Примерная программа по развитию самовоспитания у обучающихся начальной школы
методическая разработка (3 класс) по теме

Мугражева Акгуль Адылбековна

Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания. Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Концептуальные положения программы

по развитию самовоспитания младших школьников

Сам ребенок активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основными душевными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.

 Воспитание и самовоспитание личности во многом сводится к постепенному формированию готовности реагировать на что-либо должным образом, иными словами, к формированию установок, полезных для человека и для общества. В понятии «самовоспитание» педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития. В процессе воспитания необходимо побудить младшего школьника к осуществлению самовоспитания. Процесс воспитания в итоге и самовоспитания происходит благодаря успешному протеканию трех взаимосвязанных процессов: освоение как накопление знаний и человеке и окружающем мире; усвоение как овладение ребенком набора культурных умений и навыков; присвоение как интериоризация ценностей, по другому: знаю-умею-люблю.

Изучив психолого-педагогическую литературу я выяснила, что самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.  В связи с этим мною разработана технология самовоспитания личности младшего школьного возраста.

Технология развития самовоспитания личности младшего школьного возраста

 

Среда деятельности                        Содержание                             Направление деятельности

          На схеме видно, что данная технология состоит из трех подсистем: 1. «Среда деятельности»; 2. «Содержание»; 3 «Направления деятельности».

Первая подсистема «Среда деятельности » представляет собой все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии личности

Вторая подсистема «Содержание» - целенаправленное и системное обучение основам самовоспитания; знания, умения и навыки, позволяющие ребенку целенаправленно вести работа по самопознанию, самостроительству.

 Эмпирико-диагностический-вхождение ребенка в социум, его взросление, освоение способов жизнедеятельности. Этап  предполагает односторонний процесс формирования самовоспитания. Учитель на основе наблюдения, диагностических методик сам формулирует развитие самовоспитания

Репродуктивный этап – овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренних моральных регуляторов поведения (долг, обязанность, права). Этап предполагает двусторонний процесс формирования самовоспитания, однако позиция обучающегося – неактивная. На данном этапе учитель включает в учебно-воспитательный процесс методы развития самовоспитания

  • Метод самовнушения
  • Самообязательство
  • Метод самооценки
  •  Метод эмпатии, или мысленного переноса себя в положение другого человека, сопереживания его чувств
  • Самопринуждение или самоприказ.

Технологический этап – включение обучающихся в решение реальных проблем, обучение технологиям изменения себя, своих возможностей. На данном этапе обучающиеся определят цель самовоспитания, составляют программу, действую по плану и анализируют свои результаты.

Креативный этап – развитие творческого потенциала, становление личностного образа ребенка. Этап является завершающим,  определяющим показателем результативности сформированности и развития умения обучающегося к самовоспитанию.

Третья подсистема «Направления деятельности» - организация самовоспитания в специально организуемой  деятельности. Это наиболее ответственный этап при переходе от воспитания к самовоспитанию. Без конкретной деятельности желание стать лучше останется только желанием.

Высший этап перехода воспитания в самовоспитание- «Мастер. Саморазвивающаяся личность» начинается тогда, когда хочешь и умеешь работать над собой, когда оформились мотивы, цели и методы самовоспитания.

1.5. Ожидаемые результаты

Предполагаемым результатом данной воспитательной программы  является:

В отношении «Школа-Родитель» - постоянное участие родителей в учебно-воспитательном процессе; положительная субъективная оценка (отзыв) родителями учебно-воспитательного процесса;

В отношении «Школа-Ученик» - сознание норм социального поведения; отсутствие (или снижение) уровня конфликтности, агрессивности и правонарушений; повышение мотивации к обучению; формирование навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе  в среднее  образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.

Результатом  реализации концепции  «Самовоспитания» является осознание обучающимся своих «сильных сторон», умение разрабатывать личностную программу роста, высокий уровень самостоятельности.

          Средствами самовоспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.

Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой.

В общении педагога с детьми должны реализовываться следующие правила:

  • умение выслушивать его до конца;
  • не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;
  • открытость и доступность обучающимся.

Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.

2.  Содержание программы

Практика показывает, что учащиеся начинают заниматься самовоспитанием только тогда, когда они уже отдают себе ясный отчет в своих действиях и поступках, когда у них вырабатывается способность к самооценке, к осмыслению своих положительных и отрицательных качеств и возникает потребность в собственном совершенствовании. Обычно это происходит в подростковый период. На начальной ступени образования  задача учителя  дать ребенку базовую психолого-педагогическую подготовку, помочь осознать необходимость деятельности по самопознанию и самостроительству.

1 класс « Познай самого себя»- Нет ничего более сложного и более важного, чем трезвая, объективная самооценка. «Познай самого себя» - учили великие мыслители древности. На первом этапе, где дошкольник уже школьник,- ведущая деятельность- учёба. Происходит узнавание себя в ней, в собственном взгляде на окружающих.

2 класс «Учись дружить» - на втором этапе - главное не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких. 

В стимулировании к самовоспитанию существенное значение имеют притязания личности на признание своего достойного места в коллективе. Эти притязания нужно поддерживать и развивать, чтобы каждый учащийся мог завоевать уважение и авторитет среди своих товарищей. Важным фактором побуждения учащихся к самовоспитанию является внесение в их работу, и особенно в проведение внеклассных мероприятий, атмосферы соревновательности.

3 класс «Азбука коллективной жизни» - на третьем этапе - умение жить  и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива. Для побуждения к самовоспитанию большое значение имеет формирование у учащихся общественных идеалов С этой целью в школе необходимо осуществлять содержательное и действенное общественное воспитание, формировать у учащихся гражданские и нравственные качества. Следует стремиться к тому, чтобы у каждого ученика был свой любимый герой, пример которого он перенимает, свой идеал, который он стремится достичь. Вот почему огромное воспитательное значение имеет ознакомление учащихся с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, военачальников, писателей, общественных деятелей. Помочь каждому ученику выработать свой идеал для подражания, глубоко уяснить моральные ценности, определить благородные цели жизни, - значит, создать важные стимулы для самовоспитания.

4 класс «Вместе мы сила»- на завершающем этапе - от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный  анализ своей деятельности, поступков. Участие в общественно полезной и культурно-массовой работе создает множество ситуаций для этой состязательности в выдумке, в сноровке, в трудовых делах и художественно-эстетическом творчестве. В этих условиях многие учащиеся замечают недочеты в своем поведении и характере и ставят перед собой задачи по их преодолению, выработке тех или иных качеств и начинают заниматься самовоспитанием.

Действенным фактором, самовоспитания являются, положительные примеры, которые подают учителя и сверстники в нравственной, общественной и художественно-эстетической сферах. Вот почему так важно, чтобы учитель был образцом моральной чистоты, проявлял творческие способности, мог увлечь кружковой работой, туризмом, краеведением и т.д. Не меньшее значение имеют примеры лучших учащихся, их скромность, стремление прийти на помощь товарищу, высокая активность в школьных делах.

Методические рекомендации

               В конечном итоге у обучающихся должно быть сформулировано одно (или несколько) типов  самовоспитания. В своей программе я выделяю три типа:

1) Интеллектуальное самовоспитание

2) Нравственное самовоспитание

3) Физическое самовоспитания

           Для каждого обучающегося содержание программы должно быть понятным и введены с самого начала реализации программы.  Вышеуказанные  типы воспитания перефразированы на понятный «детский язык» соответственно:

  1. Ум
  2. Доброта
  3. Здоровье

Первый и второй классы – подготовительный этап.

На первом году воспитания учителю необходимо обратить внимание на вовлечение

ребёнка в школьную деятельность, формирование  доверительных отношений между учеником и учителем.  Главным итогом первого года воспитания должно стать осознания себя как ученика.

            Мероприятия на втором году нацелены  на  коррекцию детской эгоистичности, стимулирование  положительных черт  характера. Большую помощь в этом могут оказать родители. Поэтому учителю надо более ответственно подойти к проведению  родительских собраний и лекториев. Это  родительские собрания   «Трудовое воспитание в семье», «Воспитание  созидательной дисциплины», «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка», «Причины и последствия детской агрессии». Итогом второго года должно стать формирование устойчивых дружеских  отношений.

         Мониторинг ведет учитель

          На третьем году обучения обучающиеся более сознательны, самоуправляемы, поэтому  мониторинг ведется и обучающимися. Обучающиеся в состоянии с помощью учителя заняться строительством желаемого типа самовоспитания. Итогом  третьего года является осознание детьми, что их класс – дружный коллектив, он член этого коллектива

           Четвёртый год воспитания является наиболее ответственным. Дети должны самостоятельно принимать решения, анализировать свою деятельность, поступки. Итогом данного года и всей воспитательной программы является  осознание обучающимся своих «сильных сторон», умение разрабатывать личностную программу роста, высокий уровень самостоятельности.

Таким образом, самовоспитание является неотъемлемой частью развития творческих способностей личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие орфографической зоркости обучающихся начальной школы"

Для обучения ребят грамотному письму очень важно проводить на уроках работу по развитию орфографической зоркости учащихся. В данном материале я поделилась методикой работы над данной темой....

«Развитие логического мышления обучающихся начальной школы через создание проблемных ситуаций на уроках русского языка»

Актуальность опыта заключается в создании определенных условий для развития полноценной личности: любознательной, интересующейся, активно познающей мир, владеющей основами умения учиться и т.д. ...

Программа "Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы"

Программа составлена совместно с учителем начальных классов МБОУ СОШ № 3 Гиагинского района Дёминой Еленой Михайловной.Духовно-нравственное воспитание рассматривается как общественное явление, предста...

Программа "Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы"

Программа составлена совместно с учителем начальных классов МБОУ СОШ № 3 Гиагинского района Рихтер Еленой Андреевной.В настоящее время общепризнанным является факт возрождения и совершенствования духо...

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы "В мире добра".

В МБОУСОШ № 1 г. Советский реализуется программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся «В мире добра».Программа «В мире добра» разработана по циклическому прин...