Конспект занятия. Ориентировка на своём теле. Руки.
план-конспект по логопедии

Кабанова Оксана Николаевна

Открытое занятие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_kabanovoy_o.n.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Центр Инклюзивного Образования «ЮЖНЫЙ»

Конспект индивидуального логопедического занятия .

Тема: Ориентировка на своем теле. Руки.

учитель-логопед Кабанова О.Н.

Москва, 2017

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать представления о человеческом теле, его частях, учить обследовать свое тело и тело другого человека, выделяя основные части, знакомить со строением  рук.
  2. Формировать представления о предметах ближайшего окружения и способах действий с ними, активизировать пассивный словарь.
  3. Формировать невербальные средства общения (жестовый язык), учить обозначать жестом существительные и глаголы.
  4. Учить понимать и выполнять простую устную инструкцию педагога.

Коррекционные:

  1. Развивать произвольную деятельность, учить удерживать в руках разнообразные предметы, передавать их педагогу по просьбе.
  2. Развивать тактильно-двигательное восприятие, память.
  3. Развивать собственную активность ребенка.

Воспитательные:

  1. Развивать потребность ребенка в общении со взрослым.
  2. Формировать адекватные формы общения.

Оборудование: парные таблички с различными поверхностями (наждачная, бархатная бумага, дерево, ткань и др.),  натуральные предметы (ложка, чашка, мыло, полотенце), тазик с водой, личные варежки ребенка, варежки разного вида и размера, перчатки; варенье, питьевая вода.

Ход занятия

  1. Организационный момент.
  • Сообщение темы занятия. «Никита будет учиться с Оксаной Николаевной. Где Никита? Где Оксана Николаевна? Молодец. Будем играть с ручками».

  1. Повторение.
  • Упражнения на развитие крупной и мелкой моторики, формирование перекрестных движений. Повторение темы «Части тела».

- Занятие начинается с пассивной зарядки. Ребенок находится в горизонтальном положении, лежит на мате.

Упр. 1. Левой рукой ребенка учитель проводит по правой руке от плечевого сустава вниз. Учитель комментирует: «Это правая рука Никиты. Будем смотреть».

Упр. 2.  Левая рука ребенка на плечевом суставе правой руки. Правая рука поднимается и опускается, совершает вращательные движения в одну и в другую сторону. Учитель комментирует: «Это правое плечо Никиты. Рука поднимается, опускается и вращается – в одну сторону и в другую».

Упр. 3.  Левая рука ребенка на локте правой руки. «Это локоть Никиты. Он сгибается, разгибается и вращается – в одну сторону и в другую».

Упр. 4.  Левая рука ребенка на запястье правой руки. «Это запястье Никиты. Оно сгибается, разгибается и вращается – в одну сторону и в другую».

Упр. 5.  «Есть пальцы на правой руке Никиты. Будем играть с пальчиками». Музыка Железновой Е.

Пальчик где твой домик ,как тебя зовут?

- Я большой пальчик , а дом мой тут.

Пальчик где твой домик ,как тебя зовут?

- Я указательный , а дом мой тут.

Пальчик где твой домик ,как тебя зовут?

- Я средний  пальчик , а дом мой тут.

Пальчик где твой домик ,как тебя зовут?

- Я безымянный , а дом мой тут.

Пальчик где твой домик ,как тебя зовут?

- Я мизинчик , а дом мой тут.

Под песенку пальцы левой руки удерживают пальцы правой и совершают вращательные движения.

Далее учитель проводит аналогичные упражнения с перекрестом, теперь правая рука ребенка удерживает левую руку (повторяется весь комплекс упражнений 1-5).

-  Хлопки в ладоши обеими руками, ребенок выполняет самостоятельно. «Никита хлопает хорошо. Никита хлопает сам. Молодец».

-   Переходим за парту, массаж и самомассаж рук (с кремом).

Этот пальчик папа,

Этот пальчик мама,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик я –

Вот и вся моя семья!

- Упражнение с маленьким мягким мячиком. «Будем играть с мячиком».

Это ручка правая,

Это ручка левая,

Я на мячик нажимаю,

Я зарядку делаю.

Будет сильной правая,

Будет сильной левая,

Будут наши руки сильные, умелые.

(перекладывание из руки в руку мячика, нажимание на него под стихотворный ритм)

  1. Изучение нового материала.
  • Упражнение с тактильными табличками.

Учитель предлагает для ощупывания парные таблички с различной текстурой (по 2 пары, всего 4 пары), ребенок находит одинаковые на ощупь. Словарь, инструкции: «Возьми. Никита держит хорошо. Рука держит крепко. Никита осматривает хорошо. Положи одинаково. Одинаковые таблички. Разные таблички. Молодец».

  • Игра с варежками и другими предметами.

Ребенку предлагается для осмотра его личная вещь – варежка. «Это варежка. Надень. Сними» (поочередно на обе руки). «Что делал Никита? Никита надевал варежки. Хорошо. Все». (Жестовое  обозначение всех слов).

Затем предлагаются другие предметы.

«Это ложка. Возьми. Никита держит ложку рукой. Ешь ложкой (на ложке немного варенья). Дай ложку Оксане Николаевне. Спасибо». «Никита держал ложку хорошо. Никита ел хорошо. Все».  (Жестовое  обозначение всех слов).

«Это чашка. Возьми. Никита держит чашку рукой. Пей из чашки (в чашке немного соку). Дай чашку Оксане Николаевне. Спасибо». «Никита держал чашку хорошо. Никита пил хорошо. Все». (Жестовое обозначение всех слов).

«Это мыло. Возьми. Никита держит мыло рукой. Мой руки. Дай мыло Оксане Николаевне. Спасибо». «Никита мыл руки хорошо. Все». (Жестовое обозначение всех слов).

«Это полотенце. Возьми. Никита держит полотенце рукой. Вытирай  руки. Дай полотенце Оксане Николаевне. Спасибо». «Никита вытирал руки хорошо. Все». ( Жестовое обозначение всех слов).

Ребенок выполняет все действия в совместно-разделенной с педагогом деятельности или частично самостоятельно.

  • Игра «Надень-сними».

Учитель и ребенок в игровой форме надевают друг другу и снимают варежки  из разных материалов. Вся деятельность сопровождается жестами и речью педагога.

  • Игра «Перчатка».

Пальчики, пальчики,

Сколько у вас карманчиков?

Один карманчик,

Два карманчика,

Три карманчика,

Четыре карманчика,

Пять карманчиков.

 (учитель вместе с ребенком пересчитывают «пальчики» на перчатке)

Каждый пальчик спрячься в свой карманчик!

(надеваем перчатку, повторяем несколько раз с различными видами перчаток)

  • Динамическая пауза.

Учитель поет, поднимая руки ребенка вверх и опуская их вниз, ходит с ребенком по кругу, в конце говорит все тише и тише, присаживается на корточки. Некоторые движения ребенок по памяти выполняет сам. Выполняется 2-3 раза.

Как на горке снег-снег-снег!

И под горкой снег-снег-снег!

И на елке снег-снег-снег!

И под елкой снег-снег-снег!

А под снегом спит медведь,

Тише, тише, не шуметь!

  1. Закрепление материала.
  • Игра «Покажи-назови».

 Ребенок показывает по просьбе учителя части тела, части руки и предметы, используемые во время занятия, обозначает жестами. Ответы (жестами) на вопросы: «Что это? Что ты делал?»

  1. Итог занятия.
  • Оценка знаний и поведения ребенка. Жестовый рассказ «Что Никита сегодня делал?»

Воспроизводится в совместной с учителем деятельности за исключением тех слов, жестовое обозначение которых доступно ребенку самостоятельно.

«Сегодня Никита утром встал, умывался, одевался, ел и пил дома, потом поехал в школу. В школе Никита занимался физкультурой, потом лепил, потом учился за партой. Никита смотрел предметы хорошо. Учился хорошо. Все».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ориентировке в пространстве у детей среднего школьного возраста с выраженной умственной отсталостью, находящихся на индивидуально – дифференцированном обучении.

Формировать понятия спереди, сзади в практической деятельности .Повторить пространственные отношения, выраженные с помощью предлогов «на», «под», «рядом», закрепить пространственные отношения «слева –...

конспект занятия по развитию навыков ориентировки в пространстве для обучающихся с умственной отсталостью

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию навыков ориентировки в пространстве для обучающихся начальных классов по адаптированной основной общеобразовательной программе с умственной отста...

Конспект занятия "Ориентировка во времени"

Конспект занятия «Введение в математику» (6-7 лет) Тема 11: Число 12, ориентировка во времени, логическая задача на установление закономерностей, геометрические фигуры....

Конспект занятия "Установление соответствия между количеством предметов и цифрой, дни недели, логическая задача, ориентировка в пространстве."

Конспект занятия "Установление соответствия между количеством предметов и цифрой, дни недели, логическая задача, ориентировка в пространстве."...

Конспект занятия по РЗВ и пространственной ориентировке - Магазин ковровых изделий.

В материале представлен конспект заняти по развитию зрительного восприятия и пространственной ориентировки (2кл.- 4.2)...

Конспект занятия по РЗВ и пространственной ориентировке - Рисуем историю.

В материале представлено занятие по развитию зрительного восприятия и пространственной ориентировки во 2 кл. Ребята учатся изображать последовательность событий при помощи схематичных изображений....