Урок "Наука общения"
план-конспект урока (1 класс) на тему

Дячина Елена Николаевна

Урок для ребёнка с РАС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

С 2012 – 2013 учебного года Евпаторийская общеобразовательная школа I – III ступеней № 15 осуществляет внедрение инклюзивного обучения, которое является одним из приоритетных направлений развития системы образования в Крыму. Данный урок был проведен  в классе, где обучается ребенок с особыми образовательными потребностями (ООП).

Конспект урока.

Тема: Наука общения.

(основы здоровья и психология).

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: сформировать у учеников первичные представления о способах общения (вербальные, невербальные).

Задачи:

Образовательные:

  1. Сформировать представления учащихся об общении.
  2. Актуализация имеющихся у ребят  жизненных познаний. Познакомить с понятием – эмоции. Виды эмоций.

Развивающие:

1.Развить познавательную активность, интерес к предмету.

2.Развить речь учащихся, способность делать выводы, приводить аргументы.

3. Активизировать воображение.

 Воспитательные:

        1.Воспитание любви к людям через осознание себя как части общества.

Оборудование:

Компьютер, телевизионный экран, презентация, выполненная в  Microsoft Power Point, конспект урока, индивидуальные карточки; игрушечный кот.

Оформление кабинета: слова на доске: «Давайте общаться всегда и везде! Общение – дорожка к тебе и ко мне!»; рисунок воздушного шара; рисунки детей с изображением котов.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность

ребенка с ООП

время

1

Организационный момент

Приветствие.

Как ещё можно поприветствовать друг друга?

Спасибо.

Учитель. Итак, сегодня мы познакомимся со словесными и несловесными средствами общения. Мы будем внимательны, доброжелательны, постараемся понимать друг друга. Наше хорошее настроение принесёт нам радость общения. Мы будем разговаривать, чисто проговаривать, размышлять, целей урока достигать.

2 мин.

2

Учитель. Нам необходимо провести исследование. Работаем со словарными словами. Найдите и зачитайте, что такое общение? (Приложение 1)

Общение – это деловая или дружеская связь с людьми.

С давних времен люди, всматриваясь в лица друг друга, пытались угадать настроение, характер человека.

Что же помогает нам общаться?

Что помогает понимать друг друга?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, давайте вспомним народную потешку «Идёт коза рогатая»

Идёт коза рогатая,

Идёт коза бодатая,

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп!

Кто каши не ест,

Молока не пьёт,

Забодает, забодает, забодает!

Что помогло ученице рассказать потешку.

Мимика, жесты, слова, голос.

Найдем в словарях научные определения этих слов.

Что такое мимика?

Мимика – это движения мышц лица, выражающие внутреннее душевное состояние.

Что такое жест?

Жесты – это движение руками, сопровождающее речь, для придания ей большей выразительности.

Что такое поза? Поза – это положение тела.

Работает вместе с ассистентом

5 мин.

3

Мимическая гимнастика для лица.

Поднимите брови вверх

Подвигайте ими вверх-вниз

Сдвиньте их к переносице

Надуйте щёки

Сложите губы трубочкой

Вытяните их вперёд

А, теперь улыбнитесь!   Умницы! Молодцы!

Пробует выполнить

1мин.

4

Учитель

Общение может нас развеселить и опечалить, может заставить помечтать, поразмышлять.

Оно делает нас добрее, умнее. Общение вводит нас в мир прекрасного.

А сейчас вместе с ребятами мы покажем и расскажем сказку К.И. Чуковского.

Во время чтения мы  будем пользоваться жестами, мимикой.

Цыплёнок.

Жил на свете цыпленок. Он был крошечный. Вот такой.

Но он думал, что он очень большой, и когда гулял по двору, то важничал и задирал кверху голову. Вот так. И была у него мама, которую звали Пеструшкой. Мама была вот такая.

Она очень любила цыпленка и кормила его червяками. И были червяки вот такие.

Как-то раз налетел на Пеструшку злой кот и погнал её к самому озеру. А был кот вот такой.

Цыпленок остался у забора один. Вдруг он увидел - взлетел на забор петух, вытянул шею - вот так - и во все горло закричал:

- Ку-ка-ре-ку! - И важно посмотрел по сторонам, - Я ли не удалец,
я ли не молодец!

Цыпленку это очень понравилось. Он тоже вытянул шею - вот так

- и что было силы запищал:

- Пи-пи-пи-пи! Я тоже удалец! Я тоже молодец!
Но споткнулся и шлепнулся в лужу. Вот так.

В луже сидела лягушка. Она увидела его и засмеялась:

- Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Далеко тебе до петуха!
А была лягушка вот такая.

Тут к цыплёнку подбежала мама. Она пожалела и приласкала его. Вот так.

Спасибо нашим артистам!

Какими средствами  мы пользовались?

(голос, жесты, мимика, позы)

Юра исполняет роль петуха.

5 мин.

5

Физкультминутка

Юра выполняет вместе с классом

2мин.

6

Психолог

Презентация. (Приложение 2)

На слайдах изображены радость, грусть, удивление, злость, страх, интерес, вина

Радость

Мы  улыбаемся.

Наши глаза слегка прищурены.

Уголки рта слегка приподняты.

Мы смеёмся.

Мы  поём.

Грусть

Нам грустно.

Глаза слегка сужены.

Уголки рта опущены.

Мы  можем заплакать.

Злость

Брови нахмурены и сдвинуты.

Зубы стиснуты.

Губы плотно сжаты.

Ноздри расширены и дрожат.

Ребенок сжимает кулаки.

Хочет ударить.

Кричит.

Удивление

Брови приподняты.

Рот слегка приоткрыт, округлён.

Глаза широко раскрыты.

Мы восклицаем: «О-о-о!» или «Ах!»

Страх

Брови приподняты и слегка сведены к переносице.

Глаза очень широко открыты.

От испуга мы дрожим.

Хочется защититься, спрятаться, убежать.

Интерес

Когда нам интересно, мы сосредотачиваемся.

Смотрим очень внимательно на предмет.

Брови слегка сведены.

Глаза широко раскрыты.

Рот слегка приоткрыт.

Вина, стыд

 Мы опускаем и отворачиваем голову в сторону.

Мы  прячем глаза.

Краснеет лицо, уши.

Юра слушает объяснения

5мин.

7

Психолог

Открывается доска с детскими рисунками, на которых изображены  коты. (Приложение 3)

Зачитывается  стихотворение «Котята» Перевод С. Маршака

Два маленьких котёнка поссорились в углу.

Сердитая хозяйка взяла свою метлу

И вымела из кухни дерущихся котят,

Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.

А дело было ночью, зимою, в январе.

Два маленьких котёнка озябли на дворе.

Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,

Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.

Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.

«Ну что, - она спросила, - не ссоритесь теперь?»

Прошли они тихонько в свой угол на ночлег,

Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег,

И оба перед печкой заснули сладким сном.

А вьюга до рассвета шумела за окном.

 

После прочтения дети выполняют упражнения на развитие умения  чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

Давайте пофантазируем и представим, что котята, проснувшись утром, решили попросить у хозяйки прощения. Но, мы не знаем, в каком настроении они проснутся: радостные, грустные, виноватые, злые, а может быть простуженные.

- Прости нас, мы больше так не будем ...

Учащиеся говорят эту фразу радостно, грустно, виновато, больным, простуженным голосом. Говорит тот, у кого в руках игрушечный кот.

Юра с помощью пытается повторить фразу

7 мин.

8

Психолог

Работа с карточками (приложение 4)

Индивидуальная

Перед вами графическое изображение эмоций.

-Какие части лица участвуют в передаче эмоции (рот, глаза, брови).

-Попробуйте самостоятельно соотнести эмоцию и выражение лица (найди название каждому выражению лиц)

(Проверка на телеэкране). Слайд

Восторг, огорчение, радость, печаль, удовольствие, недовольство, испуг

-Попробуйте обозначить каждую группу математическим знаком.

-Что для нас: восторг, радость, удовольствие – хорошо или плохо?

-Значит, каким знаком можно обозначить? «+» (положительные эмоции)

-Как себя чувствуем, когда мы пугаемся, чем-то недовольны, не можем изменить что-то в жизни? Значит, каким знаком обозначим? «-» (отрицательные эмоции)

Разделите эмоции на группы.

Положительные эмоции – хлопаем в ладоши;

Отрицательные – топаем ногами.

 

Юра выполняет задания на карточке вместе с ассистентом

Выполняет с помощью ассистента

5 мин.

9

Подведение итогов, обратная связь.

Учитель.

Что нужно человеку, чтобы у него были друзья, знакомые? (общение)

Назовите средства общения (слово, мимика, жест, поза, голос)

Психолог.

Чтобы в мире было больше приятных, положительных эмоций, давайте отправим наш воздушный шар в полёт, наполнив его вашими эмоциями от урока. Напишите на шарике, который находится перед вами, название эмоции, которая поможет сделать мир добрее, радостнее, веселее и наклейте на воздушный шар на доске.

Звучит песня «Улыбка» (дети поют)

Пишет с помощью ассистента

Юра поёт вместе со всеми

6 мин.

2 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наука общения.

Это статья об общении между родиетелями, детьми, учителями....

Конспект урока Науки "Праздник Всезнаек"

Разработка посвящена первому уроку Знаний, который проходит в виде Праздника Всезнаек и дает старт новому учебному году, положительно настраивает детей на успешную и плодотворную учебу,  новые от...

«День Знаний во 2 классе. Урок науки и технологий».

Материал представляет собой разработку урока Знаний к 1 сентября....

Урок науки

Материал представляет карту урока и презентацию  о достижениях  науки и техники , а также содежит материал о  людях науки, их достижениях и роли научных открытий  в жизни людей....

Классный час на тему: «Урок науки и технологий». 2 КЛАСС

Классный час на тему: «Урок науки и технологий». 2 КЛАСС...

Классный час на тему: «Урок науки и технологий».

Классный час на тему: «Урок науки и технологий»....

урок науки и технологий (презентация)

урок науки и технологий (презентация)...