классный час в 3 классе "Если добрый ты- это хорошо"
план-конспект занятия (3 класс) по теме

Казанцева Марина  Николаевна

создание условий для развития коммуникативной компетенции и правильной социальной ориентации учащихся.

Задачи:

·       прививать коммуникативную культуру учащихся;

·       создавать и поддерживать атмосферу взаимоуважения и толерантности в процессе совместной деятельности и отдыха;

·       формировать навык речевого этикета;

·       способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков.

                                                                 «Ничто не обходится нам так дешево

и не ценится так дорого, как вежливость»

 Сервантес.

 Здравствуйте! Будем знакомы. Именно так мы говорим, когда хотим познакомиться. Будем знакомы, говорим мы и улыбаемся. Улыбаемся и протягиваем руку для знакомства. Вроде бы так просто. Взял и поздоровался. Но на самом деле это не очень просто, иначе не было бы так много одиноких, скучающих людей.

      Антуан де Сент Экзюпери говорил о том,  что единственная на земле роскошь - человеческое общение. А что нужно, чтобы общение состоялось и было полноценным?  Конечно знакомство. Мы начнем наш разговор об этикете с приветствия.

     Давайте поздороваемся!

   - Здравствуйте, ребята, мальчишки и девчата!

Приветствую вас дорогие от души.

-Товарищи взрослые и вам привет

И больше приветов у меня нет.

-А впрочем, почему нет?

-Я еще раз всем, всем говорю «здравствуйте»!

  А теперь давайте поздороваемся не совсем обычным способом.

     Когда я скажу - здравствуйте, мальчики крикнут «салют» и помашут мне рукой (репетируем). Девочки поздороваются со мной по-французски «Бонжур» и пошлют мне воздушный поцелуй (репетируем).

Поздоровались прекрасно!

Пообщаемся мы классно!

( учитель прикасается к рядом сидящему ученику,  а он к следующему и просит передать тепло его души всем ребятам)

Как приятно, что при встрече мы знакомым и родным:

С добрым утром, добрый вечер, доброй ночи говорим!

Народная молва гласит, что порою доброе слово, исцеляет лучше, чем лечебное снадобье.

А как мы называем людей, которые всегда говорят добрые слова? (вежливые)

    Добрые, вежливые отношения между людьми являются условием душевного здоровья личности. Приветствие-обычай наиболее распространенные в нашей повседневной жизни, требующей большого чувства такта, воспитанности, дружелюбия. Форм приветствий много.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_v_3_klasse_esli_dobryy_ty-_eto_khorosho.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Если добрый ты – это хорошо»

Целевая установка:

создание условий для развития коммуникативной компетенции и правильной социальной ориентации учащихся.

Задачи:

  • прививать коммуникативную культуру учащихся;
  • создавать и поддерживать атмосферу взаимоуважения и толерантности в процессе совместной деятельности и отдыха;
  • формировать навык речевого этикета;
  • способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков.

                                                                 «Ничто не обходится нам так дешево

и не ценится так дорого, как вежливость»

 Сервантес.

 Здравствуйте! Будем знакомы. Именно так мы говорим, когда хотим познакомиться. Будем знакомы, говорим мы и улыбаемся. Улыбаемся и протягиваем руку для знакомства. Вроде бы так просто. Взял и поздоровался. Но на самом деле это не очень просто, иначе не было бы так много одиноких, скучающих людей.

      Антуан де Сент Экзюпери говорил о том,  что единственная на земле роскошь - человеческое общение. А что нужно, чтобы общение состоялось и было полноценным?  Конечно знакомство. Мы начнем наш разговор об этикете с приветствия.

     Давайте поздороваемся!

   - Здравствуйте, ребята, мальчишки и девчата!

Приветствую вас дорогие от души.

-Товарищи взрослые и вам привет

И больше приветов у меня нет.

-А впрочем, почему нет?

-Я еще раз всем, всем говорю «здравствуйте»!

  А теперь давайте поздороваемся не совсем обычным способом.

     Когда я скажу - здравствуйте, мальчики крикнут «салют» и помашут мне рукой (репетируем). Девочки поздороваются со мной по-французски «Бонжур» и пошлют мне воздушный поцелуй (репетируем).

Поздоровались прекрасно!

Пообщаемся мы классно!

( учитель прикасается к рядом сидящему ученику,  а он к следующему и просит передать тепло его души всем ребятам)

Как приятно, что при встрече мы знакомым и родным:

С добрым утром, добрый вечер, доброй ночи говорим!

Народная молва гласит, что порою доброе слово, исцеляет лучше, чем лечебное снадобье.

А как мы называем людей, которые всегда говорят добрые слова? (вежливые)

    Добрые, вежливые отношения между людьми являются условием душевного здоровья личности. Приветствие-обычай наиболее распространенные в нашей повседневной жизни, требующей большого чувства такта, воспитанности, дружелюбия. Форм приветствий много.

Вот как в древности люди приветствовали друг друга.

-Рабы Древнего Рима при встрече обнажали бритые головы?

-Рыцари снимали шлем и несли его в руке, говоря тем самым

«я тебе доверяю». Те времена давно прошли, а обычай остался.

- Мальчики, входя в помещение, снимают головной убор, показывая свое хорошее отношение к хозяевам и уверенность в том, что тебя уважают.

- С тех же времен идет обычай, здороваясь снимать перчатку с правой руки, показывая, что в его ладони не спрятано оружие.

- Великосветские дамы приседали в глубоком реверансе.

- Военные отдают друг другу честь.

У разных народов мира формы приветствия тоже разные, порой непривычные для нас.

  1. У некоторых индейских племен принято при виде незнакомого человека сидеть на корточках до тех пор, пока он не приблизится к вам.
  2. У японцев для приветствия применяется три вида поклонов: самый низкий - сайкерей, средний - под углом 30 градусов, легкий - под углом 15 градусов
  3. У гренландцев  приветствием является замечание о погоде. Они произносят: «Хорошая погода». Вкладывая в это замечание особый смысл: «Мир прекрасен»
  4. В Конго во время приветствия протягивают друг другу обе руки, при этом дуют на них
  5. В Новой Зеландии, встречаясь и приветствуя друг друга, трутся носами
  6. В Замбези при встрече хлопают в ладоши и делают книксен
  7. Австралийские аборигены, увидев друг друга. В знак приветствия начинают танцевать      
  8. В некоторых племенах Кении, когда здороваются, плюют друг в друга. Как говорится, переплюнули всех в прямом и переносном смысле слова.
  9. Тибетцы здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку закладывают за ухо и высовывают язык

Всё что мы сейчас услышали – это слова-приветствия. А ведь есть ещё волшебные слова-обращения, извинения и т.д.

Давайте устроим соревнование, кто больше вспомнит данных «волшебных» слов. Разбейтесь, пожалуйста, на 3 группы. Но прежде чем мы начнём соревноваться, я прочту стихотворение М.Червинского, которое поможет вспомнить вам эти слова и не перепутать с другими.

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут…, а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовём.

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»

Произносить их не привык,

Простого слова «извините»

Не одолел его язык…

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече «Добрый день!».

Казалось бы простое слово,

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «Здравствуйте» бубнит.

И даже вместо: «До свидания»

Не говорит он ничего

Или заявит на прощанье:

«Ну, я пошёл.…Пока! Всего!»

Игра "Доскажи словечко".

Теперь я предлагаю вам составить словарь вежливых слов (слова записываются на доске).

Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома –

Не стесняйся, не лукавствуй,

А скажи погромче ….(здравствуй)

Вылез Крот на белый свет

И сказал Ежу … (привет)

Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать …(пожалуйста)

Если невежей прослыть не хотите,

Очень прошу вас - будьте мудры,

Вежливым словом просьбу начните:

Будьте ….(любезны)

Будьте ….(добры)

Порвал Воробей

Паутинные нити.

Чирикнул смущенно:

Ну ….(извините)

Если встретилась компания,

не поспешно, не заранее,

А в минуту расставания

Всем скажите: ... (до свидания)

Когда я что-то подарю,

Мне говорят:...(благодарю)

Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить:...(Спасибо)

Играл Медвежонок на кухне в футбол

И перебил ненароком посуду.

К Медведице - маме понурый пришёл:

…(Прости) меня, мама, я больше не буду!

-Растает даже ледяная глыба от слова тёплого СПАСИБО.

-Зазеленеет старый пень, когда услышишь ДОБРЫЙ ДЕНЬ.

-Мальчик, вежливый и развитый, говорит, встречаясь, ЗДРАВСТВУЙТЕ.

-Когда нас бранят за шалости, говорим мы, ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА.

-Если вы друзей уважаете, при встрече спросите, КАК ПОЖИВАЕТЕ.

-Не забудьте, что на прощанье говорить всем нужно ДО СВИДАНИЯ.

    Это конечно малая часть существующих вежливых слов. Согласитесь, что очень важно знать и произносить все вежливые и потому волшебные слова.

   Любое обращение к кому-либо может не только состоять из определённых слов, но и быть окрашено эмоциями, чувствами, настроением. Иногда люди говорят одни и те же слова, но в одном случае у них с собеседником устанавливаются хорошие отношения, а в другом случае плохие, которые могут привести к ссоре. Конечно, это зависит от того, с каким настроением, с какими эмоциями были сказаны эти слова. И сейчас вы в этом убедитесь.

     Ребята, в начале нашей встречи мы сказали, что общаться можно жестами, или руками. А какими бывают наши руки? Могут ли они быть добрыми? А что это значит? А злыми наши руки могут быть? (Ответы ребят)

Учитель. Попробуйте показать добрые руки и злые. Молодцы!

     Наш класс – это наша семья. Я думаю, каждый из вас хочет, чтобы эта семья была добрая, благополучная, поэтому давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и передадим друг другу положительную энергию. (Выполнение задания)

Учитель. Пожалуйста, постарайтесь сохранить её в себе надолго.

   Как бы мы не общались – словами, жестами, через рукопожатия, мы должны быть добрыми, вежливыми и дарить друг другу радость.

На доске написаны замечательные и важные высказывания. Пожалуйста, давайте прочтём их все вместе хором. (Выполнение задания)

-Не отвечайте на грубость грубостью.

-Уважая других – уважаешь себя.

-Хочешь иметь друзей – будь вежлив.

-Отнесись к другим так, как хочешь, чтобы они к тебе относились.

-Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть.

-Вежливый человек приветлив и всегда внимателен к людям.

-Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.

   Медики советуют ежедневно 1-3 минуты посвящать добрым словам. Каждое доброе слово несёт силу, энергию, прежде тому человеку, кто сказал его, а затем и тому, в адрес кого эти слова были сказаны. Важно не только сказать доброе слово, но и вложить в него душу. Без тепла, без искренности сказанное слово- неживое.

 Давайте улыбнёмся и скажем друг другу добрые слова.(Работа в парах).

 В словаре этикета можно выделить следующие тематические группы: слова благодарности, поздравления, просьбы, обращения, извинения, прощания. Вежливое слово- лучшее лекарство от злобы, грубости, бескультурья. Не зря народная мудрость гласит: « Доброе слово лечит, а злое калечит».

-А какие пословицы о добре вы знаете?

Оздоровительная минутка.

 Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличивается. Направляю лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце, которое несёт тепло всем-всем.

-Человек, совершая добрые дела, не должен брать взамен что-то, т.е совершать добрые дела нужно просто так.

 Посмотрите, пожалуйста, сценку и ответьте на вопрос « ради чего совершал добрые дела Незнайка?»

Незнайка: Ты, Пилюлькин, всё трудишься, всё другим помогаешь, а тебе никто помочь не хочет. Давай я тебе потолку лекарство.

Пилюлькин: Пожалуйста. Это очень хорошо, что ты хочешь мне помочь. Мы все должны помогать друг другу.

Подходят Сиропчик и Пончик.

Пончик: Смотри, Незнайка тоже решил стать доктором. Вот потеха будет, когда он начнёт лечить всех.

Сиропчик: Нет, он,  наверное , решил подлизаться к Пилюлькину, чтобы тот не давал ему касторки.

Незнайка: ( замахивается и начинает драться). Молчи, а то вот как дам ступкой.

Пилюлькин: Стой! Стой!

Незнайка: Ах, ты, Сироп противный! Я тебе ещё покажу, какое доброе дело пропало даром!

Автор: Незнайка и Кнопочка стали думать, почему так всё вышло.

Кнопочка: А может ты не бескорыстно совершал эти поступки, а ради выгоды?

Незнайка: Как это небескорыстно? Растеряйке шапку помог найти. Моя это шапка что ли? Пилюлькину ландыши собирал. Какая мне выгода от этих ландышей?

Кнопочка: А для чего же ты их собирал?

Незнайка: Будто не понимаешь. Сама ведь сказала: если совершу три добрых дела, то получу волшебную палочку.

Кнопочка: Вот видишь- а говоришь, бескорыстно.

Незнайка: А для чего же я, по- твоему, должен совершать добрые поступки?

Кнопочка: Ты должен совершать их просто так, из добрых побуждений.

-Какое правило доброты вы услышали сейчас?

И взрослые люди , и дети

Творите добро на планете!

Зла на сердце не держите,

Коли что не так- простите.

Никого не обижайте,

Слабых смело защищайте!

Жадничать не нужно, дети,

Щедрость- главное на свете.

Дети скажем «Нет!» мы злу!

В каждом доме быть добру.

 Подарите друг другу улыбки.

   Доброта – это лекарство от многого, и, прежде всего. От всего дурного.

Как же возникает в человеческом сердце это чудесное, светлое свойство – доброта, помогающая людям жить, творить, делающая жизнь красивой и даже прекрасной? Ведь в сердце человека не заглянешь. Нет прибора, который мог бы определить – чего там больше, зла или добра.

Добро начинается с любви к живому.

Добрый человек – это тот, кто уважает людей, помогает им, он любит, охраняет природу. А любовь  и доброта согревают, как солнце. А если человек добр, он спокоен, весел, от него исходит тепло.

Ученик: Добрым быть совсем,

Совсем не просто,

Не зависит доброта

От роста,

Не зависит доброта

От цвета.

Доброта – не пряник,

Не конфета.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет,

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

Ученик: «Давайте поклоняться доброте…»

На кладбище военном, на плите,

Я прочитал и в жизнь унёс когда-то.

И лучевой строкой в моём труде

Вдруг стала эта заповедь солдата.

«Давайте поклоняться доброте…»

Давайте с думой жить о доброте,

Вся в голубой и звёздной красоте

Земля добра. Она дарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом.

Давайте воевать за доброту.

     Совсем необычный случай произошёл в 1941 году с одним лейтенантом Советской армии. Потеряв товарищей, истекая кровью, он ползком дотащился до старой заброшенной мельницы, кое-как забрался в неё и потерял сознание. Очнулся среди ночи, и от страха мурашки забегали по спине: вокруг передвигались фосфоресцирующие огоньки, чьи-то глаза, много глаз… Постепенно уясни: кошки. Вся мельница была населена-перенаселена кошками. Поблизости находилась деревня. Немцы сожгли её, жителей угнали. И кошки с пепелища сбежались сюда. Здесь был кров, где можно спрятаться от непогоды и была пища – много мышей.

     Так началось это необыкновенное сожительство: раненый человек и полсотни кошек… Сперва они приняли его враждебно: боялся – вот-вот выцарапают глаза; как набросятся все разом – не сдобравать! Но постепенно дикари свыклись с его присутствием, некоторые стали подходить и тереться, мурлыкали, - вероятно, вспомнили прежнее житьё-бытьё, хотя одичать успели все изрядно.

     Лейтенант кормил их хлебными шариками – лепил колобки из мучной пыли. Раз кошки приволокли голубя, в другой раз кролика. Лейтенант всё съел. Мало-помалу отлёживался, поправлялся; ждал лишь, когда сможет подняться на ноги.

     А кошки куда-то уходили, возвращались, плодились. По всем углам пищали котята. Только, если пропадал котёнок – беда: примчатся матери, опять береги глаза.

     Так шли дни: лейтенант уже прикидывал, когда сможет проститься с этим кошачьим убежищем, приютившим его, как вдруг однажды под вечер нагрянули немцы.

Было уже довольно темно, когда внезапно раздалась чужая речь, загремели кованые сапоги, очевидно, фашисты хотели устроить здесь ночлег.

     Это шла часть отряда карателей, направленных против партизан. Они сбились с пути и решили дождаться утра. Если он попадёт к ним в руки – конец…

     Но едва передний из них, поднявшись по шатким ступеням, переступил порог мельницы, навстречу, вдруг раздался такой оглушительный дьявольский концерт, что не выдержал бы даже смелый и сильный. Кошки взвыли все разом. Вслед затем что-то тёмное пронеслось по воздуху и впилось в лицо гитлеровца. Это был большой чёрный кот, глава хвостатой колонии, страшно злобный и неподкупный. Его нападение на гитлеровского вояку нагнало такой ужас, что тот попятился, свалился с лестницы и увлёк в своём падении других. Немцы с позором отступили от мельницы, даже не остались ночевать. Опасность миновала.

     А утром пришли партизаны наши. Они забрали с собой лейтенанта, Перед уходом, прощаясь с кошками, он попросил: «Как – то отблагодарить бы их. Ведь друзья… Без них, пожалуй, не было бы меня в живых!... Может, еды, что ли дать».

     У партизан были кое-какие припасы. Они разложили куски мяса и сала на ступеньки лестницы, на порог и ушли.

- Мы должны помнить, что добрые поступки всегда вознаграждаются добрым отношением к нам родных, близких и совсем незнакомых людей, наших домашних животных, да и самой природы.

- Давайте дарить добро людям и природе, и нам всем вместе будет жить лучше.

- Не стой в стороне равнодушно.

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря!

   Ребята, перед вами лежат зелёные и жёлтые листочки. Пожалуйста, те, кто после нашего классного часа согласен с тем, что чтобы радость людям дарить надо добрым и вежливым быть, приклейте на дерево, которое нарисовано на плакате, зелёные листочки, а кто с этим не согласен – жёлтые. (Выполнение задания)

Учитель. Спасибо! (Сделать анализ дереву) Ребята, мне бы хотелось, чтобы атмосферу доброты и счастья вы сохранили и в себе, и в коллективе.

СОВЕТЫ НА ПАМЯТЬ ОТ ВОЛШЕБНОГО ЦВЕТИКА-СЕМИЦВЕТИКА

Для тебя, друг, я составил

Десять очень важных правил.

Эти правила просты,

Быстро их запомнишь ты.

  1. Как проснулся – так вставай,

Волю лени не давай!

  1. Лепесток роса умыла,

А тебя умоет мыло!

  1. Понукания не жди,

В школу вовремя иди!

  1. Прежде чем захлопнуть дверь,

Все ли взял с собой – проверь!

  1. В школе, в классе не сори.

Сор увидишь – подбери!

  1. Ты труд другого уважай.

Сам насорил – сам убирай!

  1. Не таскай в кармане мела –

Это, милый мой, не дело!

  1. Будь в одежде аккуратен:

Избегай и дыр, и пятен!

  1. Дома близким не груби!

Малышей жалей, люби!

Знай, хорошие отметки,

Как плоды в саду на ветке;

Чтоб тобой могли гордиться,

Должен много ты трудиться!

Без вежливости человек,

Поверьте, очень мало стоит!

Будь доброжелательным,

Скромным и внимательным!

Исполнение  учащимися песни

«ЛЕТИ, ЛЕПЕСТОК»
Муз. К.Костина сл. И.Григорьевой, К.Костина


1. Знают все, что есть на свете сказочный цветок,
Сказочный цветок, сказочный цветок.
Где ты, цветик-семицветик, где твой лепесток,
Где твой лепесток, волшебный лепесток?
Припев:
Лети, лети, лепесток, с запада-на восток,
А коснешься земли - людям счастье дари.
Хочу по небу лететь и эту песенку петь.
С запада-на восток лети, лети, лепесток!
2. В каждой песенке о лете есть такой денёк,
Есть такой денёк, есть такой денёк,
Чтобы цветик-семицветик распуститься мог,
Распуститься мог, распуститься мог.
Припев:
3.Дарит счастье на планете сказочный цветок,
Сказочный цветок, сказочный цветок.
Красный, желтый, белый, синий - яркий лепесток,
Нежный лепесток, волшебный лепесток
Припев:
Лети, лети, лепесток, с запада-на восток.
Лети, лети, лепесток.
Лети, лети, лети...

Наш классный час окончен. Всего вам доброго!

Литература:

Белоборыкина О.А.Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 240 с.

Касаткина Н.А.Уроки Знаний. Классные часы.- Волгоград: Учитель,2003.

Обухова Л.А, Лемяскина Н.А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья: 1-4 кл.-М;ВАКО,2004.

Грефенштейн С.Г. Классный час «Нужна ли мне волшебная палочка?»

Бузина Г.В. Классный час «Если добрый ты – это хорошо».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие. Если добрый ты – это хорошо.

Занятие расширяет знания школьников о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных событиях....

"Если добрый ты- это хорошо"

Внеклассное мероприятие которое я провела 2007 году.  А теперь я вспомнила о нём . Цель занятия:1) расширить знания школьников о вежливых и добрых словах и их применение  в жизненных события...

Открытый урок по культуре общения "Если добрый ты - это хорошо!"

Нашим современным детям так не хватает доброты, тактичности, сочувствия. Поэтому данная тема урока актуальна. Урок содержит практический материал, позволяющий каждому ребёнку задуматься о добре, вежли...

Классный час на тему: "Если добрый ты - это хорошо".

Цели и задачи:-        сформировать в сознании детей понятие «доброта»;-        расширить знания школьников о доброте, о её роли в...

Презентация к классному часу "Если добрый ты-это хорошо" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8с. Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.

Дааная презентация к классному часу "Если добрый ты-это хорошо" учи теля начальных классов МКОУ СОШ №8с. Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П. поможет учителям начальных классов...

Классный час на тему: «Если добрый ты – это хорошо!»

Классный час на тему:  «Если добрый ты – это хорошо!» Цель: сформировать в сознании детей понятие «доброта»; расширить знания школьников о доброте и, о ее роли в жизни каждого человека; науч...

Классный час "Если добрый ты это хорошо"

Сегодня мы еще раз поговорим о таких человеческих качествах, как доброта и вежливость, — ведь они неразделимы. Добрый человек всегда вежливо говорит со своим собеседником. Если у друга удача — добрый ...