Развлекательная программа "Веселые посиделки"
классный час по теме

Мельникова Валентина Яковлевна

формирование интеллектуальных и коммуникативных спосрбностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей,

Красноселькупский детский дом «Родничок»

Беседа c элементами игры

«О дружбе и друзьях»

                                                     

                                                                                Подготовила: Мельникова В.Я.

         воспитатель второй

                          квалификационной категории

     

                                         с.Красноселькуп, 2012

Цель: Создание условий для формирования нравственных качеств воспитанников:

          умения дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

           

Задачи (воспитателя):

            - создание условий для становления, развития и совершенствования

              интеллектуальных возможностей воспитанников средствами воспитательной

              работы;

           - расширять знания детей о дружбе;

           - развивать умения аргументировать свою точку зрения;

           - воспитывать доброжелательность, уважения друг к другу.

Задачи (для детей):

          - поговорим о дружбе;

          - научить различать понятия «друг», «дружба», «товарищ»;

          - определим, каким должен быть настоящий друг, дружба.

Оборудование: плакаты, музыкальное оформление, ножницы, карандаши простые,

                           цветная бумага.

Нет ничего драгоценнее друзей; не теряйте, поэтому случая приобретать их, когда только можете.

                        Ф. Гвиччардини, итальянский историк.

                                Ход занятия:

 I.  Организационный момент.

   - Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь и приготовьтесь слушать.

II. Вступительное слово воспитателя.

    - Ребята, я сейчас вам прочитаю загадку, а вы отгадайте, о каком явлении говорится в

      загадке?

          На минуту в землю врос

          Разноцветный чудо – мост

          Чудо – мастер смастерил

          Мост высокий без перил

                                        (Радуга)

   Верно! Но наша радуга будет необычной, она состоит из слов, прочитаем их.

                                                                                   (На ватмане написаны слова).

   Обществу

   Дарить

   Радость

   Улыбку

   Желание

   Благородство

   Единство

 

  Читая сверху вниз первую букву каждого слова, вы узнаете тему нашего занятия.

   - О чём будем говорить?

Дети: О дружбе.

Воспитатель: - Да, у нас сегодня очень интересная и серьёзная тема: «О дружбе и

                          друзьях».

                        -Как вы думаете, что значит эти слова? «Дружба»? «Друзья»? В вашей

                         жизни встречались эти слова? В какой ситуации?

Дети:  Ответы.

Воспитатель: Дружба – это преданность человека человеку. В дружбе человеческой      

                        вечно горит огонёк, который может назвать духовной готовностью прийти  

                       на помощь другому человеку. Если ты сумел открыть для себя эти духовные

                       начала дружбы, ты знаешь подлинное счастье жизни. Дружба – это общие

                       интересы, убеждения, устремления, взаимная симпатия, готовность оказать

                       помощь другу, разделить с ним неудачу, поступиться ради него собственным

                       благополучием или временем.

               

                   - Дружба, товарищество, друг и товарищ казались бы понятие простые, но как

                     сложно бывает порой разобраться в человеческих отношениях.

                  - У вас у всех есть друзья, товарищи. Как вы думаете – эти слова синонимы?

Дети: Ответы.

Воспитатель: Так давайте разберёмся, чем отличаются понятия «друг», «товарищ».

                        Безусловно, эти понятия очень близки друг другу, но всё же различаются.

                      - Чем они различаются? Кто ближе – друг или товарищ?

Дети: Ответы.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, какое определение даётся в «Толковом

                       словаре» Сергея Ивановича Ожегова – словам «Дружба»,  «Друг»,

                       «Товарищ».

                      Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии,

                      привязанности, общности интересов.

                     

                      Друг – это тот, кто связан с кем – нибудь дружбой. Слово друг употребляется

                      Как обращение к близкому человеку, а также как вежливое обращение к това-

                      рищу, к соседу, к встречному человеку.

 

                     Товарищ – человек, близкий кому – нибудь по общности взглядов, деятель-

                     ности, условий жизни, а также человек, дружески расположенный кому-

                     нибудь.

Воспитатель: Мы связаны по жизни со многими людьми: с одними учимся в классе,

                       с другими проводим свободное время, с третьими встречаемся в кружке,

                       секции. Мы связаны совместной деятельностью. И если у вас общие интере

                       сы, симпатия, то можно назвать этих ребят – товарищами. Дружба же – это

                       высшая степень товарищества. Друзья – это люди, с которыми взаимное

                       доверие, единство взглядов и интересов, и преданность. Она приносит

                       радость и удовлетворение от общения. Способность к дружбе, умение

                       дружить, выбрать друга, сохранение дружбы – важнейшие качества

                       человека.

III. Кроссворд. Творческая работа.

Воспитатель: Какие черты характера вам нравится в людях?

Дети: Ответы.

Воспитатель: Ребята, разгадав кроссворд, мы узнаем, какие качества ценят люди

                        больше всего! (На ватмане кроссворд)

                        Содержание кроссворда.

                       

  1. Какое качество личности русского офицера ценится больше всего?

(достойные уважения и гордости моральные качества и этические

 принципы личности). Ответ (честь).

  1. Без какого нравственного качества невозможны любовь, дружба?

(стойкость и неизменность в своих чувствах, отношениях, в исполнении

 обязанностей, долга). Ответ (верность).

  1. Без какого качества человека на земле не было бы создано ничего?

(любящий трудится человек). Ответ (верность).

  1. От какого качество личности становится тепло на душе, спокойно?

(отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать

 добро другим). Ответ (доброта).

  1. Что мешает чувствовать себя спокойно, если мы совершили какой – то

проступок? (чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом). Ответ (совесть).

  1. Благодаря какому качеству людей старикам, инвалидам жилось бы

спокойнее, увереннее? (готовность помочь кому – нибудь или простить из

сострадания, человеколюбия). Ответ (милосердие).

  1. Какое качество личности помогает нам прощать, быть терпимыми?

(обладание высокими душевными качествами, снисходительность к другим

до готовности бескорыстно жертвовать своими интересами). Ответ

(великодушие).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой хороший получился у нас с вами человек:

                       честный, верный, трудолюбивый, добрый, совестливый, милосердный,

                       великодушный. Вот такие люди могут быть настоящими, верными,

                       надёжными друзьями. Друзья на всю жизнь!!!

IV. Качества настоящего друга. Игра «Ладонь».

                     

Воспитатель: Ребята, а сейчас предлагаю вам обвести свою ладонь на цветной

                       бумаге, написать на вырезанной ладони качество, которым должен обладать

                       настоящий друг, человек, с которым вы хотели бы дружить и приклеить на

                       плакат с радугой.

V. Чтение стихотворения Расула Гамзатова «Берегите друзей».

Воспитатель: Многие писатели и поэты очень часто в своём творчестве обращаются к

                       теме «Дружба».

Дети:            Стихотворение Расула Гамзатова «Берегите друзей».

                      Знай, мой друг, вражде и дружбу цену

                      И судом поспешным не греши

                      Гнев на друга, может быть, мгновенный

                      Изливать повсюду не спеши.

                      Может, друг твой сам поторопился

                      И тебя обидел невзначай,

                      Провинился друг – и повинился-

                      Ты ему греха не поминай.

                     Люди, я прошу вас, ради Бога,

                     Не стесняйся доброты своей.

                     На земле друзей не так уж много,

                     Опасайтесь потерять друзей.

Воспитатель: Ребята понравилась ли вам стихотворение? Чем?

Дети:              Ответы детей.

VI. Работа над пословицами.

Воспитатель: У русского народа в речи издавна живут пословицы, и в своей жизни он

                        ими активно пользуется. Первые пословицы и поговорки появились очень

                      давно, раньше, чем люди научились писать. Их не сочиняли на бумаге, а при-

                      думывали  в разговорах. Один хорошо сказал. Тот удачно добавил что-то

                       своё и пошло по свету мудрое, меткое, к месту сказанное изречение. Кто же    

                       его  автор?

Дети:           Народ.

Воспитатель: В краткой форме пословицы выражают глубокие мысли и широкие

                       обобщения. В пословицах выражается любовь к Родине, к матери,

                      чувства недовольства и несправедливости, о дружбе. О дружбе существует

                      много пословиц. Сейчас мы с вами поиграем.

                      - Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты.

                      - Нет друга – ищи, а найдёшь - береги.

                      - Старый друг лучше новых двух.

                      - Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

                      - Птица сильна крыльями, а человек друзьями.

                      - Дерево держится корнями, а человек друзьями.

                      - Хороший друг всегда приходит вовремя.

                      - Приятелей много, а друга нет.

                      - Не хвались другом три дня, а хвались три года.

                      - Недруг поддакивает, а друг спорит.

                      - Один за всех и все за одного.

Воспитатель: - Настоящими друзьями могут быть люди, которые имеют много общего,

                          помогают друг другу и дорожат дружбой.

VII. Обсуждение проблемных ситуаций.

Воспитатель: А сейчас, ребята, я предложу вам для обсуждения проблемные ситуации,

                        а вы придёте к какому – то решению.

                       - Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадь, чтобы списать.

Дети:            Ответы детей.

Воспитатель: - Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

Дети:           Ответы детей.

Воспитатель: - Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним

                          дружить.

Дети:            Ответы детей.

Воспитатель: - Твой друг предлагает тебе поступить плохо.

Дети:            Ответы детей.

Воспитатель:  - Друг прогуливает школу и предлагает вам делать вместе с ним то же

                           Самое.

Дети:             Ответы детей.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, какие поступки и действия способствуют

                        Укреплению товарищеских и дружеских отношений в коллективе?

Дети:            Ответы детей.

Воспитатель: А сейчас нам Аня Худи расскажет стихотворение Агнии Барто «Требуется

                         друг».

                         Все живут,  не тужат,

                        А со мной не дружат.

                        Предлагаю Ильиной:

                        «Ты дружи со мной одной!»

                        Есть разряд у Ильиной

                        И девчонок свита.

                        Подружусь я с Ильиной-

                        Стану знаменита.

                       Все пятёрки до одной

                       У Светловой Нади.

                     Я прошу «Дружи со мной!»

                     Подружись хоть на день!

                     Будешь ты меня спасать-

                     Дашь контрольную списать.

                     А девчонка на дыбы

                     Говорит: «Молчала бы!»

                     Не вставать же на колени

                     Уговаривать подруг

                     Напишу я объявление:

                     «Срочно требуется друг!»

Воспитатель: Почему с этой девчонкой никто не хотел дружить?

Дети:               Ответы детей.

   

Воспитатель: Только взаимная помощь в учёбе, труде, взаимная выручка и поддержка

                        в преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет

                        содействовать укреплению товарищеских отношений. Вы, ребята, должны

                        знать, что не стоит спорить по пустякам, зазнаваться. Если что – то полу-

                        чается лучше, нужно научить своего друга. Необходимо проявлять чуткость

                        и внимание не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных

                        отношениях, в делах..

  1. Правила дружбы.

Воспитатель: Ребята есть и правила дружбы, чтобы дружба была прочной, крепкой  

                       давайте прочитаем их и запомним.

                      - Один за всех и все за одного.

                      - С хорошим другом веселей в радости, легче в беде.

                      - Не ссорься и не спорь с другом по пустякам.

                      - Не ябедничай, лучше сам поправь.

                      - Не зазнавайся, если у тебя что-то очень хорошо получилось.

                      - Не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не получилось.

                      - В разговоре, в игре не будь грубым, не кричи, помогай другу.

  1. Итог.

Воспитатель: Существует много правил о дружбе. А те, о которых мы только – что

                          проговорили   – основные. Если вы будете соблюдать эти правила, то

                          станет настоящими друзьями.

                          Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить

                          дружбой.

  1. Песня «Ты да я».

Воспитатель: А сейчас нам споют весёлую песенку про дружбу и друзей «Ты да я».

             

 

                         

 

                     

                       

   

1 Слово учителя.

   Дружба-это преданность человека человеку. В дружбе человеческой вечно горит огонек, который может назвать духовной готовностью прийти на помощь другому человеку. Если ты сумел открыть для себя эти духовные начала дружбы, ты знаешь подлинное счастье жизни.

    Дружба- это общность интересов, убеждений, устремлений, взаимная симпатия, готовность оказать помощь другу, разделить с ним неудачу, поступиться ради него собственным благополучием или временем.

  Русский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир- радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека. Не причиняй своими поступками, своим поведением боли, оскорбления, беспокойства, тяжелых переживаний другим людям, умей поддержать, помочь, подбодрить человека, у которого горе. Помни, что такое же горе может прийти к тебе. Не будь равнодушным. Равнодушие-одеревенение  и окостенение сердца. Равнодушный – это душевно слепой человек».

  А понимание горя своего ближнего или друга развивает нравственную зоркость, благородство, человечность. Знайте, что горя в жизни будет вообще значительно меньше, если все мы будем видеть его в глазах, в тончайших, незаметных с первого взгляда движениях рук, в том, как человек идет, как дышит, как смотрит на мир.

2 Обсуждение проблемной ситуации.

        Если друг оказался вдруг

        И не друг, и не враг, а так;

        Если сразу не разберешь,        

        Плох он или хорош…

Было в классе четверо мальчишек, и сидели в классе они рядом, и на дни рождения друг к другу ходили, и на поляну, где футбольный мяч гоняли. За одну команду, естественно. Дежурили по школе только в один день. Владимир и Денис были превосходными математиками, и после очередной победы на олимпиаде в районе решили их родители в математическую школу перевести. «Нет, ни за что!» - в один голос заявили они и остались в обычной школе. Ради дружбы. Так бы, наверное, до окончания школы и говорили о  них: «Водой не разольешь», если бы не один случай.

 Ранней весной эти четверо мальчишек плыли вниз по реке. Неожиданно загремел гром, налетел ветер и хлынул дождь. Ребята испугались грозы, быстро подогнали лодку к берегу и убежали в город. Только один не покинул лодку. Это был Иван. Он налег на весла и поплыл вверх по реке. Дождь хлестал по лицу, ладони вспухли, сильно болели руки, и темные круги плыли перед глазами. Мальчику казалось, что он уже никогда не доберется до пристани. Он напрягал все силы…

 Добравшись наконец до цели. Он поставил лодку на место и крепко привязал ее веревкой.

 Лодочник удивленно посмотрел на мальчика и спросил:

- Ты откуда, хлопец, взялся?

- Сегодня мы брали у вас лодку…Я обещал вернуть…

Пятнадцатилетний мальчик, плывший в грозу по реке, чтобы пригнать лодку к берегу и сдержать свое слово, безусловно, проявил характер и силу воли. Конечно, ему было также страшно, как и тем, другим, сбежавшим мальчикам; и также хотелось выпрыгнуть из лодки и побежать домой, но он уже знал, что в жизни не всегда приходится делать то, что хочется. А в этот день узнал еще одно: друзья бывают и мнимые.      

    Вопросы для беседы

1Что такое нравственная зоркость?

2 Ее нужно проявлять лишь по отношению к друзьям или ко всем      людям?

3 Какая мысль заключена в строках из стихотворения В. Высоцкого?

4 Как можно было озаглавить повествование о четырех ребятах, если бы оно заканчивалось словами: «Если бы не один случай»? («Верные друзья», «Настоящие друзья».)

5Какие качества характера проявил Ваня, чтобы сдержать данное слово?

6 Как бы вы поступили на его месте?

7 Почему мальчики бросили Ваню одного? Можно ли их назвать «мнимыми друзьями»?

8 Как вы понимаете высказывание Льва Толстого: «Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься»?

9 Какая нравственная проблема поставлена в этом тексте? Важна ли она для вас?

3 Имеет ли дружба обязанности?

Исполнять обязанности дружбы несколько труднее, чем восхищаться ею.(Г. Лессинг)

Каждый человек несет ответственность за что-либо. Есть ответственность за труд, за поведение, за любовь и ненависть, за слово, которое ты произносишь, за друга…

Характерно, что истинная дружба строго избирательна, что истинных друзей обычно у человека мало.

Иметь друга-великое благо. А жизнь устроена так. Что ее блага не сваливаются на нас с неба, ради них нужно трудиться. И ради дружбы необходимо трудиться душой.

Есть мудрое старое правило: хочешь иметь друга-будь им! Иначе: потрудись душой для рядом находящегося человека!

Восприми его радости и горести как свои и подумай о том, как сделать его жизнь счастливее.

Не пожалей ни времени, ни своих сил, ни своих чувств. (Е. Лосото)

 

       4. Вопросы:

1 За что несет ответственность человек?

2 Какие требования к дружбе предъявляет автор текста?

3 Как вы понимаете выражение « трудиться душой»? Я прочитаю четверостишие:

        Не позволяй душе лениться!

        Чтоб в ступе воду не толочь,

        Душа обязана трудиться

        И день, и ночь, и день и ночь!

4 Приведите примеры из своей жизни, когда вы пожертвовали чем-то ради своего друга.

5 Можете ли вы о своем друге сказать, что он - тот человек, «кто всякий раз, когда ты в нем нуждаешься, об этом догадывается»?

6 Правду частенько очень трудно сказать вслух, тем более близкому, дорогому для тебя человеку. Как вы считаете, что лучше – сохранить хорошие отношения или последовать совету писателя Николая Островского: «Дружба-это, прежде всего, искренность, это критика ошибок товарища. Друзья должны первыми дать жесткую критику для того, чтобы товарищ мог исправить свою ошибку»?

6 Пословицы и поговорки о дружбе:

1 Старый друг лучше новых двух.

2 Был бы друг, будет и досуг.

3 Был бы дружок, надеться и часок.

4 Друзья прямые – братья родные.

5 Верный друг лучше сотни слуг.

6 Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

7 Птица сильна крыльями, а человек дружбой.

8 Дерево держится корнями, а человек - друзьями.

9Хороший друг всегда приходит вовремя.

10 У друга вода лучше, чем у врага.

11 Не тот друг, кто потакает, а тот, кто на ум наставляет.

12 У друзей секретов нет.

13 В дороге и отец сыну товарищ.

14 Друг научит, недруг проучит.

15 Своих друзей наживай и отцовских не забывай.

16 Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

17 С кем поведешься, от того и наберешься.

18 Приятелей много, а друга нет.

19 Не хвались другом три дня, а хвались три года.

Дружба всегда предполагает определенные нравственные принципы - верность, постоянство, честность и т. д..

Сама потребность в дружбе возвышает человека, делает его добрее, щедрее к людям.

Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном качестве, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку, даже если очень спешит по своим делам. Все это проявления порядочности. Только у порядочного человека бывают друзья настоящие, верные и надежные. Друзья на всю жизнь.

Некоторые ребята любят командовать, требуют, чтобы товарищи прислушивались только к их мнению, беспрекословно им подчинились. Высокомерие, эгоизм, корысть мешают установлению доверительных, дружеских отношений между людьми. У каждого человека не так уж много настоящих друзей, и их надо беречь. Будьте снисходительны к человеческим слабостям своих друзей, прощайте их.

7 Законы дружбы.

Ученики школы, где работал директором выдающийся педагог В. А. Сухамлинский, выработали такие «Законы дружбы»:

1 Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе – значит делить трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь. Отвернуться от друга в тяжелую для него минуту – значит нравственно готовить себя к предательству.

2 Тебе не безразлично, каков твой друг. Дружба – это нравственное обогащение человека. Обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее.

 

3 Дружба – это, прежде всего, вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера в друга, тем выше должна быть требовательность.

4 Дружба и эгоизм несовместимы, непримиримы. Дружба учит человека отдавать другу духовные силы, проявлять заботу.

5 Дружба испытывается в беде и опасности. Смертельной бедой и смертельной опасностью является война. Ты должен быть духовно готовым к этому великому испытанию.

6 Умей жить так, чтобы тебя с другом объединяло единство духа, идеалов. Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие.

7 Быть требовательным к дружбе – значить иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.

Если хочешь иметь хорошего друга, старайся сам стать лучше. Будь добрым, справедливым, честным, смелым. Стремись больше узнать, больше уметь, чтобы другим было интересно с тобой дружить. Тогда потянутся к тебе люди, найдется и тот, с кем завяжется у тебя самая тесная дружба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренник "Деревенские посиделки"

Фольклорный праздник в 1 классе...

Фольклорный праздник "Посиделки"

Цель:воспитание любви и уважения к Родине, к искусству своего народа, древним обычаям и талантам русского народа, изучение и возрождение народных праздников, песенных и хореографических традиций....

Сценарий "Старинные посиделки"

Цель: познакомить с традициями русских посиделок у крестьян; узнавать и находить особенности русского фольклора;  развивать артистические и сценические способности детей. ...

Развлекательная программа

Ра Развлекательная программа "Развлекательная программа для учащихся начальных классов "Веселая тарабарщина"....

Спортивно-развлекательное мероприятие для начальной школы СНЕЖНАЯ КРЕПОСТЬ.

Во время зимних каникул для начальной школы проводилось спортивно-развлекательное мероприятие "Снежная крепость"...

Познавательно - развлекательное мероприятие "Осенние посиделки"

(Осенние посиделки)Утренник для обучающихся начальной школы     Цель: содействовать эстетическому воспитанию обучающихся...