

      В конце каждого учебного года мы подводим итоги, было ли интересно жить ребятам в школе. Для этого предложили детям анкету. Первый вопрос был такой: “Какие наши общие дела тебе показались интересными и больше всего запомнились? Ребята перечислили много мероприятий, проведенных за год, а те ребята, которые пришли вновь, написали: “Я узнала, что в школе можно не скучать, а жить интересно и весело”. На вопрос “Чему научили тебя наши дела?” дети написали, что они научились любить Родину, свой город, научились охранять природу, добросовестно трудиться, узнали цену честности и доброты, вежливости, научились помогать друг другу и не оставлять товарища в беде.

  Все эти годы мы наблюдали, как дети ведут себя во время общих дел, каких-либо событий в классе, на переменах и после уроков. Наблюдения показали, что у ребят сложились товарищеские отношения, они умеют быстро договориться, редко ссорятся, хотя и спорят по деловым вопросам. Общее поручение выполняют дружно, видят, кому нужна помощь, активно помогают друг другу, слушаются старосту и вожатых. Детские коллективы живут согласно урокам хороших манер .

Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.

Одна из важнейших и сложных проблем современной школы состоит в приобщении младших школьников к художественной литературе. Это связано с тем,  что наблюдается перенасыщенность теле-видеоинформацией, дети  увлечены компьютерными играми. Ни для кого не является секретом, что происходит духовное обеднение детей. Уровень детского читательского интереса к книге, по свидетельству библиотекарей, неуклонно падает. Для выявления особенностей проблемы мы использовали метод анкетирования. Каково отношение родителей и детей в нашей школе к чтению? По результатам анкетирования выяснилось, что  на первое место родители и дети ставят  телевидение (45%), на второе –  компьютер (30%), на третье –  кинотеатры (20%) и только на четвёртое место  –  чтение книг. Цифры настораживающие..

В. А. Сухомлинский писал, что чтение – это «окошко, через которое дети видят мир и познают сами себя».

         Разучивая пьесы, сценки, отрывки из сказок, дети расширяют читательский кругозор, развивают память, прививают стойкий интерес к чтению.

         В дальнейшем мы планируем продолжить работу по поддержанию интереса к чтению у детей, продолжить работу с родителями, организованно посещать детскую библиотеку. Организовать кружок «В гостях у сказки», которым будет руководить  один из родителей учащихся. Родители следят за успехами детей, посещая открытые занятия; шьют костюмы для выступлений; помогают в организации занятий кружка. Осуществляется преемственность между детским садом и начальной школой.

Таким образом, для того чтобы ребёнок приобщился к чтению художественной литературы, необходимо создание следующих условий:

·        использование наиболее эффективных видов работ, вызывающих интерес детей к чтению: ролевые игры, устное словесное рисование, отгадывание и составление кроссвордов, различные типы нетрадиционных уроков (урок-сказка, урок-утренник, творческие уроки);

·       интеграция внеурочной  и учебной урочной работы, коллективное посещение библиотеки, совместная работа с родителями и детским садом, разучивание пьес, сказок;

·        применение на уроках и во внеурочной деятельности различных видов работ по технике чтения, предлагаемых  М. И. Окороковой, так как они поддерживают интерес детей к чтению.

На каждом уроке литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности. «Школа должна научить своего воспитанника хорошо мыслить, чувствовать, а, следовательно, хорошо читать» (В. Острогорский)

Мы воспитатели группы продленного дня, прежде всего  сами должны знакомить детей с произведениями русских писателей и поэтов. Любое произведение – это своеобразное окно в окружающий мир. На них формируются такие важные качества личности – как доброта, честность, чувство долга, открывает окно в мир природы. Художественное слово воздействует не только на сознание, но в первую очередь на чувства детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья"Анализ художественного произведения на примере рассказа В. Осеевой «Волшебное слово»"

Статья"Анализ художественного произведения на примере   рассказа В. Осеевой «Волшебное слово»"...

Исследовательская работа "Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание школьников"

Работа по нравственному воспитанию младших школьников. Выполнил обучающийся 4 класса Данилов Артур...

Духовно-нравственное воспитание школьников в образовательном учреждении. Статья

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к ...

Статья "Роль внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании школьников."

Статья "Роль внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании школьников ". В статье рассматривается духовно-нравственное  воспитание детей через внеурочную деятельность....

Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...

Статья Духовно-нравственное воспитание школьников

Статья Духовно-нравственное воспитание школьников...