Образовательная программа дополнительного образования «Клуб «Росинка»
материал на тему

Программа внеурочной деятельности 1-4 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _klub_rosinka.doc230 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов

г. Кирс Верхнекамского района Кировской области

Образовательная программа дополнительного образования

«Клуб «Росинка»

(Курс ориентирован на учащихся 1-4 класса.

Срок реализации – 4 года)

Программа разработана

учителем начальных классов

Утёмовой О.А.

г. Кирс

2011 год

Пояснительная записка

        Образовательная программа предназначена для учащихся 1-4 классов. Вид детской группы – классный коллектив. Состав – постоянный. Срок реализации – 4 года.

        С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В 21 веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы имеют в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

        Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, так как в этот период развития ребенка, характеризующийся преобладанием эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют ее сущность в будущем. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению и к самому себе. Яркость и чистота эмоциональных реакций обуславливает глубину и устойчивость впечатлений, полученных ребенком. Ребенок младшего школьного возраста начинает также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений, его деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиций законов, принятых в обществе.

         

Цель программы: формирование экологической культуры младших школьников.

Задачи: - расширить экологические представления младших школьников;

                   - формировать потребность учащихся в деятельности по изучению и охране окружающей среды;

                   - учить пользоваться справочниками, энциклопедиями, самостоятельно добывать знания по определенной теме, выступать с докладами.                

        Принципы:

  1. Общепедагогические принципы (научности, доступности, активности, иллюстративности, последовательности, системности, сознательности)
  2. Краеведческий принцип. Основан на восприятии природы родного края наиболее действенным эмоциональным способом.
  3. Принцип гуманизации. Программа формирует гуманные черты личности ребенка в процессе практической деятельности.
  4. Принцип интеграции. Он основывается на активном использовании межпредметных связей.

Прогнозируемый результат:

1 год обучения

Учащиеся должны знать народные приметы, правила поведения на природе, уметь наблюдать за погодой, называть растения, животных своего края, читать рассказы писателей-натуралистов.

2 год обучения

Учащиеся должны знать поверхность, достопримечательности  родного края, комнатные растения, уметь работать с энциклопедиями.

3 год обучения

Учащиеся должны уметь пользоваться картой области, определять географическое положение области, знать особенности климата области,  основные полезные ископаемые, добываемые в области, животных, занесенных, в Красную книгу области, делать доклад на любую экологическую тему.

4 год обучения

        Учащиеся должны знать примеры положительного и отрицательного воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, зависимость здоровья человека от состояния этой среды, уметь анализировать состояние окружающей среды и вносить посильный вклад в улучшение её состояния.

        Форма проверки ожидаемого результата: Методика Н.П.Капустина «Изучение уровня воспитанности учащихся»; Емельянова М. Тесты «Изучение опыта общения воспитанников с природой»; наблюдения.

        Курс рассчитан на:

1 класс – 33 учебных часа;

2-4 классы – по 34 учебных часа.

Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение одного академического часа.

Учебно-тематическое планирование

1 год обучения

Тема

Количество часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Вступление в члены клуба «Росинка», заповеди, клятва, песня. Задачи, цели клуба.

1

2.

Правила поведения в лесу. Распределение поручений.

1

3.

Заочная экскурсия «Осень в лесу».

1

4.

Прогулка «Изучаем живую и неживую природу».

1

5.

Поход в пригородный лес. Игра по станциям «Тайны лесного царства».

1

6.

Экскурсия в городской парк.

1

7.

Заочное путешествие по книге Вердилина «Путешествие с комнатными растениями».

1

8.

КВН «Какие комнатные растения ты знаешь?»

1

9.

Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с животными нашего края.

1

10.

Экологическая викторина «Береги все живое!»

1

11.

Заочное путешествие в зимний лес.

1

12.

Викторина «Зимушка-зима».

1

13.

Выставка снежинок.

1

14.

Утренник «Волшебница Зима».

1

15-16.

Выставка «Птицы – наши друзья». Вывешивание кормушек. Конкурс «Кто больше знает зимних примет».

2

17.

Викторина «Тайны птичьего царства»

1

18.

Заочная экскурсия на водоем.

1

19.

КВН «В мире животных».

1

20.

Встреча с интересными людьми: ветеринар.

1

21.

Прогулка «У природы нет плохой погоды».

1

22.

Прогноз погоды «Живые барометры». Как предсказывают погоду кошки, собаки и другие животные.

1

23.

Конкурс «Кто больше знает народных примет».

1

24.

Акция «Огород на окне»

1

25.

Акция «Встреча птиц».

1

26.

Книги В. Бианки о природе.

1

27.

Книги Н. Сладкова о природе.

1

28.

Книги М. Пришвина о природе.

1

29.

Акция «Сад на окошке».

1

30.

Конкурс рисунков «Береги природу!»

1

31-32.

Прогулка по экологической дорожке.

2

33.

Итоговое занятие. Задание на лето всем знатокам.

1

Итого:

11

22

2 год обучения

Тема

Количество часов

Теория

Практика

1.

Задачи, программа клуба на учебный год.

1

2.

Экскурсия на водоем (пруд). Операция «Чистый берег»

1

3.

Заочное путешествие по Верхнекамскому району. Полезные ископаемые своего края.

1

4.

Отчет знатоков полезных ископаемых.

1

5.

Игра-викторина «Полезные ископаемые Верхнекамского района»

1

6.

Экскурсия в краеведческий музей «Поверхность родного края».

1

7.

Игра-викторина «Поверхность родного края»

1

8.

Заочное путешествие «Достопримечательности родного края».

1

9.

Экскурсия «Кай – всему свету край»

1

10.

Отчет знатоков: достопримечательности Верхнекамского района.

1

11.

КВН «Достопримечательности Верхнекамского района»

1

12.

Конкурс стихов о зиме.

1

13.

Выставка птичьих кормушек. Город Птицеград (развешивание кормушек).

1

14.

Экологическая игра «Береги землю свою».

1

15.

Прогулка «В гости к сосне».

1

16-17.

Подготовка к экологическому спектаклю.

2

18.

Экологический спектакль «Сосна и все вокруг нее».

1

19.

Выставка комнатных цветов «Цветы приносят радость».

1

20-21.

Проект «Знакомые-незнакомцы» (о комнатных растениях).

2

22.

Конкурс эмблем об охране природы.

1

23.

Встреча с интересными людьми: лесничий.

1

24.

Акция «Огород на окне». Наблюдение за ростом лука «Свет, тепло и жизнь».

1

25.

Акция «Встреча птиц».

1

26.

Экскурсия на предприятие: метеостанция.

1

27.

Конкурс стихов о весне.

1

28.

Конкурс рисунков о весне. Выставка «За что я люблю весну».

1

29.

Акция «Сад на окошке».

1

30.

Викторина «Родная природа».

1

31-32.

Трудовой десант «Украсим школу цветами».

2

33.

Звездный час «Природа и мы».

1

34.

Итоговое занятие. Задания на лето.

1

Итого:

7

27

3 год обучения

Тема

Количество часов

Теория

Практика

1.

Экскурсия на реку. Игра «Тропой туриста».

1

2.

Выставка «Дары природы». Откуда к нам пришли овощи.

1

3.

Заочное путешествие по карте области. Растительный и животный мир нашей области.

1

4.

Урок-лекция «Географическое положение Кировской области»

1

5.

Карта Кировской области.

1

6.

Особенности климата нашей области.

1

7.

Заочная экскурсия «Полезные ископаемые Кировской области».

1

8.

Отчет знатоков «Все, все о полезных ископаемых».

1

9.

Игра-аукцион «Что делают из полезных ископаемых?»

1

10.

Экскурсия в краеведческий музей.

1

11.

Урок-лекция в детской библиотеке «Красная книга Кировской области».

1

12.

Лекарственные растения – замечательное богатство природы (отчет знатоков о лекарственных растениях Кировской области).

1

13.

Конкурс стихов кировских поэтов о природе.

1

14.

 Акция «Кормушка».

1

15.

Проведение наблюдения «Жизненное пространство».

1

16.

Выставка «Мир моих увлечений» (книги, открытки, марки и др. о животных и растениях).

1

17-18.

 Устный журнал «Вода для жизни» (выступление по классам)

2

19.

По страницам журнала «Свирелька» (отчет знатоков).

1

20.

КВН «Знатоки природы».

1

21.

Акция «Огород на окне».

1

22.

Викторина «Экология устами младенца».

1

23.

 Встреча с интересными людьми: химик-лаборант бюро охраны окружающей среды ОАО «Кирскабель».

1

24.

Акция «Встреча птиц».

1

25-26.

Экологическая акция «Береги первоцветы!» (выпуск стенгазеты, листовок).

2

27.

Экскурсия на предприятие: телевизионный ретранслятор.

1

28.

Подготовка экологической сказки.

1

29.

Экологическая сказка «Лесная история» (выступление по классам).

1

30.

Акция «Сад на окошке».

1

31.

Прогулка «Все животные важны, все животные нужны».

1

32-33.

Трудовой десант «Украсим школу цветами».

2

34.

Итоговое занятие. Задания на лето.

1

Итого:

9

25

4 год обучения

Тема

Количество часов

Теория

Практика

1.

Беседа «Земля – наш общий дом».

1

2-3.

Однодневный поход «По экологической тропе».

2

4.

Экологические связи в природе. Почему нельзя уничтожать лягушек.

1

5.

Выясняем, что такое экология.

1

6-7.

Многообразие растений (грибы, лишайники как особые группы живых существ). Энциклопедия «Все обо всем». Отчет знатоков.

1

1

8-9.

Многообразие животных. Энциклопедия «Все обо всем». Отчет знатоков.

1

1

10.

Урок-панорама. Обзор энциклопедий «Знакомство с живыми существами, которым угрожает опасность».

1

11.

Жалобная книга России.

1

12.

Урок-путешествие «Изучаем способы охраны природы».

1

13.

Заочное путешествие по заповедникам страны и мира.

1

14.

Акция «Кормушка у моего окна».

1

15.

Урок-лекция «Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека».

1

16.

Акция «Ёлочка» (выпуск стенгазеты, листовок).

1

17.

Урок-дискуссия. Обсуждаем примеры экологических катастроф.

1

18.

Представление о радиоактивном загрязнении окружающей среды (авария на Чернобыльской АЭС).

1

19.

Экологические прогнозы, их сущность, значение для предупреждения отрицательного воздействия человека на природу (отчет знатоков).

1

20.

Урок-панорама в детской библиотеке. Экологические знания как основа деятельности человека по охране природы. Выставка журналов.

1

21.

Акция «Огород на окне».

1

22.

Экскурсия на предприятие: фильтровальная станция.

1

23.

Акция «Встреча птиц».

1

24.

Встреча с интересными людьми: инспектор комитета по охране природы администрации района.

1

25.

Акция «Сад на окошке».

1

26.

Подготовка к экологической сказке-игре.

1

27-28.

Экологическая сказка-игра «Случай в лесу» (выступление по классам).

2

29.

Выставка книжек-малышек, изготовленных своими руками.

1

30.

Викторина для интеллектуалов.

1

31-33.

Акция «Аллея выпускников».

3

34.

Подведение итогов работы клуба.

1

Итого:

8

26

Содержание программы

1 год обучения

1. Введение (2 ч)

        Задачи клуба. Правила поведения на природе.

2. Изучаем живую и неживую природу (4 ч)

        Сезонные изменения в неживой и живой природе.

3. Пополняем наши знания о растениях и животных своего края (11 ч)

        Знакомство с отдельными представителями комнатных растений. Распознавание деревьев и кустарников своей местности. Знакомство с разнообразием животных своего края. Кто такой ветеринар.

4. Знакомимся с народными приметами (3 ч)

        Народные приметы. Как предсказывают погоду кошки, собаки и другие животные.

5. Читаем книги писателей-натуралистов (3 ч)

        Знакомство с рассказами М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова.

6. Заботимся о природе (5 ч)

        Практические работы по выращиванию лука на перо, рассады для школьного цветника. Изготовление кормушек и скворечников для птиц.

7. Учимся передавать свои знания другим ребятам (3 ч)

        Подготовка и проведение утренника, выставки, конкурса рисунков.

8. Подводим итоги нашей работы за год (3 ч)

        Обобщение теоретических знаний и подведение итогов практической деятельности.

2 год обучения

1. Введение (1 ч)

        Задачи клуба на учебный год.

2. Пополняем наши знания о полезных ископаемых своего края (3 ч)

        Полезные ископаемые, добываемые в Верхнекамском районе. Охрана подземных богатств.

3. Пополняем наши знания о поверхности своего края (2 ч)

        Формы земной поверхности Верхнекамского района. Охрана поверхности края.

4. Пополняем наши знания о достопримечательностях своего края (5 ч)

        Достопримечательности Верхнекамского района.

5. Заботимся о природе (10 ч)

        Практические работы по выращиванию лука на перо, рассады для школьного цветника. Изготовление кормушек и скворечников для птиц. Трудовой десант по очистке берега пруда и посадке цветов у школы. Знакомство с профессией лесничего.

6. Учимся передавать свои знания другим ребятам (10 ч)

        Подготовка и проведение выставок, экологических спектаклей, конкурсов.

7. Подводим итоги нашей работы за год (3 ч)

        Обобщение теоретических знаний и подведение итогов практической деятельности.

3 год обучения

1. Введение (1 ч)

2. Пополняем наши знания о Кировской области (11 ч)

        Наша область на карте Родины. Карта Кировской области. Географическое положение Кировской области. Особенности климата нашей области. Полезные ископаемые Кировской области. Лекарственные растения нашей области. Красная книга Кировской области.

3. Заботимся о природе (11 ч)

        Практические работы по выращиванию лука на перо, рассады для школьного цветника. Проведение наблюдения. Изготовление кормушек и скворечников для птиц. Трудовой десант по посадке цветов у школы.

4. Учимся передавать свои знания другим детям (9 ч)

        Подготовка и проведение выставок, устного журнала, КВНа, викторины, экологической сказки, выпуск стенгазеты и листовок.

5. Подводим итоги нашей работы за год (2 ч)

        Обобщение теоретических знаний и подведение итогов практической деятельности.

4 год обучения

1. Выясняем, что такое экология (5 ч)

Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными); связи между природой и человеком.

2. Пополняем наши знания о разнообразии живой природы (4 ч)

Многообразие растений. Грибы и лишайники как особые группы живых существ; разнообразие грибов и лишайников. Многообразие животных.

3.        Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение (2 ч).

Представители редких организмов. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения и т. д. Причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры их охраны.

4.        Изучаем способы охраны природы (2 ч).

Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, микрозаказники, национальные парки. Памятники природы. Ботанические сады и зоопарки как место сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники редких видов. Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны и мира.

5. Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека (1 ч)

Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека (на кожу, органы дыхания, пищеварения и т. д.).         Пути попадания вредных веществ в организм человека (с воздухом, водой, пищей). Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье.

6. Обсуждаем примеры экологических катастроф (4 ч)

Представление о радиоактивном загрязнении среды (авария на Чернобыльской АЭС). Экологические прогнозы, их сущность, конкретные примеры, значение для предупреждения отрицательного воздействия человека на природу. Экологические знания как основа деятельности людей по охране природы.

7. Заботимся о природе (9 ч)

        Практические работы по выращиванию лука на перо, рассады для школьного цветника. Изготовление кормушек и скворечников для птиц. Посадка деревьев у школы.

8. Учимся передавать свои знания другим детям (4 ч)

        Подготовка и проведение экологической сказки, выставки, выпуск стенгазеты и листовок.

9. Подводим итоги нашей работы (2 ч)

        Обобщение теоретических знаний и подведение итогов практической деятельности.

Методическое обеспечение программы

Организационные условия

Основные формы занятий: урок-беседа, урок-путешествие, урок-экскурсия (заочная, очная), урок-панорама, урок-дискуссия, урок-лекция, КВНы, конкурсы, викторины, акции, прогулки, походы.

Материально-технические условия:

1. Наличие кабинета

2. Наличие оборудования:

- компьютер;

- экран.

3. Наличие демонстрационных средств обучения:

- мультимедийные учебники «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир»;

- «Детская энциклопедия о животных» (Компания «Одиссей», 2007 г.);

- электронный каталог «Природа Кировской области»;

- презентации;

- клипы.

Методические условия:

1. Используемые формы организации самостоятельной познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная.

2. Используемые методы обучения: репродуктивные, проблемного изложения, частично-поисковый.

3. Обеспеченность учащихся необходимой литературой:

- энциклопедии «Все обо всем» и др.;

- книги писателей-натуралистов (М. Пришвин, В. Бианки, Н. Сладков);

- Плешаков А.А. Зеленые страницы: Книга для учащихся нач. кл. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 1998;

- Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас–определитель по природоведению и экологии для учащихся начальных классов;

- Плешаков А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов.

Используемая литература:

  1. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 класс. М.: ВАКО, 2004.
  2. Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
  3. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя (1 – 4 классы)/ Под ред. И.С.Артюховой. – М.: ВАКО, 2006. – (Педагогика. Психология. Управление).
  4. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Кисилева Т.В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
  5. Журналы «Начальная школа», «Завуч начальной школы».
  6. Пашнина В.М. Сказка в гости к нам идет. Праздники, конкурсы, викторины для 1 – 4 классов. – Ярославль: Академия развития, 2005.
  7. Природа родного края: Метод. рекоменд. для учителей нач. кл. / Авторы-составители Г.Н.Ковина, Л.Д.Кондакова. – Киров. Изд-во ИУУ,2000.
  8. Цветкова И.В. Экология для начальной школы: игры и проекты. – «Академия развития», Ярославль, 1997.
  9. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы. – М.: Педагогическое общество России,2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей "Инициатива" (малый волонтёрский отряд).

Программа кружка для учащихся 1 класса «Инициатива» (малый волонтёрский отряд) разработана  на основе программы «Вместе мы сила!» С.С. Гуровой....

образовательная программа дополнительного образования "Азбука юного эколога"

Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию...

Образовательная программа дополнительного образования

Образовательная программа кружка "Умелые руки"...

Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК» для детей 6-11 лет срок реализации программы 2017-2023 гг

Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма....

[23] Программа дополнительного образования клуба "Первоклашка" 3.1.

Реализация программы создаёт благоприятные условия для личностного развития обучающихся, способствует формированию положительной эмоции личности  к творчеству, развитию....