Социализация воспитанников
материал по теме

Орлова Оксана Викторовна

Как помочь ребенку найти свое место в классном коллективе. Как сформировать этот коллектив. Приемы работы  из личного опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsializatsiya_.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

СЕКЦИЯ  «»

БОУ г. Омска «Лицей № 74»

Орлова Оксана Викторовна,

учитель начальных классов

 высшей квалификационной категории

Социализация воспитанника - ключ к его нравственному развитию

(из опыта работы)

                                                                     От того, как ученик относится в  

                                                                   годы детства и отрочества к

                                                                  самому себе, каким он видит себя

                                                                  в мире труда, в огромной мере

                                                                 зависит его моральный облик.   

                                                                              В.А.Сухомлинский

    Большинство психологов и педагогов сходится на признании того факта, что именно в младшем школьном возрасте начинается процесс самоформирования личности, начинается своеобразная "закладка" мотивов  нравственного самосовершенствования и первые шаги к самостоятельной преобразовательной деятельности. Ключ к нравственному развитию младшего школьника – его взаимоотношения со сверстниками, взрослыми, т.е социализация.

   За период работы классным руководителем мне удалось создать свою воспитательную систему  работы с учениками начальных классов, целевые ориентиры которой направлены на социализацию выпускника начальной школы.

      Свою концепцию воспитания вижу как составную  часть процесса социализации, которая  представляет собой целенаправленное управление процессом развития личности на основе ее включенности в различные виды социальных отношений в общении, игре, практической деятельности. Именно поэтому при планировании внеурочной деятельности   обращаю основное внимание на создание условий для социального творчества через многообразие форм деятельности, позволяющих ребенку осознать себя как личность, самоутвердиться, развить интересы и способности , соответствующие нравственным ценностям общества.

     

 Системообразующие факторы

   1)Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно ориентированный и творческий характер. Основу ее составляет годовой круг традиционных дел лицея и классные мероприятия.

    Что же является надежным результатом творческих дел? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся чувством коллективного авторства (мы решили, провели, сделали). Нельзя обойти вниманием тот факт, что одними из наиболее ярких проявлений системы является соуправление и совоспитание.

   2) Младшие школьники очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. В начале учебного года проводятся классные собрания, которые  посвящены: выбору актива класса (староста класса, главный дежурный, физорг , стилист, завуч). Надо отметить, что в 1-2 классах эти поручения меняем один раз в месяц, давая возможность каждому ученику выполнить ответственное поручение; со стороны взрослых (учитель, старшеклассники или родители) всегда осуществляется поддержка, чтобы правильно научить подходить к выполнению поручений. Для воспитанников разработаны памятки, как выполнить поручение. Только с 4 класса приучаем к отчету и анализу выполненного поручения, по принципу вопросника:

- Что получилось хорошо, что  не понравилось. Почему. - Кто помог, кто отказал в помощи или мешал. - Вывод, как лучше сделать в следующий раз.

     Недавно зародилась еще одна традиция класса – тематические недели. У каждой из этих недель своя цель, и хотя мы посвящаем эти недели общеизвестным аспектам воспитанность, они являются прекрасным тренингом по развитию нравственных  качеств личность.

-Неделя УЛЫБКИ – умей показать своё хорошее отношение к окружающим через улыбку искреннюю, нежную, счастливую, скромную, лучезарную

По итогам недели дети и учителя отмечают самых улыбающихся ребят. - Неделя УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ВЗРОСЛЫМ – найди нежные слова для взрослых родных, приветствуй всех взрослых в лицее, помогай пожилым людям, предлагай свою помощь взрослым.

- Неделя КОМПЛИМЕНТОВ – учись словесно выражать своё положительное отношение к достоинствам других ребят, находи лучшие черты во внешности, характере, поведении одноклассников. Учись принимать комплименты. Будь  искренним.

 - Неделя НЕРУГАНИЯ – не используй обидные, грубые, резкие слова. Сдерживай свои негативные эмоции (посчитай до 10 и обратно и УЛЫБНИСЬ). Учись делать замечания тактично и конструктивно.

-Неделя КРАСОТЫ – расскажи, нарисуй, спой, станцуй, дай послушать, дай прочитать, поделись чувствами о самом красивом, что встретил в жизни.

- Неделя УХА – прислушайся к тому, что говорят тебе или о тебе. Услышь то, что раньше слышать не хотел.

- Неделя МАЛЫШЕЙ – удели внимание младшим ребятам, научи их интересной игре, выучи с ними песню или стих. Сходи в свой детский сад и помоги воспитателю на игровой площадке. Организуй игру на перемене с учениками младших классов.

     У ребят еще много идей, теперь они сами предлагают тематические недели. Участниками этих недель становятся и учителя, и родители, а ведь процесс воспитания взрослых – это и пример для ребят.

3)   Самой сущностной характеристикой воспитания является формирование отношения к предметам, явлениям, фактам, событиям окружающего мира, составным элементам которого является воздействие на сознание, поведение и эмоционально-волевую сферу личности школьника. Все участники процесса не только оказывают воспитательное воздействие, но  и подвергаются ему сами, одновременно происходит самовоспитание на основе наблюдения за процессом и его результатами.

      Мы создали «Дерево взросления». Не секрет, что никто не любит, чтобы его воспитывали, но вот возможность проявить свою воспитанность, самостоятельность, ответственность, социализацию – это признаки взросления ученика, так как именно взрослость – это то, к чему стремятся ребята. В самой методике заложены не только критерии социально активного человека, но и подсказка, к чему надо стремиться.

Уровень самостоятельности и взросления

СТВОЛ- ты нам нужен, но будь активнее

ЛИСТ- ты не всегда поступаешь честно, иногда нужна помощь со стороны

ЦВЕТОК – ты самостоятелен, воспитан, знаешь правила поведения, хорошо выполняешь поручения

ПЛОД – ты сам умеешь работать и помогаешь другим, организуешь интересные дела, отлично воспитан, умеешь корректно сделать замечание

     Дети с удовольствие наблюдают за жизнью класса, реагируют на позитивные изменения в поведении одноклассников, помогают скорректировать отношения. Таким образом, происходит усиление позитивных норм поведения, есть пример для подражания. В то же время происходят изменения  в личности ребенка, либо по его личному осознанию, либо при помощи коррекции его поведения одноклассниками.

     Данная воспитательная система позволяет выработать у воспитанников позицию «Я -творец самого себя и окружающего», позитивно воспринимать окружающую действительность, не бояться её преобразовывать. Постоянно акцентируются основные нормы морали, нравственные категории добра и зла. Важно, что с этими понятиями происходит не теоритическое, а практическое знакомство. Работа продолжается, но положительные изменения уже видны: доброжелательность, тактичность, желание и умение прийти на помощь, стремление к саморазвитию - первые изменения в поведении учащихся. Хотелось, чтобы они стали нормой.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация воспитанников интернатных учреждений: проблемы, поиски, решения.

Сегодня социум имеет тенденцию к стремительному развитию. На глазах меняется жизнь, жизненные приоритеты, ценности и поэтому вопросы воспитания и социализации личности детей, имеющих недостатки ...

Качественная внеурочная деятельность как залог успешной социализации воспитанников.

Роль в социализации человека играет не только его семья, круг общения и средства массовой информации, но также и образовательные учреждения. Адаптация детей к обществу, их готовность к самостоят...

Театрализованные игры как средство социализации воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида

В методичсекой разработке показано, как театральная деятельность дает возможность каждому ребенку испытать свои силы, иметь шанс на успех и удачу....

Модели коррекционно-развивающих форм воспитательного процесса, способствующие социализации воспитанников

Сложный и многогранный процесс воспитания осуществляется при помощи разнообразных форм. Выбор их зависит от содержания воспитательной работы, индивидуальных особенностей и возраста ребенка, мастерства...

Педагогический подход к развитию творческого потенциала детей с ОВЗ как фактор успешной социализации воспитанников коррекционного учебного заведения

Представлена статья по развитию творческого потенциала детей с нарушениями интеллекта через занятия танцами....

Качественная внеурочная деятельность как залог успешной социализации воспитанников.

Роль в социализации человека играет не только его семья, круг общения и средства массовой информации, но также и образовательные учреждения. Адаптация детей к обществу, их готовность к самостоятельной...