Формирование нравственных понятий «правда» и «ложь».
классный час (1 класс) на тему

Классный час.

Начинаем наш классный час.

Сегодня мы поговорим о правде и лжи.

Давайте сначала посмотрим сказку (инсценирование)

  За высокими горами, за зелеными лесами жили-были две сестры.

Одну звали Правда, другую Ложь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_nravstvennykh_ponyatiy_pravda_i_lozh.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

        

Классный час

Формирование нравственных понятий «правда» и «ложь».

2010 г.

Цели: 1) познакомить учащихся с понятиями «правда» и «ложь»;

           2) совершенствовать навыки культуры общения через речевые упражнения, скороговорки, пословицы;

           3) воспитывать такие нравственные качества, как «честность», «справедливость».

Оформление:

  1. на доске записи:

- Кто правдой живет, тот добро наживет.

- Красива ложь, да от правды не уйдешь.

- Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

2) выставка домашних сочинений на тему: «Случай, когда тебе помогла правда,а подвела ложь».

3) рисунки Правды и Лжи в представлении учащихся.

Ход

1. Орг. момент.

2. Учитель.

     Начинаем наш классный час. Сегодня мы поговорим о правде и лжи. Давайте сначала посмотрим сказку (инсценирование)

     За высокими горами, за зелеными лесами жили-были две сестры. Одну звали Правда, другую Ложь. Правда была красивой, сильной, доброй; Ложь – хитрой, изворотливой. Народ Правду любил, а Ложь стороной обходил, так как она мешала жить честно и трудиться. Вот, скажем, начинает народ сев зерна, чтобы урожай вырастить, а Ложь тут как тут:

- Что вам трудиться да спины гнуть, бросьте зерна, их ветер сам разнесет.

     Честный человек не слушает, знай себе трудится, а ленивому такой совет по нраву: ляжет под куст да и заснет. Работа кое-как выполнена, сам себя обманывает, урожаю и не бывать на его поле. А это голод для народа.

     Стал народ думать, как от Лжи избавиться. Уж и Правда ее корила и стыдила, а ей хоть бы что, знай себе, врет и обманывает. Решил народ прогнать ее вон. С тех пор бродит Ложь по свету и творит свои черные дела. До сих пор живет она с нами и никто не знает, как ее изжить с земли. Стараются люди только с Правдой дружить. Но если человек хоть раз распахнет для Лжи свое сердце, то она там и поселится и очень трудно будет от нее тогда избавиться.

     

Учитель:

- Может быть вы, ребята, знаете, как уберечь себя ото Лжи?

- Какой вы представляете Правду, а какой Ложь?

3. Рассматривание рисунков учащихся и словесное рисование портретов Правды и Лжи.

4. Работа над словами близкими по значению к понятиям правда и ложь.

Учитель:

- Теперь я назову слова близкие по значению словам «правда» и «ложь», а вы поможете мне правильно расположить их. Это слова синонимы, т.е. близкие по значению словам «ложь» и «правда», а вы поможете мне правильно расположить их. Это слова синонимы, т.е. близкие по значению.

(Таблицы-карточки со словами располагаются на доске в два столбика)

ПРАВДА                                    ЛОЖЬ

Слова: истина, неправда, вранье, обман, честность, порядочность, ябедничать, доброта, лень, злость, мудрость.

- Какие еще слова можно добавить? Назовите их.

5. Учитель:

- А теперь посмотрим, как вы ответили на вопросы анкеты.

Анкета.

  • Что значит быть честным?

    (Никого никогда не обманывать, говорить только правду. Значит, не лгать, не   врать)

  • Что бы ты выбрал: горькую правду или сладкую ложь? (Если не сказать правду, то будет стыдно. Хоть ложь и сладкая, но она всегда наказуема. Правда всего сильней.)
  • Какой сказочный герой часто прибегает ко лжи и обману? ( Лиса)
  • Назовите сказки, в которых встречается Правда и Ложь.
  • Ситуация: вы разбили красивую дорогую вазу, опоздали на урок, разбили мячом стекло, получили двойку. Как сказать об этом родителям?
  • Были ли у вас ситуации, когда вы пользовались обманом?

6. Чтение домашних сочинений-миниатюр о правде и лжи.

7. Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о правде и лжи, которые написаны на доске.

Учитель:

- А какие пословицы и поговорки о правде и лжи вы знаете?

Дети:

- Втирать очки.

- Без правды не житье, а вытье.

- Вранье не введет в добро.

- Вранью короткий век.

- В ком добра нет, в том и правды мало.

- Где правда, там и счастье.

- Какова резва ни будь ложь, а от правды не уйдешь.

- За правду-матку и помереть сладко.

- Правда груба, да нам люба.

- Правда беды не приносит.

- Неправда выйдет наружу.

8. Работа над рассказом В. Осеевой «Что легче?» (Инсценирование рассказа)

       Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошел. Идут домой – боятся.

        - Попадет нам дома!

        Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

        - Я скажу,- говорит первый,- будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет бранить.

         - Я скажу,- говорит второй,- что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

     - А я правду скажу,- говорит третий.- Правду всегда легче сказать, потому что она -  правда и придумывать ничего не надо.

       Вот разошлись они по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка – глядь, лесной сторож идет.

      - Нет,- говорит,- в этих местах волков.

      Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь – вдвое.

      Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут – в гости идет. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь – вдвое.

      А третий мальчик как пришел, так с порога во всем повинился. Поворчала на него тетка, да и простила.

- Какая пословица подходит к этому рассказу? ( «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»)

9. Разбор значения слова «ябеда»

Учитель:

- Часто ребят, которые говорят учителю о плохом поступке какого-то ученика. И порой это бывает несправедливо. Послушайте рассказ, который так и называется «Ябеда».

Вася вбежал в класс, когда Саша складывал черепки разбитого цветочного горшка. Черепки соединились, и не было видно, что горшок разбит.

     Начался урок. Учительница и ребята сначала ничего не заметили. Но вдруг горшок развалился.

      - Кто разбил горшок? – спросила учительница.

      Все молчали. Вася посмотрел на Сашу. Тот молчал. Тогда Вася встал и сказал:

       - Это сделал Саша, я видел. Он нечаянно задел горшок, и горшок разбился.

       Кто-то из ребят тихо сказал: «Ябеда»

- А как вы считаете, ребята? Справедливо ли обозвали ребята Васю ябедой?

- Как бы вы поступили на месте Саши, который разбил горшок?

- Какому человеку на свете легче жить честному или лживому?

10. Вывод.

Учитель:

- Сегодня мы с вами поговорили о правде и лжи. Правда и ложь, также как и добро и зло, ходят рядом. Пока вы еще школьники и не совсем полно осмысливаете эти понятия. Радостно то, что вы понимаете: говорить правду нужно не боясь. Ложь обходите стороной.

    Врать можно только лишь как герои рассказа Н. Носова «Фантазеры» или герои рассказа: «Про Толю, конфеты и волков».

 

    - Девочки, у вас йода нет?

    -  Нет, а тебе зачем?

   Толик скромно опустил голову:

     - Сейчас два пятиклассника к малышу приставали, хотели книжку отнять. Я одному – раз, другому – два, третьему – три и палец ушиб.

   Девочки удивленно переглянулись:

   - Но ведь их двое было, а ты третьему…

   - Но потом еще один подбежал. Но это мелочи. Главное – я одного через бедро, другого через колено, третьему в лоб, четвертому в нос…

   - Откуда же четвертый взялся!? – перебила его Света.

 - А… Это брат первого мимо проходил, семиклассник, ну я и ему.

  Таня прижала маленькие ладошки к щекам.

 - И тебе не жалко их было?

 - А чего их жалеть, хулиганов и трусов? Ведь ко мне не один подошел, а сразу пятеро!

 - Как пятеро? Четверо было…- улыбнулась Света.

 - Ну да… потом друг  второго увидел, как я их отделываю, тоже подбежал. А у него собака – бык! Думал, что я испугаюсь, а я собаку за шею приподнял и в кусты забросил! Чего ее бояться? Да я на волков с палкой ходил!

   Девочки открыли рот.

  - Да, да! Брал с собой кулек конфет и шел в дремучий лес. Волки вышли голодные, штук пять. Окружили меня, сидят и думают: «Кому что достанется». А я бросаю им конфеты, конфеты ведь вкуснее чем я. Волки набрасываются на конфеты! Но всем не хватает, их же штук пятьдесят!

   - Пять…- нерешительно поправила Таня.

   - Пять – это сначала. Потом прибежали родственники, друзья… Короче, их пятьдесят, а я один! Конфет, конечно, всем не хватило, волки стали ссориться, кусаться, друг на друга бросаться.

  - Ну, а ты? – Светина улыбка становилась все шире.

  - Я хожу и палкой их, палкой! Десять минут  -  сто шкур! Вызываю машину по телефону, отправляю все на фабрику. Потом, конечно, премия, газеты, слава, известность.

  Таня хохочет:

   - Мы только сейчас эту газету читали.

   - Какую газету? – Толя подозрительно смотрит на девочек.

   - «Прихоперье» на 44-й странице!

    Девочки еле сдерживаются от смеха.

   - Так в газете всего четыре страницы! Издеваетесь!? – Толя начинает злиться.

   - Это раньше было четыре, а как про твои подвиги узнали… - говорить дальше, у Светы нет сил.

   - Хоть бы одну волчью шкуру подарил, - худенькая, скромная Таня хохочет до слез.

   А Толик пошел дальше.

Учитель:

- Так над кем же и чем мы смеемся этом рассказе?

- Можно ли назвать Толю лгуном? Почему?

- Почему мы смеемся над Толей?

- Наверно можно открыть «Конкурс веселых вралей», а этот конкурс можно открыть рассказом о Толе.

11. Итог.

Учитель:

- В заключении, ребята,  послушайте внимательно стихотворение и сделайте для себя вывод.

На свете так бывает,

Порой не разберешь:

С тобою правда рядом

Иль вкрадчивая ложь.

Как в этом разобраться?

Как научиться жить,

Чтоб только с правдой рядом,

А с ложью не дружить!

Бывает ложь красива,

А правда так горька.

Но человеку честному

Та горечь  не страшна!

Давайте мы, ребята,

На свете честно жить,

Не будем лгать, а только

Правду говорить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правда и ложь, или путешествие Лунтика в страну поЗНАЙка.

 Классный час  «Правда и ложь»  на нравственную тему, его можно провести в 1 или 2 классе. Цель: знакомство с понятиями правда и ложь,              совершенствовать навыки культуры общения,           ...

Классный час во 2 классе на тему "Правда и ложь".

Классный час формирует у детей нравственные качества - честность и справедливость....

2012 г. Классный час "Правда и ложь"

Классный час, посвященный понятиям "правда" и "ложь"...

Беседа с учениками: "Правда и ложь."

Воспитательная беседа с учениками 3 класса содержит проблемный вопрос( к чему же соотнести фантазию). Урок содержит технологическую карту, презентацию, конспект занятия, а также различные формы р...

Классный час "Правда и ложь"

Классный час  формирует у учащихся нравственные понятия "правда", "ложь", совершествует навыки общения....

Классный час "Правда и ложь"

Цель классного часа :формировать нравственные качества – честность, справедливость, выяснить, что обозначает понятие «обман», его морально-этические стороны, каковы могут быть его последствия...

Классный час "Формирование нравственных понятий „правда” и „ложь”.

На классном часе я знакомлю учащихся с понятиями " правда" и "ложь",совершенствую культуру общения через пословицы, скороговорки, речевые упражнения, воспитываю нравственные качества: чествность, спра...