Воспитательная система класса "Я и окружающий мир"
проект (2 класс) по теме

Тогобецкая Екатерина Юрьевна

Воспитательная система класса
"Я и окружающий мир"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитательная система 2 «Г» класса

Под планированием воспитательной работы в классе следует понимать процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности классного коллектива, организаторов и участников намеченных дел, сроков их проведения.

Цели для перспективного развития коллектива

  - создание дружного классного коллектива с навыками самоуправления

   -воспитание сознательной дисциплины и культуры поведении

-самостоятельность детей в учебном процессе и других видах деятельности

 - сознательная постановка учащимися цели достижения успехов и регуляция поведения и деятельности

 Задачи:

1. формирование общения и доброжелательных отношений в коллективе

2. совершенствование сознательного контроля деятельности и поведения детей

3. развитие умений и навыков умственного труда

4. воспитание трудолюбия, положительного отношения к труду

5. воспитание эстетической культуры

6. физическое совершенствование, укрепление здоровья, формирование навыков санитарно-гигиенической культуры

7. развитие самостоятельности

8. интеллектуальный и личностный рост учащихся

    9. стимулирование психического развития детей

     Чтобы найти наиболее эффективные формы и методы для осуществления системного образования и воспитания в начальном классе я поставила цель воспитательной системы - поэтапное создание условий для развития личности ребенка на каждом возрастном этапе обучения. Строить воспитательную систему нужно, опираясь на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую.

     * Нельзя также и забывать об актуальной для современной школы проблеме взаимодействия семьи и школы.

* Чтобы повысить уровень воспитанности младших школьников, сформировать положительную мотивацию к учению, необходимо не только хорошо знать своих воспитанников, но и договориться о содержании требований, разделить между семьей и школой "сферы влияния". Очень важно при этом помнить об этике поведения учителя: эта работа требует осторожности, деликатности и учета особенностей каждой конкретной семьи.

* Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса являются "индивидуальность", "самостоятельность", "доброта", "творчество", "активность", "коллектив", которые одновременно выполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества. Необходимо сделать так, чтобы эти ценности пронизывали все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе, стали составляющими его "духа", а затем превратились в ценностные личности каждого ребенка.

* Главное средство воспитания - заряд доброты. Дети учатся уважать и любить всех, делать добро. Я верю, что ребенок не может быть плохим, если изо дня в день всем укладом жизни небольшого классного коллектива стали нравственные нормы - заповеди:

• Старайся делать добро!

• Бойся обидеть человека!

• Люби и прощай людей!

• Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!

• Познай мир и себя!

• Стремись найти свою цель в жизни!

• Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!

• Лучше отдай свое, чем возьми чужое!

Каждый учащийся живет в своей семейке. Еженедельно у него происходит смена поручений. Дети не только оказывают помощь учителю, но и проводят беседы с одноклассниками, стараются быть лучше. Помогают при подготовке и проведении классных и общешкольных мероприятий.

Все праздники только с родителями. Вместе ведем наш семейный классный альбом, в котором отражаем самые важные моменты в жизни коллектива. Успешная работа с семьями учащихся обязательно предполагает личные контакты родителей с учителем, большую индивидуальную работу педагога с семьями. Показателем доверительных отношений являются встречи по инициативе родителей, когда нет повода для особых тревог, а родители все-таки приходят в школу.

Воспитательная система класса
"Я и окружающий мир"

Пояснительная записка

Благодаря восприятию прекрасного в

природе и искусстве, человек открывает

прекрасное в самом себе.

В.А.Сухомлинский

          Школа становится для многих ребят первым местом, где они могут быть членами относительного стабильного коллектива. Отсутствие у детей необходимых навыков взаимодействия ведёт к тому, что их общение сразу становится конфликтным, причём эти конфликты они разрешить, не способны. Это создаёт много проблем, как для самих ребят, так и для педагогов.

         Ежегодно, мы педагоги сталкиваемся с проблемой низкого уровня развития у детей младшего школьного возраста элементарных навыков взаимодействия. Поэтому возникла необходимость создание воспитательной системы класса учеников начальных классов. Система поможет развить у учащихся младшего школьного возраста навыков общения, взаимодействия и сотрудничества с ровесниками, с взрослыми. В центре внимания должно стать воспитание у детей доброжелательного отношения к людям, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения.

          Воспитательная система – это неотъемлемая часть детского коллектива. Она позволит педагогу развить познавательный интерес младшего школьника, создаст условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического самовыражения личности ученика и его физического развития.

Воспитательная система «Я и окружающий мир» составлена для учащихся с 1-4 классы.

  • 1 класс «Познай себя».
  • 2 класс «Я, семья и школа».
  • 3 класс «Я и окружающий мир».
  • 4 класс «Я и мой край».

       Она ориентирована на успешную адаптацию детей в школе, на становление классного коллектива, раскрытие способностей и склонностей каждого ребёнка в урочной и внеурочной деятельности, на вовлечение родителей учащихся в процесс образования коллектива и определения перспектив его развития. Система построена с учётом психологических особенностей и потребностей данного возраста.

        Воспитательная система большое внимание уделяет здоровью детского коллектива в рамках программы «Мой выбор. Полезные привычки». Для успешной реализации воспитательной системы проводится интеграция с внешкольными учреждениями дополнительного образования. Вся эта система работы позволит построить модель ученика начальных классов.

Цель:

  • Создать условия для выявления и самореализации творческих возможностей личности.
  • Сформировать на основе исторических и культурных традиций семьи, школы, города образовательную среду, способствующую формированию гармоничной личности, умеющей жить в коллективе.
  • Выявить и развить добрые наклонности детей живой практической деятельностью, воспитывать их внутренние качества, развивать их ум, сохранять и укреплять здоровье.
  • Развивать творческий потенциал личности младшего школьника.

Задачи:

  • Осуществлять психолого-педагогическую поддержку ребёнка в процессе адаптации к школьному обучению.
  • Организовать учебную деятельность в сочетании с игрой, трудом и общественными делами.
  • Развивать познавательные интересы детей, способствующие становлению качественно новых по содержанию познавательных процессов.
  • Организовать учебную работу школьника как деятельность, ориентирующую его на познание самого себя.
  • Воспитание общительности, своей общности с коллективом, духа товарищества и сотрудничества, желание оказывать помощь друг другу.
  • Развивать познавательный интерес к культурному наследию России .

Ожидаемые результаты:

  • Вступление ребёнка в новую социальную роль, обретение социального статуса школьника.
  • Овладение навыками нового вида деятельности – учения.
  • Изменение самого ученика, его развитие как результат учебной деятельности.
  • Формирование базовых учебных способностей.
  • Стремление к установлению новых взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
  • Построение модели ученика начальных классов.

Взаимосвязь участников воспитательной системы

Целостность, целенаправленность и эффективность воспитательной деятельности могут обеспечить только объединенные усилия всех участников учебно-воспитательного процесса.

Направление "Я и моё воспитание"

Главные идеи:

  • Принятие учащимися нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей, знаний и убеждений.
  • Предъявление нравственных требований к себе и своему поведению.
  • Воспитание нравственной культуры.
  • Осознание учащимися необходимости проявления нравственного поведения в самых непредвиденных ситуациях, сохранение чувства собственного достоинства.

Главная цель:

  • Воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых ситуациях.

Задачи воспитания:

  • Создать условия для проявления учащимися нравственных знаний, умений.
  • Знакомить учащихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений.
  • Изучать с учащимися нравственные традиции их семей.
  • Развивать у учащихся потребность в совершенствовании нравственных поступков.
  • Способность приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к проявлению безнравственных поступков.

Формы внеклассной работы:

  • Тематические классные часы.
  • Дискуссии по нравственной тематике.
  • Посещение кинотеатра.
  • Экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами города.
  • Изучение нравственного наследия.
  • Праздничные поздравления одноклассников, педагогов, родителей.

Направление "Я и моё здоровье"

Главные идеи:

  • Сохранение собственного здоровья – одна из основных обязанностей человека.
  • Экологическое воспитание и экологическая культура должны стать основой здорового смысла в сохранении человеком своего здоровья, его поведений и поступках.
  • Воспитание привычки к постоянным занятиям физкультурой и спортом не с целью спортивных достижений, с целью ежедневного оздоровления своего организма.
  • Стремление к воспитанию в человеке воли, характера, стремление к достижению невозможного.

Задачи воспитания:

  • Создать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья.
  • Учить детей рациональному правильному питанию.
  • Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.
  • Способствовать стремлению детей понять окружающий мир и анализировать свои отношения к ним.

Содержание воспитательной работы:

  • Изучение отношения родителей учащихся к данной проблеме в школе и дома.
  • Изучить состояния физического здоровья учащихся и определение возможных путей преодоления физического нездоровья, формирование интереса и желания преодолеть собственные проблемы здоровья.
  • Изучение спортивных интересов учащихся, потребностей в занятиях физкультурой и спортом.
  • Контроль результативности занятий физкультурой и спортом.
  • Демонстрация достижений учащихся занятиями физкультурой и спортом.
  • Поощрение родителей учащихся, поддерживающих деятельность школы в данном направлении.
  • «Здоровье в наших руках» - в столовую всем классом.

Формы внеклассной работы:

  • Беседы, дискуссии, игры связанные с физкультурой и спортом.
  • Спортивные соревнования в классе, школы, города.


Направление "Я и моё творчество"

Главные идеи:

  • Формирование культуры общения учащихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками.
  • Воспитание стремления учащихся к полезному времяпрепровождению и позитивному общению.

Главная цель:

  • Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами.

Задачи воспитания:

  • Формирование у учащихся культурного общения.
  • Развивать способности учащихся в самых различных видах деятельности.
  • Использовать активные и творческие формы воспитательной работы для полного раскрытия талантов и способностей учащихся.
  • Вовлекать учащихся в различные кружки, секции с учётом интересов и потребностей учащихся.
  • Стимулировать активное участие учащихся в различных видах досуговой деятельности.
  • Воспитывать справедливое отношение учащихся к способностям и талантам сверстников.
  • Воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели.
  • Оказывать помощь учащимся и их родителям в выборе кружков, секций для занятий досуговой деятельностью.
  • Представлять родителям информацию об участии ребёнка в жизни класса и школы, демонстрировать достижения.

Содержание воспитательной работы:

  • Изучение интересов учащихся, их способностей и желания участвовать в общественной жизни класса.
  • Изучение запросов родителей в развитии талантов и интересов учащихся.
  • Учёт индивидуальных возможностей учащихся и возрастных особенностей в подготовке воспитательных мероприятий.
  • Поддержка инициативы и творческих начинаний учащихся, их стремления к общению и совместному досугу.
  • Соблюдение нравственных тенденций и правовых норм в организации досуговой деятельности учащихся.
  • Соблюдение эстетических и этических норм при проведении внеклассных мероприятий любого уровня.

Формы внеклассной работы:

  • Концерты и конкурсы самодеятельного творчества и искусства.
  • Проведение праздников.
  • Конкурсы состязания талантов.
  • Чествование именинников, семей в которых растут таланты.

Направление "Я и моя семья"

Главные идеи:

  • Семья – основа будущего благополучия человека, уверенность в завтрашнем дне;
  • Ребёнок – надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение;
  • Ребёнок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки;
  • Школа должна помочь ребёнку сохранить и укрепить связи с отчим домом и семьёй.

Главная цель:

  • Осознание учащимися значимости семьи в жизни любого человека.

Задачи воспитания:

  • Влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;
  • Создание условий для эффективного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;
  • Преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в определённых семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие органы;
  • Создать условия для духовного общения детей и родителей.

Содержание воспитательной работы:

  • Создание банка данных о семьях учащихся и потребностно-ценностной сфере детей и родителей;
  • Изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;
  • Сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребёнка в семье;
  • Создания благополучной среды общения «учитель – ученик – родитель»;
  • Просвещение родителей по вопросам психологии, педагогики и воспитания учащихся;
  • Организация и проведение совместного досуга учащихся и родителей.
  • Привлечение родителей к активному участию в жизни школы, в жизни классного коллектива;
  • Демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания;
  • Поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы.

Формы внеклассной работы:

  • Тематические классные часы, посвященные истории рода и семьи («Откуда пришла моя фамилия», «Моя дружная семья», «Кем были мои прадеды?», «Наш семейный альбом», «Моя семья – чудесное место для жизни», «Реклама семейных праздников», «Мастерим мы, мастерят родители, бабушки, дедушки»).
  • Спортивные состязания «Папа, мама, я – спортивная семья».
  • Праздники – Первое сентября, День согласия и примирение, День матери, Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта.
  • Анкетирование родителей, коллективные, групповые и индивидуальные консультации и беседы.
  • Дни открытых дверей.

Направление "Я и мои знания"

Главные идеи:

  • Учащиеся должны осознавать, что развитие интеллекта необходимо им для успешного будущего.
  • Интеллектуальные возможности – это не только успешность в учении, но и осознание своего внутреннего мира, своих возможностей, своего эмоционального состояния и состояния других людей.
  • Воспитание интеллекта – это создание условий для самореализации и самовоспитания, конструктивного взаимодействия с окружающей средой, стремление к совершенствованию себя.
  • Здоровый интеллект – это умное поведение в самых различных и непредвиденных ситуациях.

Главная цель:

  • Осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самосовершенствования и успешного взаимодействия с окружающим миром.

Задачи воспитания:

  • Создавать условия для становления, развития и совершенствования знаний, учащихся средствами воспитательной работы.
  • Поощрять инициативу и стремление учащихся в повышении уровня знаний.
  • Давать учащимся проявлять свои знания в школе и за её пределами.

Формы внеклассной работы:

  • Интеллектуальные марафоны в классе, в школе.
  • Кружки по интересам в классе и в школе.
  • Творческие конкурсы: на лучшую поздравительную открытку к празднику, лучшую поделку к Новому году.
  • Экскурсии в музей, посещение выставок.
  • Встречи с талантливыми людьми нашего города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель воспитательной системы класса

Структура модели воспитательной системы класса...

Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)

Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...

Воспитательная система класса

Воспитательный  процесс - серьезный кропотливый труд.  В данной системе представлена тематика классных часов по ПДД, ППБ, ОБЖ, нравственно - духовному воспитанию, прописана циклограмма работ...

Воспитательная система класса, 3 класс, автор Давлетшина З.Г.

Система работы с классом, где преобладают учащиеся из неблагополучных семей. Проблемы класса, цель работы, направления работы, зона взаимодействия  (круг специалистов, коллектив родителей и педаг...

Воспитательная система "Я и окружающий мир" 2 класс

Сущность воспитательной системы класса характеризуют такие понятия, как «познание», «добро» и «доброта», «коллектив», «доверие», «уважение», «самостоятельность», «внимательность», «трудолюбие»....

Программа воспитательной системы "Я и окружающий мир" для обучающихся 1-4 классов

Школа становится для многих ребят первым местом, где они могут быть членами относительного стабильного коллектива. Отсутствие у детей необходимых навыков взаимодействия ведёт к тому, что их общение ср...

Опыт создания модели воспитательной системы класса (МВСК) на базе воспитательной системы лицея

Опыт создания модели воспитательной системы класса в  практике воспитателя начальной школы.  Для построения модели воспитательной системы в качестве теоретической базы  выбрана ко...