Конспект урока Науки "Праздник Всезнаек"
план-конспект урока (3 класс) по теме

Савосина Ираида Николаевна

Разработка посвящена первому уроку Знаний, который проходит в виде Праздника Всезнаек и дает старт новому учебному году, положительно настраивает детей на успешную и плодотворную учебу,  новые открытия и интересные исследования в различных областях знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_znaniy.docx239.11 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Красногорская СОШ №2»

Звениговского района Республики Марий Эл

Урок Науки

«Праздник Всезнаек»

C:\Users\Илья\Desktop\img.jpg

                                                                 Конспект составила:

                                                            учитель начальных классов Савосина И.Н.

Красногорский, 2014

Тема: Праздник Всезнаек.

Форма проведения: Урок науки 1 сентября.

Эпиграф урока: «Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает»

                                                                                                     Р. Сеф                  

Участники: учащиеся 3 класса.

Цели: 1) праздничной творческой атмосферой первого урока создать у учащихся положительный настрой на весь учебный год;

2) доказать ценность знаний в жизни человека;

3) развивать творческие  и исследовательские навыки детей, а также навыки коллективной работы.

Оборудование: праздничная атрибутика, музыкальный центр, оборудование для опытов, карточки с заданиями для групповой работы, черный ящик, фонограммы песен о школе, а также песни А. Пугачевой «Волшебник-недоучка», пластиковые бутылки, сюрпризы для награждения.

Ход урока.

I. Вступительная часть.

1.Эмоциональный настрой на начало урока. (Фоном звучит веселая песня.)

Повернитесь все друг к другу

И пожмите руки другу.

Руки вверх все поднимите

И легко пошевелите.

Крикнем весело: «Ура!

Урок наш начинать пора!»

2. Вступительное слово учителя. Здравствуйте, уважаемые родители, мои любимые девчонки и мальчишки!

Сентябрь наступил,

Закончилось лето –

Пришел праздник знаний, учебы, отметок.

С праздником вас поздравляю, друзья!

Школьные двери вновь распахнутся,

Завтра учебные будни начнутся.

А сегодня праздничный час – 1 сентября!

 По доброй традиции первый в новом учебном году звонок зовет нас на урок Знаний. Сегодня этот урок будет особенный, урок Науки. Но вначале давайте проверим, все ли сегодня собрались?

Старательные девочки, здесь?

Умные мальчики, здесь?

Заботливые мамы?

Умелые папы?

Любящие бабушки?

Мудрые дедушки?

Хорошо вы отдохнули?

Хорошо вы загорали?

Рады встрече вы сегодня?

А без школы не скучали?

Ученики:                     1. Каникулы закончились-

                                      Дней отдохнули много…

                                       Друзья опять встречаются

                                       У школьного порога.

Окрепшими, здоровыми! -

Хвала лесным походам!

Со знаниями новыми

И с новым школьным годом!

                                     2. Веселиться – ерунда,

                                         А с учебой как дела?

                                        Чтоб учеба не хромала,

                                         Время зря не пропадало,

                                        Мы на празднике Всезнайки

                                         Все узнаем без утайки.

3. Кто лениться очень любит?

Иногда дневник забудет?

Просыпает кто уроки?

С кем всегда одни мороки?

Есть у нас такие дети?

Все узнаем непременно –

Праздник наш без перемены!

3. Актуализация проблемы. 

     Да, ребята, наш праздник Всезнайки – это праздник любознательных, дружных и творческих детей. А кто такой всезнайка? (ответы детей) Какие антонимы вы можете подобрать к слову «всезнайка»? Сегодняшний урок-праздник пройдет у нас в активной форме: вы будете работать четверками, вырабатывать общее решение, будете исследователями. Вот вам первая проблемная ситуация: «Сможет ли незнайка овладеть какой-либо профессией? И что получится, если незнайка решит стать…(выбрать профессию, род занятий).

Работа в четверках. Выработка единого решения. (Звучит песня Пугачевой «Волшебник-недоучка»). Озвучивание решений лидерами четверок.

Учитель: Я соглашусь с мнением всех ребят. Действительно, незнайка (неуч) никогда не сможет овладеть профессией, а если он на это решится, то беды не миновать. Возьмется неуч дом строить – стена у дома завалится. Пойдет в моряки – корабль на мель посадит. Решит стать портным – людей насмешит: рукав – на спине, воротник – на животе. Получается, каждому человеку для овладения профессией нужны знания, причем разных областей. И что бы вы не мечтали делать в жизни: варить сталь или лечить людей, водить комбайн по золотому полю или самолеты в голубом небе, строить машины на заводе или новые города в тайге, перво-наперво нужно учиться. Школа – начало пути к любой профессии. Школьные науки даются нелегко. Иной раз вовсе не хочется готовить уроки – лучше бы погулять, поиграть, посмотреть телевизор. Вот и школа учит ребят делать не то, что сию минуту хочется, а то, что надо: учит упорству, настойчивости – учит учиться.

       В нашем народе издавна подчеркивали большую роль знаний в жизни человека. Помня о том, что «пословица недаром молвится», давайте вспомним те из них, которые посвящены учению, знаниям. По двум опорным словам помогите их восстановить.

Знать – учиться (Не стыдно не знать, стыдно не учиться.)

Ученого – неученых (За одного ученого двух неученых дают, да и то не берут.)

Корень – плод ( Корень ученья горек, да плод его сладок.)

Водит – ходит ( Ученый водит, неученый следом ходит.)

Свет – тьма (Ученье – свет, а неученье – тьма.)

4. Разминка всезнаек. Молодцы, ребята, хорошо знаете пословицы. Чтобы настроиться на активную работу, давайте проведем физкультминутку и разминку всезнаек.

Физкультминутка.                         Руки к пяткам и ушам,

На колени и к плечам.

В стороны, на пояс, вверх,

А теперь веселый смех.

Все мальчишки: ха-ха-ха,

Все девчонки: хи-хи-хи,

А взрослые: хо-хо-хо.

А еще быстрее можете?

А теперь  отвечайте быстро на мои вопросы.

-Какой сегодня день недели?

-Назовите название нашей республики.

-Сколько букв в слове «школьник»?

-Назовите прибор для измерения сторон горизонта.

-Как сказать по-другому 60 минут?

-Какое животное носит детенышей в сумке?

_Черный Ивашка, деревянная рубашка,

Где носом ведет, там заметку кладет. Что это?

II. Основная часть. 

Учитель: А сейчас давайте перечислим изучаемые вами школьные науки. (Дети перечисляют.) С некоторыми науками вам предстоит встретиться в старших классах. Но некоторые азы этих наук мы с вами, оказывается, уже познаем.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка  в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг… (природа)

Изучая предмет окружающий мир, мы с вами бываем астрономами, географами, экологами, историками, наблюдателями, исследователями, путешествуем по воде и суше, осваиваем космическое пространство, опускаемся глубоко под землю. Такой предмет как физика имеет прямое отношение к окружающему миру. А что это за наука?

Ученица:                                          Тот, кто физики не знает

Очень многое теряет.

Все природные явленья

Объяснит без промедленья.

Учитель: Какие природные явленья вы знаете? В моем черном ящике лежит то, что участвует во многих природных явлениях. Это химическое соединение кислорода и водорода. Жидкость без запаха, вкуса и цвета. Самое распространенное вещество на земле. В природе находится в трех состояниях. Живые организмы, в том числе и человек, состоят на 80 % из нее. Что это? (Дети отгадывают.) Правильно, это вода. Что вы еще можете сказать о воде? (О трех состояниях, о значении для жизни на Земле.)

С водой можно провести интересные опыты и узнать о ее качествах.

В четверках проведение опыта «цветы лотоса» (см. приложение). Что происходит с лепестками цветов? Почему? Отгадайте загадку: «Кругом вода, а с питьем беда». Правильно, море. Давайте мы с вами проведем опыт «Подводная лодка из яйца». Почему в одном стакане яйцо тонет, а в другом поднимается? (Ответы детей, вывод: соленая вода тяжелее обычной, поэтому в море легко плавать.)

Отгадайте загадку: Тружусь я без устали, милые детки,

Кручу вентилятор и грею утюг,

И вилкой меня достают из розетки,

Хоть я не селедка, не перчик, не лук. Что это? Правильно, электричество. Что полезного делает электричество для человека. Назовите их. А есть ли опасности? Не забывайте про них, ребята, и всегда будьте осторожны. Сейчас мы с вами попробуем получить электричество.  Опыты с воздушным шаром, с расческой, «танцующая фольга» (см. приложение).

 Есть еще одна очень интересная наука, которая называется «химия». Что же она изучает?

Ученица:                     Все на свете существа

                                     Состоят из вещества,

                                     Из какого – знаю я,

                                     Я наука – химия!

Итак, химия – это наука о веществах. Давайте попробуем опытным путем получить из двух веществ третье вещество. Демонстрация опыта «Превращение молока и чая в чернила». (Дети пробуют писать чернилами на бумаге.) Делают свои предположения. Вот таким образом ученые-химики изобретают новые вещества, новые материалы. В современной жизни одним из самых популярных материалов является пластик. Перечислите, где его можно встретить? Какую пользу несет этот материал? И какой вред?

(Разговор на тему экологии.) Задание четверкам: придумать, какие способы вторичной переработки использованного пластика можно придумать, чтобы уменьшить загрязнение им окружающей среды? (Четверки работают  под инструментальную музыку оркестра Поля Мориа).

Итог: выступление лидеров групп с общим решением. Дети предлагают различные способы применения использованного пластика.

Учитель: Оказывается, у нас есть свои рационализаторские предложения по улучшению экологической обстановки в окружающей среде.

III. Заключительная часть.

Учитель: В конце нашего праздника Всезнаек давайте сделаем главный вывод: какие качества нужны ученику, чтобы постичь все науки? (Ответы четверок.)

Ученики:                                       1. Если что-то ты не знаешь,

Приходи в наш дружный класс…

В школе много ты узнаешь

Про металлы, воду, газ.

2.Ты про химию узнаешь,

Как устроена Земля.

В школе ты не заскучаешь –

Все в том храме для тебя.

3.В храме знаний и науки

Соберешь багаж себе,

 Нет ценнее в мире штуки,

Чем все знанья в голове.

4.Тот багаж тебе поможет

Стать уверенней в себе.

Все по полочкам разложит

Как в компьютере в тебе.

5.Эти знанья пригодятся,

Чтобы с жизнью совладать.

А чтоб знаний тех набраться,

Нужно школу посещать!

Учитель: Я поздравляю вас с победой в испытаниях и началом учебного года и выражаю уверенность в том, что нам в этом учебном году предстоит продолжить увлекательное путешествие по стране знаний.  Ты сегодня третьеклассник!

В этот день осенний

Безмятежно и прекрасно

Пусть будет настроение!

Ты освоил уж второй –

Очень важный класс,

И родителей, конечно,

Знаньями потряс!

Безусловно, ты герой:

Смелый и отважный!

Начинается третий

Год, конечно, важный.

Дружище, будь

Терпелив и стоек

И учись не как-нибудь –

А учись без троек и двоек!

. ( Поздравление родителей, вручение памятных сувениров.)

Использованная литература.

1.Большая книга экспериментов для школьников. М.: Росмэн, 2001.

2.Почемучка/ Ред. А.Дитрих, Г.Юрмин, Р.Кошурникова. М.: Педагогика, 1987.

3.Зубкова Н.М. Пять тысяч – где, семь тысяч – как, сто тысяч – почему. Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет. Санкт-Петербург: Речь, 2008.

4.Праздники в начальной школе: Осень-зима: Сценарии спектаклей и праздничных выступлений: 1-4 классы. Издательство АСТ,2004г.

Интернет – ресурсы:

www.solnet.ee › Праздники

edu-media.ru сова

trostyanets.com.ua/images/news/1sent.jpg

Приложение.

1. Увлекательные опыты для детей.

Цветы лотоса

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

 Подводная лодка из яйца

Возьмите 3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет.

Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо - оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.

А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора.

Куда делись чернила? Превращения.

В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь.

Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно.

Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду - того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.

Понятие об электрических зарядах

Надуйте небольшой воздушный шар. Потрите шар о шерсть или мех, а еще лучше о свои волосы, и вы увидите, как шар начнет прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное - к ребенку.

Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. В результате контакта между двумя различными материалами происходит разделение электрических разрядов.

Танцующая фольга

Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к отрезкам.

Полоски начнут "танцевать". Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...