Наука общения.
статья по теме

Побединская Марина Владимировна

Это статья об общении между родиетелями, детьми, учителями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauka_obshcheniya.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Наука общения.

Что тебе в радость, то и другому,

Что тебе в обиду, то и другому.

На такое и ориентируйся,

 На каждого, как на самого себя, смотри.

В.Кожевников "Белая ночь"

Тема человеческого общения мне представляется очень актуальной, потому что сегодняшняя реальность то и дело даёт "открытые уроки" на тему: хамство, грубость, беспардонность, сквернословие, наглое пренебрежение к законам.

Может-быть, что-то и школа упускает? Уже с первого школьного урока учитель и ученик  оказываются в той среде, где будут устанавливаться  определённые отношения между ними, где уроки общения станут очень важными для обеих сторон. Несомненно, учитель здесь должен быть образцом во всём.

Нет матери, которая не желала бы счастья своим детям, нет учителя, которая бы не хотел воспитать своих учеников людьми умными и честными. А для этого, в первую очередь, надо поднять авторитет учителя и его работу. В основе авторитета лежит прежде всего профессионализм, мастерство, знание дела.

А самое важное - это быть самим собой. Главное качество- доброта и любовь к детям, а любовь - это понимание их и забота о них.

К.Д.Ушинский сказал: "В работе воспитателя, учителя должна царствовать серьёзность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку; ласковость без притворства, справедливость без придирчивости, доброта без слабости; порядок без педантизма и, главное, настоящая разумная деятельность." Учитель должен:

-по внешним признакам поведения ребёнка угадывать его душевное состояние;

-с уважением и вниманием относиться к мнению, хотя и ошибочному, а не просто обрывать его.

- не торопиться ставить плохую отметку;

- не кричать, крик -это верный признак отсутствия культуры человеческих отношений;

- не жаловаться родителям.

Нашим главным занятием должно быть общение с детьми, ибо от него зависит всё остальное. Ребята любят и доверяют нам, потому что  нам надо отвечать тем же. Как сказал Януш Корчак: "Я знаю кого почти все ребята любят больше всего. Не самого красивого. не самого весёлого,  не самого спокойного, а того, кто справедлив, отзывчив и тактичен."

Поскольку обучение и воспитание в школе -это процесс двусторонний (учитель-ученик), то и ученик в общении с учителем должен понять и усвоить множество не пресложных истин, без чего на успех совместной работы рассчитывать будет трудно. Самая главная истина: ребёнок понятие "нельзя" должен связывать не с боязнью наказания, а  понимать, почему родился тот или иной запрет. Маленький человек обязан знать, что правила школьной жизни- это  для него закон, который не может быть нарушен  никем и никогда.

Как для учителя, так и для учеников существуют требования, которые должны обязательно выполняться. Требования, очевидно, имеют смысл лишь тогда, когда, во-первых, они предъявляются не от случая к случаю, а постоянно, во-вторых, когда их выполнение  постоянно контролируются.

Сколько бы мы ни  учитывали ошибки в работе наших учеников, как бы их ни группировали и ни классифицировали, всё-таки важнее всего- добиваться душевной грамотности. Ведь именно её отсутствие в последнее время проявляется в безудержном разгуле хулиганства подростков, бессмысленной жестокости, вандализме.

Школа не должна жить в атмосфере полуправды даже в мелочах. Важнейшей проблемой в общении учителя с учениками является вопрос о форме предъявления требований. Думаю, выполнение наших требований окажется эффективным лишь при следующих условиях:

- целесообразность, уместность;

- доступность, посильность;

-постоянство;

- анализ и устранение мешающих причин;

- понимание, что нет "мелочей"

- тактичность;

- ответственность.

За очень частыми разговорами о мягкости в предъявлении учителем требований, о ненужности окрика, о доброжелательности и также, с чем, безусловно, нельзя не согласиться, мы не должны забывать о том, что в определённых ситуациях ученик должен не только увидеть, но и прочувствовать проявление учителем гнева, возмущения, негодования.

Бывает, к сожалению, и так, что в острых ситуациях учитель предпочитает "не замечать" чего-то в поведении учеников ради собственного спокойствия, и у школьников вырабатывается сознание, что всё можно, всё сойдёт с рук. В этом отношении мне очень близки слова поэта Василия Фёдорова:"Не бойтесь гневных, бойтесь добреньких". Подкрепление этой своей позиции встретила и в рассказе Ю.Нагибина "Берендеев лес": "Хочешь быть безукоризненным - не бойся прямолинейности, не изощряйся, не мудрствуй". Стержень всей моей воспитательной работы с классом "Ты живёшь среди людей". Это даёт мне в системе формировать у учащихся нравственные ориентиры в отношениях друг с другом, в общении со взрослыми людьми. Мне кажется, сейчас в школе отсутствует такое качество, как взаимовыручка и помощь. Поэтому я стараюсь внушать, что порадоваться за другого – будет радость и для тебя. Опыт показывает, что просто беседы значительно уступают по эффективности такой форме, когда дети на практике должны решить разного рода задачи общения с другими людьми. Чаще всего это сценки из жизни. Значение их в том, что законы человеческого общения  дети постигают в конкретных обстоятельствах, эмоционально.

Стиль общения в семьях учащихся- предмет моего постоянного внимания. Сейчас во всём принято винить школу. А воспитание ребёнка на 80% зависит от атмосферы в семье. Порой приходится слышать: «Нет, не привили, не приучили, не воспитали» - и всё в адрес учителя. Решающую роль играет умение родителей создавать благоприятную атмосферу в семье.

Важно, чтобы, начиная с грудного возраста, ребёнок слушал, чувствовал  ласку. Также ребёнок должен жить в атмосфере спокойствия, доброжелательности. И, то, в какой атмосфере находился в первые годы жизни ребёнок, какие привычки,вкусы,навыки имел в маленьком возрасте, такие впечатления из детства он возьмёт во взрослую жизнь. Очень важное значение придавал впечатлениям детства Л.Н. Толстой. Он писал: «Разве не тогда я приобрёл всё то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что всю остальную жизнь я не приобрёл и 1/100 того, От пятилетнего ребёнка до меня- только шаг, а от новорождённого до пятилетнего- страшное расстояние».

Такого же мнения придерживался  А.С.Макаренко Он считал,что… «успех воспитания человека определяется в младшем возрасте до 5 лет. Каким будет человек, главным образом зависит от того, каким его сделают к пятому году жизни. Если вы до пяти лет не воспитали как нужно, потом придётся переучивать. А это очень тяжело».

Прививать порядочность и совестливость, чувства долга, чести и справедливости можно только на личном примере, на добрых традициях семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наука даром не даётся - наука трудом берётся.

Очень важно сформировать умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и уважительного отношения к иному мнению.Формирование умения понимать пр...

Риторика - наука успешного общение

Внеурочные занятия по предмету - риторика...

Особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой.

Существует два понятия психология: Психология житейская – психологические знания, почерпнутые из обыденной жизни.Отличительные характеристики:§...

Урок "Наука общения"

Урок для ребёнка с РАС...

Риторика-наука всех наук

Статья о том, что необходимо ребенку для успешного общения и развития его коммуникативных компетенций....

Технологическая карта урока «Люди науки» «Представитель науки — русский учёный Дмитрий Иванович Менделеев»

Материал для ознакомления младших школьников с  русским учёным Д.И. Менделеевым....