Классный час . Знакомство первоклассников с детством М.В. Ломоносова.
классный час (4 класс) на тему

Торопина Ирина Юрьевна

Классный час с презентацией о  детстве   М.В. Ломоносова  проводят ученики 4-ого класса.

.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час . Знакомство первоклассников  с детством   М.В. Ломоносова.   Учитель : Торопина И.Ю.

(классный час с презентацией проводят ученики 4-х классов).

Тема: Детство Михайло Ломоносова.

Цель: Познакомить с жизнью и научными достижениями М.В.Ломоносова.

           Прививать интерес к изучению родной истории.

           Развивать патриотизм.

Оборудование: презентация, карточки датами и важными событиями, жетоны, медали для награждения.

                                 Ход класс.часа:

  1. Вступление:

              Сегодня у нас необычный классный час. Он  посвящен  замечательному и умному человеку, ученому, поэту, химику, географу, ритору, математику и нашему земляку, кем мы гордимся.

Слайд 2.

Имя его: Ломоносов Михаил Васильевич.

  1. Выступление учащихся 4-х классов.

Слайд 3.

Суров русский Север. Теплые дни стоят всего месяца три, а остальное время -  зима. Здесь, среди широких двинских просторов, прошло детство и юность нашего великого земляка Михаила Васильевича Ломоносова.

Слайд 4

Михайло Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в деревне Мишанинской недалеко от Холмогор Архангельской губернии.   Деревня Мишанинская  располагается на берегу реки  Северная Двина. Река эта впадает в Белое море. С давних времён эти места были густо заселены. Селились здесь люди, которых называли поморы –  «по-морю» - селившиеся вдоль моря.

Слайд 5.

Мать – Елена Ивановна – умерла, когда Михаилу было 9 лет.  Отец -  Василий Дорофеевич -  умный, волевой и  предприимчивый  человек - был опытным мореходом, занимался рыбным промыслом, т.е. был рыбаком. Он  одним  из первых в своем  крае  построил  и  оснастил корабль  и  прозвал  его  " Чайкою".  Это было  вместительное  судно  с  двумя мачтами. Он  перевозил  товары, ходил  охотиться на  морского  зверя, ходил в Белое море и Северный Ледовитый океан. И  готовил своего сына к тому же промыслу. Поморы  начинали  рано приучать своих детей  к  труду. Мальчики  ходили  со  взрослыми  мужчинами  в   море. Они помогали в море рыбакам и называли их зуйками. В их обязанности входило чистить рыбу, запасать дрова и воду, помогать варить кашу и уху, распутывать сети, припевать припевки: «Сам толку, сам мелю, сам и поводу хожу».

  С 10 лет Михайло стал помогать отцу. Ранней весной уходили рыбаки на промысел в Белое море и лишь поздней осенью возвращались домой. Отец научил его ориентироваться по звездам, пользоваться компасом, определять направление ветра, ставить парус.

Слайд 6                

Михайло был очень любопытным ребенком и все время задавал отцу вопросы. Отец решил отдать сына учиться читать и писать в церковь к местному дьякону Семену Никитичу Сабельникову, Михайло  с  необычайным упорством, преодолевая все трудности, выучился читать, а потом писать.  Ломоносов начал учиться в 11 лет, но уже через 2 года стал лучшим чтецом.

Будучи от природы очень любознательным, пристрастился к чтению и перечитал все книги, какие только мог достать в деревне. У соседа, Ивана Афанасьевича Шубного, в  14 лет он самостоятельно изучил книги «Грамматику» Мелентия  Смотрицкого  и  «Арифметику» Магницкого, напечатанную для школ по веления Петра I,  «Псалтырь» на латинском языке Полоцкого. Ломоносов выучил эти книги  наизусть. Потом он назовет эти книги вратами своей учености. Но учение Ломоносову давалось нелегко. Мачеха не разрешала ему читать, поэтому Михайло прятал от нее учебники.

Слайд 7.      

Но дальше учиться на родине Михайло не мог. Как крестьянскому  сыну, ему отказали в приеме в Холмогорскую славяно-латинскую школу.  Михайло Ломоносов слышал рассказы  купцов о  школах, открытых в Москве и Петербурге. Это еще сильнее разжигало в нем желание учиться, и он решил отправиться  в Москву, чтобы там поступить в школу. Но как же это сделать? Ломоносов решил покинуть дом тайком.  

 Слайд 8.   В холодную декабрьскую ночь 1730 года, захватив любимые книги, с тремя рублями в кармане, пешком, вслед за рыбным обозом, отправился в Москву.  Было ему 19 лет.

Слайд 9.    

 От города Холмогоры до Москвы было 1300 километров.

В Москве он был через 3 недели.  Первую ночь он провел в санях под открытым небом. Но на другой день он встретил земляка, который помог Михайле  определиться в школу при монастыре.

Слайд 10.    

Единственным высшим учебным заведением в Москве того времени была Славяно - греко-латинская академия (“Спасские школы”). В неё и решил поступить Ломоносов, скрыв крестьянское происхождение.

В январе 1731 года с большими трудностями Михаил был зачислен в Славяно - греко-латинскую академию: он сказал, что является сыном холмогорского дворянина.   Занятия велись в небольших комнатах. Сквозь маленькие окошки в толстых стенах едва проникал свет.

Слайд 11.

Ломоносова, несмотря на его взрослые лета, определили в самый младший  класс. Он  начал учёбу в классе с девятилетними мальчишками. Много обидных насмешек претерпел, но за первый год учёбы осилил три класса.

Когда Михайло вошёл в класс, многие ученики в удивлении рты раскрыли, да так и замерли. Новичок был выше самого высокого из них, шире самого плечистого и по виду старше всех. Ребята сразу же подняли Михаила на смех.

- Глядите, какой болван пришёл с нами учиться!

- Дядь, достань воробушка!

Михайло приподнял одного из них за шиворот, словно котёнка, и, стараясь быть серьёзным, проговорил:

- Что с тобой делать? На крышу забросить?

Больше над Ломоносовым не смеялись. А как начал Михайло отвечать на занятиях, на него и вовсе, как на чудо стали смотреть.

- Да он лучше учителей всё знает - шептались школяры. Прошло полгода, и Ломоносова как способного перевели во 2 класс, а вскоре и в 3. Через год он уже так постиг латынь, что пишет на этом языке стихи. За пять лет он прошел курс школы.

Слайд 12.

В Санкт-Петербурге была учреждена Академия наук, то есть собрание ученых, которые занимались науками. При Академии находилась гимназия, где учили молодых людей. И из московской школы, где учился Ломоносов, пригласили  несколько лучших учеников. Ломоносов был отправлен в Петербург. В Петербурге он проучился год, а потом, как лучший ученик, был отправлен за границу  в Германию – учиться у немецких профессоров для изучения химии, горного дела и металлургии.

Слайд 13.

В Германии он прожил около четырех лет и все это время он неустанно работал. Профессора удивлялись его трудолюбию, его успехам и дарованиям. Он скоро выучил немецкий и французский языки, многие другие науки, стал самым образованным человеком в России!  И первым  русским профессором в Санкт-Петербургской Академии наук. Преподавал Михаил Васильевич несколько разных предметов: русский язык, историю, физику, химию.

Слайд 14.

За какие заслуги мы помним  М.В.Ломоносова?

  1. Знал несколько языков.
  2. Сочинил множество стихов.
  3. Преподавал в Академии наук русский язык, историю, физику, химию и другие предметы.
  4. Написал первую русскую грамматику, учебник русской истории.
  5. Первым объяснил русским людям, откуда берётся тепло и дожди, что такое планеты и кометы, от чего происходит северное сияние и мн. др.

Благодаря природному дару и упорству Ломоносов из северных крестьян выбился в "большие" люди, получил чины и признание, стал крупным ученым, самым   образованным человеком в России.

Для всех нас стремление М.В. Ломоносова к знаниям, к познанию нового является  ярким примером.

  1. Викторина.

- Сейчас проверим, внимательно ли вы слушали наше выступление. Мы задаем вопросы, а вы отвечаете. Кто правильно ответит, тот получает  жетон. В конце викторины подсчитаем у кого больше.

1. Где и когда родился М.В. Ломоносов?

2. Название деревни, в которой родился Ломоносов?

3. Кем был отец Михайло Ломоносова?

4. Как называлось отцовское промысловое судно?

5. В каком возрасте  начал Михайло помогать отцу в рыбном промысле?

6. Как называли  мальчишек, помогавшим рыбакам?

7. О чём мечтал Михайло в детстве?

8. Какие книги М.В. Ломоносов назвал «вратами  своей  учёности»?

9. Сколько лет было М.В. Ломоносову, когда он отправился В Москву учиться?

10. Как называется учебное заведение, куда поступил М.В. Ломоносов?

11. Кто из вас знает, какие есть достопримечательности в нашем городе? Назовите.

4. Подведение итогов, награждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсный классный час "Игрушка моего детства" 3 класс

Данный классный час проводился в рамках районных классных часов по теме "Истоки нравственности"...

классный час "Добрая дорога детства"

Классный час "Добрая дорога детства" для 3-4 класса по правилам дорожного движения....

классный час "Войной украденное детство"

Классный час "Войной украденное детство" с мультимедийной презентацией для учащихся 1-4 классов....

КЛАССНЫЙ ЧАС ««Небо моего детства»

Тема : « Небо моего детства»Цель: познакомить учеников с биографическими данными из детства Первого президента РК Н. А. Назарбаева;Задачи :- воспитание в детях чувства глубокого уважения к главе госуд...

Классный час " Семья и детство без жестокости и насилия"

Воспитывать отрицательное отношение к проявлениям жестокости и насилия среди свестников, умение противостоять им, развивать способность понимать и умение прощать другого человека, воспитывать нравстве...

Классный час " Войной украденное детство".

Открытый классный час проведен   вдекаду педагогического мастерства во 2 классе....

Классный час «Знакомство с ВОВ», посвященный 75 - летию победы в великой отечественной войне. Классный час разработан учителем начальных классов Семерниной Н.В., для обучающихся 1 - 4 класса.

Классный час «Знакомство с ВОВ»,посвященный 75 - летию победы в великой отечественной войне.Классный час разработан учителем начальных классов Семерниной Н.В.,  для обучающихся 1 - 4 ...