Урок толерантности 1 сентября. Методическая разработка для 1 класса.
классный час (1 класс) по теме

Каргачинская Наталья Владимировна

«Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила» - девиз этого урока.

На уроке учитель должен познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной личности. Подготовить детей к жизни в коллективе: способствовать воспитанию чувства коллективизма, сплочённости, развитию уважительного отношения между учащимися;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tolerantnosti.docx423.46 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ ООШ №12

х. Казенно-Кужорский

Урок толерантности

1 сентября

Учитель нач. кл.

Каргачинская Н.В.

2011-2012 уч. г.

«Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила»

Цели и задачи: 
• познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной личности;
• способствовать воспитанию у учащихся патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, гражданственности;
• пониманию учащимися своего статуса как гражданина России, и как члена общества;
• развивать способность адекватно и полно познавать себя и других людей;
• способствовать развитию у школьников самосознания, которое помогает детям увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле;
• способствовать пониманию учащимися того, что толерантность начинается с признания разнообразия;
• дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
• способствовать воспитанию чувства коллективизма, сплочённости, развитию уважительного отношения между учащимися;


Ход урока:
«Если я чем-то на тебя не похож,
я этим вовсе не оскорбляю тебя,
а, напротив, одаряю».
Антуан де Сент-Экзюпери

Здравствуйте, ребята! День 1 сентября – день знаний. Он всегда особенный. Начинается новый учебный год, мы строим планы на будущее. Для вас этот год ещё и первый, вы вливаетесь в нашу большую школьную семью. Сначала  это будет трудно, ведь нас много и мы все такие разные. Но если мы с вами  будем людьми добрыми и научимся толерантности, то  мы будем самыми счастливыми  людьми на планете.

Послушайте такую историю.
Вверх в гору поднимается ишак. Навстречу ему ползет муравей. «Хорошая ли трава на вершине горы?» - спрашивает ишак у муравья. «Да, там наверху она высокая и сочная!» - отвечает муравей. Добравшись до вершины, ишак увидел лишь невысокие, редкие кустики травы.
Как вы думаете, обманул ли муравей ишака?
Действительно, все мы разные. Оглянитесь вокруг. Среди нас есть блондины и брюнеты, голубоглазые, кареглазые, люди разных национальностей. И очень важно, чтобы мы понимали друг друга, жили в мире и согласии.
Издавна люди общались с соседними народами. Налаживали с ними торговые и культурные связи. При общении в их речь проникали слова из других языков, обозначавшие новые понятия. Одно из таких слов – толерантность. Оно непосредственно связано с темой нашего сегодняшнего разговора. Что же оно означает? Послушайте стихотворение и ответьте на вопросы.
Учитель читает стихотворение С.Маршака "Всемирный хоровод".
Стихи для ребят
Всех народов и стран:
Для абиссинцев
И англичан,
Для испанских детей
И для русских,
Шведских,
Турецких, немецких,
Французских
Негров, чья родина –
Африки берег;
Для краснокожих
Обеих Америк.
Для желтокожих,
Которым вставать
Надо,
Когда мы ложимся в кровать,
Для эскимосов,
Что в стужу и снег
Лезут
В мешок меховой
На ночлег;
Из тропических стран,
Где на деревьях
Не счесть обезьян;
Для ребятишек
Одетых и голых –
Тех, что живут
В городах и селах...
Весь этот шумный,
Задорный народ
Пусть соберется
В один хоровод.
Север планеты
Пусть встретится с Югом,
Запад – с Востоком,
А дети – друг с другом!
    - О чем это стихотворение? (О том, что все дети всех стран должны дружить друг с другом)
    - Почему все дети, независимо ни от чего, должны жить дружно? (Чтобы не было войны на Земле и все жили счастливо)
    - Так что же такое толерантность? (ответы учащихся)
ТОЛЕРАНТНОСТЬ (в переводе с латинского языка) - терпимость, терпение к чужому мнению, культуре, религии.
   - Что бывает, если этого не происходит? (конфликт)
Задание.
«Жили на свете разные звери. Как-то раз собрались они на большой поляне в лесу и стали спорить о том, какая еда вкуснее. Тигр сказал: Вкуснее всего мясо! –– Нет, морковка, – перебил его заяц. –– Самое вкусное, это молоко, – сказала кошка. –– Вкуснее всего бананы! – закричала обезьяна. –– Неправда, лучшая еда – это трава, – ударила копытом лошадь. Они чуть не подрались. Ребята, давайте поможем зверям решить вопрос: какая еда лучше?» (В процессе обсуждения дети приходят к выводу, что нет «лучшей» еды для всех, каждому нравится что-то свое).
Как избежать конфликтов? (нужно по-доброму относиться к другим людям, терпимо к их слабостям и недостаткам).
Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.
 - Особенно важна толерантность в нашей стране, в нашей республике. Как вы думаете, почему? (многонациональность)
 - В Гимне России есть такие слова:
Славься, Отечество наше свободное -
Братских народов союз вековой.
Предками данная мудрость народная.
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
 - История России полна примеров, когда именно объединение всех народов помогло ей выстоять в тяжелых испытаниях. Наиболее яркий пример – Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Когда фашисты захватили русские города, многие россияне были эвакуированы на юг, куда война еще не дошла. Их радушно принимали люди других национальностей: таджики, узбеки, грузины, армяне и др. Русским предоставляли жилье, обеспечивали едой, одеждой и другими необходимыми вещами. Люди не смотрели на то, что беженцы были не их национальности, с другим цветом глаз и кожи! И поэтому наша страна победила в такой тяжелой и страшной войне. Люди помогали друг другу, не давали погибнуть слабым, все вместе объединились против общего врага – фашистов.
В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у тебя возникает ощущение, что к тебе придираются, обижают. Защищаясь, ты обижаешь в ответ, становишься нетолерантным и можешь остаться без друзей. Как стать толерантным? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки, прощать ошибки другим.
Задание. Попробуйте оценить ситуацию. Как ты поступишь? Какое чувство у тебя возникнет первым? А теперь постарайся быть толерантным.
• Младший брат сломал твою любимую игрушку.
• Тебе поставили «2», а соседу по парте «5».
• Родители вечером ушли, оставив тебя одного.
• Ребята не берут тебя в игру.
Проявлять толерантность – это значит бережно относиться к окружающим, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, чтобы строить мирное будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мастер-класса "ИЗОНИТЬ"

ИЗОНИТЬ - искусство вышивания по картону и другим материалам – один из видов декоративно-прикладного искусства. - Презентация .Мастер-класс "ИЗОНИТЬ"- Презентация. Образцы изде...

Урок-праздник. 1сентября – День Знаний! 1 класс. Тема урока: «Давайте познакомимся!»

1сентября для родителей первоклассников самый волнительный и счастливый день в жизни семьи. Их малыш становится школьником! А первоклассники! Как ждут они этого дня! Да и учитель тоже волнуется не мен...

Методическая разработка 3 класс

Разработка раздела программы темы "Как жили наши предки" выбрана не случайно. Я считаю, что эта тема поможет детям узнать о прошлом  наших предков и особенностях жизни вдалёкие времена.Цели разра...

Методическая разработка ( 1 класс) по теме: Новогодний праздник в начальной школе.

Новогодняя сценка в стихах с участием сказочных персонажей...

Грибы – это грибы. Занимательный материал. Методические разработки (2 класс ).

Занятие"Грибы - это грибы" проведено было перед праздником "Золотая осень". На занятии дети учились различать грибы, разгадывать загадки, узнали много интересного о грибах....

Классный час «Урок толерантности или учимся сочувствовать» 4 класс

Цель: Познакомить детей с понятием толерантности, содействовать распространению идей и социальных образцов толерантности, уважению к людям различных национальностей и религий, дать возможность по...

Районный конкурс «Лучший урок письма - 2015» Методическая разработка

Тема урока.   «Письмо»Цели:1.Ознакомить уч-ся с особенностями эпистолярного жанра, с видами писем, с правилами написания письма и заполнения конверта.2.Развитие навыков самостоятельной позна...