Классный час "Хлеб-всему голова"
классный час (3 класс) по теме

Слабодчикова Галина Александровна

Классный час "Хлеб-всему голова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_klassnogo_chasa_o_khlebe.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Хлеб – всему голова»

Цели: рассказать историю происхождения хлеба;

           раскрыть его значение для нашего народа;

           воспитывать патриотизм, бережливость,

            уважение к чужому труду;

            расширить кругозор обучающихся.

Ход мероприятия.

  1. Инициация.

Звучит музыка. (1- й слайд)

(Песня «Русское поле»)

Здравствуйте, ребята!

Вы готовы к разговору?

На вас надеюсь я, друзья,

Вы хорошие ребята

И всё получится у нас!

А чтобы настроиться на позитив, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям!

Закройте глаза и сделайте глубокий вдох!

        Удивителен запах хлеба!

        Этот запах нам с детства знаком.

        Пахнет хлеб и степью, и небом,

        И травой, и парным молоком.

Почувствовали какой запах, какой аромат? Вы догадались о чём мы будем говорить? О чуде земли, чуде труда человека – хлебе. Узнаем историю его происхождения, узнаем цену хлебу. Мы совершим вертуальное путешествие в страну «Хлеба», узнаем о труде хлебороба. А вдохновят нас пусть слова

«Хлеб – всему голова» (2 – й слайд)

II. Исторический экскурс.

По мнению учёных, открытие хлеба состоялось 16 тыс. лет назад и изобрели его египтяне.  Именно тогда человек начал собирать и культивировать хлебные злаки. Правда, вначале, он ел зёрна в натуральном виде. Лишь позднее кулинары каменного века научились растирать и смешивать зерно с водой. Появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Конечно, он нисколько не походил на тот, который мы едим: хлеб был жидким.

 

 - Ребята! Вам было дано домашнее задание подготовить сообщения о возникновении такого продукта, как хлеб. Давайте вас послушаем.

1 й ученик:

Считается, что способ приготовления хлеба из кислого теста был открыт примерно пять тысяч лет назад в Древнем Египте. (3-й слайд). А помог этому случай. Вроде бы подкисло тесто по недосмотру раба, приставленного к кухне, но он, желая, видно, избежать взбучки, лепёшки всё-таки испёк. Каково же было его удивление, когда вместо ожидаемого наказания он заслужил похвалу – лепёшки оказались вкуснее, пышнее, румянее, чем те, что готовились раньше. Бедняга так обрадовался, что пал на колени перед чудом и воскликнул: «Хлеб – это дар Божий!»

2 й ученик:

В богатых городах Греции пекари начали появляться в пятом веке до нашей эры. По всей Европе секрет хлебопечения распространился в IX- XI вв., и пекари пользовались большим почётом. В Древней Греции хлебопеки занимали самые высокие посты в государстве. По древним германским законам преступник, убивший пекаря, булочника, наказывался строже, чем за убийство человека другой профессии.

3 й ученик:

Хлеб, испечённый шесть тысяч лет назад – в каменном веке, хранится сегодня в музее г. Цюриха. В музее искусства г. Нью-Йорка хранится круглый хлебец, выпеченный 3400 лет назад. Эллины были убеждены, что человек, поедающий пищу без хлеба, совершает большой грех и будет непременно наказан богами, в Индии преступников в начале нашей эры карали тем, что запрещали есть хлеб… Продолжительность такого наказания зависела от тяжести проступка. При этом индусы были уверены, что тот, кто не ест хлеба, будет несчастлив.

4 й ученик:

Интересно, что в средневековой Европе существовала прямая зависимость между свежестью хлеба и социальным положением тех, кто его потреблял. Свежеиспечённый хлеб ела только королевская семья, вчерашней выпечки – ближайшая камарилья. Хлебными изделиями, выпеченными два дня назад, лакомились представители мелкопоместного дворянства, большей давности – монахи и школьники. Самым чёрствым хлебом кормились ремесленники и крестьяне.

Учитель:

На Руси с древних времён выпечка хлеба считалась ответственным и почётным занятием. Особого искусства требовало производство ржаного хлеба, которое основывалось на применении специальных квасов. Секрет их приготовления держался в тайне и передавался из поколения в поколение. Кроме ржаного хлеба в монастырских пекарнях выпекали просфоры, сайки, калачи (4-й слайд) из пшеничной муки. Из монастырских пекарен хлеб выходил с надписями: «Хлеб святой», «Хлеб всемогущий», «Хлеб вечный» (5-й слайд). Во все времена отношение к хлебу было особенным. Недаром у многих народов в древности хлеб, как солнце и золото, обозначался одним символом – кругом с точкой посередине. (6-й слайд). Так же как к хлебу, испокон веков относился народ и к труду тех, кто его создавал, кто помогал хлебу на стол прийти. Таких людей называют хлеборобами (7-й, 7а- слайд). Послушайте, как толкуется это понятие в словаре Ожегова.

(читаю толкование в словаре)

Игра «Да, Нет».

- Ребята! Работать сегодня мы будем в группах. Как только вы будете готовы, возьмите друг друга за руки и поднимите их вверх. У вас на столах карточки с названиями профессий. Выберите те профессии, которые близки по смыслу слову «хлебороб» и составьте кластер по предложенной схеме.

- Ребята! Какие профессии вы включили в кластер и почему? (8-й слайд).

Обратите внимание, какое интересное слово. Сколько корней оно имеет? (Два). «Хлеб» и «Роб» и соединительная гласная О.  (9-й слайд)

III. Раскрытие темы. 

Говорят: белый хлеб чёрные руки любит. Чёрные от работы на земле, от пыли и пота. Не в уютном помещении под крышей создаётся хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто хлебное поле. Святое дело – вырастить хлеб.

(10-й, 10а- слайды)

 Из зёрнышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона  требуется более 10 тысяч зёрен. Сколько же надо, чтобы накормить народ? Разве можно найти профессию, более нужную, более почётную, чем профессия хлебороба? Никогда она не отомрёт, не устареет.

- Ребята! А есть ли в ваших семьях хлеборобы?

(высказывания детей)

Далее следует коллективная декламация- перекличка «Хвала тебе, хлеб!».

Только снег сошёл в апреле,

Как поля зазеленели.

Мы говорим: «Хлеб!» (хором) (11-й слайд)

Золотой простор бескрайний-

Там работают комбайны.

Мы говорим: «Хлеб!» (хором)

Вот зерно течёт рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Мы говорим: «Хлеб!» (хором)

Тесто кружится в квашне,

Запекается в огне.

Мы говорим: «Хлеб!» (хором)

Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий  «хлеб». (хором)

Ученик:

 Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почётом.

Встретить щедро, от души,

С уважением большим.

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником!

(три девочки в русских народных костюмах подносят каравай)

Звучит музыка.

1-я девочка:

С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим:

- Дорогой наш гость и друг

Принимай хлеб-соль из рук!

2-я девочка:

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришёл.

В нём здоровье, наша сила,

В нём – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло.

3-я девочка:

В нём земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нём.

Уплетай за обе щёки,

Вырастай богатырём!

(Выставка хлебобулочных изделий) (12-й слайд)

- Ребята! Посмотрите на этот стол. Чего здесь только нет. Хлеб домашний, отрубной, аппетитный, сайка, ромашка, деревенский, подовый, хлеб матнакаш, батон луковый, французский батон, хала, плетёнка; булочки:  изюминка, плюшка, сладкая фантазия. Но это ещё не предел. В дальнейшем специалистами отрасли будут запущены в производство новые сорта хлебобулочных изделий с использованием йодопрепаратов; продукции, обогащённой железом и витаминно-минеральными добавками.

- А сейчас, я предлагаю вам послушать стихотворение С. Михалкова «Булка» и ответить на вопросы.

Три паренька по переулку,

Играя, будто бы в футбол!

Туда-сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

                Шёл мимо незнакомый дядя.

                Остановился и вздохнул,

                И на ребят, почти не глядя,

                К той булке руку протянул.

Потом, насупившись, сердито,

Он долго пыль с неё сдувал.

И вдруг спокойно и открыто

При всех её поцеловал.

               - Вы кто такой? – спросили дети,

                 Забыв на время про футбол.

                - Я – пекарь! – человек ответил

                 И с булкой медленно ушёл.

И это слово пахло хлебом

И той особой теплотой,

Которой налиты под небом,

Моря пшеницы золотой.

( 13-й Слайд с вопросами)

1.Как вы относитесь к поступку детей?

2.Кто является главным героем стихотворения?

3.Почему пекарь поцеловал булку?

4.А какими качествами на ваш взгляд должен обладать человек, который печёт хлеб?

- Да, ребята, я с вами согласна: плохой человек не может быть хорошим пекарем. И на Руси пекари пользовались особым почётом, величали их только уважительно.

Конкурс загадок.

1. Я сильней десяти коней.

    Где в полях пройду весной-летом станет хлеб стеной. (трактор)

2. Весь из золота отлит, на соломинке стоит (колос).

3. Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый,

     Он и чёрный, он и белый, а бывает подгорелый. (хлеб)

4. Корабль-великан не по морю плывёт.

    Корабль-великан по земле идёт.

    Поле пройдёт- урожай соберёт. (комбайн)

5. Железный нос в землю врос,

    Роет, копает, на солнце сверкает. (плуг)

6. Маленькое, сдобное колесо съедобное. (бублик)

7. Что на сковородку наливают, да вчетверо сгибают? (блин)

8. В землю тёплую уйду, кверху колосом взойду,

    В нём тогда таких, как я, будет целая семья. (зерно)

9. Он бывает с толокном,

    С рисом, мясом и пшеном,

    С вишней сладкою бывает.

     В печь сперва его сажают.

    А как выйдет он оттуда,

    То кладут его на блюдо.

     Ну, теперь зови ребят!

     По кусочку все съедят. (пирог)

 

Учитель:

Вначале нашей встречи мы определились, что нам будут сопутствовать слова ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА! (14-й, 14а- слайды). Это русская пословица. На Руси с почтением относились к хлебу,  поэтому придумали много пословиц. И у вас на столах лежат сборники с пословицами и поговорками. Прочитайте пословицы о хлебе и объясните их смысл.

(Есть хлеб - будет и песня.).

Учитель:

Эй, ребятки – ребятушки,

Начинайте петь частушки,

Начинайте веселей,

Чтоб порадовать гостей.

Дети:

Мы в посёлке живём,

Сушки, пряники жуём.

Мы частушек много знаем

И сейчас для вас споём.

Прянички печатные,

До того нарядные!

Мы не сразу их съедим,

А сначала поглядим.

Но не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Он не падает к нам с неба,

Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба,

Нужен труд десятков рук.

Дождик, дождик, поливай-

Будет славный урожай:

Будет белая пшеница,

Будет рожь и чечевица.

Взором радостным объемлю

Даль бескрайнюю полей.

Слава тем, кто любит землю!

Тем, кто трудится на ней!

Последняя пословица: Хлеб ногами топтать – народу голодать.

- Да, ребята, сейчас хлеба у нас вдоволь. Это богатство – наше завоевание, наше счастье. Выскажите, пожалуйста, своё мнение как надо относиться к хлебу. А начать высказывания, я предлагаю со слов:

       Я СЧИТАЮ… (15-й слайд)

       Я ДУМАЮ…

А вот, что говорит статистика. ( 16-й, 16а- слайды)

В каждой семье ежедневно в отходы идёт 100 граммов хлеба. По городу – это шесть тонн. Или ежедневно из хлебной нивы вычёркивается три гектара зерновых. За год – это 1095 гектаров.  Каждому из нас нужно бережно относиться к хлебу.

Я предлагаю вам памятку.

ЗАПОМНИТЕ И СКАЖИТЕ ВСЕМ! (17-й слайд)

1.В хлебе – душа твоей родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд.

2.Не бросай где попало недоеденный хлеб!

3.Смолоду научись ценить труд других.

4.Когда за столом вы, ребята, сидите,

   То помните, кто для вас хлеб создаёт!

5.Берегите хлеб, люди!

   Научитесь хлеб беречь!

6.Хлеба к обеду в меру бери!

   Хлеб – драгоценность!

   Им не сори!

IV. Великая Отечественная война.

ХЛЕБ – ЭТО ЖИЗНЬ (18-й, 18а- слайды)

Есть только одно слово, которое равнозначно слову «ХЛЕБ». Это слово – «ЖИЗНЬ».

Что может быть важнее хлеба?! В одном из очерков,  я прочитала: «Велик сеятель! Никогда не забывал о нём мир и никогда не забудет ни в радости, ни в беде. И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба!»

(19-й слайд)

В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был дневной паёк для жителей осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам.

(20-й Слайд)

В дыму ленинградское небо,

Но горше смертельных ран.

Тяжёлого хлеба,

Блокадного хлеба 125 грамм. (Р. Рождественский)

(Кусочек чёрного хлеба пронести по рядам, показать детям)

Песня « Хлеб- всему голова» (21-й слайд) 1 куплет.

- Какая тема проходит основной, красной нитью в песне? (Связь поколений. Хлеб – всему голов).

V. РЕФЛЕКСИЯ.

«Берегите хлеб!» (22-й Слайд) 2 куплет

Нам жить, пока стоят хлеба

И петь о них, пока имеем голос.

Как хлебороба вечная страда

В судьбе нашей страны – ВЫСОКИЙ КОЛОС!

VI. Мультфильм «История о девочке, наступившей на хлеб».

- Ребята! Я предлагаю вам дома выполнить по выбору одно из заданий.

1.Написать мини-сочинение «Я знаю о хлебе…»

2.Рисунок на тему «Хлеб – наше богатство».

- Спасибо вам всем, ребята! Спасибо, уважаемые гости, за радость встречи.

Я от всей души хочу всем пожелать мира в ваших домах, тепла, уюта. И пусть в каждом доме, на каждом столе всегда пахнет свежим ароматным хлебом. А мамы и бабушки передали для вас свои угощения, а вместе с угощениями и свои рецепты. Приятного аппетита! И до новых встреч!

Есть только одно слово, которое равнозначно слову «ХЛЕБ». Это слово – «ЖИЗНЬ».

Что может быть важнее хлеба?!

 В одном из очерков,  я прочитала: «Велик сеятель! Никогда не забывал о нём мир и никогда не забудет ни в радости, ни в беде. И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба!»

В музее истории Ленинграда хранится маленький кусочек заплесневелого хлеба .Весит он 125 граммов. Таков был дневной паёк для жителей осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам. Этот кусочек хлеба люди делили на 3 части. Это разовая норма хлеба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час Тема: Хлеб - всему голова.

Тема: Хлеб - всему голова....

Классный час Хлеб-всему голова

Откуда хлеб пришел на стол, свойства хлеба, цена хлеба. Хлеб блокадного Ленинграда....

Классный час "Хлеб - всему голова"

Классный час для 3 класса "Хлеб - всему голова" воспитывает у детей бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей. Предварительно, перед классным часом, была организована экскурсия на Хлебозавод...

Классный час "Хлеб - всему голова"

Классный час для 3 класса по теме "Хлеб - всему голова"....

Классный час "Хлеб - всему голова"

Классный час для 3 класса по теме "Хлеб - всему голова"....

Хлеб-всему голова. А, каша? Классный час.

В мероприятиии говорится о бережном отношении к хлебу. Рассказывается о разновидностях каш и полезности этих продуктов....

Материал к классному часу "Хлеб - всей жизни голова"

Данный материал содержит подборку стихотворений и пословиц  по теме...