Главные вкладки

    Методическая разработка внеклассного мероприятия для начальных классов Служба спасения «01»
    методическая разработка (2 класс) по теме

    Тупицына Татьяна Анатольевна

     

    познакомить детей с профессией пожарного, учить детей ценить мужество и героизм людей этой про­фессии;

    проверить  знания  школьников  по правилам  пожарной безопасности;

    убедить в недопустимости шуток с вызовом пожарной команды;

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon kopiya_sluzhba_spaseniya.zip512.32 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное образовательное автономное учреждение

    средняя общеобразовательная школа  № 7 города Лабинска

    муниципального образования Лабинский район

    Методическая разработка внеклассного мероприятия

     для начальных классов

    Служба спасения

    «01»

                                                                                                                        Авторы проекта  

    Тупицына Татьяна Анатольевна,

    учитель начальных классов

    высшей  категории

    г. Лабинск, 2013г.                                   

    Оборудование: мультимедийная установка, плакаты по теме, выставка книг, рисунки детей, альбомные листы, карандаши, видео ролик ТРК «Лаба»

    Воспитательные задачи:

    1. познакомить детей с профессией пожарного, учить детей ценить мужество и героизм людей этой профессии;
    2. проверить  знания  школьников  по правилам  пожарной безопасности;
    3. убедить в недопустимости шуток с вызовом пожарной команды;
    4. воспитывать людей, ориентированных на лучшие нравственные  качества:  мужество,  находчивость, самоотверженность, скромность;
    5. побуждать к творчеству;
    6. составить памятку, как вести себя при пожаре.

    Ход мероприятия

    I.Организационный момент

    Выступления учащихся

    Ученик:

    Служба пожарная и опасна и трудна.

    В городах и селах всем она нужна.

     Если где-то полыхнет беда огнем,

                            жаром нестерпимым,

    Эту службу мы на помощь позовем.

    Ученик:

    Темной ночью,

    В ясный день

    И утром рано

    Несет службу

    Пожарная охрана!

    Ученик:

    Когда войдет в наш дом беда,

    Отряд пожарных нам поможет,

    В огне спасти от смерти сможет

    Придет на выручку всегда.

    II. Сообщение темы мероприятия.

    Учитель: Уважаемые гости, дорогие ребята, наш классный час называется «Служба спасения 01» и посвящён 18-летию МЧС  России и 360 –й годовщине со Дня образования пожарной охраны России. Уважаемые гости – спасатели МЧС

    г. Лабинска – позвольте от всей души поздравить Вас с профессиональным праздником и пожелать спокойных дежурств, крепкого здоровья и большого человеческого счастья!

    Учитель: Наш классный час: «Служба спасения 01» посвящен 18-летию МЧС России и 360-й годовщине со Дня образования пожарной охраны России. Поздравим с этим праздником наших гостей – спасателей МЧС г. Лабинска.

    III. Беседа о противопожарной службе России.

    Ученик:

       Знают все: человек без огня

       Не живёт ни единого дня!

    При огне, как при солнце, светло!

    При огне и зимою тепло!

       Ученик:

      Посмотрите, ребята, вокруг

      Наш огонь - повседневный друг!

      Но когда мы небрежны с огнем

      Он становится нашим врагом!

    Учитель: В старину люди считали огонь «гневом Божьим». В случае пожара служили молебен, просили защиты у святого Никиты Новгородского, которому православная церковь отвела роль пожаротушителя. Пожары на Руси были издавна одним из самых тяжких бедствий. В летописях они упоминаются и как одно из мощных орудий борьбы с врагами.  Однако уже тогда понимали: с огнем можно и нужно бороться.

     Когда в 1472 году в Москве вспыхнул большой пожар, даже Великий московский князь Иван III со своей дружиной тушил огонь и был, как отмечает летописец, «зело храбрый», несмотря на тяжелые ожоги. Москва в то время представляла собой большой город. В ней насчитывалось свыше 40 тысяч деревянных строений. Даже небольшое загорание могло привести к серьезным последствиям. А причин для возникновения пожаров имелось достаточно: это и наличие печей без дымоходов, использование для освещения свечей, лампад, применение открытого огня ремесленниками вблизи жилья. Государевы стражники стали заправскими пожарными. Они разделились на топорников и ведерников, воду брали из Москвы – реки. Но это был, к сожалению, не первый и не последний пожар. Как свидетельствуют летописи, впервые столетия своего существования  Москва тринадцать раз выгорала дотла. "...Дома во всей стране московиты строят из еловых бревен... Пожары у них беспрестанно...".

      Ученик:

                               А знаешь, как все начиналось

    На древней российской земле?

    Москва выгорала, дотла выгорала

    Все гибло в опасном огне.

    Ученик:

            Как гибло в опасном огне,

    Как рушились церкви от жара.

     Железо текло как вода

    И жители сами на звуки набата

                                Спешили туда, где беда.

    Первая профессиональная пожарная команда численностью 100 человек была создана в Москве в 1624 году при Земском дворе. Она была оснащена конным обозом, бочками с водой, водоливными трубами, ведрами, баграми.

             30 апреля 1649 года царь Алексей Михайлович издал указ «О градском благочинии», в котором впервые в российской истории были собраны воедино все прежние противопожарные указы и определялись государственные меры «бережения от огня». 

    Пожарная служба укрепилась и стала развиваться при  Петре I. В 1700 году Петр выписал для Москвы из Голландии новые пожарные трубы. В специальных «сборных» местах хранились крюки и большие водоналивные трубы. Караульщики ночью ходили по улицам с трещотками. На Спасской башне Кремля особые колокола - набаты - «выбивали тревожные повестки на случай пожара». В 1711 году Петр I издал указ «О неукоснительном прибытии войск на пожары». В одном из петровских указов предписывалось «...беречь от огня богатство Государства Российского».

    Первая регулярная пожарная команда в Москве появилась в 1829 году.  В городах строили противопожарные водопроводы и колодцы. Появились ручные пожарные насосы, лестницы. По тревоге пожарные мчались на конных повозках под оглушительные звуки трубы. Пожарные лошади - воронежские и тамбовские  - были гордостью москвичей. Каждая пожарная часть, а в Москве их было пятнадцать, получала лошадей одной масти. По ней узнавали, кто мчится на пожар.

    В начале двадцатого века появились первые пожарные автомобили, начали применять химические огнетушители. Пожарная техника непрерывно совершенствовалась, а профессия пожарного стала одной из самых важных и почитаемых.

    Изменилась не только техника, специальное оборудование, но и одежда спасателя. Боевая одежда защищает от повышенных температур и тепловых потоков. Изготавливают ее из брезента со специальными пропитками.

    Каска предназначена для защиты головы, шеи и лица пожарного от огня, механических воздействий, агрессивных сред, воды. Каска должна плотно сидеть на голове и не падать, что бы пожарный ни делал. Современная пожарная каска весит не более 1,5 килограмма. Лицо пожарного закрывает специальный щиток – забрало.

     Тысячи российских огнеборцев удостоены высоких государственных наград. И одна из самых почетных среди них - медаль «За отвагу на пожаре». Она была учреждена в октябре 1957 года «для награждения работников пожарной охраны, членов добровольных пожарных дружин, военнослужащих и других граждан за смелость, отвагу и самоотверженность, проявленные при тушении пожаров».

    На лицевой стороне медали изображены скрещенные топор и  раздвижной ключ, а на оборотной - фигура пожарного со спасенным ребенком на руках. Первыми этой медалью были награждены младший сержант И. Соболев - за отвагу, проявленную при тушении пожара и спасение государственного имущества, и рядовой В. Кабан - за смелость и спасение ребенка из горящего дома. (Слайды)

    IV.Игра «Пожарная безопасность”

    Учитель: Борьба с огнём – дело сложное и порой опасное. Спасение людей на пожаре почти всегда сопряжено с риском для жизни самого спасателя. Вот почему каждый из нас должен выполнять правила пожарной безопасности, не подвергать свою жизнь и жизнь других людей неоправданному риску. Сегодня мы посмотрим, как вы умеете вести себя во время ЧС. Что нужно делать, если начинается пожар?

     В игре принимают участие две команды «Спасатели» и «Пожарные».  За каждый правильный ответ команда получает право убрать с табло язычок пламени, расположенный напротив её названия. А в жюри у нас гости – спасатели МЧС г. Лабинска.

    Задание 1 «Причины пожаров»

    Учитель: Ребята, назовите самые распространённые причины пожаров. (Команды по очереди отвечают).

         Детские шалости с огнём.

    1. Короткое замыкание в электросети
    2. Оставленные включёнными без наблюдения утюг и
      другие электроприборы.
    3. Неосторожное обращение с открытым огнём, свечами, на балконе.
    4. Курение в постели.
    5. Брошенная в траву, в урну непотушенная спичка или сигарета.
    6. Неосторожность   в   обращении   с   фейерверками, хлопушками, петардами, бенгальским огнём

    (Жюри подводит итоги) 

    Задание 2 «Телефон»

    Учитель:  Чтобы пожарная служба быстрее добралась к месту пожара, необходимо четко и быстро назвать адрес, фамилию, причину вызова.

    Ученик:

    Если что-то задымится,

    Если что-то загорится,

    По тревоге как один

    Позвоним по «01».

    Мы ближайшему району

    Сообщим по телефону,

    Где горит, и что горит,

    И кто об этом говорит.

    Учитель: Игроки, перед вами стоят телефоны. Ваша задача добраться до телефона, сообщить свою фамилию, домашний адрес и вернуться назад к команде, передав эстафету следующему игроку.

    (Жюри подводит итоги) 

    Задание 3 «Блиц – опрос» (Дети совещаются и дают ответы на вопросы).

    Учитель:  1.А если нет телефона, то, что нужно делать при пожаре? (Надо звать на помощь, стучать в стены, по трубам, чтобы все услышали сигнал тревоги).

    Учитель: В любом случае нужно покинуть помещение, предупредить соседей и встречать пожарных. Если огонь небольшой, попробуй справиться с ним сам: срывай горящие занавески, топчи огонь ногами, заливай водой, накрывай одеялом, сбивай веником. Дышать при этом нужно через шарф или полотенце.

    2. У вас загорелся телевизор. Ваши действия?
    Нужно постараться отключить прибор. Засыпать огонь песком, землей из цветочного горшка, стиральным порошком.

    3. Может случиться так, что опасность придет не из вашей, а из чужой квартиры, и ты узнаешь об этом с опозданием, когда в доме будет полно ядовитого дыма. Ваши действия в задымленном помещении?

    Перемещаться по задымленному помещению, пригнувшись как можно ниже, а лучше ползком, т.к. внизу меньше дыма. Прикрыть влажной тканью нос и рот. Накинуть на себя мокрое одеяло, пальто. Если дверь наружу сильно нагрелась, то не открывать ее, а поливать водой и заделывать щели. Пока есть возможность, лучше, взяв наиболее ценное, выйти на улицу. Не следует пользоваться лифтами.

    4. Назовите наиболее доступные средства тушения огня.

    Вода, песок, стиральный порошок, снег, земля, брезентовые покрывала, веники, огнетушители.

    5.Что нельзя делать при пожарах, чтобы не усилить действие огня?

    Распахивать окна и двери в горящем помещении кислород способствует горению, а дым его уменьшает, подходить к огню из-за опасности взрывов, обрушения конструкции зданий. Тушить водой включенные в сеть электробытовые приборы.

    (Жюри подводит итоги)

    Учитель: Команды наши знают правила пожарной безопасности и как действовать при пожаре. Интересно, как усвоили эти правила наши болельщики. Сейчас мы проверим. Вы будете дружно отвечать на мои вопросы, произнося хором там, где речь в стихотворении идет о вас, слова: «Это я, это я, это все мои друзья». А если неправильно - то молчите! Начинаем!

    Кто задорный и веселый

    Верность правилам храня,

    Бережет родную школу

    От огня...

    Кто, почуяв запах гари,

    Сообщает о пожаре?

    Кто из вас, почуяв дым,

    Говорит: «Пожар, горим!»

    Кто из вас шалит с огнем

    Утром, вечером и днем?

    Кто поджег траву у дома,

    Подпалил ненужный сор,

    А сгорел гараж знакомых

    И строительный забор?

    Кто, почуяв газ в квартире,

    Позвонит по ноль-четыре?

    Кто от маленькой сестрички

    Прячет, дети, дома спички?

    Кто пожарным помогает,

     Правила не нарушает.

     Кто пример для всех ребят?

    Задание 4 «Пословицы и поговорки»

    Учитель: Для русского народа пожар всегда был большой бедой. Вот почему в русском фольклоре много пословиц и поговорок о пожаре, огне. Объясните пословицы:

    Огонь да вода все сокрушают.

    С огнем не шутят.

    От вора остатки бывают, а от огня - одно пепелище.

    От искры пожар рождается.

    Задание 5 «Корреспондент» Вы должны были подготовить статью, очерк о работе спасателей нашего города.

    Очерк команды «Пожарные». 

    Пожар на буровой площадке по добыче газа.

    29 июля 1978 года. Лабинский район.

    На Кузнецовской площадке Лабинского района разведку недр вела бригада Майкопского управления буровых работ. Первая скважина удачи не принесла. Вторая дала газ, но с малым выходом. Решено было бурить третью скважину на глубину 4800 метров.

    День и ночь гудели мощные дизели, крутились барабаны лебедок, все дальше и дальше уходил бур в твердые пласты среднеюрских отложений. Пройдено 4600 метров, до проектной отметки оставалось не так уж и много.

    Все шло нормально, но в 19 часов 29 июля 1978 года с глубины 4631 метр ударил газовый фонтан огромной силы.

    В 20 часов бригадир буровой  прибыл в пожарную часть

    г. Лабинска  за помощью. На буровой произошел аварийный выброс фонтана газа.

    Немедленно прозвучал сигнал тревоги. Два отделения 3-го караула выехали к месту выброса газа. Усилиями  лабинских пожарных был потушен пожар на буровой площадке.

    Очерк команды «Спасатели».

    Наводнение 2002 г.

    21 июня 2002 года по тревоге были подняты все службы жизнеобеспечения района, в том числе и пожарная охрана города Лабинска.

    Начальник отряда подполковник внутренней службы Скляров Александр Викторович, оценив ЧС, грамотно распределил силы и средства подразделения отряда.

    В зоне затопления оказалась станция юных натуралистов, где проживали люди и содержались редкие животные. Прибывшая техника из воинской части не смогла проехать к месту затопления в связи с большим уровнем воды.

    Прибыв к месту стихийного бедствия, зам. начальника 40-ПЧ 5-ОГПС майор внутренней службы Чернявский Валентин Владимирович, оценив обстановку, принимает решение обеспечить путь эвакуации людям при помощи спасательных веревок. Для выполнения задания берут все спасательные веревки, находящиеся в отряде, связывают их между собой, крепят за самое высокое дерево. Группа спасателей, раздевшись до пояса, пошли вплавь прокладывать маршрут эвакуации и спасения людей. Работать пришлось в сложных условиях - в ледяной воде, с сильным течением, разлившейся реки Лаба, с риском для своей жизни. Несмотря на имеющиеся трудности, задача была выполнена, квалифицированно и в кратчайший срок. По данному маршруту была произведена эвакуация людей без потерь и спасены животные на биологической станции, представляющие научную ценность.

    В ходе спасательных работ силами личного состава 5-ОГПС было спасено и вывезено из зоны затопления 30 человек, личный состав при этом не пострадал.

    Учитель: Молодцы! Я предлагаю посмотреть презентацию о нашей  пожарной части (Слайды).  ТРК «Лаба» сняла ролик о пожарной части

    г. Лабинска «… Я б в пожарные пошёл…» (просмотр видеоролика)

                         (Жюри подводит итоги)

    Задание 7 (Для болельщиков)

    Учитель: Из каких произведений взяты эти строки?

    Море пламенем горит,

    Выбежал из моря кит,

    Эй, пожарные, бегите!

    Помогите, помогите!

                 К. Чуковский «Путаница»

    «Пожар! Горим! Горим!»

    С треском, щелканьем и громом

    Взвил огонь над новым домом.

    Озирается кругом,

    Машет красным рукавом.

                           С. Маршак «Кошкин дом»

    Что за дым над головой?

    Что за гром над мостовой?

     Дом пылает за углом.

    Что за мрак стоит кругом?

    Ставит лестницы команда,

     От огня спасает дом.

                                 С. Михалков «Дядя Степа»

     3адание 8  «Составим памятки»

    Учитель: Главная причина пожара - это сами люди. А лучшая защита от пожара - знание и соблюдение правил пожарной безопасности.

    Каждая команда составляет памятку о правилах поведения во время пожара (Команда «Спасатели»), правила пожарной безопасности для школьников (Команда «Пожарные»).

    Учитель: Проверим работы команд.

    Памятка «Чтобы не было пожара»:

    1. Никогда и нигде не играй со спичками и зажигалками.
    2. Самостоятельно не зажигай газовую плиту, не пытайся растапливать печь.
    3. Не оставляй без присмотра включенный утюг или чайник.
    4. Не играй с бензином, керосином.
    5. В лесу не разжигай костер без взрослых.

    Памятка «Как вести себя при пожаре»

    1. Не заливай водой горящие электроприборы.
    2. Не открывай окна!
    3. Прятаться во время пожара нельзя!
    4. Постарайся покинуть помещение! Двигайся вдоль стены, закрыв рот и нос от дыма мокрой тряпкой.
    5. Лифтом пользоваться нельзя!
    6. Сообщи о пожаре соседям и попроси их вызвать службу 01.

    Задание 9 «Условные знаки»

    Учитель:   Придумайте условные знаки к правилам и нарисуйте. (Дети рисуют и показывают знаки).

    Учитель: А сейчас мы попросим выступить  гостей, которые оценивали наши знания.

    Гость: Ребята, скажите дружно номер единой службы спасения («01») Кто знает, почему номер «01»? (Легко запомнить и набрать) Ребята, вы хорошо знаете правила противопожарной безопасности и справились со всеми заданиями. Надеемся, что с вами и вашими близкими не случится такая ЧС, как пожар. Вы молодцы! А сейчас награждение победителей.

    V.Итог мероприятия.

    Учитель:  Уважаемые гости,  поздравляем вас с профессиональным праздником!

    Погребняк Олег написал для Вас стихотворение.

                                                       Пожарные.

    Отряд пожарных, как всегда,

    На помощь к нам спешит.

    И днём, и ночью, где пожар,

    Идут они тушить.

    Рискуют жизнью каждый день,

    Заботясь лишь о том,

    Чтоб счастьем, радостью, добром

    Светился каждый дом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка внеклассного мероприятия в 4 классе "Прощай, начальная школа!"

    Внеклассное мероприятие "Прощай начальная школа!" проводится в 4 классе в виде выпускного вечера с целью обесечения психологического контакта и сотрудничества педагога, детей и их родителей; с целью ф...

    Методическая разработка внеклассного мероприятия в начальной школе ко Дню матери

    Данное внеклассное мероприятие проводится в начальной школе совместно с мамами учащихся ко Дню матери, которое в России проводится в последнее воскресенье ноября. Дети заранее готовят подарки, учат ст...

    Методическая разработка внеклассного мероприятия "Прощай, начальная школа!"

    Стихи о школе, школьные песни, сценки, танцы, поздравления для учителей....

    Методическая разработка внеклассного мероприятия для начальных классов, посвящённого ДНЮ МАТЕРИ

    Цель: воспитывать любовь к женщине-матери; способствовать улучшению взаимоотношений между родителями (в лице матерей) и детьми , осознание детьми особой роли матери и её значения в их жизни; рас...

    Методическая разработка внеклассного мероприятия " Прощай,начальная школа "

    Организация праздника для родителей,детей,учителей по окончании 4 класса...

    Методическая разработка внеклассного мероприятия в начальной школе «Праздник осени».

    Данная разработка относится к общешкольным праздникам. Материал будет интересен учителям – организаторам, классным руководителям при организации осеннего досуга в начальной школе. Мероприятие пр...

    Методическая разработка внеклассного мероприятия в начальной школе «С детства дружбой дорожи»

    Клубный час направлен на формирование нравственных качеств младших школьников. Расширение знаний детей о взаимоотношениях людей, о дружбе. Что для них значит слово «дружба», кого можно наз...