Программа развития учреждения "Модель адаптивного СРЦ"
материал по теме

Комарова Ирина Александровна

Материал содержит программу развития реабилитационного центра на ближайшие три года

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_razvitiya_uchrezhdeniya.doc226 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Директор ОГКУ «СРЦН

г.Неи и Нейского района»

________________ Е.Л.Жигалова

Приказ № __  от «___» ____________ 2013 г.

Областное государственное казенное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г.Неи и Нейского района»

ПРОГРАММА

развития учреждения  на 2013 – 2015 годы

«Модель адаптивного СРЦ»

Разработчики: директор Елена Леонидовна Жигалова

зам.директора Ирина Александровна Комарова

Введение.

       Программа развития ОГКУ «СРЦН г. Неи и Нейского района» на 2013-2015 г.г. представляет собой долгосрочный  нормативно - управленческий  документ и представляет собой усовершенствованный вариант аналогичной программы на 2010-2012 г.г.  Программа характеризует уже имеющиеся  достижения  и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи, направления реабилитационной работы с семьей и воспитанниками  и особенности организации кадрового и методического обеспечения реабилитационного процесса, инноваций в работе, основные планируемые конечные результаты, критерии.

     Реабилитационный центр должен помочь ребенку  и семье преодолеть трудную жизненную ситуацию, помочь успешно социализироваться в окружающей среде.

      В процессе реабилитации программы в рамках деятельности  Учреждения предполагается развитие модели  адаптивного СРЦ, которая всесторонне учитывает сущность, содержание, организацию, а также условия и факторы продуктивного  реабилитационного процесса и воспитания, объединенных и выделенных приоритетах:

- личность участников реабилитационного процесса  (воспитанник – родители, педагоги, специалисты), ее самооценка, развитие,

- гуманизм, как основа реабилитационного процесса, определяющего  место человека в обществе.

Анализ действия программы за период с 2010 г. по 2012 г.

       За период реализации программы в 2010-2012 г.г., в рамках 120 ФЗ. «Об основах системы профилактики  безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних» от 24.06.1999 года, заключены Соглашения о сотрудничестве со всеми органами системы профилактики, и дальнейшая работа строится на основании этих соглашений. Произошел значительный рост процента возврата детей в кровную семью с 70 % в 2010 г. до 85 % в 2012 г. (без учета детей-сирот – 100 %). К 2013 г. учреждение подошло со 100 % устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в семейно-замещающие формы жизнеустройства, ни один ребенок в 2012 г. не был помещен в госучреждения (2010 г. – 4 чел.).

     За время действия программы развития разработаны и внедрены критерии качества социальных услуг, система качества учреждения, система внутреннего контроля, в 2011 году разработаны новые диагностические методики.

     С 2010 – 2012 г.г. прошли курсы повышения квалификации 6 педагогов: 5 воспитателей и педагог-психолог, за период до 2010 г. обучение на курсах прошел только специалист по социальной работе. Впервые директор и зам.директора прошли обучение  на курсах по ГО и ЧС, пятеро работников - по пожарно-техническому минимуму. В 2010 г. на первую квалификационную категорию были аттестованы директор и зам.директора, в 2011 г. – трое воспитателей, имеющих  2 квалификационную категорию, прошли аттестацию и получили первую квалификационную категорию, в 2012 г. – 1 воспитатель аттестован на первую квалификационную категорию.

     В 2011 году воспитатель учреждения победила в областном конкурсе на звание «Лучший работник учреждения социального обслуживания», в номинации «Лучший воспитатель», двое воспитателей, совместно с воспитанниками, получили Диплом 1 степени за участие в областном конкурсе «Вифлеемская звезда», в номинации «Изобразительное искусство».

     Усовершенствовалась материально-техническая база учреждения. По программе «Семья для каждого ребенка» получено следующее оборудование:

- компьютер

- спортивный инвентарь

- лыжи и коньки

- сюжетно-ролевые игры

- развивающие игры

- сенсорная комната

      Благодаря помощи шефов на игровой площадке установлен спортивный комплекс, построен теневой навес, получено оборудование для медицинского кабинета, музыкальный центр, фотоаппарат.

     Эти факторы являются показателями работы учреждения и могут служить площадкой для его дальнейшего развития.

 I.  Информационная справка об Учреждении.

1. Общая характеристика

      Реабилитационный центр в г. Нее существует с 1 февраля 1995 года. Учредителем Учреждения  является  Департамент социальной защиты населения.

      В 2006 году Учреждение переехало в двухэтажное  кирпичное здание, после капитального ремонта. Общая площадь здания – 502,7 кв.м. Площадь для размещения воспитанников  - 204 кв. м. На одного воспитанника приходится  - 20,3 кв. м., что соответствует требованиям САНПИНа. Центр имеет санитарно – эпидемиологическое заключение о наполняемости – 15 человек.

       Отопление Учреждения от  собственной котельной.

  Для осуществления нормальной реабилитационной работы имеется:

- медицинский кабинет;

- приемник;

- изолятор;

- игровая комната;

- тренажерный зал;

- мастерская для кружковых занятий;

- классная комната для подготовки уроков.

   Для работы специалистов в Учреждении оборудован методический кабинет.

   В соответствии с САНПИНом в Учреждении  оборудованы пищеблок, столовая, прачечная, душевая на 2 кабинки, складские помещения для вещей и продуктов, санитарные помещения.

   Техническое состояние Учреждения удовлетворительное.

   Здание оборудовано пожарной сигнализацией. Установлен объектовый приемопередатчик для вывода сигнала о срабатывании пожарной сигнализации на пульт дежурного.

    15 декабря 2008 года Учреждение получило лицензию на осуществление медицинской деятельности при осуществлении доврачебной медицинской помощи по: сестринскому делу в педиатрии.

   В соответствии со стандартами социального обслуживания  Учреждение осуществляет прием детей через ОГБУЗ «Нейская ЦРБ»

   За 2012 год реабилитацию прошли 62 воспитанника из 32 семей.

   На базе СРЦ проходит кружковая работа:

- «Оформительский»;

- «Хозяюшка»;

- «Волшебный завиток»;

- «Самоделкин»;

- «Волшебная иголочка».

2. Кадровое обеспечение.

   В Учреждении утверждены 32.5 штатные единицы. Всего работников 29. Из них административно – управленческий персонал составляет 5 ед., что составляет (15,4 %) к общей численности. Основные работники – 13,5 ед. (37 %) из них 7 педагогов, вспомогательные работники 14 ед. (47,6 %).

а) уровень образования и квалификации педагогических работников.

      5 педагогов-воспитателей имеют среднее специальное образование по квалификации:

воспитатель дошкольного образования – 2;

учитель начальных классов – 3;

- педагог-психолог имеет высшее педагогическое образование

Характеристика квалификаций:

- педагоги с высшей квалификационной категорией – 0;

- первой  –  4 человека;

- второй – 1 человека.

  Стаж работы в учреждении педагогических сотрудников  составляет от 0 до 16 лет.

           Учреждение кадрами обеспечено.

 В реабилитационном центре действуют:

- методическое объединение педагогов;

- социально – педагогический совет;

- медико – психолого – педагогический консилиум;

- «Школа для родителей

- Совет по профилактике правонарушений несовершеннолетних

- комиссия по проверке и оценке качества услуг;

- Совет трудового коллектива.

3. Управление Учреждением.

     Управление деятельностью Учреждения осуществляется директором и заместителем директора.

    Директор имеет высшее профессиональное образование, стаж работы в учреждении 12 лет, в данной должности – 5 лет.  Заместитель директора имеет высшее профессиональное образование, стаж работы в учреждении – 16 лет, в данной должности –  6 лет.

    Директор осуществляет координацию усилий всех участников реабилитационного процесса, через совет трудового коллектива, общее собрание коллектива, социально – педагогический совет. Заместитель директора реализует оперативное управление реабилитационным процессом.

5. Адресная направленность

  • социально – неблагополучные семьи (ФЗ № 120 ст.13, п.5, п.п.2);
  • родители, не выполняющие надлежащим образом свои обязанности  по воспитанию, обучению и содержанию детей (ФЗ № 120 ст.13, п.5, п.п.2);
  • дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (ФЗ № 120 ст.13, п.2, п.п.1);
  • граждане, изъявившие желание принять  на воспитание детей – сирот (ФЗ № 120 ст.13, п.5, п.п.5);
  • семьи, принявшая на воспитание детей – сирот (ФЗ № 120 ст.13, п.5, п.п.5);
  • дети из семей группы риска, находящихся в трудной жизненной ситуации (ФЗ № 120 ст.13, п.2, п.п.6).

II. Межведомственное взаимодействие или единое реабилитационное пространство.

  Реабилитационный центр для несовершеннолетних  работает в соответствии 120 ФЗ. «Об основах системы профилактики  безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних» от 24.06.1999 года. В рамках закона осуществляется  тесное взаимодействие со всеми органами системы профилактики.

 

Функции деятельности субъектов межведомственного взаимодействия по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.

Учреждения социального обслуживания

МТОСЗН, О и П № 4 по г. Нее и Нейскому району:

  1. Осуществляет меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних  и организует индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними
  2. Контролирует деятельность подведомственных учреждений
  3. Внедряет в деятельность учреждений современные методики и технологии социальной реабилитации
  4. Организует совместную деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
  5. Оказывает правовую помощь подведомственным учреждениям
  6. Определяет жизнеустройство несовершеннолетних с учетом их интересов и состояния здоровья
  7. Защищает личные и имущественные интересы несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.

ОГКУ «Нейский КСЦОН»

  1. Осуществляет меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних  и организует индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними
  2. Организует совместную деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
  3. Оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним и их родителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса  несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи
  4. Участвует в выявлении семей группы риска, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении
  5. Информирует органы системы профилактики о родителях, не исполняющих свои обязанности по воспитанию и содержанию детей
  6. Ведет подготовку детей, оставшихся без попечения родителей, для передачи их в замещающие семьи или государственные учреждения

ОГКУ «СРЦН  г. Неи и Нейского района»

  1. Организует совместную деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
  2. Принимает участие в выявлении и устранении причин и условий способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних
  3. Оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним и их родителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса  несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи
  4. Содержит несовершеннолетних на полном государственном обеспечении, осуществляет их социальную реабилитацию, защиту их прав и законных интересов, организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних по соответствующим образовательным программам, содействует их профессиональной ориентации и получению ими специальности
  5. Уведомляет родителей несовершеннолетних или их законных представителей о нахождении несовершеннолетних в учреждении
  6. Содействует органам опеки и попечительства в осуществлении устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей
  7. Участвует в выявлении семей группы риска, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении
  8. Осуществляет социальную реабилитацию несовершеннолетних и их семей
  9. Осуществляет наблюдение и контроль за ситуацией дальнейшего пребывания несовершеннолетних, после передачи их в кровную семью, в течении 6 месяцев
  10. Информирует органы системы профилактики о родителях, не исполняющих свои обязанности по воспитанию и содержанию детей
  11. Ведет подготовку детей, оставшихся без попечения родителей, для передачи их в замещающие семьи или государственные учреждения

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав:

  1. Осуществляет меры по восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным деяниям несовершеннолетних
  2. Организует контроль за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также за обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
  3. Осуществляет меры по координации деятельности органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
  4. Готовит совместно с соответствующими органами или учреждениями материалы, предоставляемые в суд, по вопросам, связанных с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством РФ
  5. Рассматривает представления органа управления образовательным учреждением об исключении несовершеннолетних, не получивших основного общего образования, из образовательного учреждения и по другим вопросам их обучения, в случаях предусмотренных законодательством РФ
  6. Оказывает помощь в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений  уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществлении иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних
  7. Применяет меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ

Органы внутренних дел:

Подразделение по делам несовершеннолетних

  1. Проводит индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, а также их родителей или законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение, либо жестоко обращающихся с ними, других несовершеннолетних, их родителей или законных представителей при необходимости предупреждения совершения ими правонарушений и с согласия органов внутренних дел
  2. Выявляет лиц, вовлекших несовершеннолетних в совершение преступления и (или) антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносит предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством РФ
  3. Осуществляет меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения
  4. Рассматривают в установленном порядке заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно-опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении или ненадлежащем исполнении их родителями или законными представителями либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетнего
  5. Участвуют в подготовке материалов в отношении несовершеннолетних, для рассмотрения возможности их помещения в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей
  6. Участвуют в подготовке материалов, необходимых для внесения в суд предложений о применении к несовершеннолетним, их родителям или законным представителям мер воздействия, предусмотренных законодательством
  7. Вносит в уголовно-исполнительные инспекции органов юстиции предложения о применении к несовершеннолетним, контроль за поведением которых осуществляют указанные учреждения, мер воздействия предусмотренных законодательством РФ
  8. Информирует заинтересованные органы и учреждения  о безнадзорности, правонарушениях и об антиобщественных деяниях несовершеннолетних, о причинах и об условиях, способствующих этому
  9. Принимает участие в установленном порядке в уведомлении родителей или законных представителей о доставлении несовершеннолетних в подразделение органов внутренних дел в связи с их безнадзорностью, беспризорностью, совершением ими правонарушения или антиобщественных действий

Подразделения криминальной полиции

  1. Выявляют предупреждают, пресекают преступления несовершеннолетних, а так же устанавливают лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших
  2. Выявляют несовершеннолетних правонарушителей, группу таких лиц, а также несовершеннолетних, входящих в организованные преступные группы или сообщества и принимают меры по предупреждению совершения ими преступления
  3. Осуществляют меры противодействующие участию несовершеннолетних в незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ
  4. Выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений, антиобщественных действий и (или) преступную группу и применяют к ним меры воздействия, предусмотренные законодательством РФ
  5. Принимают участие в розыске несовершеннолетних, без вести пропавших, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, уклоняющихся от отбывания наказания или принудительных мер воспитательного воздействия, совершивших побег из учреждений уголовно-исполнительной системы или самовольно ушедших из семей, специализированных учебно-воспитательных учреждений или центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей

Органы управления образованием и образовательные учреждения:

  1. Контролируют соблюдение законодательства РФ в области образования несовершеннолетних
  2. Участвуют в организации летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних
  3. Ведет учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях
  4. Разрабатывают и внедряет в практику образовательных учреждений программы и методики направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних
  5. Оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонение в развитии или поведении либо проблемы в обучении
  6. Выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, а также пропускающих занятия по неуважительным причинам, принимает меры по их воспитанию и получению ими основного общего образования
  7. Выявляют семьи, находящиеся в социально-опасном положении, оказывает им помощь в обучении и воспитании детей
  8. Обеспечивают организацию в общеобразовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и других кружков, клубов, и привлечение к участию в них несовершеннолетних
  9. Оказывают помощь в организации обучения несовершеннолетних в условиях учреждения
  10. Организуют беспрепятственный прием воспитанников учреждения в школы города и района
  11. Организуют устройство несовершеннолетних, ушедших в кровную семью, в дошкольные учреждения, школы, школы-интернаты, учреждения профессионального образования

Органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения:

  1. Организуют распространение санитарно-гигиенических знаний среди несовершеннолетних и их родителей или законных представителей, а так же пропаганду ЗОЖ
  2. Осуществляют круглосуточный прием и содержание заблудившихся, подкинутых и др.детей, в возрасте до 4-х лет, оставшихся без попечения родителей или законных представителей
  3. Осуществляют медицинское обследование несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, либо имеющих родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а так же содействует органам опеки и попечительства в устройстве таких несовершеннолетних
  4. Оказывают консультативную помощь работникам органов системы профилактики, а так же родителям или законным представителям
  5. Выхаживают и воспитывает детей, в возрасте до 4-х лет, оставшихся без попечения родителей или законных представителей либо имеющих родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а так же содействует органам опеки и попечительства в устройстве таких несовершеннолетних
  6. Осуществляют круглосуточный прием несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, для оказания им медицинской помощи при наличии показаний медицинского характера
  7. Оказывают специализированную диагностическую и лечебно-восстановительную помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии
  8. Готовят заключения о состоянии здоровья несовершеннолетних совершивших преступление или общественно-опасное деяние, в целях определения у них наличия (отсутствия) противопоказаний медицинского характера для направления в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа
  9. Обеспечивают выявление, учет, обследование и лечение несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические вещества, психотропные или одурманивающие вещества, а так же осуществляет другие, входящие в их компетенцию меры по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании несовершеннолетних и связанных с этим нарушений в их поведении
  10. Выявляют источники заболеваний, передаваемых половым путем, обследование и лечение несовершеннолетних, страдающих этими заболеваниями
  11. Принимают на лечение и обследование несовершеннолетних, помещенных в учреждение
  12.  Информируют органы системы профилактики о родителях, не исполняющих свои обязанности по воспитанию и содержанию детей

ОГКУ «Центр занятости по Нейскому району»

  1. Участвует в профессиональной ориентации несовершеннолетних, а также содействует трудоустройству несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства
  2. Организует экскурсии на предприятия города и средние специальные учреждения.

Другие органы и учреждения, общественные объединения, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Прокуратура:

  1. Осуществляет прокурорский надзор за соблюдением законов органами  и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
  2. Проводит консультирование по вопросам защиты прав несовершеннолетних и их семей.
  3. Оказывает  юридическую помощь специалистам всех органов системы профилактики

Средства массовой информации:

  1. Оказывают содействие в распространении информации о деятельности учреждений с целью привлечения внимания общественности к проблемам социального сиротства.

Органы учреждения культуры, досуга, спорта и туризма:

  1. Привлекают несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, к занятиям в художественных, технических, спортивных и других клубах, кружках, секциях, способствующих приобщению к ценностям отечественной и мировой культуры
  2. Оказывают содействие специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, специальным учебно-воспитательным учреждениям и центрам временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей в организации спортивной и культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними, помещенными в учреждения
  3. Проводят  социально значимые мероприятия

Обоснование проблемы.

      Несмотря на систематическую ежегодную целенаправленную работу с семьями группы риска, и постепенное снижение их количества, оно все равно остается высоким, да и  число родителей, лишенных родительских прав практически уменьшается не в том темпе как хотелось бы.

      Небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший Россию, привёл к социально-опасному росту числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической, или структурной дезорганизации. Резкое падение жизненного уровня населения, безработица вызвали такое явление, как отказ от ребёнка в связи с невозможностью его прокормить. Системный кризис в российском обществе стал причиной роста преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, всех составляющих семейного неблагополучия. Несмотря на относительную стабильность последнего времени, указанные явления не изжиты.

       Разнохарактерные кризисные явления и  недуги, поразившие сотни тысяч семей (нарушение их структуры и функций; рост числа разводов и количества неполных семей; асоциальный образ жизни многих семей; ухудшение условий содержания детей; физические и психо-эмоциональные перегрузки родителей, их невротизация, сужение сферы позитивного взаимодействия родителей и детей, распространение жестокого обращения с детьми в семьях; отсутствие адекватных законодательных мер по защите детей от насилия) крайне негативно сказываются на социальном развитии, на характере поведения, нравственно-эмоциональном развитии детей.

       Происходящие в обществе изменения ценностных ориентаций, падение нравственного и культурного уровня, психологическая дезадаптация  значительной части населения негативно сказываются на социализации детей и подростков. Растущие масштабы асоциального поведения взрослых стимулируют развитие аналогичных деструктивных процессов и в детской среде. Деформации и разлад детско-родительских отношений, неразвитость чувства ответственности за судьбу своего ребёнка, комплекс ряда других значимых неблагоприятных факторов повлекли за собой крайне тревожный масштаб социального сиротства.

        Поэтому важнейшим аспектом в работе реабилитационного центра была и остается профилактическая и коррекционно – реабилитационная работа с семьями группы риска.   Ведь  нередко обстановка в семье настолько критическая, что самостоятельно  выйти из этой ситуации она не может и требуется помощь извне.

   Большинство семей остро нуждаются в социально-педагогической и психологической помощи, коррекции детско-родительских отношений. Поэтому специалисты учреждения занимаются как сопровождением кровных, так и замещающих семей. Для оказания конкретной помощи семье специалисты центра работают в тесном взаимодействии с организациями и службами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.     Если работа с семьей не дает результатов, если родители уже полностью деградировали и  к ним приходится применять крайнюю меру – лишение родительских прав, тогда вся работа специалистов направлена на устройство детей в семейно-замещающие формы жизнеустройства.      

   Программа направлена  на целенаправленную реабилитационную  работу с семьями и с детьми, на повышение адаптивной способности Учреждения, что позволит поднять реабилитационную работу на более высокий уровень.  

Основные социальные показатели Учреждения (Приложение 3)

III. Законодательная база

1.ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики  безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних» от 24.06.1999 года.  

2. Конвенция  ООН о правах ребенка.

3. Конституция РФ.

4. Постановление правительства РФ от 27.11.2000 года № 896 «Об утверждении примерных  положений о специализированных учреждениях  для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации».

5. Семейный кодекс РФ.

6. ЗКО « О гарантиях прав ребенка».

7. Стандарты  социального обслуживания .

8. Устав.

IV. Сроки реализации .

      Январь 2013 г. - декабрь 2015 г.

Финансовое обеспечение:

      Выполнение программы обеспечивается за счет средств областного бюджета и дополнительно привлеченных средств (спонсорские  средства, добровольные пожертвования).

Концепция желаемого будущего.

       Желаемый результат возникает при анализе существующей ситуации в СРЦ, то есть выявления потенциальных «Факторов роста», «Факторов развития», которые уже на сегодняшний момент имеются в учреждении:

- сложившиеся традиции в реабилитации, развитие и воспитание в течение последних лет;

- хороший кадровый потенциал, обладающий необходимым уровнем знаний и способный к творческой поисковой работе;

- увеличение роста до 100 % возврата в кровную семью.

       Эти факторы развития могут служить стартовой площадкой для дальнейшего развития учреждения.

Главная идея, положенная в основу концепции - наиболее качественное проведение реабилитационных мероприятий, направленных на:

- уменьшение количества повторных помещений в учреждение;

- рост  процента  возвращения ( до 100 %)  воспитанников в кровную семью;

- 100% устройство детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семейно-замещающие формы жизнеустройства;

- уменьшение количества неблагополучных семей;

Цель программы – создание безопасных, благоприятных условий для всестороннего развития личности каждого ребенка

Задачи программы:

  • Социальная поддержка семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • Своевременное выявление семей группы риска, их социальное сопровождение и реабилитация;
  • Организация работы по межведомственному взаимодействию;
  • Оказание целенаправленной адресной помощи семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации
  • Пропаганда здорового образа жизни;
  • Создание условий для развития форм семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;
  • Внедрение новых форм работы в коррекционно-реабилитационный процесс.

Концепция реабилитации – коррекционная, в основе которой:

- социальная адаптация воспитанников в реальной жизни;

- реабилитация кровной семьи;

- коррекция детско – родительских отношений;

- психологическая коррекция, снятие трудностей обучения, общения, взаимоотношений в   обществе.

 

Принципы реализации программы:

    В основу организации реабилитационного процесса положены следующие принципы:

1. Принцип личностного подхода:

  • ценность личности, заключающаяся в самоценности ребенка;
  • уникальность личности, состоящая в признании индивидуальности каждого ребенка;
  • субъективность  реабилитационного процесса ориентация на внутреннюю мотивацию и свободу выбора ребенком  сфер приложения сил  к окружающей жизни;
  •  самореализация – раскрытие и развитие природных возможностей, задатков, способностей, потребностей, склонностей;
  •  социализация – осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной, духовной жизни; адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни;

2. Принцип реальности предполагает:

  • тесную координацию целей и направлений реабилитации с объективными тенденциями развития жизни общества,
  • развития у воспитанников и их семей качеств, которые позволяют им успешно адаптироваться к трудностям и противоречиям современной жизни.

3. Принцип гуманности предполагающий

  • создание в Учреждении атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважении чести и достоинстве личности ребенка, его семьи;
  • формирование в учреждении действенной альтернативы тем тенденциям развития современной цивилизации в целом и Российского общества в частности, которые разрушают человеческую личность (обстановка нетерпимости, насилия, экстремизм, жестокость, грубость, хамство, несправедливость в отношениях между личностями, народами, нациями;
  • развитие таких ценностей и приоритетов, как сохранение и развитие жизни на земле, разумное отношение к природным богатствам Костромской области;
  • формирование человеческих взаимоотношений на основе дружелюбия, доброжелательности, национального согласия, сотрудничества, взаимной помощи, заботы и ответственности, справедливости, правдивости, честности, совести, порядочности;
  • улучшение качества работы педагогической и социально – психологической помощи воспитанникам и их семьям.

4. Принцип демократичности предполагающий: 

  • организацию всей деятельности Учреждения на основе подходов, противоположных авторитарности, бюрократии с одной стороны и анархической вседозволенности с другой, реализующуюся в системе реабилитации;
  • разработку системы локальных актов, определяющих содержание, цели по определенным направлениям деятельности Учреждения;
  • создание отношений в коллективе, на основе взаимного уважения, прав и свобод воспитанников их семей и педагогов;
  • разработка и внедрение в Учреждении правил поведения, устанавливающих взаимную ответственность членов коллектива в осуществлении личных прав и свобод.

5. Принцип научности предполагающий: 

  • развитие у воспитанников современного научного мировоззрения, понимания места и роли человека в мире и обществе.
  • постоянное обновление содержания реабилитационных  программ и пособий;
  • внедрение инновационных технологий;
  • создание эффективной системы научно – методического информирования педагогов, постоянного повышения уровня их эрудиции и культуры, профессиональной компетенции.

6. Принцип эффективности.

  • Социальные взаимодействия предполагают формирование навыков социальной адаптации, самореализации.

Модельное представление  социально реабилитационного  центра.

      Разработчиком программы в перспективе видится современное, технически оборудованное Учреждение, которое 100%  соответствует социальным стандартам социального обслуживания и удовлетворяет требованиям пожарной, санитарной служб,  электробезопасности, имеет профессиональный кадровый состав, обеспечивает эффективное развитие ребенка и возвращение его в кровную социально- адаптированную семью.

                                Модель ребенка, прошедшего  реабилитацию.

                 

Направление

Критерии

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Гражданственность и

правовая культура

(ФЗ № 120 ст.13, п.5, п.п.3)

Нравственность

(ФЗ № 120 ст.13, п.5, п.п.3)

Интеллектуальность

(ФЗ № 120 ст.13, п.5, п.п.2,3)

Общая культура

(ФЗ № 120 ст.13, п.5, п.п.2,3)

ЗОЖ

(ФЗ № 120 ст.13, п.5, п.п.3)

Готовность к труду

(ФЗ № 120 ст.13, п.5, п.п.3)

Экологическая культура личности

(ФЗ № 120 ст.13, п.5, п.п.3)

- знание своих прав и обязанностей;

- долг и ответственность перед семьей и обществом;

- осознанность своих поступков;

- патриотизм;

- правдолюбие;

- любовь к родному городу и области;

- уважение к традициям русского народа;

- самостоятельность в принятии решений.

-понятие чести и достоинства;

- выдержка, умение жить в коллективе;

- взаимопонимание и взаимовыручка;

- доброта;

-милосердие;

- честность, порядочность;

- понимание другого человека;

- уважение к старшим;

- уважительное отношение к чужому труду;

- гуманизм;

- обязательность.

- сформированный запас знаний, умений и навыков

(ЗУН);

Использование ЗУН по практике;

- понимание, что учеба – это труд;

- стремление к познанию;

- расширение своего кругозора;

- восстановление статуса, как ученика;

- умение анализировать;

- самостоятельность мышления;

- любознательность;

- способность к самообразованию.

- приобщение к ценностям своего народа, традициям, обычаям;

- чувство прекрасного;

- опрятный внешний вид;

- культура поведения и общения;

- приобретение навыков этикета;

- приобщение к художественным  ценностям;

- знание норм морали;

- уважительное отношение к прошлому;

- стремление к здоровому образу жизни;

- осознанный отказ от вредных привычек;

- любовь к физкультуре и спорту;

- двигательная активность;

- закаливание;

- соблюдение личной гигиены;

- просвещенность в вопросах взаимоотношений полов;

- стремление к достижению спортивных результатов;

- полноценное физическое развитие;

- овладение трудовыми навыками и умениями;

- способность к самообслуживанию;

- подготовленность к самостоятельной жизни;

- профориентация;

- уважительное отношение к чужому труду;

- владение навыками прикладного труда;

- любовь к природе и ее охрана;

- бережное отношение к природным ресурсам;

- забота о братьях наших меньших;

- эстетическое восприятие окружающей природы;

- добровольное участие в экологических акциях.

        Модель семьи прошедшей реабилитацию.

1.

Социализация

(ФЗ № 120 ст.13, п.5, п.п.2)

- гуманные,  доверительные отношения между детьми и взрослыми;

- богатство сферы общения;

- наличие семейных традиций;

- совместные увлечения родителей и детей;

- благополучная нравственная семейная атмосфера;

- ведение здорового образа жизни;

- трудоустройство;

- стабильный доход;

- умение самостоятельно решать бытовые проблемы;

- организованный быт;

- правовая культура.

Приоритетные проблемы и их структурирование.

  Исходя из поставленной цели, выдвигаются следующие группы задач, связанные  с дальнейшим  развитием учреждения.

  1. Кадры
  • создать условия для творческой работы и роста профессионального мастерства специалистов через курсы повышения квалификации;
  • совершенствовать систему поощрения, творчески активно работающих сотрудников.
  • создать комфортные, здоровьесберегающие  условия для повышения профессионального мастерства  через обеспечение оптимальной нагрузки, совершенствование методической работы;
  • создание психологически комфортных условий;
  • формирование нового профессионального мышления.

2. Материально – техническая база:

  • совершенствовать качество реабилитационной работы, раздаточными дидактическими пособиями, реабилитационным и развивающим оборудованием;
  • эффективно  внедрять инновационные технологии;
  • систематизировать работу над творческим развитием личности, уровнем воспитанности  и здоровьем воспитанников через индивидуальные программы реабилитации;
  • обеспечить педагогов методической литературой, знакомить с новейшими разработками и технологиями.

3. Формирование физически здоровой личности:

  • укрепление физического психологического и духовного здоровья воспитанников;
  • поддержка профильной программы по формированию здорового образа жизни;
  • повышение квалификации педагогических и медицинских кадров учреждения для организации работы, связанной с оздоровлением воспитанников;
  • совершенствование  организации питания воспитанников;
  • координирование  действий реабилитационного центра и семьи в организации различных форм работы по пропаганде ЗОЖ, формирование стереотипов поведения, способствующих сохранению  и укреплению здоровья.

4. Оптимальная организация реабилитационного процесса:

  • совершенствовать профильные программы по направлениям работы центра;
  • оказание помощи семье, через межведомственное взаимодействие;
  • возрождение традиций общественного воспитания, нравственного кодекса, национальной педагогики, учитывая историко – культурное своеобразие региона и его социально – экономические условия;
  • создание наиболее благоприятных условий для реабилитационной работы по удовлетворению потребностей личности в получении знаний необходимых для экономического и социального развития семьи, а также индивидуального и культурного самовыражения личности  в обществе.

5. Развитие творческих способностей воспитанников.

  • привлекать воспитанников к творческим конкурсам, соревнованиям, интенсивным играм;
  • создать творческую атмосферу в учреждении, через работу кружков – моделировать рабочий процесс, как систему, помогающую саморазвитию, самоопределению личности;
  • организовать публикацию творческих работ воспитанников и педагогов в местной прессе.

6. Система взаимодействия и сотрудничества с семьей и с социумом.

  • совершенствовать формы и методы работы с родителями, внедрить технологию социального патронажа;
  • формировать систему индивидуальных консультаций психолого – педагогической службы, тематических, родительских собраний, дней открытых дверей;
  • повышение психолого – педагогических знаний родителей через индивидуальные консультации, групповые мероприятия, открытые занятия;
  • вовлечение родителей и общественности  в реабилитационном процессе  через родительские собрания, совместные спортивные и творческие дела, работу Совета по профилактике правонарушений и «Школы для родителей»

  1. План действий по реализации программы.

             Мероприятие

         Сроки

  Ответственный

1.

2.

3.

4.

5.

6.

   

Сохранение и развитие действующей системы реабилитации

  • Обновление профильных программ
  • Внедрение системы качества в учреждении
  • Взаимодействие с Центром ездового спорта «Северная Надежда»
  • Сотрудничество с прх.Свт.николая и прх.Свт.Спиридона Тримифунтского
  • Корректировка реабилитационных карт воспитанников, внедрение новых диагностических методик
  • Реализация программы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства
  • Разработка и внедрение активных форм психолого-педагогического сопровождения, профилактики школьной и социальной дезадаптации воспитанников
  • Создание условий для самореализации детей в системе досуговой деятельности
  • Продолжение традиций учреждения, активное участие в традиционных акциях
  • Сохранение и развитие действующей системы реабилитации

Перспективы кадровой политики

  • Обеспечение своевременной переподготовки специалистов для работы в учреждении
  • Обучение на курсах по ГО и ЧС руководителя, заместителя, сотрудников
  • Обучение по программе пожарно-технического минимума
  • Обучение по электробезопасности ответственного лица и его заместителя
  • Прохождение курсов повышения квалификации
  • Аттестация педагогических работников и администрации
  • Обеспечение социально-правовых гарантий для работников
  • Обеспечение соблюдения норм охраны труда, техники безопасности
  • Проведение творческих конкурсов среди педагогов
  • Проведение мероприятий для ветеранов учреждения
  • Аттестация рабочих мест

Совершенствование системы безопасности

  • Выполнение противопожарных мероприятий
  • Выполнение мероприятий ГО и ЧС
  • Установка тревожной кнопки
  • Выполнение требований Сан Пина
  • Приобретение автономного дизель-генератора
  • Установка системы ГЛОНАС
  • Систематическое прохождение сервисного обслуживания автомобиля

Совершенствование системы управления учреждением

  • Разработка недостающих локальных актов учреждения
  • Разработка новых ИОТ
  • Проведение ревизионных мероприятий
  • Совершенствование системы контроля

Создание здоровьесберегающей среды в реабилитационном процессе

  • Разработка и обеспечение выполнения комплексно- целевых программ по ЗОЖ. Медицинской реабилитации
  • Проведение диспансеризации воспитанников
  • Занятия в тренажерном зале, для разных групп здоровья
  • Проведение Дней здоровья
  • Организация летней оздоровительной работы
  • Внедрение здоровьесберегающих технологий

Укрепление материально-технической базы Учреждения

  • Приобретение оргтехники
  • Оборудование сенсорной комнаты
  • Работа с шефами
  • Привлечение дополнительных средств, через участие в конкурсах проектов и программ

Ежегодно

Постоянно

Постоянно

Постоянно

Ежегодно

Ежегодно

Постоянно

Постоянно

Постоянно

Постоянно

Постоянно

2015 г.

2013 г., 2015 г.

Ежегодно

Ежегодно

2015 г.

Постоянно

Постоянно

Ежегодно

Ежегодно

2014 г.

Постоянно

Постоянно

2013 г.

Постоянно

2015 г.

2013 г.

Постоянно

Постоянно

Постоянно

Ежегодно

Постоянно

Ежегодно

Ежегодно

Постоянно

Ежегодно

Ежегодно

Постоянно

2013 г.

2013 г.

Постоянно

Постоянно

Специалисты, воспитатели

Администрация, специалисты

Администрация

Специалисты

Заместитель директора

Специалисты

Психолог

Воспитатели

Воспитатели

Администрация

Администрация

Администрация

Администрация

Администрация

Администрация

Администрация

Совет трудового коллектива

Администрация

Администрация, специалисты

Администрация, специалисты

Администрация

Администрация  

Администрация

Администрация

Сотрудники

Администрация

Администрация

Администрация

Администрация

Администрация

Администрация

Администрация

Фельдшер, воспитатели

Фельдшер

Фельдшер, воспитатель

Фельдшер, Администрация, фельдшер

Фельдшер

 

Администрация

Администрация

Администрация

Администрация

               VIII. Управление процессом реализации программы.

Функции управления и содержания деятельности

  1.Информационно – аналитическая:

  • изучение и обобщение передового опыта реабилитационной работы.
  1. Мотивационно – целевая:
  • определение целей по деятельности коллектива и отдельных специалистов, направленных на реализацию программы на каждом этапе.

3. Планово – прогностическая:

  • совместно с советом трудового коллектива прогнозирование деятельности, планирование организации и содержания деятельности коллектива.

   4.Организационно – исполнительская:

  • организация выполнения плана работы учреждения программы, осуществление повышения квалификации специалистов.

   5. Контрольно – оценочная:

  • осуществление внутреннего контроля и оценка состояния направлений реабилитационного процесса в соответствии с Программой.
  1. Регулятивно – коррекционная:
  • обеспечение и поддержание системы реабилитационного процесса в соответствии с программой устранения нежелательных отклонений в работе.

IX. Ресурсное обеспечение выполнения программы.

  1. Нормативно правовое:
  • формирование пакета программ обеспечивающих развитие учреждения.
  • Разработка и утверждение документов регламентирующих форм  стимулирования и поощрения результативной деятельности сотрудников.
  1. Программно – методическое:
  • формирование банка методических материалов, позволяющих обеспечить качественное исполнение программ по реабилитации;
  • разработка плана работы и программ учреждения;
  • разработка программы и плана по работе с семьей;
  • разработка методических рекомендаций по заполнению реабилитационных карт воспитанников;
  • разработка методических рекомендаций по организации планирования педагогической деятельности;
  • разработка новых методик диагностики;
  • разработка документации по межведомственному взаимодействию.

3. Информационное:

  • Информирование коллектива о характере преобразований в учреждении.

4. Мотивационное:

  • разработать стимулирование результативной деятельности специалистов через формы материального и морального поощрения.

5. Кадровое:

  • обучение на курсах специалистов, работающих в учреждении.

6. Организационное: 

  • составление годового перспективного плана работы в учреждения;
  • подготовка условий для реализации программ;
  • подготовить условия для заполнения реабилитационных  карт.

7 .Материально – техническое:

  • провести ремонт пищеблока, прачечной, приемника, тренажерного зала;
  • решить вопрос по оборудованию кабинетов новой мебелью;
  • подключить компьютерную технику к Интернету;
  • оборудовать сенсорную комнату;
  • ремонт котельной.

8.Финансовое:

  • Составление сметы по деятельности учреждения.

X. Координация и контроль за выполнением программы

Координацию и контроль за выполнением программы администрация оставляет за собой:

  • Анализируется ход выполнения плана действий по реализации программы;
  • Вносятся предложения на социально – педагогический совет по её коррекции;
  • Осуществляется информационное и методическое обеспечение по реализации программы;
  • Осуществляется контроль за деятельностью педагогов и воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие социально-адаптивной личности во внеурочной деятельности

Развитие социально-адаптивной личности во внеуолчной деятельности детей с умеренной умственной отсталостью....

Рабочая программа по предмету"Адаптивная физическая культура" 6 класса для детей с тяжелой умственной отсталостью

Рабочая программапо предмету «Адаптивная физическая культура»6 класса для детей с тяжелой умственной отсталостью   Рабочая программа структурирована в виде тематических блоков:...

Программа развития коммуникативных качеств на уроках по предмету «Адаптивная физическая культура» в 1-м и в подготовительном классах для детей с расстройствами аутистического спектра.

Программа развития коммуникативных качеств на уроках по предмету «Адаптивная физическая культура» в 1-м и в подготовительном классах для детей с расстройствами аутистического спектра....

Статья "Формирование и развитие социально-адаптивной личности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья посредством профориентационных сюжетно-ролевых игр"

В настоящее время наметилась положительная тенденция, что ограниченные возможности здоровья – это не причина для исключения человека из активной жизни. Идет поиск путей интеграции инвалидов в об...

«Формирование и развитие социально-адаптивной личности младших школьников с ОВЗ через комплексное профориентационное занятие «МИР ПРОФЕССИЙ»

Основными направлениями профориентации учащихся общеобразовательной школы с ОВЗ являются: • профессиональная информация — ознакомление учащихся с миром профессий и современными видами производства,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Адаптивная физическая культура» для обучающихся 1 класса на 2020 – 2021 учебный год по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо предмету: «Адаптивная физическая культура»для обучающихся 1 классана 2020 – 2021 учебный годпо адаптированной основной общеобразовательной программе образова...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Адаптивная физическая культура» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет (дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Адаптивная физическая культура» для  освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( дополнительный первый к...