Я-гражданин
рабочая программа (4 класс) по теме

Савченко  Светлана  Владимировна

Рабочая  программа "Я-гражданин" разработана  для  учащихся  4-ого  класса.

Цель: формирование  знаний  о  праве,  правовых  нормах   как  регуляторах  поведения  человека  в  обществе  и  отношений  между  личностью  и  государством,  требующих  самостоятельного  осознанного  выбора  поведения  и  ответственности  за  него.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_kursu_ya_grazhdanin.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная  программа

«Я – гражданин»

     Демократические преобразования, проводимые в последнее десятилетие, не могли не отразиться на качестве обучения и воспитания младших школьников. В Концепции модернизации образования указано: “Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности…Важнейшая задача воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда”.

Что бы  добиться  результатов,  необходимо  сформировать  систему,  где  все  компоненты  связаны  между  собой. Следует построить  работу  таким  образом,  чтобы вооружить  детей не  только  теоретическими  знаниями,  но  и дать  возможность  применить  эти  знания  на  практике

Цель: формирование  знаний  о  праве,  правовых  нормах   как  регуляторах  поведения  человека  в  обществе  и  отношений  между  личностью  и  государством,  требующих  самостоятельного  осознанного  выбора  поведения  и  ответственности  за  него.

Задачи:

  • формирование  у  учащихся ключевых  компетенций: правовой, информационной,  коммуникативной,  компетентность  разрешения  проблем;
  • формирование   основ гражданской,  социальной  и  правовой  культуры  учащихся,  свободного  и  ответственного самоопределения  в  сфере  правовых;
  • формирование  гуманистического  мировоззрения,  осознание  своих  прав  и  прав других  людей;
  • обучение  решению  задач  правового  воспитания,  связанных  с  проблемой  морального  саморазвития  и  самосовершенствования;
  • воспитание  культуры  принятия  ответственных  решений  в  жизненно  значимых  ситуациях,  согласно  требованиям  и  нормам  права;
  • создание  условий  для  самоопределения,  саморазвития  и  самореализации  детей  в  процессе  активной  творческой  деятельности.

Виды  организации  деятельности.

  1. изучение  символики  государства;
  2. изучение  правовых  норм  государства,  законов  и  формирование  ответственного отношения учащихся  к  их  исполнению;
  3. организация  внеклассных  мероприятий,  направленных  на  формирование  умений  и  навыков  правового  поведения;
  4. формирование  способности  руководствоваться  в  ситуациях  нравственно- правового  выбора  мотивами  долга,  совести,  справедливости.

Основные  понятия   в  рамках  программы  «Я - гражданин»:

право,  символика  государства, закон,  права  и  обязанности, правонарушение,  преступление, ответственность,  долг,  честь,  достоинство, личность,  правовые  нормы, комиссия  по  делам  несовершеннолетних, уголовная  ответственность,  гражданская  ответственность.

Используемые методы  и формы  реализации  направления:

  • тематические  классные  часы;
  •  встречи  с  представителями правовых  структур,  органов  правопорядка
  • конкурсы,  викторины  по  правовой  тематике
  • работа  с  тетрадью « Символика  класса»
  • игры, дебаты,  дискуссии  на  тему «Я  имею  право  на…»
  • читательские  конференции  по  правовой  тематике
  • работа  со  справочником  для  учащихся  начальной  школы «Мои права»
  • ролевые  игры
  • презентации

Календарно-тематическое  планирование  по  курсу.

Дата

Тема

        УУД

Количество

часов

Форма  проведения

С  чего  начинается  Родина?

Выявление  уровня классного  самоуправления

Нравственно-этическая  ориентация

1

Беседа

диагностика

Символика  государства.

Герб

Поиск  и  выделение  необходимой  информации,  в  том  числе  и  с  помощью  компьютерных  средств.

2

Работа  в  тетради

Флаги  и  знамёна

Выбор  оснований  и  критериев  для  сравнивания,  анализ  объекта  с  целью  выделения  признаков.

2

Работа  в  тетради

Разработка  макета  герба  класса

Развитие  регулятивных  (целеполагание, планирование),логических (синтез, доказательство),

общеучебных (моделирование) универсальных  действий. Развивать  умение  слушать  и  вступать  в  диалог,  участвовать  в  коллективном  обсуждении  проблем.

3

творческая работа  в  группе (проект)

Защита  своего  проекта  творческой  группой  или  индивидуально

Осознанное  и  произвольное  построение  речевого  высказывания  в  устной  форме.

1

Выступления  творческих  групп.

Гимн  государства. Работа  по  написанию    гимна  класса

Развитие  логических  УД (выдвижение  гипотез  и  их  обоснование)

3

беседа

Кораблекрушение

Развитие  коммуникативных  действий

2

Игра

Выборы  актива  класса

Создание  условий  для  самоопределения,  саморазвития  и  самореализации  детей  в  процессе  активной  деятельности

2

Сюжетно-ролевая  игра

Конституция -основной  закон государства. Закон «Об  образовании»

Развитие  общеучебных  действий (поиск  и  выделение  информации)

1

беседа

Составление законов  нашего  класса

Развитие умения  самостоятельно  создавать  способ  для  решения  проблемы  творческого  характера

2

Индивидуаль

ные  и  групповые проекты

Мои  права. Конвенция ООН о правах  ребёнка

Развитие  общеучебных  действий (поиск  и  выделение  информации)

2

Беседа

Обсуждение  стихотворения «Законы  детей  для  лесных  зверей»

Формирование  нравственно-этической  ориентации

1

Практическая  работа

Мои обязанности

обучение  решению  задач,  связанных  с  проблемой  морального  саморазвития  и  самосовершенствования

1

дискуссия

Жизнь  вне  закона

Умение  соотносить  поступки  и  события  с принятыми этическими  принципами поведения.

1

беседа

Я и семья

(творческая  мастерская)

Умение  выбрать  наиболее  эффективный способ решения  задач  в  зависимости  от конкретных  условий

2

Выступления  детей

Я  в  школе

Развитие  личностных  УД (ориентация  в  социальных  ролях  и  межличностных  отношениях, смыслообразование).

1

Я  и мои  друзья

Развитие  коммуникативных  УД (разрешение  конфликтов, управление  поведением  партнёра)

1

анкетирование

Я  в  чрезвычайной  ситуации

Самостоятельное  создание  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера, создание  алгоритма  деятельности  при  решении  проблем  поискового  характера.

1

ролевая  игра

Умей  сказать  «нет»

Развитие  логических УД(построение  логической  цепи  рассуждения)

1

дискуссия

О  поведении  в  транспорте.

Умение  соотносить  свои  поступки  с  принятыми  этическими  принципами.

1

Ролевая  игра

Завтра  начинается  сегодня

Профессиональное  самоопределение.

2

Ярмарка  профессий

Правовая  книжка-малютка

Структурирование  знаний

3

Творческая  работа

Прогнозируемый  результат.

  1. Овладение  знаниями  по  правам  человека  и  детей.
  2. Приобретение  практического  опыта  излагать  и  аргументировать  свою  точку  зрения.
  3. Приобретение  навыков  представлять  и  защищать  свою  позицию,  задавать вопросы,  рецензировать  выступления  оппонента, применять  знания,  отвечать  на  вопросы  и  замечания.
  4. Приобретение  навыков  работы  с  компьютером.

Используемая  литература:

  1. Конституция  РФ
  2. Конвенция  ООН  о  правах  ребёнка
  3. Певцова   Е.А Мои  права:  справочник  для  учащихся  начальной  школы/ под  общей  ред. Е.А.Певцовой.-2-е  изд. Исправлен.- М.: Новый  учебник,2010
  4.  Перелыгина Е.А., Фишман И.С. Символика  класса: Рабочая  тетрадь с  компетентно –ориентированными  заданиями  для  учащихся  4  классов.- 2-е изд.- Самара: Издательство «Учебная  литература»: Издательский  дом  «Фёдоров»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Я учитель-гражданин"

Выступление "Я учитель -гражданин"...

Я - гражданин России. Государственные символы.

Урок с применением ИКТ о Государственных символах: гимне, гербе, флаге....

Родительское собрание "Я гражданин России"

          В современных социальных условиях одной из важнейших проблем можно назвать проблему гражданского самосознания человека. Современный молодой человек нашей страны должен быть социально активно...

Классный час "Я - маленький гражданин России"

Цель: познакомиться с понятиями: государство, гражданин, конституция; государственные символы страны, герб, флаг, гимн; развивать интерес к истории России; воспитывать чувство ...

сообщение на родительском собрании "Как воспитать гражданина в семье"

Сообщение на родительском собрании "Как воспитать гражданина в семье"...

"Роль родных языков воспитании гражданина Башкортостана"

Тема урока: "Роль родных языков воспитании гражданина Башкортостана". Данный урок формирует патриотическое отношение обучающихся к русскому язуку, осознанию его величия и могущества....