"Космос всем открыта дверь, ну-ка сам себя проверь!"
методическая разработка (4 класс) по теме

Усова Ольга Егоровна

(Познавательная конкурсно-игровая программа для учащихся начальных классов в честь 50-летия полета в космос Ю.А.Гагарина)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Подойницынская средняя общеобразовательная школа

«Космос с нами»

Номинация «Лучшее внеклассное мероприятие»

«В космос всем открыта дверь, ну-ка сам себя проверь!»

(Познавательная конкурсно-игровая программа для учащихся начальных классов в честь 50-летия полета в космос Ю.А.Гагарина)

                                                                        Выполнила: Усова Ольга Егоровна,

                                                                                                учитель начальных классов

                                                                                                МОУ Подойницынская СОШ

                                                                       

Подойницыно, 2011 год

«В космос всем открыта дверь, ну-ка сам себя проверь!»

(Познавательная конкурсно-игровая программа для учащихся начальных классов в честь 50-летия полета в космос Ю.А.Гагарина)

                                            О.Е.Усова,

                                             учитель начальных классов, Забайкальский край, Балейский  

                                             район, МОУ Подойницынская СОШ

Цели:

 - формирование представления об освоении космического пространства человеком;

 - формирование элементарной эрудиции учащихся, их общей культуры;

 - воспитание гордости за свою страну, эмоционально-положительного взгляда на мир, чувства коллективизма;

 - развитие представлений о науке и технике.

Оборудование и оформление: выставка книг, посвященных космосу и космонавтике; портреты космонавтов; рисунки учащихся по теме; на сцене выставлен макет ракеты; в центре – «пульт управления»; сцену можно украсить бумажными звездами и шарами. На стенах  - плакаты с высказываниями:: «Жить хорошо нельзя, жить нужно с увлечением» (С. П. Королев), «Мы все хотим побывать на Луне!», «Космонавтом хочешь стать — надо много, много знать», «Космос должен быть мирным!», «Космонавты растут среди нас».

«Шлемы» по числу участников экипажей; рисунок ракеты на плакате, второй экземпляр рисунка, разрезанный на детали; комплекты рисунков с изображением разных  предметов; воздушные шары, нитки; карточки с буквами «к о с м о н а в т»; обручи по количеству экипажей;

Ход программы:

Ведущий. Наш праздник мы посвящаем 50-летию полета в космос первого в мире космонавта — Юрия Алексеевича Гагарина. Давайте перенесемся на 50 лет назад.

Мигают лампочки на пульте управления, негромко звучит музыка. За сценой звучат слова:

Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Московское время — 10 часов 2 минуты. Передаем сообщение ТАСС о первом в мире полете человека в космическое пространство.

12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту.

Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Советского Союза, летчик Гагарин Юрий Алексеевич.

Ученик.

Рассвет. Еще не знали ничего

 Обычные «Последние известия»…

 А он уже летит через созвездия.

 Земля проснется с именем его.

 «Широка страна моя родная...»

Знакомый голос первых позывных,

Мы наши сводки начинали с них.

 И я недаром это вспоминаю.

Не попросив подмог ни у кого,

Сама восстав из пепла и из праха,

 Моя страна, не знающая страха,

 Шлет в космос ныне сына своего! К. Симонов.

 Ведущий. Мир затаил дыхание. Мир слушал голос человека, пролетавшего над океанами и странами, и люди в этих странах повторяли: «Га-га-рин», «Юрий», «СССР».

Земля узнала человека, проложившего дорогу к звездам. Простого, обаятельного человека. Он стал героем всей Земли. Так появилось слово «космонавт».

Ученик

.Живем мы на нашей планете

В такой замечательный век.

И первый из первых в ракете

 Советский летит человек!

Не с целью разведки военной

На сверхскоростном корабле

Летел он один по Вселенной,

Чтоб снова вернуться к Земле!

 Не зря потрудились умелые руки

Во   славу   народа,   во   славу   страны!

Рабочие люди и люди науки

 Содружеством мирным сильны! С.Михалков.

1-й ведущий. Юрий Алексеевич Гагарин проложил дорогу к звездам. Он был первым, поэтому его и называют пионером космоса.

2-й ведущий. После старта Юрия Гагарина прошло много лет. За это время многое изменилось в космонавтике: и техника, и подготовка экипажей, и программа работы на орбите.

3-й ведущий. Работа в космосе теперь длится долго. Стартуют новые корабли, орбитальные станции кружат вокруг планеты. Уходит в небо одна экспедиция, другая готовится к полету. В космосе работают мужественные люди, герои!

Ученик.

Мчатся ракеты к дальним мирам,

К подвигам сердце рвется...

Кто верит крылатым, как песня, мечтам,

Тот цели своей добьется! Н. Добронравов

1-й ведущий. Первыми космонавтами были пилоты-летчики. Потом работу в космосе продолжили конструкторы, врачи. Сейчас космос зовет тех, кто умеет управлять электронно-вычислительными машинами, плавить металл, проводить монтажные и разгрузочные работы.

2-й ведущий. И условия работы космонавтов стали иными. «В своем первом полете я даже побриться не мог, а на борту «Салюта» была настоящая баня» (из рассказа летчика-космонавта А. Николаева).

3-й ведущий. Сегодня работа в космосе — это научные исследования и повседневная работа во имя прогресса во всем мире. Вот почему в космос стали летать международные экипажи. Совместно с нашими космонавтами в космосе побывали космонавты из  других стран.

Ученик

Нашим ученым дороги ясны

Будут в космической мгле.

Но    эти    дороги    затем    лишь    нужны,

Чтоб лучше жилось на Земле.

 Проложим дороги к далеким мирам,      

 В ракетах к Луне полетим,

И если мы встретим ровесников там,

То в гости к себе пригласим.

Из песни «Звездная дорога». Слова Г. Селянина,       музыка А. Фаттаха

1-й ведущий. Если спросить наших космонавтов, с чего у них начиналась дорога в космос, мы непременно услышим ответ: «С мечты».

2-й ведущий. Мечта становится былью, если человек трудолюбив, любознателен и настойчив.

Ученик

Мы спешим скорее в школу,

В наш любимый класс.

Много дел больших и новых

Ожидают нас.

Будет день, дорогой света

Полетим и мы —

К тайнам, сказочным планетам,

В дальние миры.

Ведущий

Ребята! А вы хотите побывать в космосе? (Ответ из зала: «Да, хотим!»)

Ученик

Если в космос мы хотим,

Значит, скоро полетим!

Самым дружным будет наш,

Наш веселый экипаж!

Голос за сценой 

Внимание! Внимание! Говорит пульт управления. Мы находимся с вами в районе стартовой площадки космодрома «Дружба». Сюда прибыли первые пассажиры, участники первого пассажирского рейса «Земля — Марс — Луна — Земля».

Участники рейса прошли сложные испытания и сейчас покажут нам свою готовность №1.

(Экипажи по очереди дружно произносят  название  ракеты,  свой  девиз.)

Командиры экипажей

Команда… к полету готова! Командир (фамилия, имя).

Ведущий. У нас в полете каждый космонавт должен выполнять наши космические правила. Я буду говорить начало правила, а вы должны все вместе его продолжить. Итак...

Ведущий.  Ученик, ты,   не   забудь,

Экипажи. ...в  космонавты держишь путь!

Ведущий. Главным правилом у нас—

Экипажи...выполнять любой приказ!

Ведущий.         Космонавтом       хочешь стать —

Экипажи. ...должен    много,    много знать!

Ведущий.         Любой космический маршрут —

Экипажи...открыт для тех, кто любит труд!

Ведущий.         Только дружных звездолет

Экипажи. ...может взять с собой в полет!

 Ведущий.         Скучных, хмурых и сердитых

Экипажи...не возьмем мы на орбиты!

Ведущий. Чтобы лететь, нам нужен космический корабль. Воспользуемся чертежами, которые делал Незнайка.

Придумал Незнайка корабль межпланетный,

Чертил чертежи в обстановке секретной;

Чтоб Винтик и Шпунтик секрет не узнали,

Чертил на отдельных листах все детали.

А ты рассмотри все его чертежи

И полный чертеж из деталей сложи.

Все надо заметить, все надо учесть,

Быть может, ненужные, лишние есть?

Открывается рисунок ракеты на плакате. Второй экземпляр рисунка разрезан на детали. Командиры экипажей приглашаются для сборки корабля (по образцу).

Ведущий  Внимание! Всем приготовиться к запуску!

Командиры. Есть приготовиться к запуску!

Ведущий. Пристегнуть ремни!

Командиры. Есть пристегнуть ремни!

Ведущий. Запустить двигатели!

Командиры. Есть запустить двигатели!

Ведущий.  Включить контакты!

КомандирыЕсть включить контакты!

Ведущий. Пять, четыре, три, два, один— пуск! (Слышится звук взлетающей ракеты.) Поднимается ракета,

Чертит небо  ярким  светом. Оказались на орбите!

Все   вместе.   Ура!   Ура!   Ура!   Летим!

Экипажи занимают свои места. Им предлагаются конкурсы-соревнования.

Игра-эстафета «Что возьмем с собой в космос».

Предлагаются два комплекта рисунков с изображением следующих предметов: книга, блокнот, авторучка, скафандр, кошка, яблоко, тюбик с манной кашей, тюбик-торт, фотография ребенка, будильник, колбаса.

В ходе эстафеты каждый игрок должен взять по одной картинке с изображением того, что космонавт на самом деле может взять с собой на космический корабль.

Конкурс «В космос всем открыта дверь. Ну-ка сам себя проверь!»

 Предлагаемые   вопросы   следует   предварительно обсудить с учащимися:

 Назовите день и месяц, когда отмечается праздник космонавтики.

Почему Юрия Гагарина называют пионером?

Назовите космонавтов-женщин.

Кто первым из космонавтов вышел в открытый космос?

Какие  профессии   побывали  в  космосе?

Почему несколько экипажей кораблей назывались международными?

Где находится взлетная площадка, с которой стартуют космические корабли?

Какие животные побывали в космосе?

Ведущий. Сейчас мы проверим здоровье наших игроков на первых минутах полета.

От каждого экипажа выходят по 1 мальчику и по 1 девочке. По сигналу ведущего мальчик надувает шар, девочка помогает его завязать. Затем необходимо быстро связать все нитки от шаров. Один из игроков команды, которая быстрее справилась с заданием, поднимает связку шаров над головой.

Кто   скорее   составит   слово   «космонавт»?

 Ведущий раздает игрокам картонки размером 20X30 см с написанными на них буквами. Карточки с буквами беспорядочно перемешаны.

По сигналу «Три, два, один — старт!» игроки переворачивают картонки вверх буквами и быстро складывают слово космонавт.

Эстафета «Невесомость»

На старте надпись Земля. На противоположной стороне зала надписи Марс и Венера.

Между планетами Земля, Марс, Венера на равном расстоянии находятся по три больших обруча, внутри которых надпись невесомость.

Ведущий  разучивает  с   ребятами   стихи:

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок на планеты.

На какую захотим,

На такую полетим.

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

Раз! Два! Три! Лети!

После этих слов стоящий первым игрок бежит вперед, но, встретив на пути «невесомость», должен вокруг каждого обруча проскакать на одной ноге. Когда один игрок достигнет планеты Марс или Венера, стартует следующий игрок и т. д.

 Выигрывает тот экипаж, который первый выстроится около планет Марс или Венера. Ведущий засекает время полета каждой команды на секундомере и в конце объявляет результаты.

Конкурс «Космический словарь»

На двух чистых листах ватмана сверху надпись «Космический словарь».

Ведущий предлагает игрокам команд по очереди добежать до доски и написать по одному слову, имеющему отношение к полету в космос (например: спутник, скафандр, космодром, луноход, ракета и т. д.).

Время игры — 3—5 минут. Выигрывает команда, игроки которой успели написать больше слов.

Конкурс «Назовите космонавтов»(для зрителей)

Под звуки музыки по залу от одного к другому передается красивая «волшебная» палочка. Кому она попадает в руки, тот должен быстро назвать фамилию космонавта и, если может, название корабля, на котором тот летал. Выигрывает тот, кто правильно назовет фамилию космонавта, его корабль, продолжительность полета.

Ведущий.

Итак, мы стали космонавтами. Какие качества, необходимые космонавту, вы можете назвать? Каким должен быть космонавт?

(Учащиеся отвечают: смелым, честным, находчивым, любознательным, образованным, скромным, сообразительным, добрым, дружелюбным, сильным и т. д.)

Ведущий. Ребята! Все вы хорошо прошли испытания, в полете доказали, что многое знаете, умеете, а главное, действовали дружно, помогали друг другу.

Теперь мы можем возвращаться на Землю. (Слышится шум запускаемой ракеты.)

 Внимание! Всем приготовиться к спуску!

Командиры Есть приготовиться к спуску!

Ведущий. Отстегнуть ремни!

Командиры.   Есть   отстегнуть   ремни!

Ведущий. Открыть люки!

Командиры  Есть открыть люки!

Ведущий (подводит итоги полета, ребятам    вручают    памятные    награды: дипломы, подарки.) Что запомнили, что нового узнали в полете? Кто был самым находчивым космонавтом?

Ученик

Вы  спешите,   ребята,  в  свой  класс,

Без учебы дела не пойдут.

 Космонавты растут среди нас,

Но без знаний на Марс не возьмут!

Вы, ребята, готовьтесь к полету!

Скоро, скоро настанет тот час,

Когда будут дороги открыты

 На Луну, на Венеру, на Марс!

Использованная литература

  1. Белова Г.В. Праздник космоса // Начальная школа.1996. №4.
  2. Георгиевский В.А., Шитикова Л.И. Проведение праздников в начальных классах. М.:Просвещение, 1983.
  3. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы/ под ред. И.С.Артюховой. – М.: Вако, 2005.
  4. Клушанцев П.И. О чем рассказал телескоп. Л.: Дет. лит., 1979.
  5. Попова Л.Д. День космонавтики // Начальная школа.2006. №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Познавательная игра для 3-4 классов «В космос всем открыта дверь, ну-ка сам себя проверь!»

Познавательная игра для 3 - 4 классов. В ней принимают участие 4 команды. Дети отвечают на вопросы, а из ответов составляют задуманное слово....

Открытое занятие с дошкольниками на дне "Открытых дверей"

Данное открытое занятие позволяет познакомиться с будущими первоклассниками и ознакомить детей в игровой форме с новой для них учебной деятельностью....

«В космос всем открыта дверь, ну-ка сам себя проверь!»

(Познавательная конкурсно-игровая программа для учащихся начальных классов)...

Игровая программа «В космос всем открыта дверь, ну - сам себя проверь!» для 1-2 классов

Предлагаемый практический материал поможет педагггам в игровой форме решать воспитательные, социально-значительные задачи: расширять кругозор детей, рназвивать наблюдательность, внимание и формировать...