Статья по психологии на тему: «Личность как предмет психологического исследования»
статья

Софроний Аурика Игоревна

Статья по психологии на тему: «Личность как предмет психологического исследования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnost_kak_predmet_psihologicheskogo_issledovaniya.docx48.57 КБ

Предварительный просмотр:

Статья по психологии на тему: «Личность как предмет психологического исследования»

Выполнила:

Софроний А.И.,

учитель начальных классов

2021 г.

Личность как предмет психологического исследования

Введение

Как объект исследования личность уникальна по своей сложности и многогранности. Она представляет собой тесно взаимосвязанные содержания бытия конкретного человека - от телесного до духовного.

Категория «личность» относиться к базовым понятиям в психологии, но это понятие изучается так же всеми общественными науками. Личность в психологии имеет множество определений, которые имеются в научной литературе. Чаще всего под ней понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретаемых в результате социального развития.

        Личность – одна из базовых категорий психологической науки. Человек как сверхсложное существо живет в бесконечно сложном мире, точнее во множестве миров: внешний мир, социальный мир, внутренний мир.

Включение человека в социальный мир основано на его понимании и освоении системы существующих в этом мире субъект-объектных отношений. С этой точки зрения, субъективные, психологические отношения человека к окружающему его миру составляют его основное содержание как личности. Бытие личности в социальном и внешнем мире – это деятельность. В деятельности личность формируется, выражается и осуществляется. Трудно найти такую область деятельности, в которой использование психологических знаний и методов не было бы тесно связано с необходимостью учитывать целостность личности как субъекта и объекта психологического воздействия. В психологической практике невозможно "работать" лишь с одной частью личности, отдельным процессом, не затронув всей личности и ничего не изменив в системе ее отношений, в мотивах, переживаниях.

Сложность и многогранность феномена личности ведет к тому, что в области психологии личности сосуществуют различные теории, описывающие личность как интегрированное целое и вместе с тем объясняющие различия между людьми. В многочисленных и разнообразных определениях предмета социальной психологии заложена некоторая противоречивость суждений относительно того, какое место должна занять проблема личности в этой науке.

В настоящее время в современном обществе интерес к проблемам возможностей человеческой личности настолько велик, что практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования: проблема личности стоит в центре и философского, и социологического знания; ею занимается и этика, и педагогика, и генетика.

Цель - изучить понятие, структуру и формирование личности с точки зрения различных подходов; выявить социально-психологические проблемы, обусловленные включением личности в деятельность; рассмотреть культурно-антропологическую интерпретацию личности.

  1. Взгляд на структуру личности в отечественной психологии (Б.Г. Ананьев, В.И. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов и др.)

Большинство отечественных психологов включает в понятие личности комплекс природных свойств, психологическая многозначность которых определяется системой общественных отношений, в которую включен человек.

А. Г. Ковалев выделяет в структуре личности следующие подструктуры:

  • темперамент (структуру природных свойств);
  • направленность (систему потребностей, интересов и идеалов);
  • способности (систему интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

Владимир Николаевич Мясищев единство личности характеризует направленностью, уровнем развития, структурой личности и динамикой нервно-психической реактивности (темпераментом). Структура личности – это более частная характеристика личности, включающая в себя мотивацию, отношения и тенденции личности.

Личность – высшее интегральное понятие, система отношений человека к окружающей действительности.

К. К. Платонов выделяет в структуре личности следующие уровни:

  • социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества);
  • биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности);
  • опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек);
  • индивидуальные особенности различных психических процессов.

Личность по Борису Герасимовичу Ананьеву - составляющая индивидуальности, ее характеристика как общественного индивида, объекта и субъекта исторического процесса. Личность - «вершина» всей структуры человеческих свойств. Развитие личности направляется развитием индивидуальности.

В структуру личности входят такие свойства:

  • определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических);
  • динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках;
  • статус и социальные функции-роли;
  • мотивация поведения и ценностные ориентации;
  • структура и динамика отношений.

Интеграция личностных свойств представлена в характере человека и его склонностях. Структура личности, по Ананьеву, формируется в процессе индивидуально-психологического развития, выступающего в трех плоскостях:

  • онтогенетическая эволюция психофизиологических функций;
  • становление деятельности и история развития человека как субъекта труда, познания и общения;
  • жизненный путь человека (история личности).

Б. Г. Ананьев считает, что структура личности строится по двум принципам одновременно:

  • субординационному, или иерархическому, при котором более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства;
  • координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, то есть относительную автономию каждого из них.

С позиций А. Н. Леонтьева, личность и ее структура определяется и характеризуется иерахрическим отношением деятельностей. За содержанием деятельностей следует соотношение мотивов. Главное здесь – соотношение смыслообразующих мотивов и мотивов-стимулов.

Подробно:

В психологии личность изучается разными отраслями психологической науки. Обусловлено это многоплановостью проявлений личности, противоречивостью, а порой и загадочностью человеческого поведения. Многоплановость поведения требует в свою очередь разноуровневого психологического анализа.

Как отмечает К.К. Платонов, за период с 1917 по 70-е годы в советской психологии можно выделить, по меньшей мере, четыре доминирующие теории личности:

  • 1917 - 1936 гг. - личность как профиль психологических черт;
  • 1936 - 1950 гг. - личность как опыт человека;
  • 1950 - 1962 гг. - личность как темперамент и возраст;
  • 1962 - 1970 гг. - личность как совокупность отношений, проявляющихся в направленности

Другой известный советский психолог А.В. Петровский тоже говорил о существовании в отечественной психологии разных подходов к пониманию личности в разные исторические отрезки времени.

  • период 50-60-х гг. характеризуется так называемым «коллекционерским» подходом, в рамках которого «личность выступает как набор качеств, свойств, черт, характеристик, особенностей психики человека».
  • К концу 70-х гг. ориентация на структурный подход к проблеме личности сменяется тенденцией применения системного (или структурно-системного) подхода, требующего выделения системообразующих признаков личности.

А.Н. Леонтьев писал о том, что, личность - это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается.

Сегодня в отечественной психологии широко распространен взгляд на человека как на индивида, личность и субъект деятельности, но при этом отсутствует более или менее общепринятая концепция личности.

  1. Процесс становление личности.

А может ли человек не быть личностью? Является ли личностью годовалый ребенок, психически неполноценный человек или изощренный преступник? Эти вопросы неоднократно становились предметом дискуссий у психологов, философов, медиков и юристов. На них трудно ответить однозначно, поскольку каждый случай требует конкретного рассмотрения, но большинство ученых склонно признавать за всеми перечисленными категориями людей право называться личностью с определенными оговорками. Так ребенка, подростка и юношу корректнее называть формирующейся личностью, потому что в них пока имеются только задатки зрелой личности, которые должны далее развиться и оформиться в целостную систему свойств.

Все психологи согласны с тем, что личностью не рождаются, а становятся и для этого человек должен предпринять немалые усилия. Он должен овладеть речью, а затем с ее помощью многими моторными, интеллектуальными и социо-культурными навыками. Личность рассматривается как результат социализации индивида, в процессе которой он усваивает традиции и систему ценностных ориентаций выработанных человечеством. Чем более человек смог воспринять и усвоить в процессе социализации, тем более развитую личность он собой представляет.

        Понятие «становление личности» в психологии еще не получило четкого определения. Мы рассматриваем становление как непрерывный процесс целенаправленного прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самореализацию. Становление обязательно предполагает потребность в развитии, возможность и реальность ее удовлетворения. Экстраполируя себя в будущее, желая его, личность сама себя формирует, творит.

Центральной проблемой становления личности является раскрытие закономерностей перехода от низшего уровня развития к высшему. В становлении личности могут быть выделены периоды, стадии. Переход от одного уровня к другому осуществляется на основе диалектического принципа развития: в процессе эволюционного развития возникают и накапливаются противоречия, которые приводят к скачку, к переходу на новый, более высокий уровень. Качественное отличие уровней развития обусловливается особым сочетанием внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для данного периода. Становление предполагает направленность, которая может меняться, и непрерывность, которая может прерываться, останавливаться в развитии, а в отдельных случаях и разрушаться.

Все внешние воздействия на человека преломляются через «совокупность внутренних условий», которые в целом и образуют то, что в психологии называется личностью.

Изучение структуры внутренних условий человеческой деятельности или личности включает три основных вопроса. Первый вопрос, который возникает при изучении личности человека,— это вопрос о желаниях и побуждениях. Что движет человеком, к чему он стремится, что его привлекает? Это направление в исследованиях личности называется теорией мотивации. Вслед за этим вопрос о возможностях человека. Что может человек, каковы его способности и таланты? Этот раздел психологии личности называется теорией способностей. Знания желаний и возможностей человека недостаточно для прогноза его социального поведения. Чтобы предсказать, как человек поведет себя в той или иной ситуации, необходимо знать, что он собой представляет, какие из мотивов и установок вошли «у него в плоть и кровь и закрепились в качестве стержневых особенностей его личности. Это вопрос о свойствах личности».

Эти три различных аспекта личности не изолированы один от другого, а взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Мотивы деятельности личности, побуждая человека к одним и тем же поступкам, закрепляются и становятся устойчивыми свойствами личности. Поэтому с содержательной стороны свойства личности теснейшим образом связаны с ведущими мотивами человеческой деятельности и сами в конечном счете определяют направление развития мотивов.

Аналогичные соотношения имеются между мотивами деятельности и способностями. Интерес к определенным занятиям стимулирует развитие определенных способностей, а наличие способностей обеспечивает успех в деятельности, стимулируя и закрепляя интерес к ней.

Так же тесно взаимосвязаны способности и свойства личности. Например, одаренность в каком-либо виде спортивной деятельности может привести к формированию у спортсмена таких свойств личности, как уверенность в своих силах, смелость, самостоятельность или беспечность, самомнение и зазнайство. Сформировавшись, эти черты личности будут, в свою очередь, по-разному влиять на развитие спортивных способностей. Способности развиваются реализуясь, а их реализация полностью зависит от таких свойств личности, как настойчивость, упорство, целеустремленность и т. п.

Таким образом, в реальной личности мотивы, способности и свойства личности не изолированы друг от друга, а переходят один в другой, сплетаясь в единое целое.

Процесс становления человеческой личности включает в себя как неотъемлемый компонент формирование его сознания и самосознания. Личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя самое в своих отношениях с окружающим. Если нельзя свести личность к ее самосознанию, а «Я», то нельзя и отрывать одно от другого. Поэтому вопрос, который встает перед нами в плане психологического изучения личности, это вопрос о ее самосознании, о личности как Я, которое в качестве субъекта сознательно присваивает себе все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки, и сознательно принимает на себя за них ответственность в качестве их автора и творца.

Существенным звеном в истории становления самосознания является и развитие речи. Развитие речи, являющейся формой существования мышления и сознания в целом, играет значительную роль в развитии сознания ребенка, и вместе с тем увеличивает возможности ребенка, изменяя, таким образом, взаимоотношения ребенка с окружающими. Вместо того чтобы быть лишь объектом, направляющихся не него действий окружающих его взрослых, ребенок, овладевая речью, приобретает возможность направлять действия, окружающих его людей по своему желанию и через других людей воздействовать на мир.

  1. Факторы становления личности.

Невзирая на то, что личность по большей части формируется в ходе общения с окружающими, существуют некоторые факторы становления личности, которые способны влиять на данный процесс:

  • изначально на становление личности влияют генетические особенности человека, которые он получил при рождении. Наследственность – это база для становления личности. Подобные качества человека, как физические особенности, способности, влияют на формирование его характера, а также метод восприятия других людей и мира вокруг. Наследственность немало объясняет особенности личности, ее различия с другими индивидами, поскольку не существует 2-х одинаковых индивидов;
  • еще один фактор, который важен при становлении личности – это влияние физического окружения. Та природа, которая окружает человека, влияет на поведение, принимает участие в создании личности. К примеру, ученые связывают климатические факторы с возникновением разных цивилизаций. Люди, которые выросли в различных климатических поясах, отличаются. Самым ярким примером служит сравнение людей из степной местности, горной и джунглей. Природа во многом на нас влияет;
  • третий фактор становления личности – это культурное влияние. Любой вид культуры имеет специфический набор ценностей и норм. Он общий для членов одной группы или общества. Потому представители каждой отдельной культуры должны с пониманием относится к подобным ценностям и нормам. Из-за этого появляется модальная личность, она воплощает в себе общекультурные особенности, они прививаются обществом своим членам в процессе культурного опыта. Получается, что нынешний социум с применением культуры создает социабельных индивидов, которые легко идут на социальные контакты и сотрудничество;
  • другой фактор – это социальное окружение. Стоит признать, что подобный фактор считается главным в ходе процесса становления качеств индивида. Влияние такого окружения происходит через социализацию. Это такой процесс, с помощью которого личность усваивает нормы группы так, чтобы через формирование «Я» проявлялась уникальность личности. Социализация принимает разные формы. К примеру, есть социализация через подражание, обобщение различных форм поведения;
  • пятый элемент, который формирует личность – это собственный опыт человека. Суть его влияния в том, что личность попадает в различные ситуации, где испытывает воздействие других личностей и окружения.

  1. Развитие личности

Процесс развития личности не отличается плавностью. Характер этого процесса скорее скачкообразный. На смену сравнительно продолжительным (около нескольких лет) этапам довольно спокойного и равномерного развития приходят короткие (около нескольких месяцев) периоды значительных и резких изменений личности. Они важны по значимости изменений личности и последствиям для психики. Их не зря называют критическими этапами развития, кризисами. Их довольно непросто пережить на субъективном уровне, что отражается в поведении личности и ее взаимоотношениях с другими людьми.

Возрастные кризисы создают некие психологические границы между периодами. В ходе развития личности выделяется несколько возрастных кризисов. Самые яркие из них в 1 год, в 3 года, в период с 6 до 7 лет, а также в 11-14 лет.

Становление личности человека происходит поэтапно. Каждый период закономерно выходит из предшествующего, он создает предпосылку для следующего. Каждый из этапов обязателен и необходим для нормального развития личности, т.к. являет собой благоприятные условия для становления некоторые функций психики и личности. Подобная особенность возраста носит название сензитивность.

В психологии выделяется 6 периодов развития личности:

  • от момента появления на свет до 1 года;
  • промежуток от 1 года до 3 лет;
  • с 4-5 лет и до 6-7 лет; с 7 лет до 11 лет;
  • в подростковый период – с 11 до 14 лет;
  • в раннем юношеском возрасте – с 14 до 17 лет.

К этому моменту личность достигает достаточной зрелости, но это не говорит об окончании психического развития.

Другое важное свойство развития – необратимость. Это устраняет шансы повторения возрастного периода. Каждый этап неповторим и уникален.

  1. Проблемы становления личности

 Проблема становления личности – одна из наиболее сложных и актуальных проблем в психологии, которая направлена не только на выявление конкретных закономерностей, определенных изменений на разных возрастных этапах, но и на раскрытие общих принципов индивидуального развития.

Процесс становления личности реализовывается последовательно через несколько векторных направлений: социальном, индивидуальном и деятельностном. Важнейшим критерием развития личности является степень развитости «социальности», в связи с чем становление личности рассматривается как особая форма проявления социального развития.

Особое значение в этом плане имеет степень возможного управления процессом личностного развития, что связано с такой проблемой, как соотношение в нём биологического и социального. Личностью человек не рождается, а становится. Рождается индивид, но при всей своей биологической определенности он является порождением социального мира и формируется в социальной среде. Именно социальное является главным содержанием развития ребёнка, который только в обществе, в общественных связях присваивает и реализует социальную сущность человека. При этом необходимо учитывать наличия в процессе развития периодов особой открытости растущего человека определённым общественным воздействиям, и внутреннюю готовность принятия их и самореализацию в них. Разным возрастным этапам свойственны различия в уровне и степени развития самопознания, самореализации, творческой активности, социальной зрелости, в которых наиболее полно выражается становление личности. Общество всегда задает эталон личности, процесс развития направлен на освоение социального мира, его предметов и отношений, исторически вырабатываемых форм и способов обращения с природой и норм человеческих взаимоотношений. Такое введение ребёнка в человеческий мир возможно лишь в условиях сначала с целенаправленно организуемого учебно-воспитательного процесса, а в более зрелом возрасте в конкретных видах деятельности, когда учитывается то, что должно быть сформировано – те нравственно-волевые качества личности, которые вычленяются исторически определенным обществом как наиболее значимые. При этом важно рассматривать динамику возрастного развития психических процессов и психологических качеств личности растущего человека во всей сложной их опосредованности, прежде всего через задаваемую обществом систему образования.

Определяющим состоянием юношей является внутренняя готовность к принятию общественных норм жизнедеятельности, что выражается в стремлении занять новую социальную позицию, реализуемую и в плане сознания, и в плане поведения. Так, например, на первых этапах вхождения в профессию у обучающегося уже сформирована система своих социальных психологических координат. Вводимый учебный материал актуализирует данные знания, состояния, качества, что способствует или мешает процессу его интериоризации. Происходит психологическая перестройка старого в личности под влиянием вносимого нового. В результате перестройки в индивиде происходят внутриличностные изменения, возникают качественные новообразования (опыт, ориентации, установки). Психологическая перестройка может коснуться различных слоев психики, оказаться поверхностной или глубокой. Так, относительно легко изменяются познавательные образования – представления, знания. Гораздо труднее изменить глубинные, устойчивые свойства личности, то есть наиболее значимые ее отношения с окружающим миром. Нелегко изменить интересы, ценностные ориентации и установки, еще труднее совершить ломку черт характера личности. Самой сложной задачей является перестройка мировоззрения – системы убеждений.

Заключение

Итак, мы пытались понять личность как психологическое новообразование, которое формируется в жизненных отношениях индивида, в результате преобразования его деятельности. Но для этого необходимо с порога отбросить представление о личности как о продукте совокупного действия разных сил, из которых одна скрыта, как в мешке, "за поверхностью кожи" человека (что бы в этот мешок не сваливали), а другая лежит во внешней среде (как бы мы эту силу ни трактовали - как силу воздействия стимульных ситуаций, культурных матриц или социальных "экспектаций"). Ведь никакое развитие непосредственно не выводимо из того, что составляет лишь необходимые его предпосылки, сколь бы детально мы их ни описывали. Марксистский диалектический метод требует идти дальше и исследовать развитие как процесс "самодвижения", т.е. исследовать его внутренние движущие отношения, противоречия и взаимопереходы, так что его предпосылки выступают как в нем же трансформирующиеся, его собственные моменты.

Такой подход необходимо приводит к положению об общественно-исторической сущности личности. Положение это означает, что личность впервые возникает в обществе, что человек вступает в историю (и ребенок вступает в жизнь) лишь как индивид, наделенный определенными природными свойствами и способностями, и что личностью он становится лишь в качестве субъекта общественных отношений. Иначе говоря, в отличие от индивида личность человека ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается. Исследование процесса порождения и трансформаций личности человека в его деятельности, протекающей в конкретных социальных условиях, и является ключом к ее подлинно научному психологическому пониманию.

Список литературы:

  • Сайт «Psyhodic.ru». Статья «Становление личности человека. Процесс и проблемы становления личности» - 2020 г.
  • Сайт «Студопедия». Статья «Личность как предмет психологического исследования» - 2015 г.
  • Статья « Sunmag.me». Статья «Становление личности» - 2014. 
  • Анцыферова Л.Н. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. — М., 1981.
  • Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968
  • Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1970
  • Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975
  • Платонов К.К. Личность как социально-психологический феномен // Социальная психология.М.,1975
  • Платонов К.К. Социально-психологический аспект проблемы личности в истории советской психологии // Социальная психология личности. М., 1979


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Педагогическая диагностика. Что необходимо знать и учитывать при исследовании мышления младшего школьника»

В педагогической диагностике требуется прежде всего изучение, осуществляемое в несколько этапов: сбор данных, на основе которых делаются все выводы, сравнение наблюдаемого нами поведение с прежним пов...

Статья по психологии "Особенности адаптации детей к школе"

В целях увеличения объема и расширения сферы учебно-исследовательской, научно-исследовательской и инновационной деятельности студентов (УИРС, НИРС)Академия Естествознания проводит V Общероссийскую сту...

Конкурс статей по психологии и педагогике

Сертификат участника конкурса...

Методики психологического исследования класса

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы: содержит диагностики уровня воспитанности, уровня развития самоуправления в классе, модифицированная вариант анкеты школьной мотивации,...

Школьная адаптация как предмет психологического исследования.

В статье рассказывается о возрастных особенностях детей 6-8 лет и об адаптации школьников  в первый год обучения....

Методики психологических исследований,применяемых в начальных классах.Из опыта работы учителя начальных классов Колгановой Н.В.

Описание методик психологических исследований, применяемых учителем начальных классов на разных ступенях обучения.Планирование исследований по классам.Прилагается презентация....

Научно-исследовательская работа по психологии на тему: "«Исследование уровня школьной тревожности обучающихся первого класса, как показателя адаптации к обучению на новой возрастной ступени развития»

В работе представлена динамика  исследования тревожности первоклассников в результате проведения коррекционно-развивающей работы методами игровой и танцевально-двигательной терапии....