Научно-исследовательская работа по психологии на тему: "«Исследование уровня школьной тревожности обучающихся первого класса, как показателя адаптации к обучению на новой возрастной ступени развития»
опыты и эксперименты (1 класс) на тему

Чуйкина Эльмира Хайдаровна

В работе представлена динамика  исследования тревожности первоклассников в результате проведения коррекционно-развивающей работы методами игровой и танцевально-двигательной терапии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Научно-исследовательская работа по психологии

Тема: «Исследование уровня школьной тревожности обучающихся первого класса, как показателя адаптации к обучению

на новой возрастной ступени развития»

Кузнецк 2017

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты тревожности у детей младшего школьного возраста

1.1 Понятие, сущность и виды тревожности

1.2 Психологическая характеристика младшего школьного возраста и проявлений школьной тревожности

1.3 Методы коррекции и роль игровой и танцевально - двигательной терапии в снижении уровня тревожности младших школьников

Глава 2. Экспериментальное исследование влияния игровой и танцевально - двигательной терапии на уровень тревожности младших школьников

2.1 Описание методик и хода исследования

2.2 Оценка проведения констатирующего эксперимента

2.3 Составление  программы и проведение коррекционно-развивающих игровых и танцевально - двигательных занятий

2.4 Оценка проведения контрольного эксперимента

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках. Также ребенка встречает новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Считается, что адаптация прошла успешно, если ребенок привык к школе и ему здесь нравится в течение 3-4 недель обучения, более длительной адаптацией, но тоже нормой считается привыкание за 1-3 месяца, от 3 месяцев до полугода – сложная адаптация, свыше полугода – дезадаптация к школе.

Актуальность темы исследовательской работы обусловлена тем, что эмоциональные трудности, связанные с нарушениями поведения и затруднениями к школьной адаптации, достаточно часто проявляются в младшем школьном возрасте и требуют своевременной коррекции. Школьная тревожность привлекает особое внимание потому, что выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия.

Цель исследования: изучить данные психологической диагностики школьной тревожности обучающихся первого класса в условиях образовательного процесса и исследовать влияние игровой и телесно-ориентированной терапии  на снижение ее уровня.      

 

Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Изучить понятие, сущность и виды тревожности.

Дать психологическую оценку младшего школьного возраста и проявлений школьной тревожности.

Выяснить особенности коррекции тревожности и роль в них игровой и танцевально-двигательной терапии.

Подобрать методики исследования и провести констатирующий эксперимент по оценке школьной тревожности детей.

Провести коррекционно-развивающие занятия методами игровой и танцевально-двигательной терапии цель которых снижение уровня тревожности первоклассников.

Провести контрольный эксперимент.

Разработать рекомендации родителям тревожного ребенка.

Обобщить выводы исследования.

Объект исследования – обучающиеся первого класса МБОУ гимназии №9 в количестве 28 человек, 19 мальчиков и 9 девочек.

Предмет исследования - школьная тревожность первоклассников;

Методы исследования:  тестирование, наблюдение.

      Для проведения экспериментально – психологического исследования были выбраны следующие методики:

- Проективная методика определения отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности «Рисунок школы»,

- тест школьной тревожности «Филлипса».

Гипотеза: предполагается, что в ходе проведения коррекционно-развивающих занятий методом игровой и танцевально-двигательной терапии, происходит значительное снижение школьной тревожности у первоклассников и повышается уровень адаптации к обучению на новой возрастной ступени развития.

Глава 1. Теоретические аспекты тревожности у детей младшего школьного возраста

1.1 Понятие, сущность и виды тревожности

Понятие тревожности

Слово «тревожный» отмечается в словарях с 1771 года. Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина. Автор одной из них полагает, что слово «тревога» означает трижды повторенный сигнал об опасности со стороны противника.

В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают». 

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога — это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлениями на празднике или отвечая у доски. Но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это — проявления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях, (при ответе у доски, общении с незнакомыми взрослыми и т.д.), то следует говорить о тревожности.

Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства.

Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью. Тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя этого, что дети выполнить не в состоянии, причем в случае неудачи их, как правило, наказывают, унижают («Ничего ты делать не умеешь! Ничего у тебя не получается!»). Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, например рисования, в которой испытывают затруднения. У таких детей можно заметить заметную разницу в поведении на занятиях и вне занятий. Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряжены. Отвечают на вопросы тихим и глухим голосом, могут даже

начать заикаться. Речь их, может быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной. Как правило, возникает длительное возбуждение: ребенок теребит руками одежду, манипулирует чем-нибудь. Тревожные дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера (они грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы). Манипуляция с собственным телом снижает у них эмоциональное напряжение, успокаивают. Распознать тревожных детей помогает рисование. Их рисунки отличаются обилием штриховки, сильным нажимом, а также маленькими размерами изображений. Нередко такие дети «застревают» на деталях, особенно мелких. У тревожных детей серьезное, сдержанное выражение лица, опущенные глаза, на стуле сидит аккуратно, старается не делать лишних движений, не шуметь, предпочитает не обращать на себя внимание окружающих. Таким образом поведение тревожных детей отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги, такие дети живут в постоянном напряжении, все время ощущая угрозу, чувствуя, что в любой момент могут столкнуться с неудачами.

1.2 Психологическая характеристика младшего школьного возраста и проявлений школьной тревожности

Младший школьный возраст в современной психологии охватывает период жизни ребенка с 6-7 лет до 10-11 лет. Наиболее характерная черта этого периода состоит в том, что в этом возрасте дошкольник становится школьником. Это переходный период, когда ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника. Эти качества уживаются в его поведении и сознании в виде сложных и порой противоречивых сочетаний. Как и любое переходное состояние, данный возраст богат скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно улавливать и поддерживать. Основы многих психических качеств личности закладываются и культивируются в младшем школьном возрасте.

Развитие психики младших школьников происходит главным образом на основе ведущей для них деятельности учения. Включаясь в учебную работу, дети постепенно подчиняются ее требованиям, а выполнение этих требований предполагает появление новых качеств психики, отсутствующих у дошкольников. Новые качества возникают и развиваются у младших школьника по мере формирования учебной деятельности.

Произвольность, внутренний план действия и рефлексия - основные новообразования ребенка младшего школьного возраста. Благодаря им психика младшего школьника достигает уровня развития, необходимого для дальнейшего обучения в средней школе, для нормального перехода в подростковый возраст с его особыми возможностями и требованиями. Неподготовленность некоторых младших школьников к средней школе чаще всего связана с несформированностью этих общих качеств и способностей личности, определяющих уровень психических процессов и самой учебной деятельности.

Школьное обучение (познание нового, проверка полученных навыков и умений) всегда сопровождается повышением уровня тревожности у детей. Некоторый оптимальный уровень тревоги активизирует процесс обучения, делает его более эффективным. В данном случае тревога выступает как фактор мобилизации внимания, памяти, интеллектуальных способностей. Но когда уровень тревожности превышает оптимальный предел, ребенка может охватить паника. Пытаясь избежать неуспеха, он либо теряет интерес к деятельности, либо пытается сделать все, чтобы достичь успеха в конкретной ситуации, но так изматывается, что «проваливается» в других ситуациях. Все это усиливает страх неудачи, повышает тревожность, становясь постоянной помехой.

Школьная тревожность - это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, неуверен в правильности своего поведения, своих решений.

Наиболее типично возникновение школьной тревожности, связанной с социально-психологическими факторами или фактором образовательных программ. Вот несколько факторов, воздействие которых способствует ее формированию и закреплению:

● учебные перегрузки;

● неспособность учащегося справиться со школьной программой;

● неадекватные ожидания со стороны родителей;

● неблагоприятные отношения с педагогами;

● непринятие детским коллективом.

Школьная тревожность младшего школьника является очевидным признаком затруднений в процессе школьной адаптации. Начиная с подросткового возраста, она может формироваться и закрепляться в рамках личностной тревожности как психического свойства учащегося.

Школьная тревожность может проявляться в поведении самыми разнообразными способами, маскируясь под другие проблемы. Основными диагностическими признаками школьной тревожности являются пассивность на уроках, скованность при ответах, смущение при малейшем замечании со стороны учителя. На перемене тревожный ребенок не может найти себе занятие, любит находиться среди детей, не вступая, однако, в тесные контакты с ними. Кроме того, в силу больших эмоциональных нагрузок, ребенок начинает чаще болеть, снижается сопротивляемость соматическим заболеваниям.

Критерии определения тревожности у ребенка

1.Постоянное беспокойство.

2.Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.

3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).

4. Раздражительность.

5. Нарушения сна.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

Тревожный ребенок

 1.Не может долго работать, не уставая.

 2.Не может сосредоточиться на чем-то.

 3.Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

 4.Во время выполнения заданий ребенок очень напряжен, скован.   

 5.Смущается чаще других.

 6.Часто говорит о напряженных ситуациях.

 7.Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

 8.Жалуется на то, что ему снятся страшные сны.

 9.Руки у него обычно холодные и влажные.

10.Нередко бывает расстройство стула.

11.Сильно потеет, когда волнуется.

12.Не обладает хорошим аппетитом.

13.Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14.Пуглив, многое вызывает страх.

15.Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16.Часто не может сдержать слезы.

17. Плохо переносит ожидание.

18.Не любит браться за новое дело.

19.Не уверен в себе, в своих силах.

20.Боится сталкиваться с трудностями.

1.4 Методы коррекции и роль игровой и танцевально - двигательной терапии в снижении уровня тревожности младших школьников.

Основные направления коррекционно-развивающего воздействия:

Повышение самооценки ребенка

     Довольно часто тревожные дети имеют заниженную самооценку, что выражается в болезненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое сложное задание. Такие дети, как правило, чаще других подвергаются манипуляциям со стороны взрослых и сверстников. Кроме того, чтобы, вырасти в собственных глазах, тревожные дети любят покритиковать других. Для того, чтобы помочь детям повысить самооценку, предлагается оказывать им поддержку, проявлять искреннюю заботу о них и как можно чаще давать позитивную оценку их действиям и поступкам. Можно использовать следующие методы работы:

  • Необходимо чаще называть ребенка по имени и хвалить его в присутствии других и взрослых. Можно отмечать успехи ребенка на стенде.
  • Нельзя сравнивать результатов выполнения задания одних с другими. Необходимо сравнивать результаты работы данного ребенка вчера и сегодня и т.п.
  • Следует спрашивать в середине урока не за фиксированное педагогом время. Не надо торопить с ответом.
  • При обращении необходимо установить визуальный контакт, прямое общение «глаза в глаза» вселяет чувство уверенности.
  • Чтобы ребенок считал себя не хуже других, необходимо проводить беседы с детским коллективом, во время которых остальные дети говорят о своих проблемах. Это помогают осознать, что другие дети тоже испытывают проблемы, сходные с его проблемами.

Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка

     Сюжетами для ролевых игр целесообразно выбирать «трудные» случаи из жизни каждого ребенка. Так, если ребенок боится отвечать у доски, то следует проиграть с ним именно эту ситуацию, обратив внимание ребенка на то, что происходит с ним в каждый определенный момент, и как можно избежать неприятных переживаний и ощущений (используя дыхательные упражнения, методы самовнушения («Я - лучший в мире математик и т. д.), приемы саморегуляции (поочередное сжимание кистей рук в кулаки и расслабление и т.д.

Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения

     Необходимо научить выполнять релаксационные упражнения. Кроме релаксационных игр в работе необходимо использовать и игры, в основе которых телесный контакт с ребенком. Очень полезными являются и игры с песком, глиной, с водой, различные техники рисования красками.

Использование элементов массажа и даже простое растирание тела способствуют снятию мышечного напряжения.

Особенно важно учесть в коррекции тревожности методы игровой терапии.

На начальных этапах работы с тревожным ребенком следует руководствоваться следующими правилами:

Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети, и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником.

Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как "Кто быстрее?".

Если вводится новая игра, то для того чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно.

Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие.

Если ребенок высокотревожен, то начинать работу с ним лучше с релаксационных и дыхательных упражнений, например: "Воздушный шарик", "Корабль и ветер", "Дудочка",  Чуть позднее, когда дети начнут осваиваться, можно к этим упражнениям добавить следующие: "Сосулька", "Шалтай-Болтай", "Танцующие руки". В коллективные игры тревожного ребенка можно включать, если он чувствует себя достаточно комфортно, а общение с другими детьми не вызывает у него особых трудностей. На этом этапе работы будут полезны игры "Дракон", "Слепой танец", "Насос и мяч", "Гусеница",  Игры "Зайки и слоны", "Волшебный стул" и др., способствующие повышению самооценки, можно проводить на любом этапе работы. Эффект от этих игр будет лишь в том случае, если они проводятся многократно и регулярно (каждый раз можно вносить элемент новизны). Работая с тревожными детьми, следует помнить, что состояние тревоги, как правило, сопровождается сильным зажимом различных групп мышц. Поэтому релаксационные и дыхательные упражнения для данной категории детей просто необходимы.

Обучение методам танцевально-двигательной терапии младших школьников с повышенным уровнем тревожности на групповом коррекционном занятии

Достаточно актуальным и перспективным в работе с тревожными детьми является использование танцевальной терапии, в которой тело выступает в качестве инструмента, а движение – процесс, помогающий ребенку пережить, распознать, выразить свои чувства и конфликты. Телесные движения здесь рассматриваются как отражение внутренней психической жизни, взаимодействующей с окружающим миром. Танцевальная терапия базируется на предпосылке, что тело и психика взаимосвязаны.

 Эмоциональные проблемы в теле существуют в виде мышечных зажимов. Здесь не важно, как человек умеет танцевать и выглядит в танце. В танцевальной терапии акцент ставится на то, как человек чувствует свое тело и движение. Танцы, по мнению психологов, лечат внутренний мир человека так же, как теплые слова любви и поддержки.

 У танцующих улучшается обмен веществ, работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем; крепче иммунитет; благоприятное психотерапевтическое действие – раскрытие в человеке творческих способностей.

Танцевальные элементы современного фитнес направления «Зумба», выполняемые под зажигательные латиноамериканские мотивы, включенные в общие групповые занятия с тревожными детьми, помогут ребятам раскрепоститься, выразить свои чувства, снять мышечные зажимы, испытать прилив энергии и улучшение настроения.

Глава 2. Экспериментальное исследование влияния игровой и танцевально-двигательной терапии на уровень тревожности младших школьников

2.1 Описание методик и хода исследования

 

Цель исследования – выявить эффективность игровой и танцевально-двигательной  терапии в процессе коррекции тревожности детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

На основании констатирующего эксперимента выяснить уровень тревожности детей по всей выборке;

Обозначить группу детей с повышенным и высоким уровнями тревожности;

Составить программу коррекционно-развивающих занятий, направленных на снижение уровня тревожности первоклассников;

На основании контрольного эксперимента выяснить изменение уровня тревожности школьников после коррекционно-развивающих занятий;

Сравнить полученные результаты констатирующего и контрольного эксперимента;

Сделать выводы.

В исследовании принимали участие 28 первоклассников МБОУ гимназии №9 в возрасте 7,8 лет. Все испытуемые закодированы под цифрами для конфиденциальности информации.

Ход исследования:

Проведение констатирующего эксперимента по следующим методикам:

- Проективная методика «Рисунок школы» для определения эмоционального отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности

- Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.

Обработка результатов исследования по констатирующему эксперименту.

Составление программы коррекционно-развивающих занятий для детей с повышенным и высоким уровнями школьной тревожности.

Проведение формирующего эксперимента (коррекционно-развивающей работы) Проведение контрольного эксперимента по двум методикам (Филипса и Рисунок школы)

Обработка результатов исследования по контрольному эксперименту.

Сравнение результатов исследования.

Методики исследования подобраны следующим образом:

«Рисунок школы»

Проективная методика предназначена для определения отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности.

Инструкция. Ребенку дают лист А4, цветные карандаши и просят: «Здесь на листе бумаги нарисуй школу».

Беседа, уточняющие вопросы о нарисованном, комментарии записываются на обратной стороне рисунка.

Обработка результатов и интерпретация

Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по 3 показателям:

  цветовая гамма

  линия и характер рисунка

  сюжет рисунка

При анализе рисунка по каждому из этих показателей выставляется балльная оценка, затем баллы складываются.


1. Цветовая гамма: 
2 балла – в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона и их сочетания (желтый, светло-зеленый, голубой, т.д.) 
1 балл – в равной степени присутствуют светлые и темные тона. 
0 баллов – рисунок выполнен в темных тонах (темно-коричневый, темно-зеленый, черный).

2. Линия и характер рисунка: 
2 балла – объекты прорисованы тщательно и аккуратно; используются длинные, сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура. 
1 балл – в рисунке присутствуют обе характеристики. 
0 баллов – объекты изображены нарочито небрежно, схематично; линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщины, слабая линия.

3. Сюжет рисунка: 
2 балла – симметричное изображение (рисунок школы занимает центральное место на листе); наличие деталей и украшений, элементов декорирования, изображение различных предметов, оживляющих пейзаж (цветы, деревья, плакаты, флаги, занавески на окнах, др.); изображение детей, идущих в школу или сидящих за партами, учителя и «процесса учения»; время года – весна, лето (солнце, нет туч); изображение светлого времени суток. 
1 балл – обе характеристики присутствуют. 
0 баллов – ассиметричность рисунка; отсутствие деталей и украшений; отсутствие людей или изображение детей, уходящих из школы; время года – осень, зима (темное небо, идет дождь или снег); время суток - ночь или вечер.

Анализ результатов


6-4 баллов – у ребенка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем. 
3-2 балла – у ребенка есть некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно-учебной деятельности, формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам; причинами тревог может быть нервозность и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей. 
1-0 баллов – у ребенка явно выраженный страх перед школой, часто это приводит к неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса

Цель методики (опросника) состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “Да” или “Нет”.

Констатирующий эксперимент проводился в конце сентября 2016 года, в ходе которого было выявлено следующее:

- Исследование по методике «Рисунок школы» показало, что 43% от общего количества испытуемых имеют повышенный и высокий уровень школьной тревожности.  Данные диагностики приведены в сводной таблице результатов и гистограмме исследования  эмоционального отношения к школе и учению обучающихся 1 класса (Приложение1, 2 )

Результаты оценки тревожности по методике Филипса по всей выборке показало, что высокий и повышенный уровень тревожности школьников в большинстве наблюдается по шкалам: переживание социального стресса (ПСС), это обусловлено проблемами, связанными с различными социальными ситуациями,  фрустрация потребности в достижении успеха (ФПДУ) – это неблагоприятный психический фон, который не позволяет ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата, страх самовыражения (СС), страх несоответствия ожиданиям окружающих (ССОО), страх ситуации проверки знаний (ССПЗ) и проблемы и страхи в отношениях с учителями (ПСОУ).

Результаты отображены в сводной таблице и гистограмме результатов исследования уровня и характера школьной тревожности у учащихся 1 класса МБОУ гимназии №9. (Приложения 3,4)

На основании полученных результатов была составлена экспериментальная группа в количестве 12 человек, в которой предполагалось проведение коррекционно-развивающих занятий по снижению уровня школьной тревожности методом игровой и танцевально-двигательной терапии.

2.2 Составление  программы и проведение коррекционно-развивающих игровых и танцевально - двигательных занятий

Цель программы:

снижение высокого уровня школьной тревожности.

Занятия проводились в групповой форме, 2 раза в неделю.

Занятия в группе состояли из двух частей с определенным содержанием.

Цели первой части занятия связаны с развивающе-обучающей направленностью, ориентированной на формирование следующих коммуникативных умений:

-владение вербальными и невербальными средствами передачи информации;

-умение поддерживать групповую беседу;

-умение слушать и высказывать свои мысли, чувства переживания;

-умение принимать и исполнять соответствующую роль в игровой ситуации;

-умение самому организовывать совместную игровую деятельность.

Основными методами развития этих умений в нашей работе выступили:

- групповая дискуссия (обсуждение по кругу). Предметом обсуждения на наших занятиях были чувства, эмоции, настроения, ощущения каждого из участников.

Игра проводилась на темы, предлагаемые детьми и психологом. В играх последовательно воспроизводились рассказы, сказки, условные и реальные ситуации. Содержание игр менялось от терапевтических до обучающих. Цель обучающих игр – достижение более адекватной адаптации социализации детей.

- психогимнастика, пантомима. Применение психогимнастики было направлено на преодоление барьеров в общении, снятие психического напряжения, создание возможности для самовыражения. С помощью пантомимы дети понимали возможности и значение невербального выражения эмоций.

Цели второй части каждого занятия соотносились с коррекционной (терапевтической) направленностью работы, обучению методам танцевально-двигательной терапии помогающим ребятам раскрепоститься, выразить свои чувства, снять мышечные зажимы, испытать прилив энергии и улучшить настроение.

При использовании танцевальной терапии, тело выступает в качестве инструмента, а движение – процесс, помогающий ребенку пережить, распознать, выразить свои чувства и конфликты. Телесные движения здесь рассматриваются как отражение внутренней психической жизни, взаимодействующей с окружающим миром. Танцевальная терапия базируется на предпосылке, что тело и психика взаимосвязаны.

Акцент ставится на то, как ребенок чувствует свое тело и движение. Танцы, по мнению психологов, лечат внутренний мир человека так же, как теплые слова любви и поддержки.

План проведения коррекционно-развивающих занятий представлен в приложении 5.

2.4 Оценка проведения контрольного эксперимента

Контрольное исследование проводилось в экспериментальной группе в декабре 2016 года, в ходе которого была выявлена положительная динамика снижения уровня тревожности у первоклассников:

- Исследование по методике «Рисунок школы» показало, что лишь у  7% от общего количества испытуемых наблюдается повышенный уровень школьной тревожности;

 у обучающихся улучшилось качество выполнения рисунка:  по цветовой гамме преобладают яркие, чистые, светлые тона и их сочетания,  в сюжете рисунка: 
наблюдается  наличие деталей и украшений, элементов декорирования, изображение различных предметов, оживляющих пейзаж. Все это свидетельствует о том, что  у первоклассников ранее имеющих повышенный уровень школьной тревожности теперь  наблюдается  благоприятное эмоциональное отношение к учению и к школе. (Приложение 2 )

 

Результаты оценки тревожности по методике Филипса по всей выборке показало, что у испытуемых в экспериментальной группе произошло значительное снижение уровня школьной тревожности по всем показателям, но все-равно существует еще пока выраженный повышенный уровень тревожности по шкалам фрустрация потребности в достижении успеха, страх ситуации проверки знаний и страх не соответствовать ожиданиям окружающих.  Поэтому рекомендуется и далее проводить подобные игровые коррекционные занятия. Результаты отображены в сводной таблице и гистограммах. (Приложения 6-12) Также совместно с психологом гимназии разработаны рекомендации для родителей тревожного ребенка.

Заключение

    С приходом в школу ребенок психологически переходит в новую систему отношений с окружающими его людьми. У младшего школьника ведущей деятельностью становится учебная: появляются новые обязанности, к нему предъявляются новые требования. В младшем школьном возрасте изменяется содержание общения, выделяется как особое деловое общение со взрослыми. Родители начинают по-новому контролировать ребенка, все в большей степени требуют проявления ответственности за свои школьные дела. Эмоциональные отношения с ребенком сменяются на отношения, центрированные на учебной деятельности, на школьных проблемах. Все это очень часто приводит к возникновению у младшего школьника чувства одиночества, отчужденности себя от близких. Такие изменения могут неблагоприятно сказаться на развитии личности ребенка, успешности его деятельности, его эмоциональном благополучии.

Среди методов коррекции тревожности особенно был выделен метод игровой терапии, который способен снизить тревожность младших школьников, а также метод танцевально - двигательной терапии, способствующий снять мышечные зажимы ребенка, дать  возможность раскрепоститься и зарядиться положительной энергией.  

   Проведение экспериментального исследования показало, что разработанная программа  

коррекционно-развивающих игровых и танцевально - двигательных занятий оказала значительной влияние на снижение уровня школьной тревожности обучающихся первого класса, и тем самым у первоклассников повышается уровень адаптации к обучению на новой возрастной ступени развития.

Таким образом, проведение контрольного исследования подтвердило поставленную гипотезу.

Список использованных источников

1. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности. //Психологический журнал, 2002,№2, с.34-38.

2. Бассет Л. Только без паники! - СПб., 1997.

3. Безруких М.М., Ефимов СП. Ребенок идет в школу. Знаете ли вы своего ученика? - М., 2004.

4. Брель Е.Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции. Авт. канд. дис. - Томск, 1999.

5. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб., 2000.

6. Имедадзе И.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте., Тбилиси, 2003.

7. Кисловская В.Р. Школьники в среде сверстников и взрослых. - Алма-Ата, 2004.

8. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. - Ярославль, 2005.

9. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. - М., 2004.

10. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. - М, 1998.

11. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, 1997.

12. Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М. Практическая психология для воспитателя (Выпуск 2). - Киев, 1992.

13. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. - М., 2003.

14. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.-СПб., 2001.

15. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. - М., 2000.

16. Неймарк М.З. Аффекты у детей и пути их преодоления., 1999, №5.

17. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.: Книга 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М., 2000.

18. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ, Сфера, 2001.

19. Оклендер В. Окна в мир ребенка: руководство по детской психотерапии. - М., 2001.

20. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив.- М.,2003.

21.Практикум по социально-психологическому тренингу. /Под ред. Б.Д. Парыгина, СПб., 2004.

22. Прихожан A.M. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. - М.,2001.

23. Психогимнастика в тренинге. / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. СПб., 2002.

24.Психологический словарь. / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова.-М., 2001.

25. Раншбург Й., Поппер П. Секреты личности. - М., 1999.

26. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология.-СПб., 1999.

27. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1996.

28. Роджерс К.К. Наука о личности./История зарубежной психологии. М.,2001.

29. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 2000.

30.Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. М.,2003.

31.Фролова Н.В. Влияние рассогласованности когнитивного стиля и технологии обучения на развитие тревожности у дошкольников. Авт. канд. дис. - Бийск, 2004.

32.Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. - М., 2005.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Научно – исследовательская работа по психологии на тему: «Исследование уровня школьной тревожности обучающихся первого класса, как показателя адаптации к обучению на новой возрастной ступени развития» МБОУ гимназия №9 города Кузнецка Выполнила ученица 9 класса Анаьева Арина Научный руководитель Чуйкина Э.Х

Слайд 2

Цель исследования: изучить данные психологической диагностики школьной тревожности обучающихся первого класса в условиях образовательного процесса и исследовать влияние игровой и танцевально – двигательной терапии на снижение ее уровня. Задачи : - Изучить понятие, сущность и виды тревожности. - Выяснить особенности коррекции тревожности и роль в них игровой и танцевально-двигательной терапии. - Подобрать методики исследования, провести констатирующий эксперимент, коррекционно-развивающие занятия и контрольный эксперимент. - Обобщить выводы исследования. - Разработать рекомендации родителям тревожного ребенка

Слайд 3

Объект исследования – обучающиеся первого класса МБОУ гимназии №9 в количестве 28 человек, 19 мальчиков и 9 девочек. Предмет исследования - школьная тревожность первоклассников; Методы исследования: тестирование, наблюдение. Для проведения экспериментально – психологического исследования были выбраны следующие методики: Проективная методика определения отношения ребенка к школе «Рисунок школы», Тест школьной тревожности «Филипса». Гипотеза: предполагается, что в ходе проведения коррекционно-развивающих занятий методом игровой и танцевально-двигательной терапии, происходит значительное снижение школьной тревожности у первоклассников и повышается уровень адаптации к обучению на новой возрастной ступени развития.

Слайд 4

Школьная тревожность - это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений. Критерии определения тревожности у ребенка 1.Постоянное беспокойство. 2.Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо. 3. Мышечное напряжение 4. Раздражительность. 5. Нарушения сна. Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

Слайд 5

Основные направления коррекционно-развивающего воздействия Повышение самооценки ребенка Отработка навыков владения собой Обучение способам снятия мышечного и эмоционального напряжения Игровая терапия Танцевально-двигательная терапия

Слайд 6

Гистограмма исследования эмоционального отношения к школе и учению обучающихся 1 класса МБОУ гимназии №9 методом проективного рисования «Рисунок школы» констатирующий эксперимент, сентябрь 2016

Слайд 7

Гистограмма результатов исследования уровня и характера школьной тревожности у учащихся 1 класса МБОУ гимназии №9 по методике «Филипса» констатирующий эксперимент, сентябрь 2016

Слайд 8

Цели первой части занятия связаны с развивающе - обучающей направленностью, ориентированной на формирование следующих коммуникативных умений: умение поддерживать групповую беседу; умение слушать и высказывать свои мысли, чувства переживания; умение принимать и исполнять соответствующую роль в игровой ситуации; умение самому организовывать совместную игровую деятельность.

Слайд 11

Цели второй части каждого занятия направлены на формирование навыков владения собственным телом: раскрепощение, выражение чувств снятие мышечных зажимов

Слайд 14

Сентябрь,2016 Декабрь,2016

Слайд 15

Сентябрь,2016 Декабрь,2016

Слайд 16

Сентябрь,2016 Декабрь,2016

Слайд 17

Гистограммы исследования эмоционального отношения к школе и учению обучающихся 1 класса МБОУ гимназии №9 методом проективного рисования «Рисунок школы» контрольный эксперимент, декабрь 2016

Слайд 18

Гистограмма исследования положительной динамики уровня и характера школьной тревожности по методике «Филипса» Испытуемый 1

Слайд 19

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Критерии определения тревожности у ребенка

1.Не может долго работать, не уставая.

 2.Не может сосредоточиться на чем-то.

 3.Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

 4.Во время выполнения заданий ребенок очень напряжен, скован.   

 5.Смущается чаще других.

 6.Часто говорит о напряженных ситуациях.

 7.Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

 8.Жалуется на то, что ему снятся страшные сны.

 9.Руки у него обычно холодные и влажные.

10.Нередко бывает расстройство стула.

11.Сильно потеет, когда волнуется.

12.Не обладает хорошим аппетитом.

13.Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14.Пуглив, многое вызывает страх.

15.Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16.Часто не может сдержать слезы.

17. Плохо переносит ожидание.

18.Не любит браться за новое дело.

19.Не уверен в себе, в своих силах.

20.Боится сталкиваться с трудностями.

Суммируется количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности

Высокая тревожность  15-20 баллов

Средняя  7-14 баллов

Низкая 1-6 баллов

Как помочь ребенку преодолеть тревожность (рекомендации для родителей тревожных детей)

  • Необходимо понять и принять тревогу ребенка – он имеет на нее полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из жизни в школе, вместе ищите выход. Учите делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций. Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьезными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуйте И только после выражения понимания и сочувствия помогите найти решение выход, увидеть положительные стороны.

  • Помогайте ребенку преодолеть тревогу – создавайте условия, в которых ему будет менее страшно.
  • В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка – предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия.
  • Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям – оговаривайте то, что будет происходить.
  • Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребенка, описывая предстоящие трудности в черных красках.
  • Старайтесь в любой ситуации искать плюсы («нет худа без добра»): ошибки в контрольной – это важный опыт, ты понял, что нужно повторить, на что обратить внимание...
  • Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.

У оптимистичных родителей – оптимистичные дети, а оптимизм – защита от тревожности.

Игры для снятия

мышечных зажимов и развития

 тактильных ощущений

«ЛАСКОВЫЙ МЕЛОК»

Взрослый говорит ребенку следующее: «Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь, я нарисую тебе солнце ласковым мелком?» И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим ласковым хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь еще?» После окончания игры взрослый нежными движениями руки «стирает» все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела.

«ШАЛТАЙ – БОЛТАЙ»

"Взрослый предлагает ребенку поставить маленький спектакль. Он называется "Шалтай-Болтай".

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне. (С. Маршак)

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова "свалился во сне" — резко наклоняем корпус тела вниз".

Упражнения

танцевально-двигательной терапии

1. Взрослый говорит ребенку следующее:

- Я буду называть по очереди части тела, танец которых мы будем исполнять. Давай придумаем движения для каждой из них.

  • танец кистей рук
  • танец рук
  • танец головы
  • танец плеч
  • танец живота
  • танец ног

2. Взрослый  начинает спонтанно двигаться, творчески самовыражаясь. Ребенок зеркально отражает его движения, стараясь «вчувствоваться» в его пластику, манеру движений. Через 30 секунд участники меняются ролями.

3. «Танец пяти движений» 

Для выполнения упражнения необходима запись с музыкой разных темпов, продолжительностью 1 минута каждого темпа.

«Течение воды» – плавная музыка, текучие, округлые, мягкие, переходящие одно в другое движения. 1 минута.

«Переход через чащу» – импульсивная музыка, резкие, сильные, четкие, рубящие движения, бой барабанов. 1 минута.

«Сломанная кукла» – неструктурированная музыка, хаотичный набор звуков, вытряхивающие, незаконченные движения (как «сломанная кукла»). 1 минута.

«Полет бабочек» – лирическая, плавная музыка, тонкие, изящные, нежные движения. 1 минута.

«Покой» – спокойная, тихая музыка или набор звуков, имитирующих шум воды, морской прибой, звуки леса – стояние без движений, «слушание» своего тела.

После окончания упражнения поговорите с детьми, какие движения им больше всего понравились, что легко получалось, а что с трудом.

В помощь родителям

«Проблемы тревожности

 в младшем школьном возрасте»

МБОУ гимназия №9

города Кузнецка

2017 г.



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Гистограммы исследования положительной динамики уровня и характера школьной тревожности у учащихся 1 класса МБОУ гимназии №9

по методике «Филлипса»

           Испытуемый 1

Испытуемый 2

        

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Испытуемый 5

Испытуемый 7

        

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Испытуемый 9

Испытуемый 11

        

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

Испытуемый 14

Испытуемый 15

        

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

Испытуемый 16

Испытуемый 17

        

ПРИЛОЖЕНИЕ 12

Испытуемый 22

Ипсытуемый 23

        

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Гистограмма результатов исследования уровня и характера школьной тревожности у учащихся 1 класса МБОУ гимназии №9

по методике «Филлипса» (констатирующий эксперимент, сентябрь 2016)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Гистограммы исследования эмоционального отношения к школе и учению обучающихся 1 класса МБОУ гимназии №9 методом проективного рисования «Рисунок школы»

(констатирующий эксперимент, сентябрь 2016)

(контрольный эксперимент, декабрь 2016)



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Сводная таблица результатов исследования уровня и характера школьной тревожности у учащихся 1 класса МБОУ гимназии №9

по методике «Филлипса» (констатирующий эксперимент, сентябрь 2016)

Испытуемые,

Порядковый номер

Общая тревожность в школе

Переживание социального стресса

Фрустрация потребности в достижении успеха

Страх самовыражения

Страх ситуации проверки знаний

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

выс

повыш

нор

выс

повыш

нор

выс

повыш

нор

выс

повыш

нор

выс

повыш

нор

выс

повыш

нор

выс

повыш

нор

выс

повыш

нор

1

+

+

+

+

+

+

+

+

2

+

+

+

+

+

+

+

+

3

+

+

+

+

+

+

+

+

4

+

+

+

+

+

+

+

+

5

+

+

+

+

+

+

+

+

6

+

+

+

+

+

+

+

+

7

+

+

+

+

+

+

+

+

8

+

+

+

+

+

+

+

+

9

+

+

+

+

+

+

+

+

10

+

+

+

+

+

+

+

+

11

+

+

+

+

+

+

+

+

12

+

+

+

+

+

+

+

+

13

+

+

+

+

+

+

+

+

14

+

+

+

+

+

+

+

+

15

+

+

+

+

+

+

+

+

16

+

+

+

+

+

+

+

+

17

+

+

+

+

+

+

+

+

18

+

+

+

+

+

+

+

+

19

+

+

+

+

+

+

+

+

20

+

+

+

+

+

+

+

+

21

+

+

+

+

+

+

+

+

22

+

+

+

+

+

+

+

+

23

+

+

+

+

+

+

+

+

24

+

+

+

+

+

+

+

+

25

+

+

+

+

+

+

+

+

26

+

+

+

+

+

+

+

+

27

+

+

+

+

+

+

+

+

28

+

+

+

+

+

+

+

+

Кол-во %

6ч.

21%

21%

16ч

58%

3,5%

11ч

39,5%

16ч

58%

0

10ч

36%

18ч

64%

6%

10ч

36%

16ч

58%

3,5%

13ч

46,5%

14ч

50%

3,5%

11ч

39,5%

12ч

43%

0

21%

22ч

79%

0

10ч

36%

17ч

64%

Гистограмма результатов исследования уровня и характера школьной тревожности у учащихся 1 класса МБОУ гимназии №9

по методике «Филлипса» (констатирующий эксперимент, сентябрь 2016)

        

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Сводная таблица результатов исследования  уровня и характера школьной тревожности у учащихся 1 класса МБОУ гимназии №9

по методике «Филлипса» (контрольный эксперимент, декабрь 2016)

Испытуемые,

Порядковый номер

Общая тревожность в школе

Переживание социального стресса

Фрустрация потребности в достижении успеха

Страх самовыражения

Страх ситуации проверки знаний

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

выс

повыш

нор

выс

повыш

нор

выс

повыш

нор

выс

повыш

нор

выс

повыш

нор

выс

повыш

нор

выс

повыш

нор

выс

повыш

нор

1

+

+

+

+

+

+

+

+

2

+

+

+

+

+

+

+

+

5

+

+

+

+

+

+

+

+

7

+

+

+

+

+

+

+

+

9

+

+

+

+

+

+

+

+

11

+

+

+

+

+

+

+

+

14

+

+

+

+

+

+

+

+

15

+

+

+

+

+

+

+

+

16

+

+

+

+

+

+

+

+

17

+

+

+

+

+

+

+

+

22

+

+

+

+

+

+

+

+

23

+

+

+

+

+

+

+

+

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Сводная таблица результатов исследования динамики эмоционального отношения к школе и учению обучающихся 1 класса МБОУ гимназии №9 методом проективного рисования «Рисунок школы»

Испытуемые,

Порядковый номер

Цветовая гамма

Линия и характер рисунка

Сюжет рисунка

Количество

набранных баллов

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

1

0

1

1

1

0

1

1

2

2

1

2

1

2

1

1

3

5

3

2

2

2

6

4

1

2

2

5

5

1

2

1

1

1

1

3

4

6

2

2

2

6

7

1

1

1

1

1

1

3

3

8

1

2

2

5

9

1

2

1

2

1

1

3

5

10

2

2

1

5

11

1

1

2

2

0

1

3

4

12

1

2

1

4

13

2

2

2

6

14

0

2

0

1

0

2

0

5

15

1

2

1

1

1

2

3

5

16

0

1

0

2

1

2

1

4

17

1

2

0

2

0

1

3

4

18

1

1

2

4

19

2

2

2

6

20

2

2

1

5

21

2

2

2

6

22

0

1

1

1

2

2

3

4

23

1

2

2

2

0

1

3

5

24

1

1

2

4

25

2

2

2

6

26

2

2

1

5

27

2

2

2

6

28

1

1

2

4



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Тематическое планирование проведения коррекционно-развивающих занятий методом игровой и танцевально-двигательной терапии

Тема

Цели

Занятие 1

«Поговорим об эмоциях»

Научить распознавать и оценивать свои эмоции и эмоции других людей, быть внимательным к проявлению чувств и желаний других

Занятие 2

Танцевально-двигательное занятие

Раскрепощение, снятие мышечных зажимов

Занятие 3

«Жили были два брата…»

Обучить детей придумывать сюжет, объединять предметы по смыслу; с помощью предлагаемой  роли - образа формировать позицию управляющего, режиссера; помочь преодолеть зажатость, и безынициативность. Учить  распознавать проявления эмоций.

Занятие 4

Танцевально-двигательное занятие

Раскрепощение, снятие мышечных зажимов

Занятие 5

«Злая фея…»

Обучить детей придумывать сюжет, объединять предметы по смыслу; с помощью предлагаемой  роли- образа формировать позицию управляющего, режиссера; помочь преодолеть зажатость, и безынициативность. Учить  распознавать проявления эмоций.

Занятие 6

Танцевально-двигательное занятие

Раскрепощение, снятие мышечных зажимов

Занятие 7

«Учимся жалеть»

Учить жалеть других людей, быть внимательными;

Занятие 8

Танцевально-двигательное занятие

Раскрепощение, снятие мышечных зажимов

Занятие 9

«Настроение…»

Учить понимать настроение человека, укреплять эмоциональные контакты, взаимопонимание и доверие.

Занятие 10

Танцевально-двигательное занятие

Раскрепощение, снятие мышечных зажимов

Занятие 11

«Мое настроение похоже на…»

Учить понимать настроение человека, укреплять эмоциональные контакты, взаимопонимание и доверие

Занятие 12

Танцевально-двигательное занятие

Раскрепощение, снятие мышечных зажимов

Занятие 13

«Ласковое настроение»

Снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снятие мышечных зажимов

Занятие 14

Танцевально-двигательное занятие

Раскрепощение, снятие мышечных зажимов

Занятие 15

«Я владею собой»

Снятие эмоционального и мышечного напряжения. Учить детей сдерживаться самим

успокоиться,  снимать возбуждение, усталость, повышать уверенность в себе.

Занятие 16

Танцевально-двигательное занятие

Раскрепощение, снятие мышечных зажимов

Занятие 17

«Я владею своим телом»

Учить владеть собой, своими эмоциями, снимать усталость,  заряжать себя активностью, бодростью.

Занятие 18

Танцевально-двигательное занятие

Раскрепощение, снятие мышечных зажимов

Занятие 19

«Наши страхи»

Выявление реальных страхов у детей, развитие умения говорить о своих негативных переживаниях открыто в кругу сверстников; формирование социального доверия; снятие страхов и тревожности повышение самооценки. Сплочение членов группы, развитие быстроты реакции у детей. Создание эмоционально-положительного заряда в группе.

Занятие 20

Танцевально-двигательное занятие

Раскрепощение, снятие мышечных зажимов

Занятие 21

«Я смелый»

Выработка позитивной самооценки

Занятие 22

Танцевально-двигательное занятие

Раскрепощение, снятие мышечных зажимов

Занятие 23

«Счастье – это…» заключительное

Становление положительной

 я-концепции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность применения программы «Преобразование обучения для XXI века» в работе педагога в адаптационный период обучающихся первых классов к школьному обучению

Эффективность применения программы «Преобразование обучения для XXI века» в работе   педагога в адаптационный период обучающихся первых классов к школьному обучению...

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА по теме: «ФОРМИРОВАНИЕ ШКОЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ГБОУ »

Цель проекта: повысить у ребят  уверенность в себе через вовлечение их в социально – значимую деятельность. Задачи:1. формирование коммуникативных навыков общения. 2. Развитие навыков к...

Педагогический проект:ОБОГАЩЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА

   Предложенные игры и упражнения  являются результатом отражения практической деятельности работы с детьми с ЗПР в условиях школьного логопункта....

Мастер-класс на тему: «Научно-исследовательская деятельность. Работа над структурой проекта. Мини-проект «Нарядная клумба на школьном дворе»

Мастер-класс на тему «Научно-исследовательская деятельность. Работа над структурой проекта. Мини-проект «Нарядная клумба на школьном дворе»...