Занятие по курсу "Полезные привычки" 3 класс "Учусь настаивать на своём"
классный час (3 класс) на тему

 

      Злоупотребление наркотиками и другими психоактивными веществами среди молодёжи не только не снижается, а неуклонно возрастает. Это становится болезненной проблемой нашего общества. В последние годы появилась тревожная тенденция снижения среднего возраста, в котором молодежь впервые приобщается к пагубным разрушительным привычкам. Поэтому современный подход к решению этой проблемы предполагает проведение профилактической работы с детьми, начиная с раннего возраста. Теоретической основой этой работы является формирование навыков общения, позволяющих  сопротивляться неблагоприятным факторам окружающей среды.На занятии показано, как навык неагрессивного отстаивания своего мнения позволит настоять на своём и не подчиниться чужой воле.    

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchus_nastaivat_na_svoyom.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

                     

Муниципальное  Общеобразовательное учреждение

     «Средняя общеобразовательная школа №7»

                         города Колпашева.

          Сценарий проведения  классного часа    

 

 по профилактике саморазрушительного поведения

  в рамках превентивного курса «Полезные привычки»

 в 3 классе по теме «Общение».

                 Мартемьянова Ольга Викторовна

 

                          Пояснительная записка.

      Злоупотребление наркотиками и другими психоактивными веществами среди молодёжи не только не снижается, а неуклонно возрастает. Это становится болезненной проблемой нашего общества. В последние годы появилась тревожная тенденция снижения среднего возраста, в котором молодежь впервые приобщается к пагубным разрушительным привычкам. Доказано, что чем раньше произошло приобщение к психоактивным веществам, тем быстрее формируется зависимость и меньше эффективность реабилитационных мероприятий. Поэтому современный подход к решению этой проблемы предполагает проведение профилактической работы с детьми, начиная с раннего возраста. Теоретической основой этой работы является формирование навыков общения, позволяющих  сопротивляться неблагоприятным факторам окружающей среды.

   Среди формируемых поведенческих навыков наиболее важными являются навыки эффективного общения, рационального принятия решений и отказа от опасных для здоровья поступков,  в условиях индивидуального или группового давления.  

          На занятии показано, как навык неагрессивного отстаивания своего мнения позволит настоять на своём и не подчиниться чужой воле. Ребёнок научится  защищать и поддерживать свои интересы и права, заявлять о личном мнении, не пытаясь маскировать и скрывать его. Это психологический фундамент умения отказаться в ситуации давления. Оказаться от предложения употребить алкоголь или табак, когда его предлагают окружающие. Подросток убедится, что уважительное отношение в ситуации давления  не означает, что нужно во всём соглашаться с другими.

       Урок посвящён тому, как научить детей настаивать неагрессивно на своём решении. За спокойным возражением в конфликтной ситуации стоит самоуважение, уверенность в себе и в своей правоте, уважение партнёра по взаимодействию.

     Урок проводится в форме круга общения. Применяются игры для формирования навыка неагрессивного сопротивления давлению. Коллеги познакомятся со структурой урока курса «Полезные привычки», с используемыми тренинговыми играми и текстовым материалом для обсуждения возможных жизненных ситуаций.  Предлагаемый материал полезен для проведения  классного часа в начальной школе и среднем звене.

   Использование предложенной презентации оживляет общение, позволяет организовать дискуссию, способствует запоминанию основных советов по общению со сверстниками.

 

                                                -1-

                           Содержательная часть. 

Тема «Общение».

Урок №4. Учусь настаивать на своём.

Цель: формирование навыка общения со сверстниками.

Задачи.

1.Научить неагрессивно отстаивать свои интересы.

2. Показать возможность неагрессивного отстаивания своей позиции.

 3.Дать представление о возможности отказа в ситуации давления.

Оборудование:

  Картинки (по теме «Здоровый образ жизни»), ножницы, клей, фломастеры, лист  ватмана.

             Ход занятия.

1.  Энергизатор.

- Я прошу выйти ко мне тех, кто:

-любит к чаю пряники;

-любит конфеты и карамельки;

-любит шоколадные батончики;

-любит конфету чупа-чупс.

2.Постановка целей и темы занятия.

Учитель. – Что вы узнали друг о друге?

Дети.      – Мы узнали, кто что любит.

Учитель. – Я предлагаю вам поиграть в игру «Любишь – не любишь».

     На полу я начертила три круга. В них надписи: «Люблю блины», « Люблю булочки с помадкой», « Люблю беляши с мясом». Вы все перемещаетесь по классу. А по моему хлопку должны прибежать и встать в выбранный вами круг. Туда, где написано, что вы любите.

   Задача: быстрее собрать круг, поместиться всем желающим.

Второй тур игры проведём  табличками «Люблю читать книги», «Люблю смотреть телевизор», «Люблю играть на компьютере».

                          Обсуждение игры.

- Удалось ли попасть в круг, который хотел?

- Почему не удалось?

                                              2

- Почему не настаивал на исполнении своего желания?

- Какое чувство испытал, когда попал в нужный круг?

- Не обидел ли кого случайно?

- Хотелось ли переманить в свой круг одноклассника? Почему?

- Кто перешёл в другой круг по просьбе одноклассника?

- А почему перешёл?

- Что ты при этом испытывал?

- О чём мы с вами будем сегодня говорить?

 

- Да, у каждого человека есть свои интересы. И сегодня мы будем с вами учиться общаться друг с другом, учиться настаивать на своём и не поддаваться чужому влиянию.

3. Коллективная работа в группах. Сделать коллаж на тему «Полезные привычки».

Задача работы: научить неагрессивно распределять роли и договариваться в группе.

-Пройдите, пожалуйста, за свои столы. У вас есть картинки, ножницы, клей, фломастеры, лист бумаги. Договоритесь, какую картину вы можете сделать. Распределите роли: кто будет раскладывать картинки, кто их приклеивать, кто делать надписи, а кто расскажет о вашей работе. Ваша работа должна получиться яркой и аккуратной. Удачи вам, приступайте к работе.

4. Выступления групп, рассказ о своей работе.

5. Анализ работы.

- Поднимите руки те, кто работал с удовольствием и радостно. Почему вам так работалось?

-А кому было неуютно? Почему работа не принесла вам радости?

- Настаивали ли вы на своём мнении? Почему вас не послушались?

-Ребята, если вам не удалось договориться в группе, значит, вы не были в достаточной мере настойчивы и находчивы. Надо уметь общаться со всеми детьми, уметь настаивать на своём.

      Если человек не пытается высказать своё мнение – это пассивное поведение.

     Если вы пытались высказать своё мнение спокойно, в уважительной форме, чтобы не обидеть  и не рассердить собеседника – это неагрессивное отстаивание своего мнения.

     Но если вы выражаете своё мнение так, что собеседник пугается, злится, чувствует себя глупым – это агрессивное поведение.

                                                      3

     Надо стараться отстаивать своё мнение неагрессивно. Хотя уважительное отношение не означает, что во всём надо соглашаться с другими. Иногда надо настаивать на своём. Давайте послушаем разговор двух подружек.

6. Инсценировка заранее приготовленных рассказов.

                    «А ну-ка, съешь клубнику!»

-Ира, поешь клубнику, - предлагает Саша.

- Врачи запрещают мне есть клубнику, - отказывается Ира.- У меня аллергия.

- Ну, съешь одну ягодку, - твердит Саша и сам уплетает клубнику. – От одной ягодки ничего не будет.

-Мне нельзя ни одной ягодки,- отказывается Ира.

-Ну, хотя бы попробуй! Хоть половинку откуси!

У Саши хорошее здоровье, он не знает, что такое аллергия. Он продолжает соблазнять Иру клубникой и сам с аппетитом уплетает ягоды.

                                           

                  Анализ ситуации.

-Кто из вас знает, что такое аллергия?

-Что будет с Ирой, если она съест хоть половинку ягодки?

-Знает ли об этом Саша?

-Оцените настойчивость Саши, можно ли ему так поступать?

 - Оцените настойчивость Иры.

- Кто в данной ситуации вызывает у вас уважение?  Почему?

- Кто вызывает осуждение? Почему?

- Какой вывод для себя вы сделали?

Вывод: Саша оказывает на Иру давление. Он хочет, чтобы девочка ему подчинилась. Но Ира отказывается спокойно, неагрессивно. Она не ссорится с Сашей, но твёрдо стоит на своём.

                        «Ты попробуй, а я посмотрю»

Дима нашёл на улице бутылку с красивой этикеткой. В ней была какая-то тёмная жидкость.

-Отхлебни, Витёк! – предложил Дима своему приятелю.

-Мама запрещает мне пробовать неизвестные напитки, – отказывается Витя.

-Ты что, маменькин сынок? – усмехается Дима. – Попробуй!

-А почему сам не пробуешь? – спрашивает Витя.

- Ну, отхлебни из бутылки, не трусь! – настаивает Дима. А сам не решается попробовать. «Неизвестно, что в этой бутылке. Пусть Витька попробует, а я посмотрю, что с ним будет».

                                           4

                                        Анализ ситуации.

- Кто оказывает давление?

-Каким способом оказывает давление Дима? (насмешка)

- Как оцените поведение Вити? (отстаивает своё мнение неагрессивно, осторожен, заботится о своём здоровье)

 

                                       «Лишь бы мне было хорошо».

Света любит, чтобы другие делали так, как она хочет.

-Лиза, - говорит Света, - пойдём со мной купаться.

- Не могу, - отказывается Лиза. Я недавно ангиной болела. Мне даже возле воды сидеть нельзя – могу снова заболеть.

- Да ладно, - настаивает на своём Света, - посидишь немного у речки, ничего с тобой не будет.

Свете безразлично, что будет с Лизой. Лишь бы ей самой было хорошо. Не может же она одна пойти купаться: скучно!

                                               

                              Анализ ситуации.

-Оцените поведение Светы. (оказывает давление)

-Почему она уговаривает Лизу? (чтобы ей самой было хорошо, думает только о себе)

-Каким приёмом оказывает давление? (уговорами)

- А какими ещё приёмами пользуются дети, чтобы добиться своего? (уговор, насмешка, физическая угроза)

-Почему некоторые дети проявляют настойчивость и навязывают то, от чего отказываются их сверстники?

- Кому трудно возражать в случае давления? (взрослым, другу, группе детей)

-Как противостоять настойчивому предложению, давлению?

-Совместимо ли уважительное отношение к человеку и навязывание ему того, чего он не хочет?

 

       Вывод: уважение человека начинается с уважения его права на выбор  и на собственное мнение. В крайнем случае, каждый может в спорной ситуации предложить партнёру делать то, что он считает нужным, а сам воспользоваться правом свободного выбора  своего поведения. В любом споре возражать надо спокойно. Это спокойствие придает вам самоуважение, уверенность в своей правоте. Ваше спокойное возражение говорит о уважении партнёра и о желании взаимодействовать с ним.

7. Игра «Семеро козлят и волк».

Задачи проведения  игры.  

                     1.Формировать умения убеждать.

                                                   5

                     2.Формировать умения распознавать обман, скрытый

                         невербальным проявлением.

                    3. Учить говорить «нет».

       Класс делится на 3 группы. Игрокам одной группы даются бумажки с надписью «волк», второй группе «коза», третьей группе «козлята». «Козлята» идут в свой дом.  «Волки» и «козы» не показывая своих бумажек и не называя пока себя, по очереди  стучат «козлятам» в домик и пытаются

убедить их, что они «козы» и просят впустить в дом. «Козлята» коллективно решают, пустить игрока или нет, ведь он может оказаться  «волком» и их съесть. Если впустили «волка», он забирает одного любого «козлёнка». А если не впустили «козу», один «козлёнок» умирает от голода. Игра продолжается пока не останется ни одного «козлёнка». При повторении игры дети меняются ролями.

                                     Анализ игры.

- Кому понравилась игра?

-В какой момент игры козлятам было трудно? Почему?

-Какие качества характера пришлось применить «волкам» и «козам», чтобы добиться своего?

- Почему иногда «козлята» пропускали «волков»?

- В каких жизненных ситуациях вам пригодятся умения, полученные в игре?

Вывод: у каждого человека есть право отстаивать своё мнение; когда на тебя давят – отстаивай своё мнение неагрессивно.

Итог занятия.

-Назовите тему нашего занятия.

- Что вам больше понравилось?

- Что не понравилось?

- Как на вас могут оказывать давление?

- Как надо сопротивляться давлению?

- Почему надо сопротивляться давлению?

- О чём ещё вы бы хотели узнать?

 

Используемая литература:

 

Рабочая тетрадь «Полезные привычки» для 3 класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Что мы знаем о нашей стране, о своём городе" урок окружающего мира 1 класс

Углубить знания учащихся о стране, столице нашего государства. Дать представление о становлении родного города Кемерово, о его достопримечательностях....

"Согласные буквы П, п. Что мы знаем о своём городе?"

Интегрированный урок: обучение чтению и письму, окружающий мир для 1 класса с презентацией. Учитель начальных классов Астаева Э.В., МБОУ СОШ №14 города Кузнецка....

Презентация о своём городе"Люблю тебя, мой город!"

Я хочу рассказать и показать достопримечательности нашего города....

Конспект внеурочного занятия Тема: «Позаботимся о своём здоровье»

Конспект внеурочного занятияТема: «Позаботимся о своём здоровье»...

Занятие: "Считаем деньги в своём кошельке".

способствовать формированию у младших школьников представление о российских деньгах (монетах)....