Урок толерантности
классный час (3 класс) по теме

 

Цель:

формирование ценностного отношения обучающихся начальной школы к этическим нормам дружеского поведения и развитие их познавательной самостоятельности через организацию работы над проектом буклета "Что значит быть настоящим другом?".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №37 г.ТОМСКА

Методическая разработка

 

 АВТОР:

Учитель начальных классов

МАОУ СОШ №37г.Томска

Десинова Светлана Евгеньевна

Урок толерантности (классный час)

Работа над проектом

"Что значит быть настоящим другом?"

Класс: 3 класс

Цель:

формирование ценностного отношения обучающихся начальной школы к этическим нормам дружеского поведения и развитие их познавательной самостоятельности через организацию работы над проектом буклета "Что значит быть настоящим другом?".

Задачи:

продолжить формирование  знаний о способах бесконфликтного поведения;

содействовать овладению  элементарными приемами сбора информации из литературных источников, результатов наблюдений и соцопроса;

формировать приемы обработки, анализа и структурирования собранной информации;

формировать коммуникативные умения в процессе совместной деятельности;

формировать адекватную самооценку через построение рефлексии учащимися своих личностных качеств.

Предполагаемые результаты:

формирование у учащихся основ системы универсальных учебных действий:

познавательных:

развитие умений

  • осуществлять поиск информации для выполнения проектного задания в различных источниках (художественной литературы, справочников, опроса сверстников и взрослых) для практической работы;

• строить речевое высказывание в устной форме;

• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • овладевать навыками представления информации в наглядной форме (в виде простейших таблиц и рисунков;

коммуникативных:

  • осваивать основы коммуникативной деятельности: осознание значимости работы в группе, освоение правил групповой работы на практическом уровне;
  • приобретать опыт выступления перед знакомой аудиторией с сообщениями;

регулятивных:

  • принимать и сохранять проектную задачу, планировать ее реализацию, оценивать свои действия и действия одноклассников;

личностных:

  • знать моральные нормы;
  • ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
  • развивать этические чувства как основу морального поведения.

Ход занятия

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы работы,

результат

Регулятивные (волевая саморегуляция, прогнозирование)

Организационный момент

 - Сегодня у нас урок толерантности

 (звучит песня о дружбе)

 -  Какова тема нашего занятия? Давайте вспомним, что мы делали на предыдущем занятии.

- Наш разговор будет о дружбе.

- Мы начали работу над проектом «Как стать настоящим другом»

Мы разбились на группы, получили задания, обсудил тему проекта, наметили маршрут исследования.

 Фронтальная работа

Самооценка готовности

                                  II. Целеполагание

Регулятивные (целеполагание)

- Сегодня мы продолжаем работу над проектом «Как стать настоящим другом».

Дружба! Главное чудо всегда,

Сто открытий для всех нас таящее.

И любая беда - не беда, не беда,

Если рядом друзья настоящие.

- Вспомним маршрут исследования.

-Свою работу мы будем оценивать цветным магнитом на доске.

«Спрошу», «Прочитаю»,

«Узнаю»

       -справились отлично

      -не все понятно

         -нужно доработать

Фронтальная работа

III. Краткий отчет групп по итогам исследования.

Познавательные (умение строить речевое высказывание,  представление информации)

- Поделитесь с нами результатами своих исследований

1 группа.  Спрошу

Учащиеся проводили социологический опрос одноклассников, учащихся 3Б  класса, родителей и учителей

- Мы изучали мнение окружающих по проблеме. Опросили 120 человек; имеют друзей – 108, настоящий друг есть у 114 человек.  (Результаты опроса дети представляют в виде моделей на доске).

Отчёт групп по итогам исследования ( 1 человек от группы)

2 группа  Прочитаю

 Учащиеся этой группы искали ответ на вопрос  в произведениях,   изученных на уроках литературного чтения и прочитанных самостоятельно. Дети работали в школьной библиотеке.

3 группа.  Узнаю

(Учащиеся этой группы узнавали, какие пословицы, и поговорки о дружбе придумал народ, и делали книжки-малышки)

- Мы искали ответ на вопрос в произведениях писателей. На  уроках литературного чтения мы прочитали много поучительных произведений о дружбе. Много таких рассказов у Л.Н. Толстого и В. Осеевой. Мы решили, прежде всего, посмотреть книги этих авторов. В школьной библиотеке  мы взяли и прочитали эти книги. Мы прочитали много книг о настоящей дружбе.

Вы их видите на нашей выставке.

- Мы решили узнать, а как в пословицах и поговорках говорится о дружбе. Мы нашли много пословиц и поговорок и сделали книжку-малышку.

Создание атмосферы взаимной          заинтересованности в  работе друг друга.  

III. Проектирование планируемого результата проекта.

Регулятивные прогнозирование

- Работая в группах, вы узнавали секреты настоящей дружбы. Эти секреты секретные, только для вас, или ими можно поделиться с другими? Помогут ли эти секреты другим людям?

- Как поделиться найденными секретами?

- Как рассказать о них многим людям, ученикам других классов?

- Я предлагаю издать буклет. Что это такое? Вспомните англ. Book.

буклет – это (англ. booklet, букв — книжечка), произведение печати на одном печатном листе, сложенном любыми способами в два сгиба и более

- На занятии мы выполним макет буклета  « Что значит быть настоящим другом?", в который поместим правила. И эти правила вы составите сами. Вот макет титульного листа буклета. 2 команда нашла замечательные эпиграфы для оформления. (Слова ЛарошФуко, В.Шекспира)

- Эти секреты нужно знать каждому человеку.

- Можно рассказать другим о наших открытиях.  

- Можно издать газету, выступить с сообщением.

Беседа

Актуализируются знания, необходимые для понимания  задания.

IV. Формирование групп для выполнения задания

Коммуникативные (умение работать в сотрудничестве)

- Продолжаем следование по маршруту.  Искать ответ на любой вопрос лучше вместе.

Объединитесь в  группы, как вы работали

.

Учащиеся под музыку выполняют задания учителя, объединяются в группы

Создание ситуации выбора

Объединение в группы

V. Проектирование задания для каждой группы.

Личностные

В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному. Кто может помочь преодолеть трудности?

1 группа «Спрошу» – готовит макет 1страницы буклета по материалам опроса «Настоящий друг, какой он?».

Ваша задача по собранным вами материалам сформулировать и записать значение слова  ДРУГ,

а также «собрать портфель» нравственных качеств друга»,  записав к данным прилагательным  антонимы

2 группа «Прочитаю» – макет 2 страниц «Секреты настоящей дружбы» по материалам художественной литературы и по предложенным ситуациям собрать СОЛНЫШКО с правилами настоящей дружбы.

 3 группа «Узнаю» - макет3 страницы, где вы  соберете «рассыпавшие» пословицы, объяснив их значение.

Тогда на помощь приходит друг. Настоящий друг всегда может прийти на помощь, необязательно спасти, но быть рядом, поддерживать в трудную минуту, быть нужным, полезным, бескорыстным.

 

Создание                      ситуации самостоятельного планирования своей деятельности

Регулятивные (способ организации деятельности)

- Определим правила работы в группе.

Учащиеся определяют правила работы в группах (на зрительных метках.)

VI. Самостоятельная

 работа в группах.

Групповая работа.

Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность(«хочу»); выделяется содержательная область («могу»).Ученики осознают ценность совместной работы

VII. Физкультминутка

 

В работе всегда помогает песня, тем более песня о дружбе.

Если друг не смеётся, ты включи ему солнце,

Ты включи ему звёзды – это просто!

Ты исправь ошибку, превращая в улыбку,

Все грустинки и слёзы, это просто!

Дети выполняют танцевальную физкультминутку под песню «Друзья»

Повышение активности,

 интереса

VII. Презентация макета страниц.

Познавательные (умение работать с информацией)

1 группа  (1 страница)

  1. Друг - это……………….;
  2. Портфель качеств моего друга-

- Мы искали ответ на вопрос «Друг – это?».

Друг-это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, несёт ответственность за него, волнуется, тревожится, переживает.

- И «собирали портфель нравственных качеств друга», подобрав к прилагательным слова-антонимы: вежливость,                       отзывчивость, уступчивость, честность,

щедрость, терпеливость, заботливость

доброжелательность, бескорыстность

тактичность, ответственность

Презентация макета страниц

Положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.

Регулятивные (взаимооценка)

- Оцените качество защиты группы по нашим критериям.

Выполнение каждого критерия фиксируется цветным магнитом на доске.

Взаимооценка

2 группа  (2страница)

Солнышко Дружбы

        

-Прочитав данные ситуации, обсудив,  мы собрали к Солнышку Дружбы лучики с правилами:

Правило 1. Общайся доброжелательно.

Правило 2.  Поддержи друга.

Правило 3. Помоги ему во всём.

Правило 4. Радуйся успехам друга.

Правило 5. Будь внимателен к другу.

Правило 6. Умей признать свои ошибки и попросить прощения.

Правило 7. Берегите дружбу.

Осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

3 группа(3 страница)  

Пословицы о дружбе

-Мы собрали  пословицы  (зачитывают и объясняют):

Старый друг лучше новых двух.

Без беды друга не узнаешь.

Друг познается в беде.

Друга на деньги не купишь.

Сам пропадай, а товарища выручай.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Нет друга - ищи, а нашел - береги.

Не тот друг, кто медом мажет, а тот, кто правду скажет. 

Будете, друг за дружку держаться - можете ничего не бояться.

Активизация мыслительной                    деятельности.                      

Побуждение  к самопроверке понимания изученного материала

4страница

Настоящий сказочный друг

Это моя страничка в наш общий буклет.

Давайте вспомним,  какие сказочные герои творили добрые дела и были настоящими друзьями. Вам нужно догадаться, о ком или о чём идёт речь, найти  картинку героя и вклеить в макет буклета

  • Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр.
  • Этот герой лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки
  • Девочка, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена
  • Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка.
  • Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни

Чем же отличаются эти сказочные герои от других героев, например Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса?

- Папа Карло

-Айболит

-Герда

-Кот в сапогах

-Татошка

-Они поддерживали и выручали своих друзей в трудную минуту, принося пользу

Работа в парах

Организация сотрудничества учителя и учеников

Повышается мотивация учебной деятельности

VIII. Сборка макета

Познавательные (моделирующая деятельность)

- Давайте соберем наш буклет. Вы работали дружно и слаженно. И у нас получился прекрасный, а главное, очень полезный сборник добрых советов.

Учащиеся приклеивают макеты страниц на книжку-раскладушку.

Практическая работа

IX. Самоанализ.

Саморефлексия.

Личностные (формирование этических чувств)

Почему   в сказках (и в народных, и в литературных) добро всегда побеждает?

Часть в  сказках победить добру помогают добрые волшебники. А можем ли мы стать добрыми волшебниками?

Сапожник починяет нам ботинки

А плотник – табуретку и крыльцо,

Но только у волшебника в починке

Светлеют наше сердце и лицо.

Какая тонкая работа –

Счастливым сделать хоть кого-то,

Цветок удачи принести,

От одиночества спасти.

А самому потом тихонечко уйти…

. Ведь хорошо, когда ты -  волшебник и можешь помочь своим  словом и делом.

Ведь наша жизнь ежедневно подбрасывает нам задачки, и решать их приходится нам самим

5страница (волшебная) (раздается каждому ученику)

 Стать добрым волшебником ну-ка попробуй,

Здесь хитрости вовсе не нужно особой.

Понять и исполнить желанье другого –

Одно удовольствие, честное слово!

На 5 листочке буклета, есть шарики, на них напишите имена ваших друзей, которые нуждаются в вашей поддержке и помощи.

Давайте пофантазируем, какие чудеса могут произойти в нашей школе, если все вокруг подружатся. (Дети по цепочке отвечают)

-Как вы думаете, легко ли быть настоящим другом? Почему?

- Оказывается другом быть трудно, стать другом  большая работа.

Нужно ли специально искать друга?

А что нужно для дружбы вашим друзьям?

Закончите данную в буклете фразу:

Моим друзьям  очень нужны  …

-У положительных героев сказок всегда есть герои - помощники, которые помогают, не предают - это и есть настоящие друзья.

-Мы можем стать волшебниками. Главное – захотеть  и научить свое сердце быть чутким, а руки – умелыми и щедрыми

Да, нет

Нет, нужно оглянуться вокруг: рядом с нами одноклассники, среди которых обязательно найдем единомышленников по целям, мечтам, увлечениям.

-доброта,  отзывчивость, милосердие, воспитанность, сострадание

Индивидуальная работа. Осмысление и проработка                 нового   материала.

Создание ситуации выбора и самопознания

X. Итог занятия.

Друзья необходимы каждому. В календаре даже есть праздник Международный день друзей, который отмечается 9 июня.

Итогом нашей работы явилось создание макета буклета «Что значит быть настоящим другом?»

-Оцените свою работу, команды, класса

Умение проверять и оценивать свою работу, положительное отношение к проделанной работе.

XI. Подготовка к презентации проекта другим классам

- Теперь буклет готов. Давайте поделимся своими находками с другими ребятами.  На следующем занятии мы попробуем сделать наш буклет в электронном виде, распечатаем его и подарим всем классам начальной школы.

Осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов

XII. Заключение

- Спасибо за дружную работу, яркие открытия, искренние добрые чувства

Давайте станем в большой хоровод дружбы, возьмёмся за руки, почувствуем поддержку друг друга. Вместе мы сила, потому что мы ДРУЗЬЯ! Скажем вместе слова:

Дружба настоящая в школе начинается,

Чтобы не кончаться никогда.

Дружба настоящая сердцем проверяется

И остаётся с нами навсегда.

-Если вы будете соблюдать правила, то я уверена, что  будете настоящим другом и найдёте себе настоящего друга и дружбу с ним сохраните не только в школе, но и перенесёте во взрослую жизнь. Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга

Песня «Ты  да я»

Дети встают в хоровод.

Положительное отношение к проделанной работе.

Ресурсный круг

        СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Начальная школа плюс до и после “Воспитание толерантности в начальных классах” (из опыта работ педагогов школы №1120, г.Москва.

 2. Психологические игры – тренинги.

  3. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. Под ред. И.А.Каирова, О.С.Богдановой.-М.:Просвещение, 1997;

4.О понимании духовности в современном обществе.Православная педагогика: традиции и современность.  Сборник лекций и докладов ВГПУ,

5.Саляхова Л.В. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 1-4 классы.-М.:Глобус, 2007



Предварительный просмотр:

бескорыстна.

        

.

        

        



Предварительный просмотр:

Правила работы в группах

  • Понять задание и подумать о решении самостоятельно.
  • Выслушать мнение каждого, не перебивать товарища. 
  • Если не согласен с мнением других -  подними руку
  • Высказывайся  вежливыми фразами.
  •  В случае, когда проблему решить не удается, обратись  к учителю.
  • Помни правило поднятой руки.
  • Говори тихо и спокойно.
  • Будь внимательным и активным.
  • Не перебивай говорящего, уметь слушать товарища.
  • В случае, когда проблему решить не удается, обратись к учителю.



Предварительный просмотр:

бескорыстна.

        

.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок толерантности 1 сентября. Методическая разработка для 1 класса.

«Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила» - девиз этого урока.На уроке учитель должен познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной личности....

Урок толерантности

Классный час в 1 классе по теме "Чего себе не желаешь, того другим не делай"....

Урок толерантности (1 класс)

Классный час воспитывает у школьников общечеловеческие и национально- нравственные ценности....

Уроки толерантности

Цикл состоит из 15 уроков. К занятиям предлагается методический инструментарий....

"Вокруг света без билета" (Урок толерантности 2 класс)

Цель: познакомить учащихся с понятием толерантности; воспитание терпимости к людям иной национальности; культуры и религии...

Урок толерантности. Классный час

Классный час по данной теме является одним из серии занятий, посвящённых воспитанию и формированию в детях  качеств, помогающих им строить доброжелательные отношения внутри социума, умения мирно ...

Урок толерантности "Мы разные, но вместе мы сила"

Надеюсь, что этот конспект поможет провести урок толерантности или просто будет интересным для чтения....