Внеклассное мероприятие для начальных классов на тему "Береза-символ России"
методическая разработка по теме

Софьина Татьяна Анатольевна

Внеклассное мероприятие по патриотическому воспитанию с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_o_bereze.docx40.4 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие с элементами проектной работы 

Тема:    «Белая берёза – символ России»

Класс: 1 - 4

Подготовила :  Софьина Татьяна Анатольевна – учитель начальных классов МБОУ     СОШ с. Шереметьевка Лысогорского района Саратовской области

Цель: формировать гражданскую позицию личности современных школьников.

Задачи:

  • Познакомить детей с приметами, связанными с русской берёзой, расширить знания об этом растении.
  • Развивать речь, мышление, внимание учащихся, прививать любовь к природе, развивать у детей творческое воображение.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм.

Предварительная подготовка:  рисунки с изображением берёзы, картинки берёзы, самостоятельное разучивание стихотворения о берёзе, сочинения, написанные  детьми

«Берёза – символ России!»

Учитель:

-  Ребята, отгадайте загадку,

              Стоит красавица: косы зелёные,
             Платье белое, а в ней четыре угодья:
            Первое угодье – мир освящать,
            Второе угодье – лес исцелять,
            Третье угодье – боль утешать,

         Четвертое угодье – белый свет украшать.

- О чём эта загадка? 

СЛАЙД № 2

-Что вы можете вспомнить про берёзы?

 
(
берёза символ нашей Родины, любимое дерево всех россиян)

Звучит вступление к песне «Для меня Россия»

Наше мероприятие называется « Берёза – символ России»

СЛАЙД № 3

- Мы откроем смысл каждой строчки этой народной загадки, прикоснёмся сердцем к нашей русской красавице.

Ведущий.

С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.

С той самой березки, что во поле

Под ветром склоняясь растет.

Русь моя! Люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос,
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.

СЛАЙД № 4  Музыка выключается

Учитель:

-  Березку милую, родную  издавна считают  символом России,  символом Родины. Березка воспета в поэзии и прозе, в музыке, живописи  и фольклоре. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы.

Красавицей русских лесов называют люди березу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. О березе сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных картин. Ее все знают, это самое распространенное дерево. Символ и гордость русского народа.

Вы много интересного узнали про берёзу и давайте поделимся своими знаниями

1.   Березке русской праздник посвящаем,

О ней теперь мы очень много знаем

И знанием  готовы поделиться.

Нам всем пришлось немало потрудиться.

2.   Мы много книг перечитали

И материалы отбирали,

Мы рисовали, сочиняли,

Стихи березке посвящали.

Писали мы ученый все конспект,

И вот пред вами  наш проект!

1-е направление проекта «Вдохновение».

СЛАЙД № 5

Звучит музыка Любэ «От чего так в России березы шумят»

Учитель:

          - Россия! Слово-то какое звонкое и чистое! Как родниковая вода! Крепкое, как алмаз! Нежное, как березка! Дорогое, как мама!

Русь, Россия испокон века была крестьянской страной, где сочетались труд и нужда, горе и радость..- Какое русское, какое очаровательное дерево - берёзка! Ни одно дерево не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений. Берёза- это воистину крестьянское дерево. В нём и русская печь и половик, и холщевая рубашка, и курочка -  ряба и даже молоко, которое пьют по всей земле. Всматриваясь в берёзовый лес, в кряжистые узловатые стволы, вспоминаешь мозолистые крестьянские руки, быстро делающие любую тяжёлую работу.

СЛАЙД № 6

Хороша ты любою порою.

И недаром, всем сердцем любя,

Богатырского леса красою                  

 Называли повсюду тебя.

Учитель:

- А молодые берёзки, тоненькие, пряменькие, как бы на цыпочках поднимающиеся к голубому куполу неба, напоминают девичью красу, стройную и статную, с гибкой талией, с русыми косами, светлоокую. Смотришь на берёзу и слышишь хороводные песни,   звуки гармошки и балалайки, обязательно вспоминаешь всё близкое и родное, и в душе любовно обнимаешь это дерево, СЛАЙД №  7 как самое тебе дорогое.

Красота берёзки вдохновила и наших ребят и сейчас они прочитают отрывки из своих сочинений о берёзе.

 Музыка выключается

 (Дети читают свои сочинения о берёзе)

Ученик

Для меня березка – часть России.
Есть она, и будет, и была...
Вот березку росы оросили,
И стоит она белым-бела.

СЛАЙД № 8

2-е направление  проекта «Рисуем Русскую берёзку»  СЛАЙД № 9

Учитель:

 - Для защиты проекта «Рисуем русскую берёзку» ребята приготовили свои рисунки и познакомились с картинами великих художников.

Художник (Мальчик в берете с мольбертом и красками в руке)

Для этой выставки картин

Трудился вовсе не один –

Весь класс проект готовил:

Одни писали реферат,

Трудились много дней подряд,

Другие рисовали лес,

В нем мир березовых чудес…

Плечом к плечу трудились рядом,

Помочь друг другу были рады.

(Выставка рисунков)

 Мы любим и гордимся нашей малой родиной. СЛАЙД №  10  Мы нарисовали берёзки. Нам хотелось передать красоту нашей природы. Наши берёзы высокие самые, наши ягоды сладкие самые  СЛАЙД №  11 это говорю я про свои края. Вы, конечно, вправе не верить, дескать хвалит кулик своё болото, но подтвердит вся моя деревня, но подтвердит вся моя родня: Наши берёзы высокие самые, СЛАЙД №  12 наши ягоды сладкие самые      

Такая уж Родина у меня.  СЛАЙД № 13

Светло в России от берёз 

 

Светло в России от берёз.
И санный след, 
И след колёс 
И в полночь разглядел бы я: 
Светло в России от берёз, 
Светло от снега белого. 
От меловых заречных круч 
И вишен цвета спелого. 
От новых срубов, 
Белых туч, 
Плывущих над Россиею. 
И счастлив я, что здесь я рос, 
   СЛАЙД №  14
И то мне сердце радует, 
Что снежный свет 
Родных берёз 
На всю планету падает.

                                        (А. Екимцев)

   

  3-е направление – «Березка в творчестве русских художников, поэтов и писателей».   СЛАЙД № 15

Звучит музыка «Край березовый»

Учитель:

 - Нет дерева в России, которому так повезло бы и в фольклоре, и в литературе, в живописи и в музыке. Нет на свете дерева более белого, как летнее облако в синеве  СЛАЙД № 16, как ромашка в зелени луга  СЛАЙД № 17, как только что выпавший снег СЛАЙД № 18. Для каждого из нас белоствольная берёза – символ родной земли, частичка Родины. Среди дубрав и берёзовых рощ Л.Н. Толстой СЛАЙД №  19 черпал вдохновение для творческой работы. Когда великий русский композитор М.И.Глинка СЛАЙД №  20  возвращался на родину, то, переехав границу, остановил свой экипаж, вышел на дорогу и низко поклонился белой березке – символу своей родины. Александр Сергеевич Пушкин СЛАЙД №  21 вспоминал в одном из писем к А.Дельвигу, как он обрадовался, когда увидел берёзу на юге: «Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была береза, северная береза. Сердце мое сжалось». Как много этим сказано! Сколько же в ней прелести, неотделимой от природы нашего Отечества! А Виктор Петрович Астафьев СЛАЙД №  22 писал: «…Бродил я по приморскому парку… и вдруг увидел среди заморских кущ три березки. Глазам своим не поверил. От них нельзя было оторвать глаз. Белые стволы берез пестрели  СЛАЙД № 23, как веселые сороки, а на нежной зелени листьев было так хорошо, покойно взгляду. Чем же пахнут березы? Я глядел на эти березы и видел деревенскую улицу мою, ворота, резные наличники окон и березку под ними в зеленой тени листвы. Березы пахнут Родиной!” Писатели, поэты, художники никогда не разделяли понятия «берёза», «родина», «любовь»… 

Русскую березку запечатлели на своих картинах  художники  Исаак Левитан СЛАЙД №  24   и Архип Иванович Куинджи  СЛАЙД № 25 , Пластов СЛАЙД № 26 и Саврасов  СЛАЙД №  27. Писатель В. Гаршин, глядя на картину А. Саврасова «Грачи прилетели», сказал: «Я назвал эту картину “Чувство Родины”». И действительно, когда вы смотрите на это полотно, то испытываете до боли пронизывающее вас чувство слитности со своим Отечеством. И весенняя звонкая капель, и дымка, и тонкие березки – все это такое знакомое и такое родное. И эта удивительная картина рождает любовь к России, Родине.

Музыка выключается

Ученик 

Россия, сторонка веселая,  СЛАЙД № 28
Дорогой бежит проселочной,
Тонкой березой качается,
В светлых дождях купается.
Россия, моя грустинка!
По окнам стучат слезинки,
Кричат журавли, печалясь,
С Россией своей прощаясь.
Россия моя, моя мама,
С тобой я горда и упряма.
Твоею живу я силой,
Отчизна моя, Россия!

  (Выходит девочка – берёзовая веточка)  СЛАЙД № 29

Веточка

 Здравствуйте, люди добрые! Я  берёзовая веточка, дочка русской берёзы и пришла к вам хоровод водить.

Берёзонька желанная

Подруга долгожданная

Войди скорей в наш круг

Войди зарёю ясною

С косою зеленовласою

Здесь каждый тебе друг.

 (Берёт «Берёзовую веточку и ведёт в хоровод)

Мы вокруг березки встанем в хоровод, Радостно и звонко каждый запоет: 

Дети берут разноцветные платочки и идут по кругу.

Ай да березка, белый ствол!
Зеленей, зеленей ты листвой.

Дети идут в круг, поднимают платочки вверх.

Яркие платочки в руки мы возьмем
У березки стройной пляску заведем.


Дети идут назад, опустив руки.

К вечеру мы дружно скажем ей: «Прощай!»


Дети, стоя в кругу, машут платочками.

Ты без нас, березка, в поле не скучай.
Ай да березка, белый ствол! 


Дети идут в круг, поднимают платочки вверх.

Зеленей, зеленей ты листвой. 

Дети идут назад, опустив руки.

Учитель:

 - Береза стала символом девичьей красоты и женского начала. Если в дом приходили гости с такими словами: «У вас есть береза, а у нас – дуб…», то это означало, что к девушке посватались.

-А третий поэт произнесёт клятву:

Ученик.

И, вставая грозной силой,

Помнили друзья,

Что берёзку, как Россию,

Отдавать нельзя.

4-е направление –«Боль утешать»  СЛАЙД № 30

Звучит музыка «Баллада о солдате»

Учитель:

 - В истории нашей Родины немало трагических страниц: Русь защищалась от нашествий половцев, монголо-татар и многочисленных завоевателей из Европы. Не сломил Россию и Наполеон. Мы одержали победу над Фашистской Германией в Великой Отечественной Войне. И здесь белоствольная берёза давала силу нашим бойцам, она стояла, напоминая про любимых жён, невест, сестёр…Воины погибали в бою за матерей, за Родину и…русскую берёзу.

Музыка включается на паузу

Берёзы России 

Березы в ночи – как улыбки…
Вот так улыбается Русь
Сквозь беды свои и ошибки,
Сквозь майские грозы и грусть.

Березы – как давние даты,
Что все еще в сердце остры.
Похожи на русских солдаток
Березы военной поры.

Светлы, величавы и строги,
С Россией сроднившись судьбой,
Стояли у каждой дороги,  
СЛАЙД № 31
Солдат провожая на бой.

Бежали за поездом следом,
В снегу утопая по грудь…  
СЛАЙД № 32
Зимою бежали и летом.
И был нескончаем их путь.

Собой партизан укрывали,
Плечом подпирали жилье.
Бойцам на коротком привале  
СЛАЙД № 33
Тепло отдавали свое.

Березы – разлуки и встречи,  
СЛАЙД № 34
Печаль над безмолвием трав…
Люблю ваши сильные плечи
И тихий приветливый нрав.

Березы, березы России –   
СЛАЙД № 35
Вы все вместе с нами прошли.
И нету конца вашей силе,
Идущей от русской земли.

                                      (А. Дементьев)

1  ученик. 

Я помню, ранило берёзу

Осколком бомбы на заре,

Студёный сок бежал, как слёзы,

По изувеченной коре.

За лесом пушки грохотали,

Клубился дым пороховой,

Но мы столицу отстояли,

Спасли берёзу под Москвой.

Почему берёзы в крапинку? 

Почему берёзы в крапинку?  
СЛАЙД № 36
То морщины,
Судеб искалеченных печать.
Почему берёзы в крапинку?
След кручины:
Память горя счастьем не унять.

Почему берёзы в крапинку?  
СЛАЙД № 37
Это слёзы.
Ведь деревья помнят боль войны.
Почему берёзы в крапинку?
То занозы,
То осколки битой тишины.

Почему берёзы в крапинку?
То седины
Всех скорбящих жён и матерей.
Почему берёзы в крапинку?  
СЛАЙД № 38
Есть причины:
Чтоб напомнить множество смертей.

Почему берёзы в крапинку?
Это шрамы,
Как земная память о войне:  
СЛАЙД № 39
То Всевышним высеченные
Криптограммы...
Чтоб ценили люди мир вдвойне!

                                   (Н. Самоний )

  Ученик. 

И с той поры на все угрозы  СЛАЙД № 40

Мы неизменно говорим:

Все: «Родную русскую берёзу

В обиду больше не дадим!»

Музыка звучит далее

 Учитель:

         - В годы войны берёза была символом непобедимой Родины. Очень хорошо об этом рассказал в своем романе «Белая береза» М.Бубеннов.

«…Все поле было сплошь изрыто снарядами и минами. Местами первый снег был      сметен начисто. Словно железной метлой. Местами густо перемешан с землей и покрыт пороховой гарью. Всюду по полю чернели груды металла…

А среди этого страшного поля, где целый день с неистовой силой бушевали огонь и железо, где все было попрано  смертью, на небольшом голом пригорке, как и утром, стояла и тихо светилась в сумерках одинокая белая береза.

 - Стоит! – изумленно прошептал Андрей. Сама природа поставила ее здесь для украшения бедного в убранстве поля, и значит, сама природа даровала ей бессмертие.

 И еще сильнее почувствовал Андрей то, что пришло к нему впервые в жизни. Но теперь он знал: это счастье победы».

Музыка выключается

 Ученик.

Затихли военные грозы,

Свинцовый не цокает град,

Но горькие раны березы,

Как память о прошлом хранят,   СЛАЙД № 41

Звучит музыка «Березовый сок»

 Учитель:

 - Тихо стоят березы у солдатских могил.  СЛАЙД №  42  Как много они могли бы рассказать о страшной трагедии ВОВ. Лучших свидетелей не найти. Последний поцелуй и привет, умирающие солдаты посылали ей как символу Родины.

В России издавна существует обычай: над могилой погибшего воина сажать березу, чтобы его жизнь продолжалась в зеленом цветущем дереве.

Звучит 1 куплет песни «Березовый сок»

СЛАЙД № 13

Ученик.

В Трептов-парке белые березы,
Словно вдовы русские, стоят
И роняют слезы,
А не росы
На могилы братские солдат.
О березы!
Вас печаль России,
Вдовья неизбывная тоска
Сквозь ненастья, горем залитые,
 
Привела сюда издалека.

Учитель: 

- Где бы ни росла русская  березка  СЛАЙД № 43, везде она приносит людям радость и свет. Многое могут люди! И посадить березку и сохранить ее и даже послать зеленую русскую березку в заоблачные выси Вселенной. Космонавты в свои рейсы брали вымпелы, значки, а Борис Волынов взял с собой веточку подмосковной березки.

Музыка выключается

Берёзы белые России 

Твои берёзы белые, Россия,
Твоё хранят тепло и доброту,
И только здесь могу я быть счастливым,
И только здесь любимым быть могу...

Разбудит утром солнца луч игривый –
Я уходил, покинув отчий дом,
Берёзки ждут по-женски, терпеливо,
И машут мне листвою, как платком.

Но я вернусь зимой, весной и летом,
И к ним, родимым, тихо подойду,
И перед этим чистым нежным светом –
Покой в душе и сердце обрету...

Я обниму берёзку, как невесту,
Щекой прижмусь к прохладной бересте,
Земля моя, с тобой навеки вместе –
Я остаюсь и в счастье, и в беде!
                                                      (И. Чабан)

Учитель:

         – Вот она, раскидистая кудрявая березка. Стоит, словно нарядная красавица из русских народных сказок, в белом сарафане. С золотистыми сережками и нежно-зелеными клейкими листочками, до самой земли наклонив свои ветки СЛАЙД № 44,  будто кланяясь в пояс и говоря: «Мир вам, люди добрые!»  

«Мы делим с ней радость и слезы,

И так уж она хороша,

Что кажется – в шуме березы

Есть русская наша душа».

                         В. Рождественский

Ученик.

Ты до того, березонька красива  СЛАЙД № 45 

И в полдень жаркий, и в час росы,

Что без тебя немыслима Россия

И я не мыслим без твоей красы.

Ученик.

На поляне на пригорке,

Под окном, среди полей

Белокурая березка –

Символ Родины моей.

И не найти ее красивей,

На радость нам она цветет.

В ней образ матери России

Неувядаемой живет.

Звучит музыка Георгия Струве

Учитель: 

-представьте, что мы на минуту оказались

 с вами в берёзовой роще,  и продолжите предложение

 « Входишь в берёзовую рощу и чувствуешь…..».

Ответы учащихся: - красоту русской природы;

                    - аромат трав, цветов;

-лёгкий холодок,                      

-шорох  листочков;

                     - живительную прохладу;

                     - вдохновение, красоту природы и любовь к Родине.

            - свежий аромат деревьев;

            - красоту родной земли.

            - свободу и что всё в этом мире прекрасно.

Музыка выключается

СЛАЙД № 46

Учитель Береза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля Русская!

Опять о них, кудрявых и белесых...
А что тут делать, если на Руси
У всех дорог встречаются березы,
Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси!
«Россия» – шепчут мне березки,
«Россия» – шепчут камыши,
«Россия» – ключ журчит в ложбине,
И я им тихо вторю: «Русь!»

Учитель: – Пусть же ваши сердца и души будут также чисты, светлы и прекрасны, как русская березка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие для начальных классов "Берегите хлеба каждую крупицу!"

Данное мероприятие рекомендуется для проведения уроков окружающего мира, классных часов...

Внеклассное мероприятие в начальных классах по ПДД "Азбуку дорожную знать каждому положено"

Задача данного мероприятия повторить и обобщить знания детей о соблюдении правил дорожного движения....

Внеклассные мероприятия в начальных классах

Внеклассные мероприятия, праздники, устные журналы, мероприятия в школьном лагере дневного пребывания....

Методическая разработка внеклассного мероприятия для начальных классов Служба спасения «01»

познакомить детей с профессией пожарного, учить детей ценить мужество и героизм людей этой про­фессии;проверить  знания  школьников  по правилам  пожарной безопасности;убедит...

Внеклассное мероприятие в начальных классах "Праздник цветов"

Данное мероприятие способствует формированию бережного отношения к природе.Его можно использовать при работе с детьми в детских оздоровительных лагерях, в ГПД, на праздниках осени и т. д....

Внеклассное мероприятие для начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната: «Чистота – залог здоровья»

Данное мероприятие предназначено для воспитанников начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида с целью привития совокупности гигиенических правил поведения человека, способ...

Внеклассное мероприятие для начальных классов "Поле чудес по сказкам А.С.Пушкина"

Внеклассное мероприятиеТема: Поле   чудес «Сказки А.С.Пушкина»Цель: обобщить знания детей о творчестве А.С. Пушкина, о его сказках...