Методики психологического исследования класса
консультация (1 класс) по теме

Скокова Татьяна Николаевна

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы: содержит диагностики уровня воспитанности, уровня развития самоуправления в классе, модифицированная вариант анкеты школьной мотивации, Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений Дж. Морено "Cоциометрия" и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon диагностики класса266.69 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ В УЧЕНИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

(подготовлена профессором М.И. Рожковым)

Цель: определить уровень развития ученического самоуправления.

Ход проведения:. Каждый учащийся заполняет бланк со следующими цифровыми кодами и предложениями:

1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше.

4   3   2   1  0

2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса.

4   3   2   1  0

3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.

4   3   2   1  0

4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.

4   3   2   1  0

5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям.

4   3   2   1  0

6, У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между учащимися.

4   3   2  1  0

7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.

4    3   2   1  0

8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.

4   3   2   1  0

9. Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей.

4   3   2   1  0

10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса.

4   3   2   1  0

11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены.

4   3   2   1  0

12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.

4   3   2   1  0

13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом школы.

4   3   2   1  0

14. Учащиеся моего класса часто участвуют в организации разнообразных мероприятий всего коллектива школы.

4    3    2   1   0

15. Мы стремимся помочь представителям коллектива класса в органах самоуправления всего коллектива школы в решении задач, стоящих перед ними.

4   3   2   1  0

16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед коллективом школы.

4   3   2   1  0

17. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении задач, стоящих перед всем коллективом, с другими классами и объединениями.

4   3   2  1  0

18. Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам.

4    3   2   1  0

19. Мы стремимся помочь другим коллективам, младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними.

4   3   2   1  0

20. Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным авторитетом.

4   3   2   1  0

21. Учащиеся моего класса добросовестно относятся к выполнению поручений органов ученического самоуправления всего коллектива.

4   3   2   1  0

22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более высоких результатов.

4   3   2   1  0

23. Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях.

4   3   2   1  0

24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всего школьного коллектива.

 4  3   2   1  0

Смысловое значение цифровых кодов: 4 — «Да», 3 — «Скорее да, чем нет», 2 — «Трудно сказать», 1 — «Скорее нет, чем да», 0 — «Нет».

Обработка результатов. При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп (блоков). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:

  1. включенность учащихся в самоуправленческую деятельность (предложения 1—4);
  2. организованность классного коллектива (5—8);
  3. ответственность членов первичного коллектива за его дела (9-12);
  4. включенность класса в дела общешкольного коллектива (13—16);
  5. отношения класса с другими ученическими общностями (17—20);
  6. ответственность учащихся класса за дела общешкольного коллектива (21—24).

По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на шестнадцать (16 — максимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждом блоке). Уровень самоуправления коллектива класса, объединения определяется по результатам выведения коэффициентов I первых трех блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0,5, то уровень самоуправления в классе низкий; если больше 0,5 и меньше 0,8 — средний; если больше 0,8 — высокий.

Уровень развития самоуправления всего учебного заведении определяется коэффициентом последних трех блоков.

Аспекты самоуправления

включенность учащихся в самоуправленческую деятельность

организованность классного коллектива

ответственность членов первичного коллектива за его дела

включенность класса в дела общешкольного коллектива

отношения класса с другими ученическими общностями

ответственность учащихся класса за дела общешкольного коллектива

№ п/п

Ф. И. О. ученика

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Итого

Коэффициэнт

Уровень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты-методики для исследования логического мышления младших школьников

Тесты-методики для исследования логического мышления младших школьников Методика 1 “Выделение существенного” Цель работы: Выявить уровень умения  учащихся 4 класса находить сущест...

Методика урегулирования межличностных отношений детей «Психологический климат класса».

Авторская разработка включает в себя:1) презентацию «Заочное путешествие в космос» для исследования психологического климата в классе. Это апробированная диагностика,  в основе которой лежит горо...

Школьная адаптация как предмет психологического исследования.

В статье рассказывается о возрастных особенностях детей 6-8 лет и об адаптации школьников  в первый год обучения....

Диагностические методики для исследования личностных результатов выпускников начальной школы

Рассмотрим вариативные методики определения  уровня развития выпускника по различным критериям. Для проведения диагностики психолог (педагог) выбирает одну-две методики по каждому критерию. Предп...

Методики психологических исследований,применяемых в начальных классах.Из опыта работы учителя начальных классов Колгановой Н.В.

Описание методик психологических исследований, применяемых учителем начальных классов на разных ступенях обучения.Планирование исследований по классам.Прилагается презентация....

Методика экспериментального исследования математических представлений обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Комплекс  направлен на изучение навыков счета. Для каждого задания была разработана балльная система оценки, в которой отражались качественные характеристики выполнения заданий. Первое задание пр...

Статья по психологии на тему: «Личность как предмет психологического исследования»

Статья по психологии на тему: «Личность как предмет психологического исследования»...